рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Малый бизнес место и роль в экономике

предприятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет новую волну

увеличения числа МП.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в

отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько

прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в

строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере

общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей

коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в сфере

обслуживания произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-

5,6%).

В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994

г. увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста невелика, но она

подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП

высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала

предприятий. И что очень важно, они указывают на то, что настало время

перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим

законам.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем

их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности

- в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским

правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной

стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества

МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране

стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой

МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в

нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно

приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей

жизнеспособности МП активно скрывают реальную хозяйственную и

инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля

помимо основной деятельности в 1995г. занималась еще и торговлей как

несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком

оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в

производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа МП, в

увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его

следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной

системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области

демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего

перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного

инвестирования.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста

российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его

деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех

уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и

страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности.

Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.

Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП

в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального

подъема в экономике позволит перейти к следующему этапу по-настоящему

рыночного развития российского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных

отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной

деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с

1995г. по ………) развития предпринимательства сможет изменить соотношение

деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство

сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные

двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной

экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены

свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит

приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной

перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды

хозяйствования.

На данном этапе актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий

в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к

банкротству большого числа крупных олигополий. Обвал рубля привел к тому,

что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а

большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до

сентября 1998 года, вообще перестали существовать.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый

факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах

российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,

на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на

которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с

учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре

доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре

-Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились

кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном

замедлении темпов роста числа малых предприятий.

1.2. Виды малых предприятий

Дадим краткую характеристику малым предприятиям. Сталкиваясь с

малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые

предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным,

совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень

не могут быть включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая

форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то

применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех

имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных,

кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности

работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые

совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не

существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы

ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда,

управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются

по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид

малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его

учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут

создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами,

государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными

организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться

совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная

организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно

малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава

государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид

созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так

именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по

таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий

совпадают.

1.3. Правовые основы малого бизнеса

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое

явление существует уже более 10 лет. Действующие законодательные и

нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых

предприятий с целью создания благоприятных условий для их

функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.

Ниже приведены некоторые законы и постановления правительства направленные

на поддержание и регулирование процессов связанных с формированием малого

бизнеса.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и

предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20

июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом определены основные

понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства,

статус предпринимателя, формы предпринимательской деятельности.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г.

№ 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были

определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена

возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания

фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в

апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки

предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был

переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

В июне 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной

поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший

общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы

государственного стимулирования, а также регулирования деятельности

субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный

комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле

1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа

государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 -

1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в

данной области, включая совершенствование законодательства, развитие

системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное

обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для

обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная

программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об

утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная

перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах". В данном постановлении

подчеркивается высокое значение развития малого бизнеса в условиях

нарушенных производственно-хозяйственных связей, а также дается определение

классификации фирм в зависимости от их численности.

Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении

"Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной)

экономики". Настоящее постановление содержит описание системы экономических

досчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и применяемых

с целью определения скрываемых предпринимателями объемов производимой

продукции с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или

преуменьшается в целях уклонения от налогообложения.

Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 "О Федеральной

программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской

Федерации на 1998 - 1999 годы". В Программу включены подпрограммы:

привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в

малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области

жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в

сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства

при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 "О Федеральной

целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на

1998 - 2000 годы". Постановление предусматривает реализацию мер,

предусмотренных программой "Молодежь России" (1998-2000гг.), а также

соответствующими региональными программами по поддержке и расширению

занятости молодежи, включая молодежное предпринимательство.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции

инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

Постановлением предусматривается комплекс мер по преобразованию

(приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в

инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на

создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной

деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной

продукции и освоение высоких технологий.

1.4. Особенности и функции малого предприятия

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом

качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права

собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия:

ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений

между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной

мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности

трудом.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не

позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и

общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между

предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое

предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга

потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью

ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного

рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в

производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется

родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю

деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный

фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования.

Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые

биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые

предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков,

собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей,

родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю

оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных

предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных

фондов), то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить

следующие экономические функции:

V во-первых, функция работодателя;

V во-вторых - производителя продукции и услуг;

V в-третьих - катализатора научно-технического прогресса;

V в-четвертых – налогоплательщика;

V в-пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные:

V во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности

многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;

V во-вторых, используется труд социально уязвимых групп

населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев

и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных

предприятиях;

V в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом

мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для

обкатки молодых кадров.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая

функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой

рыночной экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке

промышленных отходов крупных и средних предприятий.

1.5. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с

большой промышленностью.

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости

изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой

номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования

незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного

количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном

насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных

запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление

которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не

автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных

производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий.

Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с

высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная

деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых

предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это

предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное

развитие экономики.

Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный

импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа

глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий

в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано

подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок

сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать

основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная

малая экономика - это полигон для отработки всех аспектов научно-

технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости

учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

Эту «доводку крупных преобразований» призваны обеспечивать малые

предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми

товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут

также заниматься малые предприятия данного направления.

Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается

массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их

переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере

груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной

занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном

случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только

для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко

вмешиваются. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и

сбыта изделий, малые предприятия дают значительную отдачу.

Но так же важно отметить, что крупное производство и не

противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития

малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах

культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем

крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг

друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в

инновационных разработках. Например в США, девять из каждых новых десяти

технологических идей рождаются в малых фирмах.

В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики,

если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый

бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на

обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для

современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо

практически отрывается от потребностей экономики и переходит на

обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая

известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи

крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной

промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют

развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия -

сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны,

стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия

уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И,

поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка,

естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их

транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность

держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и

т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной

картины.

Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом - это в

первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались

на базе дробления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.