рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Малый бизнес место и роль в экономике

Мы не намерены в данном случае ограничиваться традиционными обвинениями

в адрес чиновничества и "обелять" предпринимателей. У сделки как минимум

есть две стороны. И корыстные наклонности власть имущих нередко

используются, и весьма цинично, для решения собственных проблем: взятка

помогает получить доступ к дешевым ресурсам и индивидуальные льготы,

освободиться от части легальных платежей и избежать "благотворительных"

сборов. Конечно, это не "рыночный торг равноправных сторон", ущемление

предпринимателя здесь очевидно, но представлять его только лишь в качестве

пострадавшей стороны было бы не совсем верно.

По результатам опроса, ситуация здесь далеко не блестящая для

руководителей малых предприятий обращают внимание на наличие вымогательств

со стороны чиновников, в том числе на частые вымогательства указывают

40,7%. И лишь 9,4% руководителей не наблюдают их в хозяйственной практике.

Эти оценки близки к данным нашего опроса 1993 г., но все же частота

бюрократических вымогательств несколько выросла (три года назад на их

наличие указывали около 80% руководителей).

Здесь еще более заметно расхождение во мнениях между основными группами

респондентов. Оценки руководителей крупных и средних предприятий более

негативны: 56,0% считают вымогательства частым явлением. Но самыми

яростными обвинителями коррупции выступают представители общественных

организаций, поддерживающих малый бизнес (ее наличие в этой группе отмечают

практически все). Для них вообще характерно дистанцирование от официальной

власти, от "чиновников" (на деле эта дистанция зачастую не столь велика).

Что же касается самих чиновников, то данную проблему они закономерно

предпочитают не акцентировать. Конечно, мало кто утверждает, что коррупции

нет вовсе (менее чем каждый пятый), но большинство все же не считают

вымогательства частым явлением.

В отраслевом разрезе опять лидируют финансисты (к этой сфере сейчас

наблюдается особо пристальное внимание), затем следуют занятые в сфере

науки и консалтинга, торговли и транспорта. Чуть реже, судя по ответам, это

касается сферы строительства.

Проявления силового давления выглядят как две стороны одной медали (их

так и называют - "бюрократический и криминальный рэкет"). Складывается

впечатление, что одни группы живут в зоне насилия, а другие - в мире

относительного спокойствия. Где проходят границы между этими группами, еще

предстоит выяснить исследователям.

Наиболее удручающий элемент вырисовывающейся картины связан с оценкой

возможностей успешного хозяйствования при принципиальном отказе от дачи

взяток должностным лицам. В этом пункте общий оптимизм предпринимателей

сильно повыветрился. Только каждый шестой (16,6%) надеется, что это

возможно. 42,1% руководителей считают, что этого можно добиться с трудом. И

почти столько же (41,5%) не питают в данном случае никаких надежд. Если

ситуация с деловой обязательностью неблагоприятна, но все же поправима, то

на победу над коррупцией, похоже, мало кто всерьез рассчитывает. Здесь

витает дух обреченности. Это относится и к другим опрошенным группам. За

исключением самих чиновников, видящих ситуацию в более радужном цвете, все

относительно единодушны (несколько пессимистичнее оценки руководителей

крупных и средних предприятий). В отраслевом разрезе среди пессимистов

лидируют занятые в сферах финансов, торговли и услуг населению. Но мнение

производственников отличается несильно.

Делая следующий шаг, мы оставляем в стороне тех немногих, кому

посчастливилось не наблюдать "аномальных" явлений в сфере малого бизнеса,

чтобы посмотреть, каковы ценностно-нормативные представления основной части

респондентов, указывающих на имеющиеся негативы. Назовем "оптимистами" или

"несогласными" тех, кто признает наличие этих явлений, но считает возможным

их устранение. Тех, кто такой возможности не видит, назовем "пессимистами"

или "обреченными". Тех же, кто думает, что обойтись без таких явлений хотя

и с трудом, но можно, будем считать "умеренными".

Когда речь идет о возможности не нарушать деловых обязательств, как это

делается сегодня, оптимистов предостаточно (более половины опрошенных).

Почти половина руководителей оптимистично смотрят на возможность избавиться

от силовых действий, вымогательств и угроз в отношениях между партнерами. А

вот в то, что можно благополучно существовать, не прибегая к взяткам, верит

лишь каждый девятый. Пессимистами же в первых двух случаях можно назвать

каждого девятого-десятого. А в случае с коррупцией 45% руководителей

убеждены, что она не только существует сегодня, но и непреодолима в

будущем. Наконец, умеренные позиции высказывают около 40% руководителей с

небольшими вариациями в каждом случае.

В итоге представителей малого бизнеса при всей критичности их оценок

современной ситуации можно считать оптимистами. Это, видимо, их

"профессиональная" черта, помогающая им заниматься своим делом.

Те, кто занят государственным регулированием и поддержкой малого

бизнеса, отстаивает интересы малого предпринимательства, в целом более

пессимистичны. Возможно, управленцы и "общественники" лучше информированы

(в соответствии с поговоркой: пессимист в нашей стране - это хорошо

информированный оптимист). Оценки самих предпринимателей, исходящих из

своего личного опыта, более надежны, менее подвержены негативному влиянию

средств массовой информации и потому более умеренны? С уверенностью на этот

вопрос сейчас ответить трудно.

Многие наши гипотезы не подтвердились. Например, не всегда отчетливо

проявляются отраслевые различия. Отсутствуют также сколь либо заметные

связи с географическим размахом хозяйственной деятельности. Одно дело, если

связи малого предприятия замкнуты в пределах собственного города, другое -

если имеются деловые партнеры по всей стране, третье - если существуют

устойчивые контакты с дальним зарубежьем. Но различий в нашем случае не

наблюдается, всех ожидают общие трудности.

Рассмотренные нами проблемы сегодня поднимаются чуть ли не в каждом

обсуждении, касающемся вопросов предпринимательства или проводимом с

участием предпринимателей. Но делаются ли какие-нибудь практические шаги по

улучшению ситуации?

Первые попытки прочертить нормативные границы в хозяйственной

деятельности, создать Кодекс чести предпринимателя были сделаны еще в 1990-

1991 гг., но особого резонанса они не имели. В последнее время в этой

области наблюдается прилив творческой активности. Только в 1995 г. были

приняты: Кодекс чести банкира, Кодекс профессиональной этики российского

общества оценщиков, Кодекс члена Российской гильдии риэлтеров, Правила

добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников

фондового рынка, Кодекс рекламной деятельности. Крупное объединение

"Круглый стол бизнеса России" предложило "Хартию бизнеса", основной идеей

которой является призыв к неприменению силы в деловых отношениях

(трагическая смерть главного инициатора Хартии, председателя "Круглого

стола" И.Кивелиди придает этому призыву особый оттенок). Почти одновременно

Торгово-промышленная палата России открывает новую программу "Деловая

культура". Конечно, неизвестно, будут ли подобные хартии и кодексы

исполняться (в том числе теми, кто их подписал). И обоснованного

скептицизма на этот счет предостаточно. Но по крайней мере понимание

важности проблемы уже налицо. И потому не будем отказывать себе в надеждах

на лучшую реальность.

2.3. Инвестиционная политика

Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе

процесс становления малых форм предпринимательства будет чрезмерно

длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они

будут, но есть государственная собственность. Представляется целесообразным

часть ее не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым

предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом

приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с

благоприятным предпринимательским климатом.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их

рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных

фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность.

Одним из основных источников привлечения средств в государственные и

региональные фонды могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые

через облигационные займы.

Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно,

и привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов, если

малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность

(ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать

банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой банка

данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником

информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание

новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых

производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о

транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого

предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом

приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности

участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в

федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, но и в аналогичные

региональные фонды, которые могли бы получать примерно 20% дохода от

реализации региональной и муниципальной собственности. Кроме того, как один

из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально

реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена

возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благоприятных

условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе

приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому

предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным

пакетом акций.

Особенно актуальным является создание на приграничных территориях

межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-

центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть

обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений,

таких же, как при формировании финансово-промышленных групп. Необходимо

обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В

частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов,

которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

3. Взаимодействие малого бизнеса с государством

3.1. Государственная поддержка малого бизнеса

В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных

связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть

преобразований экономических институтов, играет роль экономического

демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий

потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям

внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со

стороны законодательной и исполнительной власти.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и

средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены

на:

V создание необходимых условий для использования малыми предприятиями

бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при

осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-

банкротов;

V концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в

малом предпринимательстве современного высокотехнологичного

товаропроизводящего и инновационного секторов;

V формирование условий и стимулов для расширения производственно-

технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства

с крупным производством;

V информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства

(развитие региональных банков данных на единой классификационной

основе);

V упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных

налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности

для малых предприятий;

V формирование благоприятного порядка налогообложения организаций,

входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

V создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку

инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также

привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии

малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом

основных характеристик можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых

предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных

проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников

финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития

малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный

объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ.

Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными

условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные

программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены

организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми

ресурсами.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести

финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на

принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень.

Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в

бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан

с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной

поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных

банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний

и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством

Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для

быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего

производственного и инновационного направлений, по переработке

сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других

социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы

развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования,

способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый

лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы

негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации

основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть

финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую

базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки

малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ

поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в

Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых

центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы

и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям

в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в

промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое

увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания,

транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого

предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным

оценкам, к 2001 году в сфере малого предпринимательства более чем на

миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-

13 млн. человек.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством

предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут

обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников

инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной

деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для

привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том

числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе

налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного

законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,

формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой

области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с

местными органами власти.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору

экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных

направлений этого содействия происходит на основе исследований данного

круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить

приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким

направлениям отнесены:

V производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

V производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного

потребления;

V лекарственных препаратов и медицинской техники;

V оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

V строительство объектов жилищного, производственного и социального

назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного

содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь,

которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,

предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и

льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в

большинстве промышленно развитых стран является система государственных

заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу

гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала,

расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность,

модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными

органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных

консультационных услуг малым компаниям.

3.2. Система налогообложения

Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизованного рынка в

России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие

эффективной общегосударственной политики развития малого

предпринимательства в системе налогообложения.

В сложившейся ситуации в связи с накоплением капиталов в торговле, общей

коммерческой деятельности эти сферы малого предпринимательства нуждаются в

государственной поддержке.

Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования.

Гражданский кодекс РФ не определяет и не может определять содержание и

формы регулирования малого предпринимательства, осуществляемого

государством через налоговое законодательство. Между тем следует отметить,

что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-

правовым регулированием экономики, может существенно расширить или,

наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским

кодексом РФ принципов свободного предпринимательства.

Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им

незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое

законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой

подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное

использование налогов для таких целей представляется, однако,

противоречащим конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе

экономической деятельности. В равной мере подобными задачами не должна

обосновываться аналогичная направленность запретов и ограничений, вводимых

законодательством о лицензировании, таможенным законодательством,

законодательством о земле и других природных ресурсах.

Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе

пересмотра и обновления указанных законодательных норм, следует

сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных

и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений,

ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол.

Представляется принципиально важным установить в качестве общих

принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-

первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или

стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается

установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.