рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

В работе В.И.Рутенбурга, посвященной раннему капитализму в Италии. рассматривается период ещё до прихода Медичи к власти, а именно период XIV века, до восстания чомпи в 1378 году. Наше внимание к этой работе привлечено тем, что автор исследует роль семьи Медичи и её представителя Сальвестро в восстании чомпи[58]. Тут же можно упомянуть о том, что многие моменты, относящиеся к восстанию чомпи, более подробно изложены в другой книге того же автора – “Народные движения в городах Италии». Описываемый автором период восстания чомпи[59] необходим нам постольку, поскольку и Макиавелли и Гвиччардини, как мы увидим, в исследуемых нами произведениях не обходят стороной данное событие.

В работе Д.Симондса, посвященной Ренессансу в Италии, нас прежде всего интересует раздел, касающийся исследования развития этого явления во Флоренции. Надо сразу отметить, что автора интересуют именно культурный аспект Возрождения, а не экономический или какой-либо другой. Отметив роль Медичи, автор подробно останавливается на личности Лоренцо Медичи, сделавшего, по его мнению, существенный вклад в развитие Возрождения во Флоренции[60]. Автор анализирует литературную деятельность Лоренцо Медичи, при этом высоко оценивая его творчество. Д.Симондс исследует причины, которые по его мнению влияли на литературную деятельность Лоренцо, а также пытается найти специфические особенности его произведений.

Как следует из названия, книга исследовательницы Кент Вивьен Дэйл посвящена периоду установления во Флоренции власти Медичи. Основной задачей автор считает рассмотрение причин которыми можно объяснить воцарения в городе на Арно нового правящего дома. Автор также останавливается на изучении состава оппозиции Медичи[61].

Книга Джеймса Клейя[62] охватывает интересующий нас период правления Медичи во Флоренции – XV в. В отличие, к примеру, от книги Д.Кент автор стремится изложить как можно больше информации о конкретных представителях правящего дома. Автор, как и многие другие западные историки, делит свою книгу на части, соответствующие периодам правления дома Медичи (правление Козимо, Пьеро и т.д.). При этом автор показывает то, что, по его мнению, от Козимо к Лоренцо значение, влияние дома Медичи, а также сила Флоренции постоянно возрастали. Так, к примеру, пик развития культуры Возрождения приходится, по мнению Клейя, на время правления Лоренцо Медичи.

Джеймс Хейл в предисловии к своей книге[63], также посвященной правлению дома Медичи, пишет, что главной своей целью он считает  краткое описание истории семьи Медичи. Нас интересует та часть его работы, которая посвящена началу правления Медичи во Флоренции. При делении своей работы на составляющие, автор использует принцип, при котором глава книги соответствует времени правления того или иного представителя дома Медичи. В целом автор старается придерживаться нейтральной позиции и быть безпристрастным.

Работа Уильяма Роское, относящаяся к дореволюционной историографии, полностью посвящена жизни Лоренцо Медичи. У.Роское ставит своей целью дать изложение, пусть и краткое, всего периода правления Лоренцо. Большинство фактов, используемых у У.Роское, встречаются в работах современных исследователей, поэтому наше обращение к его работе вызвано теми эпизодами в ней, в которых наиболее подробно освящены интересующие нас факты из истории правления Лоренцо[64].

Одной из самых подробных работ, связанных с освещением дома Медичи, является работа профессора Николая Рубинштейна[65], посвященная анализу государственного устройства Флоренции во время правления Медичи. Работа охватывает период от правления партии Козимо Медичи и до смерти Лоренцо. Автор рассматривает по отдельности изменения, произошедшие во время правления Козимо, Пьеро и Лоренцо Медичи. При этом Н.Рубинштейн  опирается, на ряду с произведениями гуманистов того периода, на делопроизводственные документы флорентийской республики – списки членов различных комиссий и учреждений Флоренции. Главная цель его работы, проследить эволюцию государственных учреждений во Флоренции при Медичи[66]

Подводя итог обзору историографии необходимо отметить следующее. Во-первых, это практически полное отсутствие работ отечественных историков, посвященных Франческо Гвиччардини или его трудам. Во-вторых отсутствие специальных исследований по истории дома Медичи. Также следует отметить что случаи ссылок на «Историю Флоренции» Франческо Гвиччардини в отечественной историографии крайне незначительны.

Проблема, рассматриваемая в данной работе, состоит в исследовании ранее практически не изучавшихся в отечественной историографии взглядов Франческо Гвиччардини на правление дома Медичи во Флоренции в XV веке отраженных в его «Истории Флоренции» и сравнение подхода Гвиччардини со взглядами на тот же период его современника Николло Макиавелли также через призму его «Истории Флоренции», давно используемой в отечественной историографии в контексте изучения история Флоренции в рассматриваемый нами период.

Целью данной работы является изучение отражения правления дома Медичи во Флоренции в XV веке в «Историях Флоренции» Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли. В соответствии с этим задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

1. Исследование особенностей правления дома Медичи во Флоренции в XV веке. В том числе особенности внутриполитической ситуации во  Флоренции в целом в XV веке и во время правления отдельных представителей дома Медичи.

2. Сравнение взглядов Макиавелли и Гвиччардини на правление Медичи во Флоренции, в т.ч. сравнение фактического изложения описываемых в «Историях Флоренции» событий, как между собой, так и с данными историографии.

3. Исследование особенностей «Истории Флоренции» Франческо Гвиччардини, установление  достоверности излагаемых в данном произведении фактов.

Методологической основой настоящего исследования является принцип историзма и сравнительный метод, позволяющий путем сравнения однотипных фактов выявить их своеобразие и специфику.

Источники, используемые при раскрытии данной темы, можно условно разделить на две группы: 1) непосредственно тексты «Истории Флоренции» Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли; 2) произведения итальянских гуманистов, в том числе другие труды Макиавелли и Гвиччардини.

Главные труды, на основании которых рассматривается проблема власти Медичи во Флоренции, называются одинаково – «История Флоренции». Однако разница между ними настолько большая, насколько между их авторами – Николло Макиавелли и Франческо Гвиччардини. «История Флоренции» Макиавелли произведение сравнимое, пожалуй, по популярности с его главным, по мнению историков, трудом – «Государем». Книга эта была прочитана многими, и многие отмечали среди её главных черт красноречие автора. Об «Истории Флоренции» Гвиччардини известно гораздо меньше. На первых порах это можно объяснить тем, что Гвиччардини писал «Историю» для себя. Но прошло уже более 500 лет со дня его рождения, а в отечественной историографии эта работа практически не исследована.

Николло Макиавелли[67] начал работу над «Историей» по заказу Флорентийского университета, во главе которого тогда стоял Джулиано Медичи в 1520 году (то есть спустя 11 лет после написания «Истории Флоренции» Франческо Гвиччардини). Структуру «Истории» Рутенбург определяет как «…сложную и несколько искусственную…»[68]. Первая книга в основном посвящена политической истории Древнего Рима. В трех последующих книгах рассматривается история Флоренции вплоть до установления синьории Медичи в 1434 г. Во второй части своего сочинения (четыре книги) исследуется история медичейского правления XV века до смерти Лоренцо Медичи.

«История Флоренции» писалась Гвиччардини, когда во главе республики встал пожизненный гонфалоньер Пьеро Содерини, а власть принадлежала промышленным и торговым группам. Точная дата начала работы над «Историей» неизвестна. Известно, что Гвиччардини начал писать историю в 1508 году. К 23 февраля 1509 года, когда была написана новая редакция двадцать первой главы, «История» была закончена[69]. Здесь необходимо сделать отступление и сказать о том, что первоначально Гвиччардини не делил свою работу на части. Однако для удобства в изданиях «Истории Флоренции» было введено разделение на главы[70]

«История Флоренции»[71] является главным трудом юности для Гвиччардини. Как предполагает один из исследователей, идея создания «Истории» пришла к Гвиччардини во время работы над «Семейной хроникой» (Memorie di famiglia)[72]. Повествование возвращает нас ко временам восстания чомпи, с которого автор начинает изложение событий. Вначале автор дает нам кратко изложение событий со времени восстания чомпи и до смерти Козимо Медичи (первая глава), во второй главе автор описывает время правления сына Козимо – Пьеро Медичи и, наконец, главы с третьей по девятую посвящены времени правления Лоренцо Медичи. Эта часть и будет служить для нас предметом анализа. «История  Флоренции» Макиавелли, как известно, охватывает период от древнейших времен и также до смерти Лоренцо Медичи и таким образом хронологические рамки в освещение истории Флоренции, совпадающие у обоих авторов представляют собой период с 1378 (восстание чомпи), по 1492 год (смерть Лоренцо Медичи). Конечно, при сравнении данных источников  учитывалась не только эта их часть. В целом же в «Истории» автор доводит повествование до освещения последней фазы войны против Пизы в 1509 году. Принято считать, что автор прекратил работу над «Историей Флоренции»  в связи с его назначением послом в Испанию[73]. Один из исследователей написал, что Гвиччардини, создавал эту работу с целью «написать историю родного города за четырнадцатое столетие»[74]. При работе над историей автор использовал и сочинения гуманистов, и данные домашних архивов, семейные записки и «многие распространяемые в то время слухи»[75].

Как уже было сказано, Гвиччардини не делил свою «Историю» на составляющие. Однако все же ряд исследователей делят её на несколько частей: на две как у Р.Ридольфи, либо на три части. При трехчленном делении первая часть включает в себя первую и  вторую главы (период от восстания чомпи до смерти Пьеро Медичи), вторая часть – главы, посвященные Лоренцо Медичи, и третья – оставшийся период, от правления Пьеро Младшего и до войны с Пизой[76]. При делении на две части разделом служит девятая глава автора, т.е. смерть Лоренцо Великолепного и рассуждения автора на этот счет[77].

«История Флоренции», как и остальные сочинения Гвиччардини не была опубликована при его жизни. Первое издание вышло в 1859 году под названием «История Флоренции от времен Козимо Медичи и до гонфалоньерата Содерини»[78] (Storia fiorentina da` tempi di Cosimo de` Medici a quelli del gonfaloniere Soderini) под редакцией Канестрини. Второе издание, уже под названием «История Флоренция», под которым этот труд известен и теперь, было осуществлено только в 1931 под редакцией Пальмарокки.

Из других сочинений Гвиччардини можно отметить еще две работы. «Заметки о делах политических и гражданских»[79] представляют собой, если так можно выразиться, мысли Гвиччардини о политике и жизни. Данная работа важна для нас прежде всего в контексте понимания философии Гвиччардини, ибо упоминаний о семье Медичи XV в. в ней крайне скудны. Эти заметки, написанные автором, как он сам пишет «на досуге»[80], для себя[81], состоят из трех частей, написанных автором в разное время. Первую часть Гвиччардини начал писать в 1511 году после возвращения из Испании. После перерыва он продолжил работу, написав вторую часть в 1527, и заключительную в 1529 году.

«Семейная хроника»[82] Гвиччардини посвящена, как он сам пишет, некоторым событиям его жизни до дня его рождения. Однако в этом труде, который он написал уже в конце своей жизни (точная дата не известна), он рассказывает о своей семье, ведя свое повествование с 1300 года. В данном труде нас интересует сведения о Пьеро Гвиччардини, имя которого будет упоминаться в «Истории Флоренции».

Что касается основных идей Гвиччардини и Макиавелли, то конечно в данном случае необходимо отметить, что взгляды Макиавелли исследованы в нашей стране более детально. На мой взгляд, связанно это не в последнюю очередь с тем, что все основные произведения Макиавелли переведены на русский язык и исследуются довольно давно. Из произведений же Гвиччардини на русский язык переведены «Заметки о делах политических и гражданских», «Семейная хроника» и «Воспоминания о себе самом», вышедшие в собрании сочинений под редакцией А.К.Дживилегова в 1934 году. Перевод «Истории Флоренции вышел в год написания данной работы, к тому же лишь частичный[83]. «История Италии» же до сих пор не стала достоянием широкого круга читателей.

В числе прочих произведений Макиавелли, анализу подверглась и его «История Флоренции». Считается, что одной из главных целей этой работы было изучение действий государственных деятелей, в том числе и Козимо Медичи Старшего, Пьеро Подагрика, Лоренцо Великолепного. Фактически Макиавелли занимался тем, что искал среди этих типов черты идеального государя[84]. Кроме того, ему было важно сравнить тех Медичи, которые правили в 15 веке и современных ему представителей этого дома, Медичи периода их реставрации[85]. Целью Макиавелли не является детальное и последовательное изложение событий. Он сосредотачивает свое внимание на поворотных и характерных периодах истории: на попытках свергнуть медичейский режим, возникновении и ходе таких мятежей, как заговор Пацци, и таких крупных народных  волнений, как восстание чомпи и т.д. Что касается освещения в «Истории» семьи Медичи то, как к примеру считает Рутенбург «…написанная по заказу представителя правящей семьи Медичи, она не стала промедичейской»[86]. Метод критики Медичи был у Макиавелли достаточно оригинальным. Он изложил его в письме к Донато Джанотти. Вот что он пишет: «Я свободен от всяких авторитетов; я скажу о том, как Козимо успешно овладел государством, но не буду говорить о том, какими средствами он достиг этих высот. А кто хочет узнать об этом, пусть внимательно смотрит на то, что я вкладываю в уста его противников, так как то, что я не хочу сказать от себя, я заставляю сказать его противников»[87]. Когда он писал «Историю», то обращался за советом к Гвиччардини, заявляя, что заплатит ему 10 сольдов или больше, если тот посоветует, как ему избежать при характеристике Медичи двух крайностей: излишней похвалы и излишней хулы. Макиавелли предстает перед нами и как мастер монологов, которые вкладываются им в уста политических деятелей. При этом текст этих речей – плод фантазии автора и не взят из источников[88].     

Необходимо, на мой взгляд, отметить следующее. Говоря об обеих «Историях» исследователи отмечают, что главным их достоинством является именно историческая идея, историческая концепция. На второе место ставят язык. «История Флоренции» Макиавелли – ярчайший пример  итальянской художественной прозы. А вот фактическое содержание ставится при анализе этих произведений на последнее место. Поэтому, на мой взгляд, в контексте нашей темы следует уделить большее внимание именно фактической стороне обоих произведений. И как позже будет ясно, в «Истории Флоренции» Гвиччардини упоминает много интересных и новых фактов. И особенно это касается семьи Медичи, для характеристики которой в отечественной литературе используется в большинстве случаев именно «История Флоренция» Макиавелли.

Характерно, что точка зрения Гвиччардини рассматривается чаще всего не отдельно, а вкупе с анализом идей Макиавелли. Одним из наиболее характерных примеров такого подхода является исследование Франческо Де Санктиса. В своей «Истории итальянской литературы» он кратко дает нам изложение идей Гвиччардини в главе, посвященной Макиавелли. Идеи Макиавелли и Гвиччардини принято противопоставлять друг другу. При этом считается, что Гвиччардини гораздо вернее и точнее оценивал положение Италии и Флоренции, потому, что в отличие от Макиавелли Гвиччардини не питал ложных иллюзий и пытался найти практические пути спасения Италии, и поэтому считал себя умнее его[89]. Но многие, как и Ф. Де Санктис считали, что это было не столько плодом его умственных достижений, сколько объяснялось тем, что у Гвиччардини «совесть его к тому времени умолкла, окаменела»[90]. Гвиччардини и правда относился к тем, кто думал иначе чем он, с видом «презрительного превосходства». При этом он понимал Макиавелли, и вообще был «единственным современником Макиавелли, способным подняться до его уровня»[91], хотя при этом считал его человеком «мнения которого большей частью отличаются от общепринятых, изобретателем новых и непривычных вещей»[92].  Одним из примеров такого отношения явились события в Италии в 1525 году, когда страну угрожал поработить Карл V. Макиавелли предложил военный проект, основной идеей которого служило создание народного ополчения. Для осуществления своего замысла он обратился к Гвиччардини, который,  по сути, руководил политикой Климента VII. Гвиччардини пришлось разъяснять другу, что план его в принципе был неплохим, но в конкретных условиях Романьи он неизбежно приведет к гражданской войне, ибо народ, получив в руки оружие, повернет его против церкви[93]. П.Виллани, исследуя этот эпизод отмечает, что нельзя забывать о том, что Макиавелли несмотря на свое «Искусство войны» не был ни солдатом, ни полководцем и поэтому его советы носили более теоретический, нежели практический характер[94]. В жизни же Макиавелли и Гвиччардини были близкими друзьями. Макиавелли знал отца Франческо – Пьеро Гвиччардини, с которым работал во время создания флорентийской милиции[95]. В одном из писем, к примеру, Макиавелли пишет в начале письма, что адресует его «Сиятельному Господину Франческо Гвиччардини, доктору прав, достойнейшему и мною высоко чтимому губернатору Модены и Реджо» и просит его поскорее приехать «развеятся» [96].

Другой группой источников являются труды итальянских гуманистов – непосредственных свидетелей описываемых в источниках событий XV в. Одним из таких свидетельств являются «Флорентийские беседы об изгнании» Франческо Филельфо[97]. Филельфо, известный итальянский гуманист, родился в 1398 году. Обучался в Падуе и Константинополе. Вернувшись в Италию, преподавал греческий язык в Болонье, а в 1429 году был приглашен во Флорентийский университет для чтения лекции о «Божественной комедии» Данте. Во время борьбы Козимо с оппозицией он ушел с кафедры, куда вернулся после прихода к власти антимедичейской группировки.  После триумфального возвращения Козимо он покидает Флоренцию, куда возвращается незадолго до смерти. «Флорентийские беседы об изгнании» написаны во второй половине тридцатых годов. В этом сочинении, написанном в форме диалога, отражаются республиканская направленность Козимо и его антимедичейские настроения.

Аламанно Ринуччи (1426-1499) принадлежал к знатной купеческой семье Флоренции. Образование получил во Флорентийском университете. Основным источником доходов для Ринуччи стала государственная служба. Поскольку в то время Флоренция во многом зависела от Медичи, то и карьера Ринуччи во многом зависела от взаимоотношений с правящим домом. В 1460-1475 годах он занимал ряд высших должностей в республике. В 1471 он был даже гонфалоньером правосудия, однако конфликт с Лоренцо Медичи (1475) вынудил его уйти в отставку. Его отличала преданность республиканским идеалам, и он полагал, что Лоренцо довел страну до кризиса. В «Диалоге о свободе», главном произведении Ринуччи, автор показывает почему необходимо стремиться к свободе и избегать тирании. При этом говоря о тирании Медичи, Ринуччи отмечает, что она ведет к социальным конфликтам и упадку общества[98].

Большое значение имеют для нас два труда Анджело Полициано – «О заговоре Пацци»[99] и письмо к Якопо Антикварио[100]. Анджело Амброджини, вошедший в историю литературы под гуманистическим псевдонимом Полициано, был одним из первых крупных поэтов зрелого итальянского Возрождения. Он был другом Лоренцо Медичи, и занимал должность домашнего учителя будущего Льва Х – Джованни Медичи, сына Лоренцо. Лоренцо Великолепный был для Полициано покровителем, другом, а также близким ему по духу поэтом-гуманистом, вместе с которым он написал «Послание к Федерико Арагонскому». Позже ему предоставили кафедру греческой и латинской риторики во Флорентийском университете. В 1470—1494 гг. Полициано читал во Флоренции курсы о Вергилии, Гесиоде, Феокрите, Овидии, Персии, Ювенале, Светонии, Квинтилиане, Стации. Особое внимание он уделял Гомеру.

Произведение «О заговоре Пацци» долгое время считали чисто литературной работой. В отечественной историографии труд долгое время не исследовался, пока перевод и анализ данной работы не был сделан И.В.Шевченко. Как понятно из названия, в сочинении описываются события 1478 года, когда представители оппозиции, возглавляемые представителями дома Пацци, попытались убить Лоренцо и Джулиано Медичи. Само сочинение было написано в мае-августе 1478 года, после того, как были казнены заговорщики. Произведение было предназначено для широкого круга читателей-горожан. Полициано готовил свое произведение специально для печати, зная широкие возможности последней. При этом, как отмечает И.В.Шевченко, «гуманист не ставил задачу изложить свою позицию по широкому кругу проблем, связанных с развитием общества и современной моралью»[101]. Другой труд Полициано – «Письмо к Якопо Антикварио» посвящено смерти Лоренцо Медичи.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении речь идет об актуальности темы, формулируется цель работы и задачи исследования, определяется методологическая основа, дается историографический обзор и характеристика источников.

Основная часть работы состоит из трех глав. Как уже было отмечено хронологические рамки работы – от 1378 года (восстание чомпи) до 1492 ( смерть Лоренцо Медичи). В этот период во главе дома Медичи, а значит фактически и во главе Флоренции, сменяя друг друга, стояли три человека. Первым был Козимо Медичи, который правил с 1434 по 1464, затем на его место пришел его сын Пьеро, который был во главе семьи до своей смерти, то есть до 1469. Ну а затем пришло время Лоренцо Медичи который умер в 1492 году.

Таким образом, каждая глава данной работы соответствует периоду правления одного из представителей дома Медичи. Во-первых это объясняется тем, что и у Франческо Гвиччардини и у Макиавелли в их «Историях Флоренции» присутствует та же структура. Т.е авторы ведут свое повествование последовательно освещая периоды правления представителей дома Медичи. Вторая причина заключается в том, что в историографии, посвященной конкретно изучению дома Медичи, авторы придерживаются того же деления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.