рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Надзорные функции прокуратуры

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации (статья 2 Закона «Об оперативно-розыскной

деятельности»).

Определяя процессуальное значение результатов проведенных оперативно-

розыскных мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон «Об

оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. предусматривает, что «результаты

оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по

уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального

законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание,

проверку и оценку доказательств» (ч.2 ст.11). В отличие от ранее

действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992 г.,

согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности

рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (статья69 УПК

РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной

деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после

соответствующего их процессуального оформления.

Закон весьма обстоятельно регламентирует правовые обязанности органов

и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При

этом законодатель делает основной акцент на соблюдении требований по

всемерной охране прав и законных интересов граждан, а также обеспечении

конспирации этой деятельности.

В Законе предусмотрены меры социальной и правовой защиты

должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность. Этим лицам предоставляется полная процессуальная

самостоятельность, независимость от каких-либо государственных органов и

должностных лиц. Они обязаны руководствоваться только законом и

ведомственными актами (статья 15 Закона).

В Целях соблюдения установленного Законом порядка производства

оперативно-розыскных мероприятий определены формы контроля и надзора за

этой деятельностью. Сюда относится, прежде всего, парламентский контроль,

осуществляемый соответствующими комитетами, а также контроль ведомственного

характера. На Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров

возложен надзор за соблюдением законности в этой деятельности.

При осуществлении или организации надзора прокуроры исходят из

того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод

человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий,

установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих

законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность. Сведения об организации, о тактике,

методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в

предмет прокурорского надзора не входят. Решения, носящие тактический

характер (об очередности проведения оперативно-розыскных мероприятий, о

применении тех или иных специальных технических средств, круге участников и

т.д.), также не относятся к предмету прокурорского надзора в сфере

оперативно-розыскной деятельности.

Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит

законность следующих решений:

о заведении и прекращении дела оперативного учета (статья 10);

о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных

мероприятий (статьи 8, 9, 15);

о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу

дознания, следователю или в суд (статья 11);

об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных

мероприятий, проведенных на основании судебного решения (статья 5);

о рассекречивании сведений об использованных или используемых при

проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках,

методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах,

внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных

сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие

на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения

оперативно-розыскных мероприятий (статья 12).

Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных

мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществляется:

а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием

положительных результатов при розыске:

обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц,

совершивших преступления;

без вести пропавших;

б) по информации о ненадлежащем реагировании:

на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным

делам находящимся в их производстве:

на указания прокурора

в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере

деятельности.

При оперативно-розыскной деятельности ставится цель установить

неизвестных следствию лиц, совершивших преступление, а также выяснить

обстоятельства содеянного, при розыскной же деятельности речь идет об

установлении местонахождения лица, совершившего преступление. Производство

розыскных действий — прерогатива как органов дознания (статья 118 УПК), так

и органов расследования (статья 196 УПК). Лицо, производящее дознание, как

и следователь, обязано принять все зависящие от него меры к установлению

местонахождения преступника. В этих целях органы дознания и следователи

располагают целым арсеналом процессуальных средств, которые должны в полной

мере использовать. И только тогда, когда они не достигнут поставленной

цели, они вправе дать соответствующие поручения оперативно-розыскной

службе.

Следователи не могут принять на себя обязанности по производству

оперативно-розыскной деятельности, так как они не обладают необходимыми для

этого профессиональными знаниями и практическими навыками, они не

располагают технико-криминалистическими средствами, необходимыми для

проведения оперативных мероприятий.

Уполномоченные прокуроры могут требовать у руководителей

органов, осуществляющих, оперативно-розыскную деятельность, подлинные

оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел

оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и

их учета.

В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в

зависимости от обстоятельств это может быть рассмотрено как невыполнение

требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности.

Прокурор в этом случае при наличии оснований принимает меры для привлечения

к ответственности виновных должностных лиц в установленном законом порядке.

При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите

конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении, проверок по

другим-основаниям уполномоченные прокуроры используют определенные законом

методы прокурорского надзора:

а) знакомятся с документами, содержащими сведения об основаниях,

порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

б) дают письменные указания об осуществлении по уголовным делам

оперативно-розыскных мероприятие расширении их комплекса либо требовать их

прекращения;

в) отменяют необоснованные постановления органа дознания

(следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п.

6 статьи 108 УПК РСФСР из основании оперативно-розыскных материалов;

г) направляют в суд жалобы, проверка которые относится к

исключительной компетенции судей;

д) требуют письменные объяснения от должностных лиц,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения

закона при проведения оперативно-розыскных мероприятий,

е) опротестовывают противоречащие закону приказы и указания

руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

ж) вносят представления по поводу выявленных нарушений закона

должностными лицами этих органов и требуют от руководителей отстранения их

от дальнейшего ведения оперативных разработок.

При обнаружении признаков преступления проверку проводят в

соответствии с требованиями статьи 109 УПК РФ.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995

года строго разграничивает компетенцию следственных органов и органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Закон не только

определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет

систему гарантий законности при ее осуществлении. Эта деятельность

осуществляется как гласными, так и негласными методами. Она имеет целью

защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности

общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии с приказом Генерального прокурора №48 от 9

августа 1996г. “Об организации надзора за исполнением федерального закона

“Об оперативно-розыскной деятельности в РФ” руководители органов

прокуратуры должны создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения

сведении, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных

документах. Например, при осуществлении надзора сведения о внедренных в

организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а

также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной

основе, предоставляются прокурору только с их письменного согласия, за

исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

При проведении проверок уполномоченные прокуроры обращать

внимание прежде всего:

а) на законность принимаемых решений о производстве или

прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-

розыскной деятельности;

б) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и

задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость

применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб

жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

в) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у

лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для

проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение

которых разрешение дано судом;

г) на соблюдение установленных законодательством условий и

порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения

граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе

доверительных отношений.

Уполномоченные прокуроры, используют предоставленные им

полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и

юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать

своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при

наличии оснований привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

В настоящее время проводится активная работа по подготовке

проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующее уголовно-

процессуальное законодательство, а также проектов законов об организации

оперативно-розыскных мероприятий в системе органов общественной

безопасности РФ. Обоснованную обеспокоенность широкой общественности

вызывает стремление этих органов придать «законную» форму произволу и

всевластию органов общественной безопасности при полном отсутствии каких-

либо действенных механизмов контроля.

Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной

деятельности, органы дознания должны следить за тем, чтобы эта деятельность

не выходила за пределы, определенные уголовно-процессуальным законом и

законом об оперативно-розыскной деятельности. В случае осуществления такой

деятельности за пределами уголовного судопроизводства, прокурору необходимо

внести представление руководителю соответствующих органов внутренних дел с

предложением осуществления оперативно-розыскной деятельности в рамках

закона.

В целях наиболее быстрого и полного раскрытия преступлений

оперативно-розыскные действия могут выполнятся на протяжении всего

уголовного судопроизводства: одновременно с выполнением следователем

процессуальных действий, но с обязательным извещением следователя о

результатах и ходе их проведения.

На практике возникает вопрос о возможности следователя

знакомиться, и в каких пределах, с материалами оперативно-розыскной

деятельности. Некоторые следователи отвергают эту возможность, ссылаясь на

то, что это может оказать влияние на формирование у следователя

обвинительного уклона, что он впоследствии материалы и весь ход

расследования будет «подгонять» под результаты оперативно-розыскной

деятельности. Поэтому, утверждают сторонники этой позиции, следователь

должен знать только результаты оперативно-розыскной деятельности.

Было бы неправильным отвергать эту позицию. Когда следователь

знакомится с материалами оперативно-розыскной деятельности в полном объеме,

он вольно или невольно подпадает под их влияние и при расследовании

преступления идет в «фарватере» их результатов и выводов. Не случайно

некоторые сотрудники оперативно-розыскной службы специально предоставляют

следователям эти материалы. Такие факты установлены в Краснодарском крае,

Витебской, Иркутской областях, когда органы дознания фальсифицировали

уголовные дела, привлекая к ответственности лиц, невиновных в совершении

преступлений.[4]

Необходимо отметить, что ни Закон от 12 августа 1995 г., ни

ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел не определяют и не

предопределяют порядка использования следователем материалов и выводов, к

которым пришли оперативно-розыскные органы. Это, возможно, сделано

правильно. Надо иметь объективное критическое отношение к материалам

оперативно-розыскной деятельности, чтобы непредвзято оценить как сами

материалы, так и выводы (результаты) проведенных оперативно-розыскных

мероприятий.

Ни закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомственные

акты не предоставляют следователям возможности знакомиться с материалами

оперативно-розыскной деятельности, это — прерогатива прокурора и только

прокурора. Но когда следователю предоставляется такая возможность, ее

нельзя не использовать. Тем не менее, прокурор обязан предостеречь

следователей от безграничного доверия к выводам и результатам оперативно-

розыскной деятельности.

За последние годы, когда организованная преступность приобрела

неимоверно широкие масштабы, сотрудники оперативно-розыскной службы

включаются в состав бригад по раскрытию и расследованию опасных

преступлений. В таких случаях эти работники становятся членами этих бригад.

Их деятельность постоянно, на всех этапах раскрытия и расследования

преступления связана с выполнением следователем различного рода

процессуальных действий. Вольно или невольно деятельность оперативно-

розыскной службы слипается с выполнением следователем различного рода

процессуальных действий. Такие тесные контакты дают весьма ощутимые

положительные результаты.

Особое внимание при осуществлении оперативно-розыскной

деятельности необходимо придавать сохранению тайны источника получаемой

информации, а также технических средств установления различного рода

обстоятельств. Применяя способы негласного, характера, оперативный работник

стремится сохранить в тайне сведения об источнике получаемой им информации

и тактических средствах применения для их получения.

Закон об оперативно–розыскной деятельности предусматривает

перечень оснований для производства оперативно-розыскных действий. Среди

них: наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, указание

прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных

организаций и иностранных государств (в соответствии с договором о правовой

помощи) и некоторые другие.

Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются

уголовно-процессуальным законодательством. Задачи прокурорского надзора за

исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности

определяются общими положениями, которые предусмотрены Законом об

оперативно-розыскной деятельности по осуществлению прокурорского надзора за

исполнением законов в стадии дознания и предварительного следствия:

привлечение лица, виновного в совершении преступления, и недопущение

привлечения к уголовная ответственности лиц, невиновных в совершении

преступлений, и лиц, непричастных к содеянному. Независимо от того, кто из

должностных лиц занят раскрытием и расследованием преступления —

следователь или сотрудник оперативно-розыскной службы органов внутренних

дел — прокурор обязан соответствующим образом реагировать на нарушения и

принять меры к устранению этих нарушений.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (статья 29) и на

основании Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор вправе

дать органам оперативно-розыскной службы указания о выполнении оперативно-

розыскных мероприятий. При этом должны быть соблюдены те же условия, при

наличии которых прокурор полномочен санкционировать выполнение оперативно-

розыскных мероприятий. Указания прокурора о выполнении каких-либо мер

оперативно-розыскного характера должны быть четкими, определенными и

конкретными, не допускающими их неправильного понимания исполнителем. При

этом прокурор вовсе не обязан называть конкретные средства оперативно-

розыскного характера, применением которых органы внутренних дел могут

установить то или иное обстоятельство. Указания прокурора должны быть

обязательно в письменной форме.

Чтобы не превращать сотрудника оперативно-розыскной службы в

слепого исполнителя воли прокурора, последнему в необходимых случаях надо

лично встретиться с исполнителем и разъяснить суть поставленных перед ним

задач.

3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ.

Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за

исполнением законов органами дознания и предварительного следствия,

сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в

Уголовно–процессуальном кодексе, указаниях и приказах Генерального

прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют

надзор в этой стадии процесса с тем, чтобы:

ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо,

совершившее преступление, не избежало установленной законом

ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении

преступления производилось не иначе как в порядке» по основаниям,

установленным законом;

никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к

уголовной ответственности или незаконному ограничению в правах;

никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции

прокурора;

соблюдались установленные законом порядок возбуждения и

расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников

уголовного судопроизводства и других граждан;

при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования

закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств

дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также

отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им

условия, принимались меры к их устранению.

Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно

выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры и следователи будут

строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип

законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих

принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного,

следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии

преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть

преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности

такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе,

исходят из закона, опираются на закон.

Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела,

предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных

процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы,

проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует»

производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное

производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок,

которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к

существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников

процесса.

Практике известны не единичные случаи, когда из-за

пренебрежительного отношения следователей органов внутренних дел и

прокуратуры к закону по уголовным делам об убийствах, изнасилованиях и

других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в это

время безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило

прежде всего из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление,

когда заявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.