рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Надзорные функции прокуратуры

процессуальных действий, которые бы подтверждали их непричастность к

совершенному преступлению, полностью игнорировались, нарушались требования

закона о полноте, всесторонности и объективности расследования совершенного

преступления.

Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами

дознания и предварительного следствия в существенной мере определяется

уровнем прокурорского надзора, его эффективностью и результативностью,

правильной его организацией.

Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе №7 от 11

марта 1992 г. «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона

Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованно

отмечал ослабление надзора за исполнением законов о предупреждении и

пресечении преступных проявлений и предложил отработать четкую систему

прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и

предварительного следствия. В приказе № 20 от 28 мая 1992 г. «Об

организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской

Федерации» Генеральный прокурор ставит перед подчиненными ему прокурорами

задачу организовать надзор за законностью производства дознания и

предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение

органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.

Можно назвать некоторые кардинальные меры по улучшению

организации прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного

следствия.

1. Генеральный прокурор Российской Федерации предлагает

прокурорам республик в составе Российской Федерации, прокурорам краев и

областей, городов и районов сосредоточить основное внимание на

предупреждении и устранении нарушений закона, в первую очередь, связанных с

незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на

почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к

уголовной ответственности.

2. Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы

осуществлять надзор за исполнением законов и требовать от органов дознания

и следователей надлежащего исполнения своих обязанностей, но и в том, чтобы

оказывать им необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных

по доказательствам уголовных дел.

3. Прокуроры и следователи должны шире использовать

предоставленные им законом (статья 127 УПК) права давать органам дознания

поручения и указания о производстве оперативно-розыскных действий, а также

отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу.

4. При расследовании хозяйственных преступлений, а также

преступлений, связанных с нарушением законов об охране труда и техники

безопасности и других, где требуется применение специальных познаний,

прокурорам и следователям рекомендуется шире привлекать специалистов,

использовать научно-технические и криминалистические средства.

5. Деятельность следственного аппарата органов прокуратуры и

внутренних дел с каждым годом все более осложняется. Лица, совершающие

преступления, все чаще и чаще действуют изощренно, применяют при совершении

преступлений способы, затрудняющие их раскрытие и расследование. В этой

связи Генеральная прокуратура Российской Федерации рекомендует

руководителям органов прокуратуры применять специализацию при расследовании

уголовных дел об умышленных убийствах, хищениях общегосударственного

имущества, взяточничестве и других сложных по доказательствам уголовных

дел.

6. Одним из эффективных средств по предупреждению и устранению

нарушений законности в уголовном судопроизводстве является использование

материалов судебной практики для устранения недостатков и повышения

качества дознания и предварительного следствия. С этой целью как в стадии

подготовки уголовного дела к слушанию, так и в судебном заседании прокурору

необходимо самым тщательным образом проверять всесторонность, полноту и

объективность дознания и предварительного следствия, соблюдение требований

закона и норм уголовного процесса.

На практике используются также и другие формы по дальнейшему

совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законов органами

дознания и предварительного следствия.

Организационное и методическое руководство деятельностью

прокуроров по надзору за исполнением законов органами дознания и

предварительного следствия осуществляет Главное управление по надзору за

следствием и дознанием Генеральной прокуратуры Российской федерации, в

составе которого имеется Управление по надзору за следствием и дознанием в

органах внутренних дел (на правах основного управления).

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и

предварительного следствия, прокурорам необходимо организовать свою работу

таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела

(управления) органов внутренних дел. Их полномочия по контролю и

своевременностью действий следователя по расследованию и предупреждению

преступлений регламентированы законом (статья 1271 УПК). Начальник

следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о

производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве

обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения,

производстве отдельных следственных действий. Указания начальника

следственного отдела обязательны к исполнению следователем. Прокурор следит

за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались обязательно

в письменном виде, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному

делу. Между тем на практике это правило не всегда соблюдается. Начальник

следственного отдела принимает участие в производстве отдельных

следственных действий. Он вправе также принять на себя полномочия

следователя. В необходимых случаях прокурор дает указания по уголовным

делам непосредственно начальнику следственного отдела. Эти указания

подлежат обязательному исполнению. Обжалование начальником следственного

отдела указаний прокурора не приостанавливает их исполнения (статья 1271

УПК).

В целях устранения, а главное, предупреждения нарушения закона и норм

уголовного процесса, охраны прав и законных интересов граждан прокурору в

сфере уголовного судопроизводства предоставлены весьма существенные

полномочия. Они значительно расширены в связи с принятием Закона «Об

оперативно-розыскной деятельности в РФ». В такой отрасли прокурорского

надзора, как надзор за исполнением законов органами дознания и

предварительного следствия, полномочие прокуроров носят властно-

распорядительный характер.

Полномочия прокурора в этой стадии процесса сформулированы в УПК, в

Законе «О прокуратуре РФ», в приказах и указаниях Генерального прокурора

РФ. Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но

подчинены единой цели - обеспечению законности в стадии дознания и

предварительного следствия.

Прежде всего прокурор выступает как орган надзора за исполнением

законов. Обладая властно-распорядительными полномочиями, он вправе отменить

или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить лицо,

производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать

уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству,

избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в

отношении обвиняемого и т.д.

С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной

деятельности, прокурор вправе возбудить уголовное дело, санкционировать

арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение

обвиняемого от занимаемой должности и т. д. Прокурор вправе также

участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или

самостоятельно расследовать преступление.

Наконец, прокурор наделен функциями административного характера

относительно следственного аппарата органов прокуратуры. Как должностное

лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к

подчиненному ему следователю меры поощрения и взыскания, отстранить его от

производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от

занимаемой должности и т. д.

Все эти разноплановые функции, соединенные в одном

должностном лице, делают процессуальное положение прокурора в уголовном

судопроизводстве весьма сложным, а, главное, ответственным при

осуществлении предоставленных ему полномочий.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и

предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для

проверки уголовные дела, документы, материалы, иные сведения о совершенных

преступлениях, ходе и результатах проведенных дознания и предварительного

следствия, а также установления лиц, совершивших преступления; проверяет

исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и

сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления

следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об

избрании, изменении или отмене меры пресечения, юридической оценке

преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц,

совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о

задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки,

розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных

действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия

преступления и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в

производстве органа дознания или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного

следствия, а в необходимых случаях лично выполняет отдельные следственные

действия или производит расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложения ареста на

почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от

должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях,

предусмотренных законом;

7) осуществляет надзор за законностью производства оперативно-

розыскных мероприятий;

8) продлевает срок расследования и содержания под стражей в

качестве меры пресечения в случаях и в порядке, предусмотренных законом;

9) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного

следствия со своими указаниями о производстве дополнительного или

повторного расследования;

10) изымает в целях наиболее полного и объективного

расследования от органа дознания и передает следователю любое уголовное

дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного

следователя другому;

11) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от

дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими

допущено нарушение закона при расследовании дела;

12) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;

прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает

согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в

тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает или санкционирует

протокол при досудебной подготовке материалов и утверждает обвинительное

заключение; направляет в суд уголовные дела или материалы по протокольной

форме судопроизводства.

Правовыми актами прокурорского надзора в стадиях возбуждения

уголовного дела и предварительного расследования являются:

постановление,

письменное требование,

письменное указание,

санкция (отказ в даче санкции),

письменное согласие на проведение конкретных действий или принятие

решений (отказ в этом),

представление.

Все эти акты прокурорского реагирования различаются по форме и

содержанию.

Постановления принимаются в стадии возбуждения уголовного дела, в

стадии предварительного расследования и нередко после того, как уголовное

дело прекращено. В стадии возбуждения уголовного дела основными актами

прокурорского надзора являются: постановление об отмене постановления об

отказе в возбуждении уголовного дела; постановление об отмене постановления

о возбуждении уголовного дела. Указания на эти акты прокурорского

реагирования на выявленные нарушения закона органами дознания и

предварительного следствия (следователями) в начальной стадии уголовного

процесса содержатся в статье 116 УПК. В соответствии с нормами этой статьи

прокурор в случае необоснованности отказа в возбуждении уголовного дела

отменяет своим постановлением постановление органа дознания или следователя

и возбуждает уголовное дело. Постановление прокурора об отмене

постановления о возбуждении уголовного дела выносится при условии, что по

нему не произведено ни одного следственного действия. При наличии такого

постановления прокурора уголовное дело считается не имевшим места и

исключается из регистрации, утрачивая свой номер,

В стадии предварительного расследования постановления прокурора могут

отменять любые незаконные постановления следователей, лиц, производящих

дознание, начальников органов дознания о привлечении в качестве

обвиняемого, о применении, изменении меры пресечения, приостановлении и

прекращении уголовного дела и др.

Письменные указания содержат предписания, что необходимо сделать по

делу (провести те или иные следственные или розыскные действия, проверить

конкретную версию, предъявить обвинение, переквалифицировать действия,

инкриминируемые обвиняемому, и т.д.).

Письменные требования содержат наименование документов, материалов

уголовного дела, которые запрашивает прокурор для изучения.

Представление прокурора выносится им по конкретным случаям нарушения

закона следователем (лицом, производящим дознание) или по результатам

специальной проверки материалов, по которым было необоснованно отказано в

возбуждении уголовного дела, за определенный период времени; обнаружения

многочисленных случаев укрытия от учета заявлений (сообщений) о

преступлениях, необоснованно прекращенных или приостановленных дел. В

представлениях не только предлагаются меры по устранению выявленных

нарушений закона, но и может одновременно ставиться вопрос о привлечении

виновных должностных лиц к ответственности. О принятых мерах прокурор

предлагает уведомить его в установленный законом срок.

Своеобразными актами прокурорского надзора на стадии предварительного

расследования является дача санкции (на арест, отстранение от должности и

др.) или отказ в санкционировании. Дача и отказ в даче санкции

осуществляются соответствующей резолюцией прокурора. Приказ Генерального

прокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г. предписывает прокурорам мотивировать

отказ в даче санкции на постановлении следователя или в отдельном

документе, поскольку это решение может быть проверено вышестоящим

прокурором.

Согласие прокурора (на прекращение уголовного дела по

нереабилитирующим основаниям, на продление срока дознания или

предварительного следствия и т.д.) также дается в виде резолюции на

постановлении органа расследования. Отказ в даче согласия должен быть

мотивирован и изложен в письменном виде.

Утверждение прокурором обвинительного заключения является особым

актом надзора и облекается в форму резолюции.

4. НАДЗОР ЗА МЕСТАМИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

Сущность данного направления прокурорского надзора состоит в слежении

за законностью деятельности администраций пенитенциарных и других

учреждений и органов, связанной с исполнением наказаний или назначенных

судом мер принудительного характера, а также администраций мест содержания

задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответствующих решений

органов уголовного судопроизводства.

Основой организации данного направления прокурорского надзора

являются Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ

от 17 ноября 1995 г., Федеральный закон «О содержании под стражей

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. №

103-ФЗ, приказы и указания Генерального прокурора РФ.

Предметом надзора согласно статьи 32 Закона «О прокуратуре РФ»

являются:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и

учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера,

назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации

прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их

содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокуроры, прежде всего, должны проверять законность пребывания

граждан в местах содержания под стражей и других учреждениях, в которых они

находятся вопреки их воле, в принудительном порядке. К таким поднадзорным

прокурорам органам и учреждениям, осуществляющим указанные функции,

относятся:

1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы

Министерства юстиции РФ (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы,

лечебные исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома);

2) уголовно–исполнительные инспекции органов внутренних дел;

3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гарнизонов.

Законность нахождения лиц в учреждениях и органах предполагает также,

что сроки задержания, действия меры пресечения — заключения под стражу,

наказания в виде лишения, ограничения свободы, ареста — не истекли.

Истечение срока, установленного законом или приговором суда, означает, что

содержание лица в учреждении или органе, является противоправным. Наряду с

законностью водворения и содержания лиц в учреждениях и органах надзор

охватывает и законность освобождения из них.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями

вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в

них находятся граждане, изолированные от общества, чья личная

неприкосновенность и другие права подвергнуты определенным ограничениям.

Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов

намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе. А

возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и

учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

Сложность задач, которые необходимо решать при осуществлении надзора

за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих

наказание, обусловила наделение прокуроров обширными полномочиями, носящими

властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в статье 33

Закона о прокуратуре РФ. Одни из этих полномочий позволяют прокурорам

выявлять нарушения законов, их причины. К таким полномочиям относятся:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32

настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны,

заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного

характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права

задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам

принудительного характера, проверять соответствие законодательству

Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации

органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона,

требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления,

возбуждать уголовные дела или производства об административных

правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта

администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на

лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим

постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера,

одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель имеет право и обязан немедленно

освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных

оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного

характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию,

предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое

учреждение.

К полномочиям прокурора по устранению выявленных нарушений законов и

предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности

администрации поднадзорных органов и учреждений относятся следующие:

требование от администрации создания условий, обеспечивающих

соблюдение прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

подвергнутых мерам принудительного характера;

внесение протестов и представлений;

отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на

лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедленное освобождение их своим

постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера,

одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

возбуждение уголовного дела или производства об административном

правонарушении.

В целях выявления фактов необоснованных арестов и осуждения граждан,

нарушений порядка, условий и установленных законом сроков из содержания под

стражей Генеральный прокурор РФ приказом № 67 от 15 декабря 1994 г. обязал

прокуроров всех уровней обеспечить не реже одного раза в месяц проверки

следственных изоляторов и принимать безотлагательные меры к восстановлению

нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся

под стражей и наказанию лиц, виновных в нарушении закона.

Прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных

учреждениях являются руководители соответствующих прокуратур, в юрисдикцию

которых входит осуществление надзора за исполнением законов администрациями

исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных

учреждений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы либо

группы прокуроров, возглавляемые старшими помощниками прокуроров республик,

краев, областей, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

Основными их функциями являются осуществление надзора за исполнением

законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системой

на уровне субъектов Федерации, администраций следственных изоляторов и

контроль за работой прокуратур по надзору за соблюдением законов в

исправительных учреждениях.

Следует сказать, что, несмотря на включение в содержание

рассматриваемого направления прокурорской деятельности надзора за

законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных и соблюдение

прав и обязанностей задержанных, в организационном отношении этот вид

надзора по-прежнему (во всяком случае, на уровне нормативных актов

Генеральной прокуратуры РФ) отнесен к надзору за исполнением законов

органами дознания и предварительного следствия.

Проверка исполнения законов – одно из основных средств прокурорского

надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах содержания

под стражей. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных

объектов названных мест, ознакомление с документами, на основании которых

лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, проверку соблюдения

режима, порядка и условий их содержания, законности приказов, распоряжений

и постановлений администрации, прием и проверку жалоб и заявлений.

Знакомясь с документами, на основании которых лица содержатся под стражей,

прокурор выясняет, в точном ли соответствии с законом они составлены,

оформлены ли надлежащим образом, не истекли ли сроки содержания лиц под

стражей. При этом прокурор не ограничивается лишь установлением наличия

судебного решения или постановления о заключении под стражу того или иного

лица; в его обязанность входит также проверить, насколько законно и

обоснованно само лишение свободы. Прокурор определяет:

1) имелись ли основания для привлечения данного лица к уголовной

ответственности;

2) была ли необходимость в избрании именно этой, а не другой меры

пресечения (статьи 89, 91, 96 УПК).

Особое внимание обращается на законность ареста и целесообразность

дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних, престарелых, женщин,

имеющих беременность или малолетних детей, а также лиц, привлеченных к

уголовной ответственности за менее тяжкие и средней тяжести преступления.

При обнаружении фактов, дающих основание сомневаться в обоснованности

избрания меры пресечения в виде ареста, прокурор сообщает об этом

соответствующему прокурору на предмет отмены или изменения данной меры.

Однако своей властью прокурор, осуществляющий надзор за местами

содержания подозреваемых и обвиняемых, вправе и обязан немедленно

освободить лицо из-под стражи в том случае, когда факт нарушения законности

не вызывает сомнений. Руководствуясь статьей 11 УПК, такое решение прокурор

принимает в отношении любого лица, если установлено, что оно содержится под

стражей в отсутствие предусмотренных законом процессуальных документов,

каковыми являются судебное решение, постановление следователя или лица,

производящего дознание, санкционированное прокурором, или постановление

прокурора, либо содержится под стражей свыше срока, предусмотренного

законом.

Генеральный прокурор РФ потребовал от подчиненных прокуроров при

проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях

особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства,

жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны работников этих

учреждений, необоснованного водворения в штрафные изоляторы, обеспечения

гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным

правилам обращения с заключенными.

В приказе Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 г. «О

совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при

исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» отмечены

наиболее существенные нарушения закона, допускаемые работниками

исправительных учреждений, на выявление и устранение которых должны быть

направлены первоочередные усилия прокуроров при осуществлении ими надзора.

Однако круг вопросов, служащих предметом проверок, значительно шире.

Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых

охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по

исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими

только отдельные вопросы.

Соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы

является главным предметом прокурорской проверки. Правовое положение

указанных лиц с процессуальной точки зрения определено уголовным

судопроизводством. Вместе с тем оно определяется и общим правовым статусом

их как граждан, права которых в части личной неприкосновенности

гарантированы Конституцией. Исходя из этого, содержание и правовая

регламентация режима в местах содержания под стражей имеют свои особенности

по сравнению с режимом, установленным в исправительных учреждениях, что

обусловлено существенными различиями в правовом положении категорий лиц,

содержащихся под стражей. В отношении лиц, заключенных под стражу в порядке

меры пресечения, режим предусматривает такую изоляцию и вытекающие из нее

ограничения, которые необходимы в интересах расследования преступления и

судебного рассмотрения дела. Поэтому прокурор, осуществляющий надзор,

проверяет, как соблюдаются права подозреваемых и обвиняемых, детально

регламентированные в Федеральном законе «О содержании под стражей

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предоставление

администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение

порядка и условий содержания, не предусмотренных Законом, должно

рассматриваться как серьезное нарушение законности, требующее реагирования

прокурора вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

В процессе обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор

опрашивает лиц о причинах, по которым они подвергнуты задержанию или

аресту, и о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет

выявить нарушения законности. Он проводится прокурором как в присутствии

представителей администрации учреждения, так и без них. В необходимых

случаях прокурор может предложить опрашиваемым написать заявление или

объяснение.

Осуществляя надзор, прокурор:

проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными

лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о

правонарушениях;

требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения,

инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению

законности;

проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного

воздействия за нарушения установленного порядка содержания;

истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения

по поводу нарушения закона.

Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к

его устранению, используя в указанных целях:

постановления и предложения (требования) прокурора относительно

соблюдения законов по результатам проверок;

протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и

иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной

системы;

представления об устранении нарушений закона и причин, им

способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить

нарушения закона.

Постановление применяется при освобождении лиц, незаконно

содержащихся под стражей, необоснованно водворенных в одиночную камеру или

карцер. В зависимости от характера правонарушения прокурор выносит

мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц

уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Право формулировать требования относительно задержанных и заключенных

под стражу позволяет прокурору реагировать на нарушения законности

немедленно по их выявлении и, что не менее важно, оперативно их устранять.

Требования могут излагаться устно или письменно, причем устно, как правило,

в тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть устранены

непосредственно в ходе проверки. Когда устранение нарушений требует

проведения определенных мероприятий, прокурор формулирует свои предложения

в письменном виде. Сроки исполнения своих требований о соблюдении порядка и

условий содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор определяет

в зависимости от конкретных обстоятельств.

В протесте прокурора могут содержаться требования об отмене акта либо

приведении его в соответствии с законом, о восстановлении нарушенных прав.

До рассмотрения протеста администрация места лишения свободы обязана

приостанавливать действие опротестованного акта. Протест прокурора подлежит

обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не

позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах

рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление – письменный акт прокурора, адресуемый в орган или

должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Оно, как

правило, основывается на обобщенных данных о состоянии законности и

направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на

предупреждение их в будущем. По представлению прокурора не позднее чем в

месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений

закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено

прокурору в письменном виде.

В целях предотвращения или пресечения общественно-опасных действий со

стороны лиц, лишенных свободы, к ним могут быть применены физическая сила,

специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. О каждом случае

применения оружия администрация следственного изолятора обязана уведомить

прокурора немедленно. Она же сообщает прокурору о всех фактах, когда в

результате применения физической силы, специальных средств или оружия были

причинены ранения либо наступила смерть содержащихся в изоляторах и иных

лиц. Законность и обоснованность применения оружия проверяется прокурором

при ознакомлении с материалами и заключениями служебных расследований либо

устанавливается в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по

факту применения оружия.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения

установленных законом порядка и условий содержания лишенных свободы стражу

лиц подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений и органов

уголовно-исполнительной системы. Законодатель наделяет прокуроров особыми

властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению

независимо от того, обжалованы они или нет.

Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан

рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить

заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему

через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся

в местах лишения свободы. При желании лицо может изложить прокурору жалобу

в отсутствие представителя администрации места лишения свободы.

Учитывая, что лишенные свободы лица находятся в условиях строгой

изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав,

унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо

тщательной проверке, а наиболее серьезные из них с выездом на место.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий,

является нарушением законности и влечет за собой установленную законом

ответственность. Характер ответственности (уголовная или дисциплинарная)

определяется в каждом конкретном случае с учетом мотивов неисполнения

требований прокурора, причин и последствий, наступивших в результате такого

неисполнения. При отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица

признаков преступления прокурор может возбудить против него дисциплинарное

производство.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция РФ. М., 1993.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ

от 17 ноября 1995 г. (с изменениями от 10 февраля , 19 ноября

1999 г., 2 января 2000 г.).

4. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и

обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995

г.

5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-

ФЗ от 12 августа 1995 г. (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21

июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.)

6. Приказ Генерального прокурора РФ «О задачах органов

прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации «О

прокуратуре Российской Федерации» №7 от 11 марта 1992 г.

7. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора и

управления в органах прокуратуры Российской Федерации» № 20 от

28 мая 1992 г.

8. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского

надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод

человека и гражданина» № 30 от 22 мая 1996 г.

9. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за

исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной

деятельности в РФ» № 48 от 9 августа 1996 г.

10. Приказ Генерального прокурора РФ «О совершенствовании

прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении

уголовных наказаний и в следственных изоляторах» № 8 от 26

февраля 1997 г.

11. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского

надзора за предварительным следствием и дознанием» № 31 от 18

июня 1997 г.

12. Указания Генерального прокурора РФ «Об организации

прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах

депутатов Государственной Думы» № 43/7 от 29 августа 1995 г.

13. Указания Генерального прокурора РФ «Об организации

прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах

Президента Российской Федерации» № 6/7 от 2 февраля 1996 г.

14. Указания Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского

надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате

заработной платы и соблюдением платежной дисциплины» № 14/7 от

28 февраля 1996 г.

15. Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1995.

16. Кехлеров С. Надзор за исполнением законов и законностью

правовых актов. // Законность.1993. №7. С.2–8.

17. Кулик А. Надзор за законностью исполнения уголовных наказаний.

// Законность. 1997. №12. С.2–9.

18. Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. 1997.

№9. С.7–9.

19. Прокурорский надзор в Российской Федерации : Учебник. / Под

ред. А.А. Чувилева. М., 2000.

20. Становление правового государства и функции прокуратуры

(«круглый стол») // Государство и право . 1994. №5. С.2–29.

21. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод

граждан. // Законность . 1997. №8. С.8–10.

22. Чурилов А., Винокуров А. Охрана прав и свобод гражданина:

обеспечение международных обязательств РФ. // Законность. 1997.

№6. С.7–10.

Дата написания работы: __________________

Дата сдачи работы : __________________

-----------------------

[1] Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. 1997. №9.

С.7.

[2] Чурилов А., Винокуров А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение

международных обязательств РФ. // Законность. 1997. №6. С.7.

[3] Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. //

Законность . 1997. №8. С.8.

[4] Становление правового государства и функции прокуратуры («круглый

стол»)//Государство и право.1994. №5. С.15.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.