рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Договор аренды и его виды

транспортных средств из предметов о прокате.

Возможность предоставления легковых автомобилей гражданам предусмотрена

в п. 8 действующего Устава автомобильного транспорта РСФСР 1969 года, а

отсутствие прямого указания в отношении юридических лиц не может, по моему

мнению, препятствовать заключению договора такого рода.

В связи с этим, встает вопрос о соотношении норм ГК о прокате и об

аренде транспортных средств. Прокат автомобилей определяется как с участием

водителей, так и без него. И в первом, и во втором случае норма п. 2 ст.

631 ГК, содержащая императивный запрет на переход прокатного имущества

третьим лицам, вступает в противоречие с правилами ст. ст. 638, 647 ГК,

допускающими сдачу имущества в субаренду. Его можно устранить путем

установления запрета в договоре, так как нормы данных статей носят

диспозитивный характер.

Небезынтересно также сопоставление понятий «прокат» и «оперативный

лизинг». В учебной литературе до принятия части второй ГК РФ прокат

технических средств именовался оперативным лизингом. В соответствии со ст.

7[13] Федерального закона от 29 октября 1998 г. «О лизинге» под оперативным

лизингом понимается такой его вид, когда лизингодатель закупает на свой

страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета

лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных

условиях во временное владение и пользование, причем передача может

осуществляться неоднократно в течение полного срока его амортизации.

Заслуживает поддержки вывод, что оперативный лизинг с точки зрения ГК не

может быть признан договором лизинга. Он не обладает ни экономическими, ни

правовыми признаками финансовой аренды. Анализ легального определения (ст.

7 Закона «О лизинге»), сформулированного крайне невнятно, тем не менее,

позволяет сделать вывод, что лизингодатель выступает в качестве

предпринимателя, закупал имущество на свой страх и риск с целью его

последующей неоднократной, возмездной передачи во владение и пользование.

Фигура лизингодателя сближает оперативный лизинг с договором проката.

Однако вряд ли есть смысл рассматривать оперативный лизинг в качестве

разновидности проката, так как это скорее экономическое явление, чем

правовое.

2. Договор аренды транспортных средств

2. 1 Понятие договора применения

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства –

гражданско-правовой договор, по которому арендатору за плату

предоставляется транспортное средство во временное владение и пользование с

оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без

оказания такого рода услуг (ст. 623, 642 ГК).

Как уже отмечалось, ГК различает отдельные виды аренды и аренду

отдельных видов имущества (ст. 625 ГК РФ).

На первый взгляд кажется, что договор аренды (фрахтования на время)

транспортного средства не представляет собой отдельного вида аренды, а

выделяется по признаку особого вида арендуемого имущества – транспортного

средства. Однако более внимательное рассмотрение денного договора приводит

к выводу о том, что речь идет об отдельном виде договора аренды со

специфическим предметом вытекающего из него обязательства, который не

сводится только к арендуемому имуществу.

На мой взгляд договор аренды (можно, следует отнести) к договорам

направленным на передачу имущества, предмет данных договоров включает в

себя как минимум два объекта: объект первого рода – действия по передаче

имущества; объект второго рода – само передаваемое имущество. Применительно

к предмету договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства

можно говорить и об объекте третьего рода, а именно о действиях сторон по

управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

На мой взгляд, следует так же рассмотреть и иную точку зрения

относительно правовой природы договора аренды (фрахтования на время)

транспортного средства. Например, в одной из работ утверждается, что «этот

договор можно рассматривать как комплексный, устанавливающий обязательства:

а) непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в

аренду, и б) по оказанию арендатору услуг, связанных с управлением и его

технической эксплуатацией. Договор, не предусматривающий предоставления

таких услуг, носит чисто арендный характер…»[14].

При таком подходе вся специфика договора аренды транспортного средства

с экипажем сводится к тому, что он является смешанным договором, включающим

в себя элементы обязательств аренды и оказания услуг. Что же касается

договора аренды транспортного средства без экипажа, то он представляется

автору данной работы обычной арендой, смысл специального регулирования

которой состоит лишь в необходимости учета особенностей арендуемого

имущества.

Следует так же упомянуть о том, что договор аренды (фрахтования на

время) транспортного средства (как с экипажем, так и без него) имеет ряд

квалифицирующих признаков, относящихся к его предмету, которые позволяют

выделить его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, по указанному договору в аренду передается не просто

транспортное средство (как особый вид имущества), а такое транспортное

средство, владение и пользование которым требуют управления им и

обеспечения его надлежащей технической эксплуатации. Этот признак придает

договору аренды транспортного средства значение обязательства, которое

действительно является квалифицированным видом аренды. Причем сказанное в

равной степени относится к обеим разновидностям договора аренды

транспортного средства: как с экипажем, так и без экипажа, - поскольку и в

том и в другом случае требуются как управление транспортным средством, так

и его надлежащая техническая эксплуатация. Все различие состоит в том, на

какую из сторон (арендодателя или арендатора) возлагаются соответствующие

обязанности.

Кстати сказать, данный признак позволяет также четко определить круг

транспортных средств, которые могут служить объектом договора аренды

(фрахтования на время) транспортного средства. Понятие «транспортного

средства» является чрезвычайно широким и включает в себя самые разные

объекты, имеющие целью транспортировку пассажиров, почты, грузов, багажа;

от воздушных и морских судов до телеги и велосипеда. Объектом же договора

аренды могут служить только те из них, пользование которыми требует

управления и обеспечения надлежащей технической эксплуатации, причем речь

идет о квалифицированных управлении и технической эксплуатации с помощью

экипажа. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны

отвечать определенным обязательным для сторон правилам, а при отсутствии

таковых – требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства

данного вида и условиям договора (п. 2 ст. 635 ГК).

Необходимо подчеркнуть, что данное обстоятельство характерно, в том

числе и для договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства

без экипажа, поскольку и в этом случае от арендатора требуются

квалифицированное управление и надлежащая техническая эксплуатация, которые

могут быть обеспечены только с помощью профессионального экипажа. В этом

смысле трудно согласиться с утверждением о том, что управление и

эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства, взятого в

аренду без экипажа, может осуществляться «непосредственно самим арендатором

(например, при аренде автомобиля)». Думается, что в этом случае отношения

сторон должны регулироваться не нормами об аренде транспортного средства, а

общими правилами о договоре аренды (1 гл. 34) либо нормами о договоре

проката (2 гл. 34 ГК), если в роли арендодателя выступает

специализированная прокатная организация.

Итак, договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства

охватываются лишь такие правоотношения, связанные с арендой транспортного

средства, которые предполагают использование транспортного средства путем

квалифицированного управления им и его надлежащей технической эксплуатации

с помощью профессионально подготовленного экипажа.

Во-вторых, специфический целевой характер носит пользование

арендованным имуществом со стороны арендатора: транспортное средство может

эксплуатироваться только с одной определенной целью, а именно для перевозки

пассажиров, грузов, почты, багажа. Поэтому содержание правомочия арендатора

по владению и пользованию арендованным транспортным средством включает в

себя три различных возможности:

1) использование транспортного средства для перевозки собственных

работников или грузов;

2) заключение (в качестве перевозчика) договоров с третьими лицами на

перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты;

3) передача транспортного средства в субаренду.

В-третьих, в отношении с третьими лицами арендатор транспортного

средства выступает соответственно либо в качестве перевозчика пассажиров,

грузов, почты, багажа (договорные отношения), либо в качестве арендодателя

транспортного средства (субаренда), либо в качестве владельца транспортного

средства (деликтные обязательства). Конечно же, в процессе эксплуатации

транспортного средства арендатор может быть субъектом и иных правоотношений

с третьими лицами, например, выступать в роли заказчика по договору подряда

при капитальном ремонте транспортного средства, в роли страхователя по

договору имущественного страхования и т. п.; однако указанные

правоотношения не относятся к существу обязательств, вытекающих из договора

аренды (фрахтования на время) транспортного средства.

В юридической литературе поставлен вопрос о соотношении договора аренды

(фрахтования на время) транспортного средства и договора перевозки. По

этому поводу О. М. Козырь пишет: «Первая из разновидностей аренды

транспортных средств (с экипажем) в известной мере смыкается с договором

перевозки, что вызвало при разработке ГК предложения о переносе ее в другую

главу. Однако в данном случае между собственником транспортного средства и

лицом, нанимающим это средство, возникают именно отношения аренды, а уже в

процессе эксплуатации транспортного средства арендатором у него

складываются отношения с другими лицами по перевозке, которые и

урегулированы соответствующими статьями главы 40». Такой подход не вызывает

возражений. Вместе с тем у этой проблемы имеется и иной аспект, а именно:

соотношение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и

договора фрахтования.

Явное сходство договора аренды (фрахтования на время) транспортного

средства и договора[15] фрахтования (чартера) просматривается не только в

использовании законодателем аналогичных терминов. В обоих случаях

предусматривается. Что указанные договоры могут регулироваться помимо ГК

также транспортными уставами и кодексами. Правда, объем такого

регулирования различен: если в отношении договора аренды (фрахтования на

время) транспортного средства транспортные уставы и кодексы могут

устанавливать иные особенности аренды отдельных видов транспортных средств

(ст. 641, 649 ГК), то применительно к договору фрахтования (чартер) объем

регулирования транспортными уставами и кодексами ограничен установлением

порядка его заключения, а также требований, предъявляемых к форме

указанного договора (ст. 787 ГК).

Проблема разграничения договора аренды (фрахтования на время)

транспортного средства и договора фрахтования (чартера) усложняется тем,

что отдельные транспортные уставы и кодексы смешивают данные виды

обязательств и выходят за пределы их правового регулирования, обозначенные

в ГК. Скажем, в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации

(КТМ)[16] обеспечивается четкое дифференцированное регулирование чартера

как вида договора морской перевозки с условием предоставления для перевозки

груза всего судна, его части или определенных судовых помещений (п. 2 ст.

115) и договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) с экипажем или

без экипажа (ст. 198, 211). В то же время Воздушный кодекс Российской

Федерации (ВК)[17] предусматривает некий договорный суррогат, смешивающий

оба вида названных обязательств. В этом можно убедиться, ознакомившись со

ст. 104 ВК, которая носит название «Договор фрахтования воздушного судна

(воздушный чартер)». Согласно данной статье по договору фрахтования

воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется

предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного

или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть

воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и

почты. Более того, данная статья содержит норму о том, что осуществление

чартерных воздушных перевозок регулируется ВК (странно, как будто нет

ст.787 ГК).

2. 2 Особенности правового регулирования

Как уже отмечалось ранее, в ГК (§ 3 гл. 34) содержатся нормы,

регулирующие две разновидности договора аренды транспортного средства:

договор аренды транспортного средства с экипажем и договор аренды

транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической

эксплуатации (без экипажа).

В первую очередь, следует оговорить особенности правового регулирования

аренды транспортного средств, являющиеся общими для обеих разновидностей

договора аренды транспортного средства, которые позволяют выделить данный

договор в самостоятельный вид договора аренды.

Во-первых, учитывая специфику предмета договора, а именно:

предоставление в аренду транспортного средства, - законодатель исключил

возможность применения к данным правоотношениям общих положений об аренде,

наделяющих арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по

истечении срока договора аренды при прочих равных условиях преимущественным

перед другими лицами правом на заключение договора аренды на новый срок

(ст. 621 ГК). Как следствие этого арендатор транспортного средства в

отличие от арендатора по обычному договору аренды ни при каких условиях не

вправе требовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по

договору аренды транспортного средства, заключенному арендодателем с другим

арендатором по истечении срока действия прежнего договора.

Во-вторых, договор аренды транспортного средства не подлежит

государственной регистрации, он заключается в простой письменной форме.

Это принципиальный момент, поскольку определенные транспортные

средства: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические

объекты – отнесены ГК к недвижимым вещам (ст. 130 ГК). По общему правилу

сделки с недвижимым имуществом, и в частности договор аренды недвижимости,

требуют государственной регистрации (ст. 164, 609 ГК).

В-третьих, обязанностью арендатора в течение всего срока действия

аренды транспортного средства является поддержка сданного в аренду

транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление как

текущего, так и капитального ремонта. По общему правилу, как мы уже

отмечали, обязанность осуществления капитального ремонта сданного в аренду

имущества возлагается на арендодателя (п. 1 ст. 616 ГК).

В-четвертых, арендатору транспортного средства предоставлено право без

согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в

субаренду, ели иное не предусмотрено договором. Применительно к договорам

аренды иного имущества, как это отмечалось ранее, действует противоположное

правило, согласно которому арендатор может передать арендованное имущество

в субаренду только с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 ГК).

Кроме того, арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации

арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от

своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные

договоры, если они не противоречат указным в договоре целям использования

транспортного средства либо назначению этого транспортного средства.

Что касается имеющихся различий в правовом регулировании двух

разновидностей договор аренды транспортного средства: соответственно аренды

транспортного средства с экипажем и без экипажа, - то все они

предопределены тем, что в первом случае обязанности по управлению и

технической эксплуатации транспортного средства остаются на арендодателе,

во втором случае – осуществляются арендатором транспортного средства.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель

помимо основных обязанностей, присущих всякому договору аренды

транспортного средства, оказывают арендатору услуги по управлению и

технической эксплуатации транспортного средства, которые должны

обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию (ст. 636 ГК). Члены

экипажа являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям,

относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства.

Арендодатель должен обеспечить такой состав экипажа транспортного средства

и уровень его квалификации, которые соответствовали бы условиям договора,

обязательным для сторон правилам, а также требованиям обычной практики

эксплуатации транспортного средства данного вида. На арендодателе остаются

расходы на содержание членов экипажа и оплату их услуг, а также поддержка

сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, включая

осуществление как текущего, так и капитального ремонта.

Естественно, при аренде транспортного средства без экипажа арендодатель

свободен от исполнения названных обязанностей, поскольку управление

арендованным транспортным средством и его техническую эксплуатацию

осуществляет своими силами арендатор (ст. 645 ГК).

По-разному, применительно к двум разновидностям договора аренды

транспортного средства, решаются вопросы, касающиеся оплаты расходов,

связанных с эксплуатацией транспортного средства. Лицо, арендующее

транспортное средство без экипажа, несет все расходы на содержание

арендованного транспортного средства, включая его страхование, а также

расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК).

В случае, когда транспортное средство передается в аренду с экипажем,

часть расходов на его эксплуатацию остается на арендодателе, в том числе

расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб,

который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, если такое

страхование в силу закона или договора является обязательным (ст. 637 ГК),

а также осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 634 ГК). Что

касается арендатора, то он несет только те расходы, которые возникают в

связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, включая оплату

сборов, а также топлива и других расходуемых в процессе такой эксплуатации

материалов.

Принципиальные различия в правовом регулировании договоров аренды

транспортного средства соответственно с экипажем и без экипажа находятся в

сфере правоотношений, связанных с ответственностью за вред, причиненный

арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и

оборудованием, третьим лицам. При аренде транспортного средства с экипажем

такая ответственность возлагается на арендодателя. Арендодатель может

предъявить арендатору требование о возмещении сумм, выплаченных им третьим

лицам, но только в регрессивном порядке и при условии представления

доказательств, подтверждающих, что вред причинен третьим лицам по вине

арендатора (ст. 640 ГК).

Если по договору аренды арендатору передается транспортное средство без

экипажа, ответственность за вред, причиненный третьим лицам этим

транспортным средством, его механизмами, устройствами или оборудованием,

несет арендатор. ГК РФ не предусматривает цель обеспечения исчерпывающего

регулирования обязательств, возникающих из договора аренды (фрахтование на

время) транспортного средства, а транспортные уставы и кодексы напротив,

более подробно подходят к определению особенностей аренды отдельных видов

транспортных средств (как с предоставлением арендодателем услуг по

управлению и технической эксплуатации, так и без таковых).

2. 3 Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Аренда различных видов транспортных средств носит распространенный

характер. Однако возникающие при этом правоотношения в одних случаях

подлежат регулированию общими положениями о договоре аренды (§ 1 гл. 34

ГК), а в других – по преимуществу специальными правилами о договоре аренды

(фрахтование на время) транспортного средства (§ 3 гл. 34 ГК) и лишь при

отсутствии таковых – общими положениями о договоре аренды.

Специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время)

транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, которые

связаны с передачей в аренду договоре аренды (фрахтования на время)

транспортных средств, требующих квалифицированного управления и технической

эксплуатации их силами профессионального экипажа арендодателя или

арендатора.

В зависимости от квалификации соответствующих правоотношений – как

договора аренды либо как договора аренды (фрахтование на время)

транспортного средства – строится и схема их правового регулирования.

Признание соответствующего договора договором аренды (фрахтования на время)

транспортного средства означает, что он регулируется нормами § 3 гл. 34

ГК, затем в субсидиарном порядке, общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34

ГК) с учетом особенностей аренды отдельных видов транспортных средств,

установленных транспортными уставами и кодексами.

Регулирование договоров аренды транспортных средств, которые в силу

отсутствия необходимых квалифицирующих признаков не могут быть отнесены к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.