рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Мадагаскар

Внешнеэкономические трудности Мадагаскара объясняются различными причинами, часть из которых можно считать относительно случайными. Например, цены на продукцию Мадагаскара начали падать и потребность в ней стала сокращаться, так как мировой рынок кофе и ванили был очень депрессивным в тот период, а именно эти два продукта являются (если верить официальной статистике) основными экспортными культурами Мадагаскара.

Если падение спроса на ваниль было действительно случайным, связанным лишь с открытием способа изготовления искусственных и более дешевых заменителей ее, то депрессивность мирового рынка кофе в 1980-е годы и в последующее время есть типичнейший пример неоколониального давления западных стран на страны - производители кофе. Все они были и фактически продолжают оставаться колониями. Мадагаскар с его 60 - 80 тысячами тонн кофейных зерен робуста, которые отличаются более низким качеством и могут быть использованы только для производства растворимого кофе, попал в очень тяжелое положение. На поставки кофейных зерен ему выделялись квоты, и тон в этом задавали страны Запада, которые всё ориентировали на свои цели. Итогом стало едва ли не самое низкое за всю историю падение цен на кофейные зерна. Тем не менее, западные страны несколько перебрали в своем давлении на “третий мир”, и тот принял ответные меры: в Бразилии, как и всегда, когда нужно, “начались заморозки”; цены на кофе стали расти и исчезло всякое квотирование, кто, куда и сколько может продавать зерен. Мадагаскару от этого стало не намного легче, поскольку на мировом кофейном рынке он занимает не самое видное место, и то, что может допустить Бразилия в отношении своего кофе, непозволительно для Мадагаскара.

В политику страны были внесены некоторые изменения. Международный Валютный Фонд и Мировой Банк Развития в ответ дали займы, и с тех пор положение стало “улучшаться”, то есть долги западным странам начали неуклонно расти, но последние перестали беспокоиться по этому поводу.

В начале 1980-х годов Мадагаскар столкнулся не только с экономическими проблемами - социальная ситуация в стране также складывалась не самым благоприятным образом. Неожиданной проблемой для острова стала возрастающая популярность восточных боевых искусств: фильмы с Брюсом Ли произвели подлинную сенсацию среди молодежи страны, и на острове появилось множество клубов кунг-фу. Это были не просто спортивные секции, но молодежные организации, которые, хотя и не выдвигали четких политических требований, но имели свой собственный взгляд на политику Рацираки. Лидер этого несколько странного движения Пьер Бе считал, что Рацирака неверно представляет задачи развития Мадагаскара и общество необходимо преобразовывать на основаниях духовного учения кунг-фу.

В 1984 году в рядах молодежного движения произошел раскол, дошедший до того, что сторонники иного варианта преобразования общества на основании того же учения кунг-фу стали охотиться на прежнего лидера и однажды напали на его штаб-квартиру. Итогом стали около 100 трупов...

К 1985 году война между различными сектами кунг-фу приобрела вполне массовый характер, так что правительству пришлось применить силу. В нюансы различных толкований учения кунг-фу вникать не стали, и все клубы были закрыты и запрещены. Во время разгона движения правительственные войска столкнулись с отчаянным сопротивлением; несколько десятков человек погибло. В 1988 году состоялся суд над лидерами движения, и все они получили сроки до 30 месяцев тюремного заключения.

Интерпретировать этот странный эпизод в истории современного Мадагаскара достаточно сложно, но несомненно, что одним из феноменов острова и поведения его этнических групп является вполне откровенная беспокойность. Когда наступает относительное затишье и нет особых оснований для волнений на экономической почве, то начинают активизироваться разного рода идеологические течения. Особо повышенная беспокойность характерна для молодежи: выступления студентов против правительства под флагом реформы образования, реформы политической власти и так далее - дело, совершенно нормальное для Мадагаскара. И выступление молодежи против властей под знаменем идеологии кунг-фу не является чем-то странным: они могли бы провозгласить своими лозунгами все, что угодно, и положить в основания своих идейных воззрений работы раннего Маркса или позднего Шеллинга, идеологию футбола или настольного тенниса - дело вовсе не в форме...

*          *          *

После того, как в конце 1980-х годов Мадагаскар снова попал в сильную зависимость от МВФ и Мирового Банка Развития, он стал более ориентироваться на экспорт кофе и гвоздики. Западные “эксперты” в это время в высшей степени лицемерно настаивали на мысли, что в перспективе Мадагаскар может вернуться к самообеспечению продуктами питания и они готовы помочь ему добиться этого, но прежде, конечно, нужно наладить экспорт, вернуть долги и так далее.

Мадагаскар подписал ряд договоров относительно разработки полезных ископаемых с американскими компаниями и British Petroleum, но во всех проектах государство достойно настаивало на сохранении за ним 51 % акций.

Важной причиной осложнения положения на Мадагаскаре явилось преобразование СССР и коммунистической системы в целом. Перестройка в СССР поставила в самое тяжелое положение все левые режимы Азии и Африки, и их противники моментально активизировались (к тому же западная сторона сразу начала сулить в буквальном смысле золотые горы за свержение левых правительств), и Мадагаскар стал одной из жертв перестройки в СССР - начинался очередной этап в истории острова.

Исчезновение социализма

и пост-неоколониализм на Мадагаскаре

Несколько отдельных замечаний по поводу периода 1980 - 90-х годов в Африке и “третьем мире” в целом.

В высшей степени интересным является время, когда СССР и сам перестал строить коммунизм и вдобавок начал сокращать поддержку государств, которые в той или иной мере занимались этим странным делом. С нашей точки зрения, этот период интерпретируется не вполне корректно. Российским компаниям, начинающим работать на рынках стран “третьего мира”, исключительно важно понять, в чем, собственно, было дело.

Прежде всего стоит уточнить, что для громадного большинства африканских стран - в том числе и для Мадагаскара - декларирование коммунистического курса было только средством избавления от прежней колониальной и неоколониальной зависимости. Черные люди - в большинстве своем не вполне образованные и не всегда продвинутые, но они - не фантазеры, и очень многое из того, что происходит в африканских государствах, можно просто объяснить на основании африканского здравого смысла (именно африканского, поскольку он радикально отличается от западного или российского стандартов здравого смысла).

Еще раз: коммунизм для множества африканских государств был только средством избавления от слишком сильного давления западных стран, долгое время их жестоко эксплуатировавших, и не имел ничего общего с реальными попытками построения идеального социального общества. Африканский стандарт идеального общества существенно отличается как от марксистского варианта, так и от его российских интерпретаций, поскольку определяется не классовой структурой общества, а строгой внутренней племенной организацией и расстановкой сил различных племен в регионе. Это не анахронизм, и нынешняя реальность Африки - не классы, а племена. Нет никаких оснований считать, что племенная структура африканских народов обязательно должна перерастать в социальные структуры западного или российского типа - с такими же успехом и основаниями можно предположить, что западное общество начнет усваивать африканские или китайские стандарты: это различные социо-культурные типы, которые принципиально не могут переходить друг в друга.

Важно понять и то, что коммунистические ориентации многих африканских государств были только средством получения кредитов. Ведь так просто: достаточно сделать несколько деклараций и появляются деньги. Декларация ® деньги... нет денег ® делай декларации, и деньги появляются... В период холодной войны российской и западной социо-культурных систем за Африку - за развал колоний с одной стороны и их сохранение с другой - такой способ генерирования денег был очень популярен.

Мадагаскар не стал исключением. Он часто получал и до сих пор получает кредиты под декларации и экономические реформы, являющиеся в реальности только постановлениями правительства, которые нет ни малейшей возможности последовательно реализовать, даже если ввести на Мадагаскар все войска НАТО или Варшавского Договора.

И последнее: нужно понять, чего в реальности добивался СССР в Африке и в какой степени серьезно собирался он строить коммунизм на этом континенте. Практический опыт работы в Азии и Африке и теоретические исследования, ведущиеся в рамках создания общей теории социо-культурных систем, свидетельствуют о том, что усилия СССР были направлены не столько на построение коммунизма в Африке, сколько на радикальное ослабление западного мира и разрушение его колониальной системы. Экономика западных стран в высшей степени зависима от их колоний, и разговоры об информационной революции и том, что деньги генерируются в процессе манипулирования бумагами, - не более, чем сказки для дефективных детей, полная фикция: западные страны невероятно зависят от своих колоний, от ресурсов, которые находятся на территориях последних. Российская социо-культурная система стремилась разорвать связи метрополий и колоний и тем самым радикально ослабить западные страны. Естественно, все это осуществлялось не в столь открытой и циничной форме, как описывается здесь. Речь более шла об освобождении африканских стран от колонизаторов и т.п. После того, как задача развала западной колониальной системы была практически выполнена, СССР за ненадобностью исчез и Россия принялась сама строить рыночную экономику и вторгаться на любые рынки на основании совершенно немыслимого для западных стран и компаний равноправия всех торгующих сторон.

Неоколониализм достаточно слаб и непоследователен, может быть, потому, что это не оригинальная форма, а вынужденная мера. Неоколониализм - это деградировавший колониализм, который во многом держится на стимулировании коррупции с западной стороны и отсутствии реальных альтернатив у стран, ранее бывших колониями. Если появятся альтернативы, основанные на разумных и равноправных отношениях с бывшими колониями, то последние, думается, быстро и с готовностью наладят новые связи, в том числе и с Россией. Мадагаскар не представляется исключением из общих правил.

Из всего вышесказанного следует, что колониализм и неоколониализм как формы доминирования западных государств над “третьим миром” серьезно подорваны. Благодаря целенаправленным усилиям СССР и его сателлитов в Восточной Европе африканские страны существенно преобразились по сравнению с колониальным прошлым. В 1960 году был совершен переход от примитивной колониальной системы к политической свободе и неоколониализму в экономической сфере. В 1980 - 90-е годы можно констатировать глубочайший кризис неоколониализма: африканские страны не могут более быть управляемы неоколониальными методами. Это долгая тема для разговора, но это так.

Мадагаскар - самая рядовая иллюстрация всего процесса. Получив политическую независимость в 1958 - 60-х годах, он был готов к тому, чтобы к нему в полной мере применили весь набор методов по установлению неоколониального господства. Так и случилось: на острове были посажены марионетки, куплено и подкуплено все, что нужно и можно.

В 1975 - 80-х годах, оставаясь экономически зависимым, Мадагаскар все больше переставал быть управляемым и начал последовательно генерировать антизападную политику. Падение власти Рацираки вовсе не означало краха коммунистических идей. Оно означало только то, что Мадагаскар достиг баланса сил внутри своего общества, который не позволял утвердиться какой бы то ни было одной прочной власти. И сейчас любая власть на острове не постоянна, крайне шатка и держится только на перманентных денежных инвестициях со стороны. По сути, Мадагаскар объявил тренд на такого рода инвестиции. СССР и другие страны к этому времени уже не существующего социалистического блока не отреагировали на предложение о финансировании Мадагаскара, но западные страны откликнулись весьма живо и заинтересованно. Все происшедшее воспринимается ими как крах коммунизма - учения, враждебного западной социо-культурной системе, - и возможность восстановления своего доминирования на Мадагаскаре и в “третьем мире” в целом.

После того, как в СССР перестали интересоваться утопией под названием коммунизм, там почему-то решили, что всё говорившееся противниками последнего - сущая правда, и стали повторять, а иногда даже пытаться реализовать то, что утверждали и советовали западные “эксперты”. В частности, много стали говорить о цивилизованной рыночной экономике - таком же фантоме на глобальном рынке, как и коммунизм.

Рыночная экономика в ее современном виде есть только проводник политики западных государств, по сути дела - синоним неоколониализма. И когда Россия начинает следовать принципам свободной конкуренции, когда аналогичное всё чаще позволяют себе бывшие колонии в отношении своей экспортной продукции, например, кофе, это означает полный крах неоколониализма и переход его на принципиально иной уровень. Стандарты рыночной экономики в применении к странам Запада фактически разрушают их основы. Рыночная экономика для западных стран может существовать только при экономической зависимости от них всего остального мира, но применение рыночных принципов по отношению к самим западным странам ведет к их разорению - это более, чем очевидно.

Естественно, российским компаниям стоит продолжать декларировать самые прогрессивные рыночные принципы и настаивать на последовательном их соблюдении. Итогом будет только всё большее экономическое ослабление западных стран и утверждение России в мире как новой экономической супердержавы. Россия не завязла в неуправляемом “третьем мире” и может формировать свою экономическую политику намного гибче и свободнее, чем современные западные страны.

Пусть эти рассуждения не покажутся Вам слишком общими: они крайне важны для понимания того, что происходит на Мадагаскаре в последние несколько лет. По сути, здесь, как и в остальной Африке, пытаются восстановить неоколониальный режим без учета того, что ситуация в мире радикально изменилась и Африка стала практически неуправляемой, то есть реально свободной в том смысле, что она более не может быть управляема любым из государств Запада или иного региона. Она может пребывать в нищете, но здесь ведь никто не воспринимает базисный уровень жизни как нечто странное или неестественное - напротив, это самая естественная форма для Африки. Происходит “африканизация” Африки, и аналогичный процесс идет на Мадагаскаре. Важным следствием его является то, что сколько в Африку сейчас не инвестируй денег и сколь целенаправленно не подкупай текущее начальство, это не может дать надежных результатов - пустая трата денег. Западным людям это, видимо, сложно понять, а западным компаниям, в общем-то, некуда деваться. Перейти же на свои знаменитые рыночные принципы они не хотят и не могут по множеству причин.

*          *          *

Итак, с момента ослабления власти Рацираки начинается новый этап в истории Мадагаскара - этап пост-неоколониализма и попыток западных стран, прежде всего Франции, восстановить доминирование на острове. Переход к нему был достаточно плавным и продолжался при вполне хаотичном состоянии дел на Мадагаскаре - только во время правления Рацираки в политическом и экономическом хаосе преобладали социалистические нотки и явный антизападный курс, а в период изменения политического курса стали доминировать прозападные ориентации. Тем не менее, Мадагаскар от этого сильно не изменился. К концу 1980-х годов он стал совершенно неуправляемым государством с массой политических партий, этническими и региональными противоречиями, активизация любого из которых вела к волнениям и росту нестабильности на острове, когда все сразу забывали об экономике, бросаясь разрешать очередной конфликт. Нетрудно представить, сколь приятные условия гарантировало это иностранным инвесторам.

Основные события описываемого периода были следующими.

В 1987 году вспыхнули волнения по серьезному поводу: население страдало от очевидного недостатка продуктов питания. Первыми забастовали докеры порта Тоамасина. Одновременно в четырех наиболее крупных городах острова начались выступления, направленные против индийской общины Мадагаскара. Индусы на острове, как и во многих других местах мира, занимались торговлей и, вероятно, стали слишком явно наживаться на недостатке продуктов питания. Прошла серия погромов, в ходе которых 183 магазина и 43 дома - всё индусские владения - оказались разрушены. Были также раненые и убитые.

В том же 1987 году начались очередные волнения студентов. Снова речь шла о реформе образования, снова что-то было не так. Студенты захватили кампусы и объявили забастовку на 6 месяцев. Правительство направило против них войска, были убитые и раненые. Реформы начались, но студенты все равно остались вечной оппозицией правительству на Мадагаскаре и даже в ходе реформ продолжали требовать его отставки.

В тот же период на Мадагаскаре активизировалось большое количество партий, в том числе стали набирать силу те из них, что носили откровенно прозападный характер, и прежде всего - Партия Демократических Мальгашских Христиан, базировавшаяся в Париже и пытавшаяся объединить католиков острова в борьбе против Рацираки и его социалистических реформ. Партия носила откровенно марионеточный характер и получала финансирование из Франции.

Вполне очевидно, что Рацирака в такой ситуации не мог дольше удерживать власть. Он сделал последнюю попытку спасти положение, нанеся визиты в Москву и Париж в сентябре 1988 года. Вероятно, речь шла о кредитах, и столь же вероятно, что кредитов не было. В любом случае, сделать что-либо было сложно: Москва в это время больше интересовалась своей перестройкой, чем африканскими страстями, а Париж настаивал на возвращении к прежним стандартам “мира и дружбы” между Мадагаскаром и Францией.  Основным вопросом на встрече Рацираки с Миттераном было возвращение долга Мадагаскара. Переговоры привели к некоторым определенным договоренностям. В частности, Франция стала снабжать Мадагаскар школьными учебниками (до этого обучение на острове велось, в основном, на местном языке, и переход к преподаванию на французском во многом был симптоматичен).

На Мадагаскаре снова начинались серьезные волнения. У Рацираки появились сильные противники, предлагавшие самые различные способы решения проблем. Были и свои радикалы, в частности, Монда Жоан - сторонник крутых мер, рекомендовавший для решения проблем острова ввести казни без суда и следствия. Предложенная мера относилась ко всем врагам Мадагаскара, и кто мог угодить в их категорию, сказать сложно.

В 1989 году состоялись очередные президентские выборы. Как ни странно, Президентом был избран Рацирака... Казалось бы, все говорило о том, что он доживает в качестве главы государства последние дни, но несмотря на это и на мощную оппозицию, выборы показали, что 61.64 % избирателей поддерживают именно его. Рацирака стал народным избранником на третий срок. Говорилось, что за Рацираку проголосовали, в основном, сельские районы, города же были настроены против него.

Естественно, всплыли старые мадагаскарские истории с умелыми подсчетами голосов. Оппозиция громко и, скорее всего, обоснованно настаивала на том, что оглашенные результаты голосования некорректны. Но когда они были корректными на Мадагаскаре и в Африке вообще? В некоторых случаях официальные власти признали, что не все было, к сожалению, честно, но уж что сделано, то сделано, и новые выборы проводить не стали - и так все ясно... Рацирака продолжал править островом.

С мая 1989 года и на протяжении всего 1990 года остров был охвачен волнениями: проходили бесконечные демонстрации в поддержку кого-то и чего-то, в демонстрантов стреляли, были жертвы; различные партии объединялись в различные блоки, которые моментально запрещались президентом страны; правительство проводило одну перестановку за другой, и так далее. Этот период можно кратко назвать обычной борьбой за власть: одни хотели удержать ее любыми средствами, другие хотели ее захватить теми же средствами. Совершенно естественно стали нарастать расхождения в числительных. Например, в мае 1990 года группа военных захватила радиостанцию и начала призывать в открытом эфире к свержению Рацираки; военных удалили со станции понятно каким путем. Официальные сообщения говорили, что столкновение повлекло за собой пять жертв, оппозиция утверждала, что 50... Примеры можно было бы продолжить.

*          *          *

После того, как социалистического лагеря не стало, а появилась Россия, которая никому не собиралась давать кредиты, ссылаясь на свои собственные экономические затруднения, Рацирака попытался наладить связи с ЮАР. Прежде ни он, ни кто-либо другой из правителей острова ничего подобного не делал, и несмотря на географическое соседство практически никаких контактов между двумя странами не было. В 1990 году президент ЮАР Ф. Де Клерк побывал на острове с официальным визитом, во время которого были подписаны весьма значимые документы, открывавшие компаниям ЮАР возможность начать работу на Мадагаскаре.

Обратите, пожалуйста, особое внимание на эти связи. Давление Франции на Мадагаскар есть дело временное, но связи с ЮАР, без сомнения, будут развиваться. Расширение сотрудничества не обязательно должно протекать в бурных формах. Более вероятно, что мало кто даже узнает об этом: традицией экономической политики ЮАР является отсутствие внешних эффектов и деклараций. Потенциально же Мадагаскар попадает под экономическое влияние ЮАР. В частности, горнорудная промышленность страны со временем может стать лишь приложением к южно-африканским корпорациям.

*          *          *

В связи со все более ухудшающимся экономическим положением в 1991 году в столице страны снова начались волнения. Думается, Рацирака ни в чем конкретном не был виноват. В этот период громадное большинство стран “третьего”, “второго” и даже “первого” миров столкнулись с аналогичными проблемами, и ухудшение экономического положения Мадагаскара есть только частное проявление общего изменения расстановки сил в мире. С 1991 года начался фактический переход власти из рук Рацираки к новым лидерам. Национальный Форум приступил к работе над новой Конституцией страны. Задача состояла в том, чтобы заменить существовавшую в течение последних 17 лет Конституцию, которая ориентировалась на “революционный социализм” и творцом которой был, естественно, Рацирака.

Новая Конституция была утверждена на национальном референдуме в августе 1992 года.  В соответствии с ней Президент страны терял значительную долю своей власти и его функции становились едва ли не парадными. Реальную же и очень большую власть получил Премьер-министр страны, который выбирался Национальной Ассамблеей. Любопытно, что в Конституции было заложено немало “подводных камней” только для того, чтобы не допустить Рацираку к очередным выборам.

Президентские выборы 1992 года

Рацирака был исключен из числа кандидатов на пост Президента, но и это не спасло страну от волнений и забастовок. На этот раз они начались с активных выступлений жителей прибрежных районов в поддержку прав Рацираки быть в числе кандидатов. Естественно, в полной мере и с обеих сторон применялось насилие: был захвачен аэропорт Антсиранана, блокирована железная дорога из столицы в основной порт страны - Тоамасина и т.д. В итоге Рацирака был включен в число кандидатов на пост Президента.

25 ноября 1992 года состоялись выборы: Зафи получил 45 %, Рацирака 29 % голосов. В соответствии с законом Президентом мог стать только тот, кто набирал 50 % голосов.

10 февраля 1993 года прошел второй круг выборов, на который вышли только два кандидата: Зафи получил 66.7 % голосов, Рацирака - 33.3 %. Новый президент страны приступил к исполнению своих обязанностей 31 марта 1993 года.

Выборы еще раз показали, что политическая ситуация в стране в высшей степени нестабильна. Для участия в выборах Президента и в Национальную Ассамблею было зарегистрировано более 100 партий, многие из которых стали формировать самые разные союзы - описывать все это нет никакой возможности, так как одно только перечисление длинных названий партий заняло бы более двух страниц. На 138 мест в Ассамблее претендовало около 4 000 кандидатов от 121 партии, то есть 29 человек и едва ли не отдельная политическая партия на каждое место. Можно себе представить, сколь дружно работающую Ассамблею это гарантирует: по всем принципиальным вопросам она может принимать решения невыносимо долгое время, и все равно останется масса несогласных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.