![]() |
|
|
Реферат: Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ вековВо вновь созданных реальных училищах программа была та же, но разным было преподавание предметов: «§40. В реальных гимназиях преподаются: а) В одинаковом объёме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география и 5) чистописание. б) В большом объёме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 8) и 9) физика и космография, 10) и 11) немецкий и французский языки (оба обязательны) и 12) рисование и черчение. в) Вовсе не преподаются: латинский и греческий языки»[184]. Таким образом, распределение часов уроков в реальных гимназиях по уставу 1864 года было следующим:
Видно, что упор делается на новые языки и естественные предметы. Во вновь учрежденных прогимназиях ситуация была следующая: «Учебный курс прогимназий классических и реальных соответствует учебному курсу низших четырёх классов гимназий классических и реальных»[185]. В существовавших в это время военных гимназиях их 6-летний учебный курс в 1865г. был следующим: «Закон Божий (13 уроков), русский язык (30 уроков), естественная история (10 уроков), физика (5 уроков), математика (34 урока), французский язык – 26, немецкий – 23, история –9, чистописание и рисование»[186]. В начальных народных училищах программа было следующая: «Закон Божий, чтение книг гражданской и церковной печати, письмо, начала арифметики, церковное пение, где это возможно»[187]. Следующие уставы учебных заведений были связаны с изменением во внутренней политике Александра II, его отходом от реформ. В 1871 году была утверждена новая, хотя и не сильно измененная программа классических гимназий. Из таблицы недельных часов уроков, положенных по уставу гимназий и прогимназий 1871 г., видно, что «основными предметами признаются древние языки и математика; им и уделено наибольшее количество времени… Уменьшено число уроков по Закону Божию, истории, естествоведению, чистописанию, черчению и рисованию. Космография заменена математической географией. Вновь введен один урок логики»[188]:
При изучении таблицы недельных часов уроков, положенных по первому уставу реальных училищ, Высочайше утвержденному 15 мая 1872 г., можно увидеть, что программа их отличалась от программы классических гимназий. Иностранные языки здесь преподавались только новые (и кроме того, в отличие от классических гимназий, новых языков было два), церковно-славянский не преподавался вовсе, как и краткие основы логики, зато были включены механика, рисование и черчение (довольно усиленные), химия, естественная история, и в большем объеме математика и физика. В 5-м и 6-м классе учащиеся в реальных гимназиях тратили больше времени на учебу, чем в классических.
В 1872 г. в только что появившихся городских училищах был установлена такая программа: «1) Закон Божий, 2) чтение и письмо, 3) русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, 4) арифметика, 5) практическая геометрия, 6) география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии, 7) сведения из естественной истории и физики, 8) черчение и рисование, 9) пение, 10) гимнастика»[189]. В приходском училище - например, в 80-х гг. у А. Грекова «преподавалось чтение с рассказом прочитанного, чистописание и переписка с книги, начало арифметики и неизбежный Закон Божий: молитва и краткая история Ветхого и Нового заветов»[190]. Преемник министра народного просвещения Д.А.Толстого граф Делянов был вынужден предпринять ряд изменений в программах общеобразовательных школ. Например, в реальных училищах с 1888г. «в первых четырех классах усиливались новые языки и математика, увеличивалось число учебных часов по физике на 2 и на 2-же по Закону Божьему, прибавлялся один лишний час на естественную историю и 2 урока на повторительный курс географии в VI классе. Химия и механика исключались»[191]. Относительно гимназий в 1889г. было решено: «1)изучение греческой и латинской грамматик с упражнениями заканчиваются в VI классе, 2)курс двух старших классов посвятить исключительно чтению авторов, 3)на испытаниях зрелости письменные переводы с русского языка на древние заменить переводами с древних языков на русский»[192]. Кроме того, «по Закону Божию число уроков было увеличено с 13 до 16, согласно с определением Священного Синода… существенно был изменен план преподаваемых отдельных дисциплин» - это грамматики, теории словесности и истории русской литературы[193]. Несостоятельность принципа классицизма становилась всё более явной, но его все равно пытались сохранить. Таким образом, учебный строй был изменен следующим порядком[194]:
В 1896г. была принята Примерная программа приходских училищ. Недельные уроки по ней были примерно следующими[195]:
С конца XIX века началась подготовка к новым реформам образования, наметилось сближение классической гимназии и реального училища по программам в низших классах[196]. А. Позднеев пишет: «В 1902 году мы начинали учиться по новой, недавно введённой учебной программе, которая представляла собой какое-то улучшение по сравнению с программой 1880-х годов министра просвещения Толстого, когда учащихся «душили» изучением латинского и греческого языков. По новой программе латинский язык начинался не с первого, а с третьего класса, изучение греческого было оставлено факультативно, только для желающих. Было введено преподавание природоведения, географии и истории, расширялось изучение физики, значительное время было выделено на преподавание новых языков – немецкого с первого класса и французского со второго. Преподаванию географии, истории и природоведения отводилось по два часа в неделю, Закону Божьему тоже два часа, по пять часов отводилось на русский язык и арифметику, два часа на рисование и по одному часу на пение и гимнастику»[197]. Д. Засосов и В. Пызин так описывают учебные программы в петербургских гимназиях: «С первого класса начинали изучать немецкий язык, со второго – французский, с третьего – латынь. В восьмом классе был даже разговорный латинский час. Ученикам раздавались картинки из жизни Древнего Рима, и они должны были рассказать по-латыни содержание доставшейся картинки… Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |