рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом

Переговоры в целом носили дружеский характер, и было выражено "понимание" в чем суть "ближневосточных проблем". Данная встреча с Папой свидетельствовала о продолжающихся дипломатических контактах между Израилем и Ватиканом, несмотря на то что, как уже говорилось, Ватикан официально не признавал Израиль как независимое государство.

На встрече с Иоанном Павлом II Израиль добивался достаточно четких целей. Тем не менее существовали как проблемы, по которым Ватикан и Израиль имели общую точку зрения, так и вопросы, по которым существовали разногласия, например, в отношении статуса Иерусалима.

Ватикан изложил свою позицию по Иерусалиму в Документе (от июня 1980 г.), в котором предостерег против каких–либо "односторонних действий", направленных на изменение статуса этого города. Этот документ был принят за месяц до того как кнессет одобрил Основной Закон, объявлявший Иерусалим "вечной столицей Израиля"[35].

В Документе Ватикана указывалось, что вопрос об Иерусалиме не может быть сведен к проблеме свободного доступа к святым местам, что Иерусалиму необходим специальный статус, который бы отражал значение этого города, превосходящего интересы какого–либо одного государства или двусторонних соглашений.

Вместе с тем коммюнике Ватикана не отрицало, что "настоящее положение города отражает его особое значение в истории еврейского народа" и что израильское правительство отдавало особое уважение универсальному значению Иерусалима. Израильская сторона подчеркивала, что "впервые за столетия Иерусалим открыт, безопасен и миролюбив"[36].

Коммюнике гласило также, что Папа особые акценты делал " на проблеме проживания палестинцев на Святой Земле и проблеме беженцев в соседних странах" и подчеркивало, что "справедливое решение этой проблемы является стержнем для мира на Ближнем Востоке". В коммюнике также говорилось, что И.Шамир "выразил свою глубокую озабоченность в связи с массовым притоком оружия в регион и всплеском терроризма[37].

Важно отметить, что И.Шамир информировал Папу об усилиях Израиля в отношении мира на Ближнем Востоке в соответствии с соглашениями, принятыми в Кэмп–Дэвиде, предусматривавшими как мирное соглашение с Египтом, так и план по созданию палестинской автономии[38].

Одновременно премьер–министр Италии Джованни Спадолини подтвердил, что Италия "твердо порицала" аннексию Израилем Голанских высот во время встречи с И.Шамиром. Спадолини заявил Шамиру, что это решение Израиля противоречило международному праву и соответствующим резолюциям, сделанным Советом Безопасности ООН[39].

Начало перестройки в СССР в середине 80–х годов, окончание холодной войны между СССР и США, изменение отношения в СССР к Церкви, улучшение и восстановление дипломатических отношений между СССР и Израилем благоприятно сказывались на общей международной обстановке. Израиль стремился использовать эти позитивные сдвиги для укрепления своих позиций на международной арене. С началом в 1987 г интифады (восстания палестинцев на оккупированных территориях) остро стоял вопрос о поисках путей урегулирования арабо–израильских отношений. Особую значимость приобретали отношения Израиля с Ватиканом, который пользовался в западном мире огромным авторитетом.

Заинтересованность Израиля в сближении с Ватиканом неизбежно вытекала из того факта, что в 80–е годы Ватикан начал играть "среди европейских государств "особую" роль, он как бы олицетворял "объединенную Европу" ", в которой Папа считался одним из главных архитекторов. На взаимоотношения Израиля и Ватикана, а также на отношение последнего к проблеме ближневосточного урегулирования в свою очередь оказывала влияние позиция западноевропейских стран. Позиции Ватикана и глав государств Западной Европы во многом совпадали.

Ватикан стремился, как уже говорилось, занимать сбалансированную позицию по отношению к Израилю и в конце 80–х годов активизировалась дипломатическая работа с обеих сторон в направлении улучшения отношений. Одновременно Ватикан стремился улучшить отношения не только с Израилем и иудаизмом, но и с палестинским освободительным движением.

Неудивительно, что в январе 1988 г. как израильтяне, так и представители ООП встретились у Иоанна Павла II на церемонии посвящения в сан 10 новых епископов, включая одного, родившегося в Назарете, Михеля Саббаха, ставшего первым арабским римским католическим патриархом в Иерусалиме. На этой церемонии у Базилики Святого Петра присутствовало 15 тыс. человек, а также почти 100 дипломатов из более чем 70 стран, из которых только 45 имели официальные дипломатические отношения с Ватиканом[40].

Среди приглашенных гостей были представители всех народов, находившихся в состоянии войны или конфликта на Ближнем Востоке. Впервые были представлены послы из Судана, Ливии, Ирака, Ливана, Иордании и ЛАГ. Присутствовали также представители Израиля и ООП. Во главе делегации Назарета был его мэр Тауфик Зайад. Присутствовал также и упоминавшейся выше архиепископ Иларион Капуччи.

М.Саббах по прибытии в Рим заявил, что он считает, что его назначение это чисто религиозное дело; этот пост сам по себе безусловно ко многому обязывает[41].

Ватикан стремился таким образом продемонстрировать символический жест доброй воли в отношении установления мира на Ближнем Востоке. Израильский представитель Мирон Гордон в обязанности которого входили поддержание неофициальных отношений Израиля (де факто) с Ватиканом, заявил газете "Джерузалем пост", что он находился рядом с польской делегацией и видел арабских представителей только издалека[42].

Ватикан подчеркивал, что назначение М.Саббаха не имело политического значения. Но он также отметил, что оно вызвало большой интерес и гордость со стороны арабов, потому что было своеобразным фактом, свидетельствующим о позиции Ватикана в отношения ухода Израиля с оккупированных территорий[43].

По мнению одного из представителей Ватикана большое значение имел тот факт, что на церемонии присутствовали послы почти всех ближневосточных стран и Папа Римский приветствовал их лично по окончании Мессы[44].

Следует подчеркнуть, что Израиль беспокоила позиция Ватикана по палестинской проблеме. 15 октября 1989 г. Папа Римский выступил с речью с балкона дворца на площади св. Петра, в которой высказал "свое глубокое сочувствие законным требованиям палестинского народа". В октябре того же года израильский министр без портфеля, ответственный за арабские проблемы, Эхуд Олмерт (Ликуд) заявил, что позиция Иоанна Павла II по отношению к палестинскому народу свидетельствовала о якобы "избирательном сочувствии", "высказывания Папы тенденциозны" и демонстрировали, что Ватикан по–прежнему равнодушно относился к судьбе еврейского народа. Израильский министр выразил пожелание, чтобы Католическая Церковь в будущем придерживалась более "справедливого" отношения к еврейскому народу.

Общеизвестно, что Израиль провозгласил себя не только чисто еврейским государством, но и центром собирания евреев, проживающих в различных странах мира. Эмиграция евреев в Израиль, поддержка евреями внешнеполитического и внутриполитического курса Израиля стала одной из основных задач еврейской диаспоры. Ватикан учитывал этот факт и считал целесообразным использовать еврейскую диаспору в своих отношениях с Израилем. Так, в начале 90–х годов Иоанн Павел II начал активно контактировать с евреями диаспоры. В марте 1990 г. Римский Папа встретился с Американским еврейским комитетом (АЕК). Во время встречи он подчеркивал важное значение для Римской Католической Церкви во всех странах развивать сотрудничество между христианами и евреями[45]. Представители ЛЕК выразили глубокую озабоченность евреев сообщениями о возрождении антисемитизма в Советском Союзе и странах Восточной Европы. Со своей стороны Ватикан подчеркивал, что Римская Церковь выступает против антисемитизма, считая это одним из путей сохранения демократических достижений в вышеуказанных странах[46].

В этой связи привлекает внимание встреча в конце 80–х годов тогдашнего главы СССР М.Горбачева с Иоанном Павлом II. Тогда особенно остро стоял вопрос об установлении официальных отношений между Ватиканом и СССР, постольку таким образом можно было напрямую вести переговоры о проблемах Католической Церкви в СССР. Президент СССР М.Горбачев заявлял, о своей готовности непосредственно познакомить Папу Римского с развитием перестройки и обсудить вместе с ним инициативы, которые необходимы были с целью создания в Европе "общего дома". Согласно оценкам Ватикана такие шаги главы СССР были вызваны несколькими причинами. Во–первых, стремлением добиться одобрения Ватиканом перестройки, что помогло бы сделать ее более притягательной для тех кругов на Западе, которые относились к ней с недоверием. Во–вторых, ощущалась потребность в сдерживающем начале Святого Престола, в частности в таких "горячих точках", как прибалтийские республики, где Католическая Церковь имела влияние в Национальных фронтах. В–третьих, желанием иметь прямую телефонную связь с Папой на случай чрезвычайных международных обстоятельств и внутренних конфликтов. И для уравновешивания действий американских представителей, часто довольно влиятельных в Папской канцелярии[47], а если брать шире, то и в странах Запада, а также на Ближнем Востоке.

Особенно привлекательными для Иоанна Павла II стали идеи экуменизма после краха коммунистического режима в бывшем СССР. При этом, по мнению Римского Папы, крах коммунизма не стал результатом прямого вмешательства Божественного проведения, это было бы большим упрощением. Коммунизм как система рухнул вследствие собственных ошибок и пороков[48]. Одновременно, по мнению Папы, христианство и его ценности являются вечными.

Следует учитывать, что в рассматриваемые годы шел процесс улучшения отношений Израиля с СССР.

Улучшение отношений христианства с иудаизмом шло параллельно со стремлением различных христианских концессий объединиться. Однако на вопрос, почему среди христиан нет единства Папа Римский отмечал два момента: первый, (негативный) – разделение является результатом грехов христиан; второй (позитивный) – подобное разделение позволило Церкви выявить все богатства, содержащиеся в Евангелии, которые иначе могли бы остаться неизвестными[49].

На развитие отношений Израиля и Ватикана имели влияние не только внешние и внутренние факторы, происходившие в христианском мире и на международной арене в целом, но и те изменения, которые произошли в позиции самого Израиля к проблеме ближневосточного конфликта. Израиль начал занимать более гибкую позицию, созревали предпосылки для начала интенсивных переговоров Израиля с арабами с целью урегулирования арабо–израильского конфликта.

В рассматриваемые годы Израиль стремился установить официальные дипломатические отношения с Ватиканом, но Папа Римский во время встречи в 1990 г. с АЕК не касался этого вопроса. В то же время Ватикан подчеркивал, что его усилия направлены на улучшение отношений с евреями и они "отражали общее желание улучшить взаимопонимание и добиться большей гарантии в отношениях". По мнению Ватикана улучшение отношений с евреями могло принести пользу как христианским общинам, так и усилить борьбу за справедливость и мир, особенно в Палестине и, в частности, в Иерусалиме, который считается Святым городом для миллионов верующих – евреев, христиан и мусульман[50].

Постепенное укрепление международного имиджа Израиля заставляло считаться с его политикой, весом на Западе и в третьем мире. Важное значение имело и то, что сотрудничество между христианами и евреями безусловно должно было внести свой значительный вклад в демократическое развитие Центральной и Восточной Европы[51].

Поэтому Папа Римский заявлял в рассматриваемые годы, что перед каждой местной церковью стоит задача развивать сотрудничество между христианами и евреями.

На встрече в Ватикане в конце 1990 г. Иоанна Павла II с еврейскими лидерами председатель Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям (МЕКМК) Сеймур Рейч призвал Папу установить дипломатические отношения с Израилем и выразил обеспокоенность вспыхнувшей новой волной антисемитизма в Польше – на родине понтифика[52].

Характерно, что встречи между еврейскими лидерами и римскими католиками происходили на самом высоком уровне в течение трех лет. Папа Римский высказал пожелание посетить Святую Землю.[53]

Жестом доброй воли стал вклад Ватикана в сумме 100 тыс.долл. для строительства нового молитвенного центра, предназначавшегося монахиням, которые желали выехать из монастыря, по трагической иронии судьбы находившегося в здании бывшего нацистского лагеря смерти в Аушвице (Освенциме) в Польше[54].

Споры вокруг переезда монахинь в находившийся вблизи молитвенный центр, когда строительство его было завершено, привели к тому, что католическо–еврейские отношения ухудшились

В еврейских кругах считали, что установление полных и официальных дипломатических отношений между Государством Израиль и Святым Престолом сможет кардинально и существенно продвинуть дело мира; они учитывали большое влияние Ватикана среди христиан в Израиле, в том числе среди христиан–арабов. Во время встречи с Папой Римским израильское руководство подчеркивало жесткую линию арабских стран таких как Ирак и Сирия в отношении урегулирования ближневосточного конфликта. Нормализация отношений между Израилем и Ватиканом, по их мнению, должна была стать ярким примером для тех наций, которые все еще стояли на позициях "разрушения Израиля".[55]

Следует особо подчеркнуть, что Ватикан выступал за право Израиля на существование и его безопасность. Но до установления дипломатических связей с Израилем Ватикан хотел добиться принятия резолюции по палестинскому вопросу о праве палестинского народа на самоопределение и о международной защите Иерусалима как священной столицы трех религий – иудаизма, христианства и ислама.

Во время вышеуказанной встречи Папа Римский в беседе с раввином Давидом Розеном из Иерусалима подчеркивал также: "Я надеюсь, что придет день, когда я смогу посетить Святые места". Розен ответил, что "это должно стать нашей общей работой"[56].

Одновременно обсуждались проблемы антисемитизма. Председатель ЕКМК С.Рейч отмечал, что победу демократии в Восточной Европе обеспечил и "обычный и пугающий" пример антисемитизма. По его мнению, антисемитизм выражался в виде политической и популистской разменной монеты в этих странах, в осквернении синагог и кладбищ, на афишах, в намеках и иногда в более явных выражениях в средствах массовой информации со стороны политических лидеров и время от времени даже от церковных лидеров[57].

Еврейские лидеры выразили свою признательность Папе, который незадолго до встречи выступил с заявлением совместно с международным Католическо–еврейским комитетом в Праге, в котором антисемитизм характеризовался как "грех против Бога и гуманности"[58]. "Это начало новой главы в отношениях между Ватиканом и евреями", – заявил Рейч[59]. Встреча отметила и 25–летие документа "Ностра Аетате", принятого на Втором Ватиканском Соборе, который решительно отвергал идею о коллективной ответственности евреев за смерть Иисуса Христа и предлагал начать межрелигиозный диалог.

Во время четвертого посещения своей родины Польши Иоанн Павел II также имел встречу 9 июня 1991 г. с варшавскими раввинами. В самом начале своей речи перед ними Папа заявил: "Встречи с представителями еврейских общин являются постоянным элементом моих апостолических путешествий". Этот факт говорит сам за себя, подчеркивая таким образом единое исповедание веры, которое объединяет сыновей Авраама, исповедующих религию Моисея и пророков с теми, кто также исповедует Авраама как своего "отца в вере"[60]. При этом он приводил ссылку из Евангелия от Иоанна: "Отец наш есть Авраам"[61]. Характерно, что с точки зрения православных ортодоксальных фундаменталистов относить эти слова к христианам являлось якобы "злоумышленной подтасовкой со стороны Папы в угоду иудеям"[62].

Таким образом, в начале 90–х годов отношения Ватикана с еврейскими общинами диаспоры н отношения Израиля с Ватиканом активизировались. Как выше указывалось, с момента создания Государства Израиль его руководители стремились установить дипломатическое отношения с Ватиканом. Такое заметное предпочтение, которое Израиль отдавал Ватикану по сравнению, например, с такими странами, как Албания и Лесото, легко объяснимо. Католицизм с более чем 1 млрд. приверженцев являлся и является религией, пользующейся влиянием во многих странах мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.