рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс лекций по философии (СПбГУ)

социального равенств, не за неповиновение властям, а за идеологический

принцип: христиане ставили церковь выше государства и отказывались

поклоняться императору как божеству. К концу I века церковь приобрела

строгую организацию, пресвитеры и епископы всё более отделялись от обычных

верующих.

II век: время покоя – императоры Троян и Марк Аврелий. Церковь значительно

возрастает, формируются основные догматы.

III век: с правления Диоклетиана начинается период позднейшей Римской

империи. При Константине столица переносится в Константинополь,

христианство превращается в государственную религию (постепенно начинается

гонение на язычников, при Феодосии отменены Олимпийские игры).

Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения

Константина, по-разному объяснялись различными авторами. Гиббон указывает

пять причин:

"I. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее

противоречия усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии,

но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того

чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него.

2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными

соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность.

3. Способность творить чудеса, которую приписывали примитивной церкви.

4. Чистая и строгая мораль христиан.

5. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей

самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре

Римской империи" (29).

Для этого периода характерен кризис рабовладельческого производства.

Крупные землевладельцы начинают сдавать землю в аренду( начало феодализма

города приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается деревня. Возникает

новый тип власти, близкий к восточной деспотии: император опирается на

армию, бюрократию и церковь (!). Церковь становится более иерархична, а

изменение характера церкви к нарастанию несогласия, желанию вернуться к

чистой апостольской церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной чертой,

отличающей период от Константина до Халкедонского собора (451 год),

является то, что теология приобрела политическое значение. Два вопроса один

за другим приводили в волнение христианский мир: сначала - о природе

Троицы, а затем - доктрина воплощения. 325 – Никейский собор –

вырабатывается Символ веры.

IV век: окончательное торжество христианства, крещение становится

обязательным для всего населения империи. После смерти Феодосия Римская

империя раскалывается на западную и восточную, так как Феодосий завещал её

двум сыновьям Гнорию и Аркадию, которые начинают враждовать. 24 августа 410

года в Рим вторгаются вестготы во главе с Алларихом, посланные Аркадием из

Византии. К этому времени вестготы были христианами и в Испании образовали

первое варварское королевство. Западная империя приходит в упадок, в то

время как восточная империя укрепляется и расширяет свои границы. Однако в

VII веке и её начинают тревожить арабы. К X веку наступает расцвет

отношений с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия гибнет под

натиском турков, образуется Османская империя. В западной же части кризис в

Х веке сменился подлинным расцветом с появлением империи Карла Великого

(королевство Франков).

Основные этапы средневековой философии

|Период |Время |Характеристика |Представители |

|Апологетика |II – III вв. |Период утверждения|Тертуллиан, |

| | |христианства. |Климент |

| | |Церковь ещё гоним.|Александрийский |

| | |Задача: показать | |

| | |нелепость | |

| | |языческих | |

| | |верований. | |

| | |Апологеты | |

| | |обращаются к | |

| | |античной философии| |

| | |с целью найти там | |

| | |противоречие. | |

| | |Возникает догмат о| |

| | |триединстве Бога. | |

| | |Основная проблема:| |

| | |отношение веры и | |

| | |разума. | |

|Патристика |IV – X вв. |Святость жизни, |восточная |западная |

| | |ортодоксальность | | |

| | |учения, признание | | |

| | |церковью. | | |

| | | |Григорий |Аврелий |

| | | |Нисский, |Августин,|

| | | |Василий |еп. |

| | | |Кесарийский|Кетарена.|

|Схоластика (от |XI – XIV вв. |Возникают учебные |Иоганн Скотт Иреугена |

|лат. Школа) | |заведения, |, Ансельм |

| | |предпринимаются |Кетеркерийский, Пьер |

| | |попытки доказать |Абельяр, |

| | |существование Бога|Фома Аквинский |

| | |с помощью | |

| | |логических | |

| | |приёмов. | |

Августин Блаженный

Родился в городе Гагасте в семье обедневшего римского патриция. Отец –

язычник, мать – христианка. После обучения работает в риторических школах.

В 30 лет уезжает в Рим, увлекается скептицизмом, манихейство,

неоплатонизмом. В Милане происходит внутренний переворот. Вернувшись в

Гагаст основал монашескую общину. В 396 году избирается епископом, все

усилия направляет на укрепление единства церкви. Умер в 430 году.

На первом этапе своего духовного развития А. Более всего озабочен своей

личной судьбой, своим Я; а на втором этапе – исторической судьбой

человечества. Путь А. – от критики к догматике. Переходу к христианству

соответствует переоценка всей античной культуры. Критика язычества в

«Исповеди», но культурного наследия античности никогда не отрицает.

Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению (у А,

пониманию). А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с

согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить. Зачастую вера

предшествует пониманию. Возможности разума исторически ограничены из-за

постепенности познания мира. Вера шире понимания (!), так как верить можно

и в то, чего не понимаешь. (В этом вопросе А. спорит с апологетом

Тертуллианом, а его линию продолжит Фома Аквинский). Августин не

противопоставляет веру разуму, а говорит о сверхразумности веры. Вера

никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство становится более

полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов).

Особенное место в рассуждениях А. Занимают понятие бытия и понятие

субстанции. Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно

неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое,

стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств.

Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть

Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. (с

одной стороны, это влияние неоплатонизма, но А. Разделяет понятия Бога и

бытия).

А. Считает, что существует изменяемые духовные предметы – разумные души,

обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве.

Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут

изменить своё состояние.

|Античность |Христианство |

|Бог выступает в качестве |Бог сотворил мир из ничего, то есть |

|ремесленника, строителя. Бог |субстанцию тоже сотворил Бог. |

|сотворил форму из уже существовавшей| |

|субстанции. | |

|Вера рассматривается с |Познавательное начало в вере |

|познавательной точки зрения, |открывается только для того, кто |

|познание чувственным путём – |живёт в пространстве веры. |

|подлинная добродетель. | |

|Антропология: тело – бессмертная |Антропология: тело – душа – дух. В |

|душа |духе дана возможность причастности к|

| |божественному через веру. Акцент не |

| |на бессмертии души, а на воскресении|

| |из мёртвых. |

|Понятие любви связано с понятием |Агапе – любовь – это не восхождение |

|эроса – восхождения от чувственного |человека, а сошествие Бога к людям. |

|к сверхчувственному |Любовь – не завоевание, а дар. |

|Утверждается идеал сильной личности,|Без помощи Бога человек не может |

|способной достичь цели в одиночку |ничего, исчезает как самодостаточная|

| |личность. |

В 410 году в падении Рима обвинили христианство с его идеей безвольного

человека. Ответом на эти обвинения стал «Град Божий» Августина. А.

Утверждает, что подобные катаклизмы повторяются в истории. Существует град

земной и град небесный, который дано увидеть в жизни земной. В нашем мире

эти два начала перемешаны, но в высшем мире они разделены( идея мирской и

священной истории. Книга А. Способствовала тому, что христиане могли

принять факт крушения империи как факт религиозных чувств. Таким образом,

складывается идея линейного развития истории.

V век – время варварских нашествий, после смерти Августина философская

мысль постепенно угасает.

Патристика

Боэций - «Об утешении философии» 524 год. Период патристики( связь с

философией Платона и неоплатонизма. Складывается монашество – институт,

способствующий сохранению культурных основ цивилизации. Оно зародилось в

начале IV века и развивалось в форме отшельничества (Св. Антоний). 385 г. –

основан монастырь Пахомия – крайняя форма аскетизма. Монастыри становятся

местами приюта. Развития земледелия, обучения.

Св. Бенедикт родился в 480 г. в знатной семье, в 520 г. основал монастырь.

В последствии он основал ещё 12 монастырей – Орден Бенедиктианцев.

Один из первых известных пап – папа Григорий Великий. Постепенно

складывается союз между папой и императором. На востоке же

Константинопольский патриарх зависел от императора.

Схоластика

К VIII – X вв. жизнь постепенно стабилизируется. Появляются классы

феодального общества, для которых характерна иерархичная форма отношений:

вертикальные связи – вассальная зависимость, горизонтальные – связи

корпоративного типа. К IX веку оживают города, развивается торговля.

Основная черта экономики – стремление её рационализовать.

Церковь господствует во всех сферах жизни. Одновременно с призванием уйти

из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится

не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех.

Вопрос о примирении веры и разума

Для схоластики характерен напряжённый поиск путей, которые помогали бы

рационально постигнуть веру. Проблема связи двух реальностей: человек не

может одновременно находиться либо в рациональном мире, либо в мире веры.

Возникает вопрос: возможно ли рациональное постижение догматов веры?( три

направления:

1. Отказ от рационального познания – монашеско-мистическая традиция.

Орден Францисканцев, основанный в XII веке Франциском Ассизским. Это

направление поддерживалось папой Григорием Великим. Такое отношение

проистекало из убеждения в том, что мир погряз во зле.

2. Церковь покровительствует учёности. Бог сотворил мир( мир остаётся

благим( нужно обращать себя к миру

3. Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в

сотворённых вещах. Познание приближает нас к творцу ( Августин, Фома

АквинскийЗдесь речь идёт о разуме, просветлённом откровением.

Появляется понятие «внутреннего человека», так как человек не сводим

только к чувственному началу. Именно обращение к Богу уводит человека

за грань чувственного мира. Дуализм – борьба двух начал в человеке.

Фома Аквинский

Теология Ф. А. явилась образовательной для западного христианского

мировоззрения. Он обращается к Аристотелю. «Сумма теологий» - философия

конкретного. Ф. А. Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт

действия. Величие творца – в сотворении великого разнообразия форм.

Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как живя в мире,

сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Ф. А. Примиряет

внешнего и внутреннего человека.

Пьер Абеляр

Жил на рубеже XI и XII веков. Родился на севере Франции, был популярен как

мастер диспута. Критически относился к авторитету церкви. Трактат «Познай

самого себя»: главный критерий нравственности – согласие совести.

Существует единый нравственный закон, общий для всех людей.

Проблема универсалий

Проблема универсалий – одна из главных на этом этапе.( Догмат о Троице.

Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества? Именно по этому

вопросу произошёл раскол церкви. Таким образом, проблема универсалий – это

проблема соотношения множества и единичностей.

Эти вопросы решались путём разбора языковых средств. Мир схоластической

философии – мир, воспринятый через призму зыка. Понятия укоренены не только

в человеческом уме, но и в бытии, в вещах. (Связь с Платоном: вещи

причастны к идеям, которые существуют в уме Бога).

Итак, существовало два взгляда на проблему универсалий:

[pic] Реалисты (Иоанн Скотт Эрицена). Реально существует только общее

(согласно учению Платона, идеи существуют до конкретных вещей). Мир вещей

сотворён под влиянием Святого Духа. Первопричины дают начало миру

отдельных вещей. Таким образом единство Бога понимается как общее.

[pic] Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи,

существует только после самой вещи.

Раскол церкви

Раскол наметился в ещё IX веке, и окончательно произошёл в 1204 году, когда

Константинополь был захвачен крестоносцами. Это событие обострило

политическое соперничество Рима и Константинополя, к чему прибавились

мировоззренческие разногласия.

|Запад |Восток |

|[pic] Западная церковь к IX веку |[pic] Опиралась на философию |

|стала церковью феодальной. Опиралась|(неоплатонизм) |

|на юридическое наследие, оставленное|[pic] Онтологические проблемы |

|Римской империей |[pic] Греческий язык |

|[pic] Этические проблемы | |

|[pic] Латинский язык | |

|В IX веке Западная церковь вводит |Восточная церковь этого дополнения |

|дополнение к Символу веры: Св. Дух |не приняла. |

|исходит не только от Бога-Отца, но и|Бог-Отец – единый и общий источник |

|от Сына. |для Бога-Сына и Св. Духа. «Отец Мой |

|Таким образом, отношения Духа и Сына|более Меня». Эта точка зрения |

|становятся односторонними. Св. Дух |способствовала укреплению |

|становится как бы агентом Христа, с |монархического начала. |

|которым связывается деятельность | |

|церкви. | |

|Первостепенное значение приобретает |Богословие рассчитывает на |

|понятие первородного греха; его |индивидуальное устремление человека |

|огромность – причина того, что |к Богу. Возможно взаимодействие |

|человек без церкви не может достичь |человека и благодати. |

|спасения. Складывается строгая | |

|система оценки заслуг и грехов | |

|человека. Возникают определённые | |

|функции церкви: она получает | |

|благодать и распределяет её между | |

|мирянами. В то же время личные | |

|устремления человека теряют | |

|значение. | |

|Задача спасения: оправдать человека |Задача спасения: достижение единства|

|перед Богом (чем и занимается |с Богом |

|церковь) | |

Возрождение

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая

эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано

развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового

мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная

комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.

Характеристика исторического периода

1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых

печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к

культуре, языку

1453 – падение Константинополя

80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия

VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»

1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная

программа Ренессанса

1492 – открытие Америки

1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет

1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли(

начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей:

Италия( Франция( Германия( Испания.

Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря»

Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св.

Петра в Риме.

1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против

католицизма Лютера

1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле

1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи

Ренессанса.

Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на

культуру из-за школ.

XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто

1572 – Варфоломеевская ночь

90-е гг. – начало творчества Шекспира

1600 – казнь Жордано Бруно в Риме

1601 – издание первой части «Дон Кихота»

1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое

время.

1633 - публичное покаяние Галилея.

Подход к человеку

|Средневековье |Возрождение |

|[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: |

|(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное|

|мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В |

|[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек |

|творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец |

| |цивилизации и культуры. |

| |[pic] Активный тип личности. |

| |Возрождается этика эпикурейства. |

Николо Кузанский «Об учёном неведении»

[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории

[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания

[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит

окружающий мир природы

Франциск Ассизский

ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый.

Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В

этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа.

Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к

религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу –

следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился

охватить жизнь во всех её проявлениях.

Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в

философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей.

(Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).

В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы.

Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в

мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим

чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания.

Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к

античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам

и эпикурейцам).

Открытие Джордано Бруно

Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но

у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие

преводвигателя как источник активности и многообразия.

У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё

производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не

Бог (перводвигатель), а сама материя.

Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в

центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот

мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую

идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей

оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности

вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития

идей Нового времени.

Новое время

Характеристика времени

[pic] XVII век – эпоха революций.

[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.