|
Курс лекций по философии (СПбГУ)априори касается не материи, а только формы явления. Следовательно, пространство и время – формальные условия нашей чувственности. Предмет является нашим внешним чувствам в форме пространства, а внутренним чувствам – в форме времени. Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждение( мыслить - значит составлять суждения. Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее. Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений. Опыт также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его возможности( необходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта суть сами законы природы( мы можем знать природу как совокупность знаний и умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем рассудке. Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их ей». Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном проявлении( они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы). Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я. Разум всегда стремится к познанию бесконечного. Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности, в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам разума, но могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности. Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать истину, движение разума – от явления к сущностям. Шеллинг Основные произведения: [pic] «Система трансцендентального идеализма» [pic] «Философия искусства» На первом этапе Ш. близок к естественнонаучной мысли. Он проводит идею о развитии, которая проявляется как в органической, так и неорганической природе. Грань между органической и неорганической жизнью подвижна. Неорганическая жизнь – одна из нижних форм развития. Три стадии жизни: 1) физическая (механическая); 2) химизма; 3) электричества. Проблема субъекта ( проблема понимания «Я» и мира. Влияние Ш. на культуру Европы: «Движение бури и натиска» - первое движение романтизма. Романтизм возник как следствие из Французской революции, приведшей к захвату власти Наполеоном Бонапартом. Крах идей революции явил собой крах идей Просвещения, рациональных схем ( обращение к иррациональному, непознаваемому, к поиску тайны красоты и абсолюта в природе. В «Философии искусства» Ш. выстраивает философию культуры человечества: в красоте дано самосозерцание абсолюта ( искусство – высшее проявление духовной жизни. По Ш. существуют два типа культуры, которые определяют специфику жизни Европы: |Античность |Христианство | |В основе античной культуры – |Вводится представление об | |пространственное восприятие мира. |историческом времени – темпоральное | |Нет бега времени. |изменение. Исток этого – в | | |библейской легенде о грехопадении и | | |понимании всей дальнейшей истории | | |как искупления первородного греха( | | |таким образом возникает линейная | | |схема развития: от прошлого к | | |будущему. | |Процветают пластические, |Процветает живопись и лирическая | |пространственные виды искусства, |поэзия, которые вводят духовную | |отсутствует живопись и лирическая |динамику, характер, пространство | |поэзия. |внутреннего человека. | |Тип мифологического сознания |Искусство символично, так как символ| |(Шеллинг – основоположник теории |многопланов, символ – это окно в | |мифа) ( коллективное мышление. Боги |бесконечность. | |живут рядом вместе с человеком. | | Сравнение трагедии: [pic] античной: «Антигона» ( отсутствует время, коллективность, конфликт в разрыве с родовым началом. [pic] Шекспир: трагедия характера, герой против мира, герой и эпоха. Возникает новое представление о художнике, о процессе творчества как иррациональном процессе. Момент вдохновения – момент соприкосновения с абсолютом. Артур Шопенгауэр Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между ценностями христианства и античности. Противопоставление античной раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому сознанию. Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше: «Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек. Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем. Главная работа – «Мир как воля и представление» По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли. Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего, нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не имеющее объекта (желание хотеть и всё). Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо. Философский пессимизм Ш. повлиял на сознание людей второй половины XIX века, возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции. Наша жизнь представляет собой непрерывную цепочку страдания. Античность сформировала следующую схему: добро в мире доминирует, зло – это лишь временное отсутствие добра. Ш. эту схему перевернул. Добра в мире не существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания. Каждый из нас – артист, обреченный играть данную ему роль. У каждого своя субъективность, которую невозможно изменить воспитанием (противопоставляется идее Просвещения о перевоспитании). В процессе общения меняется не характеры людей, а лишь мотивации. Цели неизменны, меняются только средства их достижения. Из жизни как цепочки страдания есть три выхода: 1. Впасть в нирвану, превратившись в ничто (самоубийство) 2. Эгоизм и как высшая стадия эгоизма – злоба, то есть стремление прекратить страдания путём причинения страдания другим. 3. Сострадание, противостоящее эгоизму и злобе, направленное на уменьшение страданий других. Сострадание бывает отрицательное (не вредить другим) и положительное (помогать другим). Оно не может быть избирательным и не предполагает взаимности. Сострадание – это единственная возможность прорваться сквозь оковы собственного страдания навстречу миру, механизм соединения «Я» и мира. Способность к состраданию определяет отношение к собственной смерти. Для эгоиста мысль о смерти болезненна, так как он считает, что вместе с ним погибает весь мир. Сострадающий, включённый в жизненный процесс человек, переживает свою смерть как закономерность в цепочке мироздания. Мысль об упорядоченности, глубинном моральном основании мира. Сострадание есть переворот воли, освобождение от страха за свою жизнь, дверь в свободу. Философия Шопенгауэра возникает в тот период, когда человек ощутил свою выключенность из ранее существовавшей ценностной иерархии. С разрушением этой иерархии человек получил возможность делать свой собственный выбор( автономия индивида, человек сам устанавливает связь с миром. По Ш. подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней (противостояние с Ницше и его поиском вечной свободы). Кьеркегор К. утверждал, что он не философ, а религиозный мыслитель. Задачу свою он видел в том, чтобы вернуться к истокам христианского вероучения, возвратить веру, утраченную современным обществом. Однако философия К. не совпадает с позицией церкви. Лев Шестов: «Философия Кьеркегора – это безумный прорыв от Бога философа к Богу Авраама и Богу Исаака». К. рассматривает библейский сюжет о жертвоприношении Авраама как средоточие веры. Здесь особо важна любовь отца к сыну и тот страх, который испытывает Авраам перед Богом. Авраам верит в противоречие, он – путеводная звезда для тех, кто охвачен страхом божьим каждое мгновение, отсюда возникает и вера в милость Бога. Таким образом, вера – это страх и трепет (идея очень близкая русскому сознанию, особенно Достоевскому). Вера – это абсурд, скандал разума. Она даёт возможность войти в чудо. Однако К. утверждает, что вера не предполагает отречения от мира, не требует аскетизма. Верующий человек целен и твёрд, он принимает мир. Человек должен быть способен на самоотречение. Самоотречение – это возможность примирения с «наличным существованием», то есть с миром, где есть зло, миром несовершенным. Верующий человек живёт в парадоксе, так как вера – это выбор без каких-либо гарантий. Таким образом, К. провозглашает принцип субъективности в противоположность рационалистическому принципу объективности, характерному для немецкой классической философии. Саморефлексия – выход в пространство веры. Бог – бесконечная полнота возможностей, в которой сила жить. Христианство – это религия страдания, добровольно взятой на себя муки. Отчаяние – форма прорыва к Богу. Отчаяние бывает четырёх видов: 1. Неосознанное – низшая степень отчаяния, характерная для людей, не способных к саморефлексии. 2. Осознанное – попытка выйти к духовности сравнения себя и другого человека. Такой человек строит свою жизнь по образу ближнего, что приводит к забвению себя. 3. Отчаяние-вызов – страстное желание быть самим собой, непрерывности «Я». Таким образом человек выходит в пространство моральной ответственности через постоянный осознанный выбор. 4. Религиозное отчаяние – вызывает неутомимую работу духа, основанную на сознании малости и виновности перед Богом. В основе – страх и трепет. Два подхода к проблеме добра и зла: этический и религиозный. Единичное близко в пространстве веры к абсолюту. Фридрих Ницше Н. разделял понимание мира, свойственное Шопенгауэру – мир трагический, наполненный космической жизненной стихией. Подлинная жизнь – жизнь творческого становления, требующая переизбытка жизненных сил, которым обладают только исключительные личности. Этот переизбыток – дионисийское начало в культуре. Именно он обеспечивает жизнеспособность культуры, питает её. Однако восприятие мира как трагедии не оборачивается у Н. пессимизмом и отрицанием жизни, как у Шопенгауэра. Пессимизм по Н. – это результат упадка языческой мифологии. Упадок культуры начался ещё в античности с появления философии Сократа, который внёс в философию нравственное самоуглубление, что и привело к ослаблению творческой, дионисийской стихии в культуре, усугубившемуся в века христианства. Спасение культуры, говорит Н., - в досократовском восприятии жизни, в возврате к мифологии. В мифологии человек един с миром, там отсутствует мораль. Мощь познания – способ включения в нескончаемый поток творческой энергии. Философия Н. пропитана индивидуализмом – эстетический культ гения и героя. Счастье – в возможности совершить героический жизненный путь. Н. отвергает жалость и сострадание: «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Н. преодолевает страх страдания и смерти. Жизнь по Н. – глубочайшее зло. Она не знает и не хочет знать истины. Именно на исключении моральных критериев основан имморализм Н. «Рождение трагедии из духа музыки» - влияние отношений с Вагнером – Н. складывает свою философию музыки. Творческому, дионисийскому началу Н. противопоставляет апологическое начало. Лев Шестов пишет, что Н. можно представить одним из бунтующих героев Достоевского. Путь Н.: от имморализма - через нигилизм - к идее сверхчеловека. Томас Манн: о последствиях претворения философии Н. в жизнь: «Н. – чистейший образец теоретического человека», который не задумывался о реализации своих идей в жизни. М. Хайдеггер (1889 – 1976) Переводы Достоевского, Кьеркегора, Рильке. Гардман, Ясперс, Годамер – окружение, интеллектуальные круги. Докторская диссертация «Учения о суждениях, психологизм». 1927 г. – «Бытие и время». 30-е гг. – поворот в творчестве и мировоззрении: Бытие распадается на куски. Собрать мир, восстановить целостность. Беда современности: время, когда человек слышит только крик и не слышит голос бытия - тишину. Бытие даётся при рождении. Мысль относит бытие к человеку. Мысль словесна, даёт бытию слово. Язык – дом бытия. Хранители языка – художники, мыслители, поэты. Переосмысление «технического истолкования отношения бытия и мысли» (Платон, Аристотель). Мысль противопоставляется практике, делу. Философия боится потерять престиж науки из-за плена логики. Проблема соотношения бытия и мышления в философии 1. Мышление и бытие слиты (мифологическое сознание – до Сократа). ( НЕСОКРЫТОСТЬ. Не существует диалога бытия и мышления. «Истина бытия и бытие истины суть единство». 2. От Сократа и Платона до рационализма Декарта( Мышление и бытие разделяются. Мышление само оказывается предметным полем, помещаясь в самосознание. Субъект противопоставляется объекту. Истина – не ядро бытия; ищется в идеальном, в высказывании. Бог – сверхпредмет. Сознание опредмеченно. ( метафизика. «Эпоха опред. человеческие сущности вне бытия». 3. Эпоха диалога мышления и бытия. Восстановление утраченного единства. Чтобы найти бытие и понять его смысл, необходимо обратится к человеческой жизни. Человеческое бытие – тут-бытие. Бытие разворачивается вокруг человека. Сущность – открыто устремлёно к выходу за пределы, устремлено к другому. Экзистенция – это: [pic] существование [pic] сущность Разрыв между существованием и сущностью – знак забвения бытия. Как бытие касается человека и как бытие заявляет на человека свои права? Мир – целое, мир – перв. дело мысли. Человек вёл разговор с целым миром. Современная мысль гонится за упущенным целым. Бытие включает возможность мысли, а мысль даёт бытию слово. Упадок языка! Человек должен окунаться в безымянный простор, в молчание – это возврат к бытию, к истокам, начало возврата к человечности. Проблема гуманизма( исследование упадка гуманизма в культуре. Понимание гуманизма основано на истолковании природы, мира и т.д. В период расцвета Римской империи мы встречаем первые проявления гуманизма: человек понимается как разумное существо среди других таких же живых существ. Сущность человека не продумана в её истоке: не домысливается человеческая суть в человеке. В христианстве человек оценивается через отношение к Богу. Теряется человечность. Важно определить, что человек принадлежит своему существу постольку поскольку слышит требования бытия. Экзистенция - «Стояние в просвете бытия», содержательное вступание человека в истинность бытия. Биологический подход: противопоставление животному; телесность человека( душа ( дух. Сущность человека не определяется в таком подходе. Человек экзистирует, несёт на себе тут-бытие, «пастушества бытия». Проблема ответственности и меры ответственности. Проблема выбора. Бытие – судьба человека, он обречён на него. По Бахтину: бытие – событие, бездомность – судьба современного мира (у Маркса – идея отчуждённости). Хайдеггер: человек, оказавшись пастухом бытия, несёт ответственность за себя и за бытие. Во главу угла должно быть поставлено историческое существо человека. Экзистенциальность – обитание вблизи бытия, проявление заботы о бытии, выст. в открытость бытия. В этом новый гуманизм: для пастуха бытия исключён момент самоутверждения и эгоизма. Главная черта нового гуманизма – бытие в мире. Поиск нового гуманизма – это попытка ответить на массовый отход человечества от религиозного сознания. Человек перестал слышать бытие, мир стал глух и нем. Жизнь человека может пойти двумя путями: либо это собственная жизнь, либо бытие по типу других. Во втором случае человек становится предметом среди других предметов, теряет индивидуальность, забывает о смерти. Возникает усреднённость, взаимозаменяемость. Человек становится уникальным в момент смерти. Собственное бытие связано с осознанием своей смерти, с этой мыслью человек перестаёт быть вещью среди других. Осознавая смерть, человек находится впереди самого себя, экзистирует. Человек, находящийся в модусе будущего, идущий впереди себя через осознание своей смерти – сам выбирает свою самость. Модус настоящего – безличность, усреднённость, забвение смерти. Таким образом, по Хайдеггеру, время становится характеристикой самого бытия. Техника. Суть техники в том, что она выводит всё действительное из потаённости, торжествует утилитаризм. Понятие ПОСТАВ – это когда всё действительное оказывается в наличии; это определённая установка, заставляющая человека выводить действительное из потаённости. Человеку также оказывается в ситуации постава, так как оказывается предметом среди предметов. Технический прогресс мешает человеку встретиться с самим собой. Структурализм Это направление получило развитие в 60-е гг. ХХ века. Ю. М. Лотман Успенский Диорский Гаспаров На Западе: Ч. Пирс (возм. Гирц) – основоположник семиотики: мир – знаковая система. Соссюр – лингвистическая школа структурализма Структурная антропология – Леви-Стросс Структура познания - М. Фуко Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели: [pic] целостность (все элементы структуры подчинены целому) [pic] трансформация (подвижность структур) [pic] саморегуляция Семиотика : любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в механизме передачи его содержания, языка знаков. На исходе структурализма наступает период постструктурализма. Р. Барт Делида Ю. Кристева [pic] проблема структурности [pic] проблема коммуникативности (знаковый подход) [pic] шизофренический дискурс (язык абсурда) Людвиг Фейербах [pic] «Основные положения философии будущего» [pic] «Сущность христианства» В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие от Маркса). «Критика фил. Гегеля» - формируется мысль о необходимости реформы философии. Философия Гегеля устарела, так как вся она связана с христианством. А христианство истощилось и не удовлетворяет духу современности. Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Ф. показывает характер подмен: в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии – разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник – Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересы( политика становится религией. Основой такого поворота становится побеждающий атеизм. «Люди теперь бросаются в политику, потому что в христианстве они усматривают религию, лишающую человека политической энергии». Появляется стремление к упразднению политической иерархии и к созданию демократических институтов. Дух будущего – дух реализма. Человечество откажется от христианства, так как с христианством оно лишается права на республику. Верующему же человеку не нужна справедливость на земле, так как он верит в справедливость в будущей жизни. «Тезисы к реформе философии» - Ф. раскрывает понятие реализма, которое он противопоставляет идеалистической философии Гегеля. Первоначало – не Бог и не абсолют, не бытие в качестве идеи, а действительное, то есть то, что наличествует. Основа бытия – в нём самом. Бытие дано через себя. Оно первично. Сущность бытия – сущность природы. Философия – это познание того, что есть. Философия эпохи реализма откажется от всяческих абстракций и обратится к конкретному. Переход от идеального к реальному происходит в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |