рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс лекций по философии (СПбГУ)

практической философии.

Проблему соотношения бытия и мышления, центральную и неразрешённую в

немецкой классической философии, Фейербах решает так: мышление исходит из

бытия (у Маркса – бытие определяет сознание).

Карл Маркс

I период: 1841-1848 (до Французской революции):

[pic] «К критике Гегелевской философии права»

[pic] «Св. семейство»

[pic] «Немецкая идеология»

[pic] «Манифест коммунистической партии»

II период: 1848-1883:

[pic] «Капитал»

[pic] «К критике политической экономии»

Базисом для построения философии для М. Становится анализ

капиталистического производства. М. Стремится предвидеть дальнейшую

эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма.

Основные положения теории Маркса:

[pic] антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический

прогресс

[pic] деление на пять формаций исходя из соотношения между

производительными силами и производственными отношениями

[pic] механизм перехода от одной формации к другой - противоречие

между производительными силами и производственными отношениями

[pic] Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для

производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А

есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким

образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль.

Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо

использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только

благодаря техническому прогрессу (что, в общем-то, и сделалось).

Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести

проблему отчуждения. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается

познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность.

Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту

связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко

(например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни

не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной

когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое

образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от

его труда.

Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения;

необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория

Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Позитивизм

I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.

Представители:

[pic] Франция – П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт

[pic] Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер

[pic] Германия – интерес к материализму

Развитие П. Определили открытия в точных науках. Интерес к ним приобретает

статус религиозного поклонения. Особое значение имела теория эволюции

Дарвина.

Основные положения:

[pic] П. утверждает главенство науки.

[pic] Научный метод познания переносится и в сферу изучения общества.

[pic] Вера в принципиальную познаваемость мира.

[pic] Культура должна быть светской, свободной от теологии.

Отношение между точными науками и гуманитарным знанием( возникает

герменевтика – задача истолкования, интерпретации, определения понятий.

Конт: закон трёх стадий развития человечества, характерных для отдельного

человека и для общества в целом:

1. Теологическая стадия

2. Метафизическая, абстрактная

3. Научная, познавательная – нужно искать действующие законы, пользуясь

рассуждением и размышлением

II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус.

[pic] Меняется представление о материи, появляется идея об

исчезновении материи

[pic] Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории

причина и время – априорны.

[pic] Идеал науки – чисто описание эксперимента.

Неопозитивизм: 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер –

«Открытое общество и его враги».

Феноменология

Э. Гуссерль (1859 – 1938)

Феноменология – отклик на засилье позитивизма в философии конца XIX –

начале XX века( критика естественнонаучного знания: «слишком заблудился

европейский разум, увлёкся исследованием внешнего мира, так называемой

объективностью / объективной природой». Из самой науки исчезло главное –

смысл того, что она исследует. Дух сведён к матем. физике. Точные науки

игнорируют качество вещей и их смыслы. ( потеря связи наука – человек,

разрыв с субъективностью.

Объективные принципы знания коренятся в сознании человека( кризис науки и

культуры вытекает из забвения человека. Объективной же науки о духе быть

вообще не может, так как дух самодостаточен и независим. Поэтому нельзя

применять меры научного знания для познания духа. Призыв: вернуться разуму

к самому себе, начинать с Я.

«Логические исследования» 1901 г. ( обоснование теоретического знания.

Задача философии: обоснование всякого истинного знания. Для этого

необходимо обратиться внутрь сознания и в его структуре «искать последние

очевидности». Сознание – регион бытия. Субъективность – фундаментальное

условие познания.

Феноменология – отклик на релятивизм в науке. Истина не выводится из

фактов. Она абсолютна и вневременна. Истина даётся в последней очевидности,

в особом переживании. Достоверные истины даны нам непосредственно, ясно и

отчётливо. ( Декарт.

Понятие интуиции

Последняя очевидность находится в сознании( отвергнув привычную установку

на эмпиризм, проникнув в идеальное, чистое сознание, безличное «Я»,

совершить феномен. редукцию.

Насколько существует мир вокруг меня? Проблема не в существовании

окружающего мира, а в том, что этот мир значит для меня( мир конструируется

сознанием. Возникает вопрос: творит ли само сознание, придавая

осмысленность миру (т. е. мир таков, каким мы хотим его видеть); либо

сознание раскрывает эти смыслы как изначальную данность.

[pic] Сознание активно.

[pic] Суждения о чём–то(

Восприятие чего-то(

Сознание само находит свой предмет и определённым образом выстраивает

отношение к этому предмету( интенциональность. Сознание всегда отсылает нас

к другому, но при этом нет уверенности, что другое существует помимо меня.

Описать, что действительно является моему сознанию, каким для меня является

этот мир.

Интуиция – начало всего, источник познания. Сознание – поток феноменов (до

рефлексии), которые связаны с универсальными сущностями. Всё индивидуальное

связано с универсальным, приходит через универсальное. Эйдетическая

интуиция, отличная от эмпирической, связана с отдельными фактами.

Универсальные сущности позволяют классифицировать, опознавать, различать

всё единичное. Направл. на идеальный предмет внутри сознания, выхватить

феномены из сознания:

1. сознание

2. восприятие

3. ожидание

Главная характеристика сознания – восприятие.

ЧТО? (полагаем предмет) и КАК? (выстраиваем формы полагаемого предмета)

нашего сознания.

Сознание не подменяется причинными связями, а подчинено смысловым. Сознание

– единственная подлинная сфера свободы.

Сфера иначедействия. Сознание только описывается без понятийных форм, выбор

языка. Через описание передаются все оттенки живого сознания.

Отсюда две проблемы:

1. проблема понимания

2. философия языка

Как возможно существование объективного мира, где мы обнаруживаем

«другого»? «Другой» - самое чуждое, что может быть, носитель иных смыслов.

Обнаруж. «другого» в нашем сознании происходит след. образом:

1. тело другого воспринимается через аналогию себя

2. через психологию

3. подвижность сознания даёт возможность понимать опыт «другого»

Мысль о том, что чужой внутренний мир недоступен для понимания.

Философия Гуссерля – ответ Европе и европейской культуре с его кризисом и

нацизмом.

Психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры.

Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В

частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы

складывается ассоциация психоаналитиков.

У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения –

всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате

психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном

опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча

человека с самим собой, со своими страхами.

Человек – это:

[pic] сознательное

[pic] подсознательное

[pic] бессознательное

По Фрейду, определяющим в поведении людей является бессознательное, оно

определяет как индивидуальное, так и социальное поведение. Таким образом,

Фрейд свергает разум с главенствующего положения. Сфера бессознательного

образуется с младенчества и изначально подчинена принципу удовольствия. Но

потом вступает принцип реальности всё, что не соответствует реальности,

оттесняется в сферу бессознательного. Подсознание выполняет роль фильтра.

Сознательное – это словесная область, бессознательное невыразимо в словах,

это энергетическое начало в человеке.

Бессознательное проявляет себя в описках, оговорках, снах. Задача врача –

организовать поток речи и выбрать из него посылки бессознательного.

Главной силой Фрейд считает половое влечение. Эдипов комплекс: при рождении

ребёнок переживает травму – разрыв с целым, с матерью; виновником этого

становится отец, появляется бессознательное желание убить отца (это также

связано с восхищением, преклонением, соперничеством).

Человека в равной степени пронизывают два влечения:

[pic] Эрос – сексуальное влечение – конструктивно

[pic] Гонатос - влечение к смерти – разрушительно

Разумное в нас – это Я или ЭГО. Промежуточная часть - бессознательное –

СУПЕРЭГО – инстанция морального контроля, то, что ограничивает влечение и

содержит культурные нормы. Оно образуется в нас, когда мы идентифицируем

себя с отцом. Оно перерабатывает запретные влечения в энергию совести. В то

же время наше бессознательное подчинено принципу удовольствия. Таким

образом, наше Я оказывается между влечением и совестью, как между молотом и

наковальней.

Функции культуры:

[pic] агрессивная, подавляющая (именно из-за культуры люди становятся

невротиками)

[pic] искусство – возможность выхода влечения. Сублимация – облекание

отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму,

например, религия.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

Основные произведения:

[pic] Психологические типы

[pic] Отношение между Я и бессознательным

[pic] Проблема души в нашем мире

[pic] Психология и алхимия

[pic] Символика духа

В отличие от Фрейда, Юнг не придавал главенствующего значения Эдипову

комплексу и половому влечению. Помимо сексуального у человека есть целый

комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область – коллективное

бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная

память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не

только в прошлое, она предвидит будущее.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема

инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов

психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт

архетип великого отца и великой матери.

Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для

успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или

экстраверты).

Различные архетипы:

[pic] Анима и анимус – женское и мужское. Если у мужчины преобладает

анимус, он агрессивен, если анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт

мужиковатость.

[pic] Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей;

тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши

комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а

для этого необходимо с ней встречаться.

[pic] Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает

целостность человека как индивидуальности.

Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы

редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде

агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.

Э. Фромм (1900 – 1980)

Область социальной психологии: соотношение социального и биологического в

человеке.

«Человек для самого себя»

«Бегство от свободы»

«Здоровое общество»

«Иметь или быть»

«Дзен буддизм и психоанализ»

Философия в России

Философская мысль в России начала развиваться со второй половины XVIII

века. Основные черты:

[pic] ученичество у Запада / связь с религиозной мыслью

[pic] оформилась в недрах литературы

[pic] историософичность, поиск исторической судьбы России

[pic] нелюбовь к рациональным схемам

Основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее

России?

Сковорода Григорий Савельевич

Церковное начало, религиозно-мистическое мировоззрение. Философ-бродяга,

способ философствования – диалоги с миром. «Мир ловил меня, но не поймал».

Нет рационалистического отчуждения от мира. Философская мысль эмоциональна,

этически направлена.

«Истина там, где Бог»( сокровенную жизнь мира можно познать лишь

религиозно. От чувственного познания – к духовному, и в итоге –

самопознание.

Развитие светской мысли, начавшееся в XIX веке, связано с масонством.

Начало XIX века – влияние немецкой идеалистической философии (Фихте,

Шеллинг), связь с романтизмом.

Вольтерьянство

[pic] рациональное знание

[pic] атеизм

[pic] новейшая национальная идея: идеал великой России

Радищев

Рационализм: разделяет чувственный опыт и опыт разумный. Единство человека

и природы. Учение о мировой душе: мир – некое живое единство.

Масонство

Пётр I, Екатерина, Елагин.

При директорстве Тургенева приобретает европейский статус Московский

Университет.

Чаадаев Пётр Яковлевич (1794 – 1856)

Учился в Московском университете. На философские взгляды Ч. повлияли:

[pic] Западноевропейское Просвещение

[pic] Классическая немецкая философия (Шеллинг)

[pic] Масонская утопия

Философия Чаадаева не была известна. «Философия в домашних тапочках».

«Апология сумасшедшего».

Философия всеединства. Историософия – рассматривает историю с религиозной

точки зрения: размышление о перспективах развития человечества в рамках

христианства через католичество. Церковь – историческое воплощение Царствия

Божьего.

Антропологическая часть: двойственность человека. С одной стороны –

природа, с другой – часть, возвышающаяся над природой. Задача философии –

заниматься второй ипостасью человека.

Социальные мотивы: социальное общение – духовное общение. Индивидуальный

разум связан с всеобщим разумом. Бог постоянно обращается к человеку через

себе подобных. Критика системы отвлечённого разума Канта – ложное учение об

автономии человеческого разума.

Таким образом, в философии Чаадаева единство истории рассматривается как

единство субъекта и человечества. Суть движения истории: у каждого народа

своё призвание, народы имеют нравственную личность.

Главная проблема философии истории Чаадаева – место России. Наибольшую силу

Божьего промысла Ч, видел в западном христианстве. «Европа – хранитель

животворного принципа единства». Католичество создало и сохранило западную

цивилизацию. Россия же находится в стороне от магистрального движения

развития истории. Она не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, и

следовательно, находится вне культурного развития. Россия – нулевой

исторический тип, не богоизбранный, па богооставленный народ. Отсюда и

болезненное состояние русской мысли. Наша вина – в выборе ориентации на

Византию + влияние монголо-татарского ига. Ошибки православия:

[pic] нет преобразований общества

[pic] историческая пассивность

[pic] отсутствие цивилизационного влияния

«Будущее России зависит от активизации православной церкви, пробуждения

христианских мотивов в социальной жизни»( скептическая оценка прошлого и

современности, но надежда на будущее.

Этой горькой оценкой Чаадаев пробудил развитие русской мысли середины XIX

века, предвосхитил раскол русской интеллигенции на западников и

славянофилов.

Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)

Основная проблема: осмысление эстетического начала в человеке. Трагический

разрыв между этическим и эстетическим( вопрос об эстетическом аморализме

Маниловская способность всё топить в словах( разрыв между формой и

содержанием( демоническое содержание красоты, из которой исключен моральный

элемент. Гоголь был склонен к морализму + потребность доказать полезность

искусства с точки зрения этической глубины.

Вопрос об эстетическом аморализме связан с религиозной проблемой:

трагическая несоединённость церкви и культуры, отдаление церкви от

общества. Это определило одну из главных тем славянофильства: необходимость

нового построения( от церкви к культуре, для чего церковь должна изменить

свою позицию (Чаадаев).

С этим вопросом связана проблема гуманизма, проблема отношения к ближнему.

Душа хочет любить прекрасное, а ближний далеко не прекрасен. Следовательно,

моральный принцип бессилен, когда в силу вступает принцип эстетический.

Душе не способна к настоящей братской любви. Таким образом, проблему веры и

религии и социальные проблемы русской действительности гоголь связывает

воедино. Гоголь считал, что новая система должна быть создана церковью, а

сама культура должна быть перестроена в религиозном духе( в этом

мессианская задача России – встреча человечества с Христом( славянофилы.

Славянофильство

Говоря о славянофилах, необходимо исходить из быта, культуры поместного

дворянства, связанного с деревней, почвой, для которой свойственны

патриархальный уклад, семейственность. Славянофилы первыми создали синтез

народного духа и религиозного опыта. Их нельзя назвать врагами западной

культуры, они были прекрасно европейски образованы, прошли через Шеллинга и

Гегеля. Славянофилы верили в историческое призвание России: явить Западу

подлинную свободу. Зачастую их мировоззрение обслуживало консервативную

тенденцию.

Хомяков (1804 – 1860)

Герцен назвал Х. Рыцарем веры. Любовь к Шеллингу и святоотеческой традиции.

Главная проблема: роль и судьба церкви. Х. Отталкивается от размышлений

Чаадаева о том, что церковь – действующая сила в истории. По Хомякову,

церковь – не авторитет, а истина; она не может на земле жить земной жизнью,

а живёт благодатной божественной жизнью.

Размышления о личности: отрицание индивидуалистического (западного)

акцента. На личность воздействуют как свобода, так и необходимость( отсюда

трагедия, разрешение которой возможно только в церкви, где возможна

подлинная свобода.

Размышления о характере познания: теория религиозного познания. Подлинное

познание истины не доступно отдельному человеку, а вверено церкви(

коллективное познание истины, совокупное мышление тех, кто объединён

любовью( понятие религиозного разума (противопоставляется западному

рационализму). Свобода в церкви не подменяется авторитетом. Истина

открывается ненасильственно, а является как некий свет. Необходимо

преодолеть влияние Запада, торжество индивидуального сознания; для

истинного познания необходимо соборование многих( идея ВСЕЕДИНСТВА (полн.

развитие в фил Соловьёва).

Историческая концепция: естественная закономерность истории (спор с

Чаадаевым) ( в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных

народов. История движется свободно и необходимо, внутренней её силой

является вера. Таким образом, в истории есть своя логика – это религиозное

движение в глубинах народного духа.

Православие через Россию приведёт к перестройке всей культуры.

Киреевский Иван Васильевич (1806 – 1856)

Отец – масон, поездки в Германию, увлечение романтизмом, интересовался

опытом старцев Оптиной пустыни.

Необходимо соединить церковное сознание с ценностями современного

Просвещения. Снимается проблема противопоставления веры и разума, и как

следствие, церкви и культуры. Поиск единства веры и разума. Задача в

подчинении разума вере, а в том, чтобы поднять рациональное мышление до

высшей формы.

Антропологический подход: «внутренний» и «внешний» человек. Подлинному

познанию мешает грех, для него необходимо «собирание сил души», подлинно

верующее мышление = вера + разум + чувства + совесть ( верующее сознание

воссоздаёт целостность человека.

Западная церковь подменяет внутренний авторитет истины внешним авторитетом

(Легенда о Великом Инквизиторе), в этом причина рационализма, который

скрывает первоначальную структуру бытия.

Историческая концепция: К. не отрицает причинности в истории, но

подчеркивает, насколько важна свободная воля человека. Каждому народу –

своё время( мысль об исчерпанности западной цивилизации, приходит время

православия.

Леонтьев Константин Николаевич (1831 – 1891)

«Византизм и славянство» - обоснование консерватизма: помимо общности крови

славян существует общность форм социальных и религиозных организаций, исток

которой – в греческой церкви. Возникает понятие византизма, тесно связанное

с самодержавием. Царизм + православие = прочная основа для исторической

жизни.

Три главных начала:

1. Народность

2. Государство

3. Культура

Л. не оправдывает две губительных западных тенденции: демократию и

либерализм. Он отвергает любой призыв к равенству и космополитизму как

попытку разрушить национальные ценности культуры, а следовательно,

основания жизни.

Предвидя катаклизмы, связанные с рабочим вопросом в России, Л. считал, сто

власть и церковь должны перехватить у социалистов инициативу в примирении

труда и капитала.

Западничество

В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле

истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники

не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне

церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к

общественному прогрессу с помощью науки и разума.

Историософская концепция:

[pic] размышления касательно истории законов

[pic] роль личности в истории

[pic] радикальные политические взгляды: необходимо практическое

вмешательство в ход истории.

Прагматическое отношение к роли искусства: литература должна быть рупором

социально-политических идей.

Бакунин Михаил Александрович (1814 - 1875)

Дружная семья, традиционное воспитание( попытка оторваться от этих корней.

Кружок Станкевича( знакомство с Герценом и Белинским. Герцен спонтирует

поездку Бакунина в Берлин, где тот сближается с левыми гегельянцами( таким

образом складываются взгляды Бакунина.

«Радость разрушения есть творческая радость». Тоска по героическому деянию.

Изначально романтизм Б. был окрашен религиозно, однако в его религиозности

не было церковного акцента, а позже он и вовсе перешёл в атеизм.

Устремлённость к практическим свершениям определила его понимание человека:

«Человечество есть Бог, вложенный в материю»; задача: «Понять землю до

неба» - попытка построить Царствие Божие на земле.

Переживание проблемы собственного Я( жизнь оценивается только в служении

абсолюту, который являет себя в истории. Что являет подлинного Бога? –

«Дело утверждения Бога». Человек – инструмент духа, дело – реализация

абсолюта в конкретной действительности. Необходима новая религия, связанная

с практикой жизни.

Однако постепенно в мировоззрении Бакунина нарастает отрицание, которое в

конечном итоге приводит к анархизму: «Я ищу Бога в людях, в их свободе в

революции», «Революция – откровение духа», «Долой все религиозные и

философские теории. Жизнь есть больше, чем мышление. Жизнь есть чудотворное

осуществление истины».

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)

Незаконнорожденный сын помещика Яковлева( чувство социальной ущербности.

Учился в Московском ун-те на естественном факультете, занимался наукой,

увлекался Шеллингом, Шиллером, образовал свой кружок. Переписка с Огарёвым(

Огарёв арестован, Герцен выслан на 6 лет – становится оппозиционером

власти. Уезжает в Европу, становится свидетелем революции 1848 года во

Франции; заражается социализмом, в основе которого воплощение идеала в

действительности. «Былое и думы»

При этом Г. начинает более критически относится к Западу – это царство

торжествующего мещанского духа, где главной фигурой оказывается средний

класс. Таким образом, Г. жадно ищет опоры( особое внимание к проблеме

личности: человеку свойственны идеальные запросы духа, но они стоят в

трагическом противоречии со слепой природой - в этом весь трагизм. Здесь

мы видим идею Гегеля: цель личности – в служении абсолютному духу. По Г.,

история связывает природу и логику, определяет смысл самой природы; но с

другой стороны движение истории определяют и деяния личности.

Г. очень сильно переживал мысль о родовой силе случайности. С одной

стороны, в истории торжествует алогизм, но разумность в бытии тоже есть.

Признание роли случайности разрушает религиозное чувство Г. ( влияние

«Сущности христианства» Фейербаха.

Но акцент у Г. остаётся на личности. Дело в том, что человека в вихре

случайностей спасает нравственная самобытность. Случайности можно

противопоставить этическую ценность личности. «С человеком, идущим

добровольно на смерть, нечего делать: он неисправимо человек». Параллель с

экзистенциализмом: человек обречён на свободу и осуществляет её через

выбор. Проблематика Г. сходна с проблематикой Шопенгауэра: он чувствует

расхождение между реальным бытием и нравственной сферой = дуализм бытия и

ценностей( отсюда пессимизм.

Но от Гегеля Герцен идёт против Гегеля: да, история есть некое целое, но

этот процесс загадочен, это слепой поток. История не имеет конечной цели.

Петрашевский

«Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир».

Разум может победить бессмыслицу жизни (в частности, царизм) ( усиливается

революционная пропаганда.

Новый центр политической мысли формируется вокруг Чернышевского и

Добролюбова.

Чернышевский Николай Гаврилович

Быстро пережевал и выплюнул Гегеля. «Гегель – раб настоящего положения

вещей». Это формирует всю жизненную позицию: главное – практика( постоянная

журнальная работа, диссертация. Влияние Фейербаха («О сущности

христианства») ( статья «Антропологический принцип философии».

Ч. борется с двойственным подходом к человеку, он против противопоставления

духа и природы. Человек един; его единство определяется его биологической

природой. Даже нравственная сфера определяется физико-химическими

процессами. Вся жизнь – многослойный химический процесс.

Писарев Дмитрий Иванович (1840 – 1868)

Торжествует вера в науку и просвещение. Воинствующий демократ( выступает

против духовной аристократии.

Нигилизм – независимость личности от авторитетов. П. Близок к нигилизму

Ницше. Торжествует прагматизм, главный критерий – польза (статья

«Реалисты») П. Разрушает эстетику за ненадобностью( «Действительность

важнее искусства!» (Чернышевский).

Таким образом, радикализм торжествует в появлении нового типа личности.

Н. А. Бердяев ст. «Философская истина и интеллигентская правда» (сборник

«Вехи»)

Анализируя корни революции, Б. обращается к поколению Чернышевского,

Добролюбова и Писарева. Исток трагедии – в неправильном отношении к

философии; и виновата в этом «кружковская» интеллигенция 60-х гг. Она

отъединилась от общественной жизни и замкнулась в собственных

интеллектуальных темах. Она стала отрицать добывание абсолютной истины,

провозглашая главным дело, практику. Философия подчинилась утилитарным

общественным целям, всё было брошено на служение народу. Это превратилось в

народопоклонство( 70-е гг. – время народнического мракобесия, неуважения к

чистому философскому знанию. «Любовь к народному благу, к общественному

добру парализовала любовь к истине». Истина стала орудием в социально-

политической борьбе. Следствием этого оказалось ложное понятие

человеколюбия, не основанное на истинном уважении к народу.

Народопоклонство не давало относиться к народу как к равному, к родному.

«Подлинная любовь к людям есть любовь не против истины и Бога, а в истине и

в Боге». Именно поколение шестидесятников заразилось грехом Великого

Инквизитора – облагодетельствовать человечество, превратив его в послушное

стадо.

Соловьёв Владимир Сергеевич (1853 – 1900)

Вл. Соловьёв создал целостную философскую систему, охватывающую онтологию,

гносеологию, этику, эстетику. Он выполнил задачу органического синтеза

философской мысли. Базисом его философии стала идея «положительного

всеединства» (связь со славянофилами) – идеал цельного знания и цельной

жизни.

Абсолютное первоначало мира синтетично по сути: оно не может открываться

только разуму, воле или чувствам. Оно открывается под тремя аспектами:

добро, истина и красота. Существование божественного начала может

познаваться только верой( отказ от рациональных доказательств бытия

Божьего. Откровение божественного начала заключено в сознании и является

постепенно. Как внешняя природа открывается в процессе развития, также и

божественное начало – происходит постепенное развитие религиозного

мышления, что постепенно приводит к воплощению идеи всеединства в

социальной и исторической жизни. Полнота бытия – любовь, в любви –

подлинное единство. «Неподвижное солнце любви» - центре философии С. Бог

есть любовь. Человек – посредник между земным и идеальным, он включает и

абсолютное, и приходящее.

Этическая проблема: возможно ли зло в мире, созданном Богом? Причина зла не

может быть в Боге, но зло не продукт человеческой деятельности.

Первоначальное происхождение зла может иметь место только в области вечного

доприродного мира. Есть космос и есть хаос – отпавший от божественного

единства мир. Но такой мир сохранил смутное влечение к изначальному

идеальному всеединству. Восстановление этой целостности, соединение всего

сущего с божеством – смысл и цель мирового процесса. Но это соединение есть

свободное единение, он не может быть дано. Добро должно быть свободно

выбрано. Таким образом, мировое зло – выкуп за нравственное достоинство

человека, за возможность свободы выбора. Соловьёв рассматривает проблему

зла в общем виде, но эта проблема не может быть индивидуализирована, так

как факт отдельного зла понять невозможно. Рассудок в этом помочь не может,

нужна окончательная вера в победу добра. Возможность восстановления

всеединства – только в вере. Именно поэтому в человечестве существует

постоянная потребность найти в мире справедливость.

В философии Соловьёва противопоставляются благой всемогущий Бог и

несовершенный мир. На выбор предоставляется: поверить В Бога или в силу

злого и немощного мира. В этом выборе – личная ответственность каждого. Он

либо приближает осуществление положительного всеединства, либо отдаляет

его. Человек – существо социальное, главное дело его жизни – в личной

сфере. Так человек участвует в осуществлении судеб всего человечества. Для

Соловьёва важен индивидуальный нравственный подвиг (для него самого таким

подвигом стала речь о «первомартовцах»).

Таким образом, Соловьёв говорит о преобразовании мира и о политике будущего

– «христианской политике». Христианская политика должна охватить все сферы(

формируется мысль о христианском государстве – теократическом государстве

будущего. Его основы: свобода совести и веротерпимость. Необходимо

устранить воинственность православия. Для Соловьёва в христианстве важна не

мысль о личном спасении, а общие обязательства человека. Нельзя спастись в

одиночку.

Проблема отношения России и Запада: Соловьёв дальше от славянофилов и ближе

к Чаадаеву. В представлении о России как хранительнице христианской истины

он видит опасность национального самоутверждения. Философ рассматривает

проблему объединения России и Запада как одной правды, взаимовосполнение.

Историческая миссия России – преодолеть грех многовековой распри между

христианским Западом и христианским Востоком.

Однако в последние годы жизни Соловьева акцент в отношении к этой проблеме

сместился: идея панманголизма – активизация монгольских сил востока –

предвестие апокалипсического конца. Способны ли в соединении Россия и Запад

отразить панмонголизм?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.