рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии

гнома. Гнома – это краткое высказывание общего характера. Большинство

гном – моральные. Биант:” Не болтай, промахнешься, проиграешь”, “Бери

убеждением, а не силой”. Питтак: “Полагайся на друзей”, “Знай меру”.

Солон: “Ничего слишком”, “Не спеши приобретать друзей, а уже

приобретенных не спеши отвергать”. Некоторые гномы содержат более

широкие обобщения.

Вывод: формирующуюся философию можно представить как попытку ответить

рациональным способом на поставленные в мифологии, религии, обыденном

мышлении вопросы о мире и человеческой жизни.

Центральной идеей формирующейся философии стала идея внутренней

взаимосвязи, единства всего существующего, основанного на единстве

источников всего существования. Мир един, т.к. весь он происходит из

единого начала. В Индии началом всего является брахман – высшая сущность,

лежащая в основе мироздания. «Как из пылающего огня тысячами возникают

искры, подобные ему, так различные существа рождаются из брахмана и

возвращаются в него же. Брахман неуничтожим, бессмертен и бестелесен». В

последствии с этим соглашались все индийские философские школы, кроме одной

– червака (локаята). Она утверждала, что мир состоит из тверди, жидкости,

жара и воздуха. В индийской предфилософии признается существование рита –

это всеобщий закон, по которому действует брахман, и которому все

подчиняется. В китайской философии понятия брахман и рита слиты в одном –

Дао. Дао – это то, чем мир творится, и чему он подчиняется. «Все сущее

вливается в него, как горные ручьи текут к рекам и морям». «Все в мире –

одна вещь, обыкновенные люди не знают ее настоящего имени, они видят вещи и

не видят Дао». Видящий Дао – это мудрец. Учение о Дао создала школа даосов

– первая в Древнем Китае школа. Ее основатель – Лао-Цзы. Его трактат

называется «Даодэцзин». Дао бестелесно, но в его глубине и темноте скрыты

тончайшие частицы.

В восточных культурах явного отделения философии от предфилософии не

произошло.

В течение долгого времени познание развивается в едином комплексе.

Философия остается слитой с мифологией и религией представлениями. Только в

Древней Греции сравнительно рано (в 6 в. до н.э.) познание отчетливо

разделилось на рациональное и религиозно-мифологическое. Получило особое

развитие знание, основанное на абстрактном мышлении и доказательстве. Этому

способствовали исторические особенности античного общества.

Понятия брахмана и Дао трактовались в основном мистически. Подчеркивались

их непостижимые мысли и невыразимость в слове.

Античная философия создала для выражения принципа всеобщего единства

первое целиком рациональное понятие. Субстанция (архэ - начало) –

устойчивое первоначало, которое лежит в основе всего существующего, задает

тем самым его единство и обеспечивает упорядоченность.

Следовательно, задачей философии номер один становится вопрос – что такое

субстанция и каковы ее свойства? (В последствии субстанция рассматривалась

широко, как внутреннее единство многообразия вещей. Декарт определил ее как

то, что не нуждается для своего существования ни в чем другом, кроме себя.

В русской философии субстанция раскрылась, как «самобытие».)

Особенности ранней античной философии:

Онтологизм – ориентация на изучение бытия, т.е. всего сущего в единстве.

Космоцентризм – понимание мира, как космоса, упорядоченного и

целесообразного целого (в противоположность хаосу).

Физикализм – представление о природе, как главном объекте философии.

Первые греческие школы: Пифагорейская, Милетская, Элейская.

Пифагор (512 г. до н.э., город Кротон) – его школа – это закрытая

организация полувоенного типа, в нее принимали после некоторых испытаний.

Пифагор субстанцией считал число. «Все есть число». Число – это

самостоятельная сущность, особая реальность. Числовые соотношения лежат в

основе всех свойств вещей.

Милетская школа (6 в. до н.э., г. Милет) – ее основатель Фалес. Эти

философы трактовали субстанцию, как первоматериал, из которого все

возникло. Сначала за субстанцию принималось некоторое известное вещество,

рассмотренное абстрактно и идеализированно. По Фалесу, субстанция – это

вода, по Анаксимену – это воздух. Анаксимандр: ”Субстанция – вещество

особое, для него нет аналогов в наблюдаемом мире. Это вещество

неопределенное - апейрон”. Близкие идеи высказывали также философы, не

принадлежащие к Милетской школе. Гераклит Эфесский субстанцией называл

огонь, а Эмпедокл считал ее корнями воду, воздух, огонь и землю.

Вывод: картина мира отходит от непосредственных наблюдений и приобретает

абстрактный характер.

Лекция 5. Проблемы бытия в классической античной философии.

1. Начало античной диалектики.

2. Античный атомизм и основные этапы его развития.

3. Понятия материи и формы. Платон и Аристотель о бытии.

Формирующаяся античная онтология пришла к идее различия явлений, т.е.

непосредственно наблюдаемого в опыте и сущности. Основы наблюдаемых

процессов постигаемы разумом. То, что мы видим и то, что происходит на

самом деле различно.

Эту проблему впервые обнаружила элейская школа (6-5 в. до н.э., город

Элея). Ее представители: Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан, Мелис –

элеаты. Они поставили вопросы:

1. Едино ли бытие? По-видимому, вещи множественны.

2. Присущи ли бытию движение? По-видимому, вещи движутся.

Парменид: ”Бытие едино и неподвижно”.

Апории Зенона – рассуждения, которые приводят в тупик – “Стрела”,

“Стадий”, “Дихтомия”, “Ахиллес и черепаха”. Из последней апории следует,

что попытка мыслить движениеведет к противоречию, следовательно, движение –

это только видимость. Субстанция неподвижна. Именно поэтому элеатов

называли “неподвижниками”.Они положили начало познавательному подходу,

основанному на принципе неизменности мира. Этот подход называется

метафизическим. В Древней Греции идеи элеатов все хотели опровергнуть, но

никто не мог.

Противоположгый метод познания – диалектика. Ее основоположник Гераклит.

“Космос и планеты – это куски застывшей лавы, на них возникла жизнь. Этот

космос возник полсе очередной катастрофы. Когда-нибудь огонь вернется к

самомму себе. Этот ксмос, единый для всех, не создан никем из богов и никем

из людей, но был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами

потухающим”. Таким образом, сущность субсианции (огонь) – это вечное

движение. “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, т.к. новые воды

набегают на тебя. Один из его учеников утверждал, что и однажды нельзя

войти в одну и ту же воду.

Попыткой создать непротиворечивую модель подвижной субстанции на

теоретическом уровне был античный атомизм. Атом – неделимый, самая малая

частица вещества. Демокрит (460-370 г. до н.э.): ”Атомы вечны, неизменны,

внутри них нет пустотоы, но пустота их разделяет”.Главыные свойства атомов

– велмчина м форма. Между атомами тела человека находятся “шарики” души.

Атомы отличаются порядком и положением (поворотом). Число атомов и

разнообразие их бесконечно. Вечное свойство атомов – движение. Атомы парят

в пустоте, сталкиваясь, они изменяют направление, соединяясь, образуют

тела.

Свойства тел зависят от вида и соединения атомов.

Т.к. движение атомов происходит по строгим законам, все в мире

предопределяется необходимостью, случайностей не существует. Боги не

вмешиваются в конкретный ход событий. Все многообразие событий сводится к

единому процессу – движению атомов в пустоте. “Людям кажется, что

существует сладкое и горькое, тепло и холод… рождение и гибель, в

действительности же есть только атомы и пустота”.

В период элинизма атомизм получил развитие в учении Эпикура (340-270 г.

до н.э.) В 306г. он основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определил

атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно,

но чилсло их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило

свободное падение атомов в пустоте. При отклонения их от вертикального

падения они сталкиваются, в результате чего возникаети мир, и все, что

существует. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение

атомов от первоначальной таректории в неопределенном месте и в

неопределенное время. Следовательно, в мире существует случайность, а для

человека – свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном

пространстве и не вмешиваются в дела людей. Древнеримский атомист –

Лукреций Тит Кар (99-55 гг.до н.э.) Из его трактата “О природе вещей”:

“Атомы – первоначало, они сравнимы с буквами, а вещи со словами”. Он был

согласен с понятием “клинамен”.

Доказательство существования атомов – высыхание и истирание. Мы не видим,

как приосходят эти процессы, но их легко объяснить движением атомов.

Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.

“Как из самопроизвольного движения атомов возник организованный,

упорядоченный, гармоничный мир?” – это самая сложная проблема античного

атомизма и основание его критики.

-

Общее направление критики: для возникновения мира недостаточно

вещественной телесной субстанции. Необходима еще организующая деятельность,

а, следовательно, разумное духовное первоначало.

Онтология Платона (427-437гг. до н.э.). Философская школа Платона в

Афинах и называлась «Академия», т.к. находилась около храма Акадэма.

Его концепция: существует два мира – чувственный мир вещей и

умопостигаемый мир идей – эйдосов - который находится в занебесной области.

В земной реальности мы видим эйдосы только воплощенными в вещах. В

идеальном мире они существуют в чистом виде. Высшая идея – идея блага.

Существование вещей вторично по отношению к эйдосу. Вещь образуется

соединением эйдоса с некоторым количеством вещества. Вещественное

первоначало Платон называл «хора» - материя. Это пассивное мертвое

вещество, которому не присуща внутренняя организация.

Таким образом, определяется теоретическое расхождение материализма и

идеализма. Материализм рассматривает субстанцию как вещественное

первоначало, а идеализм – как духовное первоначало.

Лекция 6. Аристотель.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. В Стагире, в семье врача. В 15 лет

он ушел из Стагиры в Афины к Платону. Поступил в платоновскую «Академию» и

пробыл в ней 20 лет. Умер в 322 г. до н. э.

Аристотель – самая известная и глубокая натура. Он создал и сформулировал

классическую философию.

Аристотель пытался создать целостную и единую систему наук, т.е. он не

только говорил о разных проблемах, но и связал их воедино: физика,

математика, учение о природе, этика, эстетика. Учение о природе и разуме

человека. Только в XVIII веке возобладал иной подход, и сложилась

классическая немецкая философия.

Аристотель впервые выделил философию, как метафизику. Он выделил ей

специальную роль: в ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и

пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблема

познания и различения истинного и ложного знания. Сегодня многие

направления философии вышли из нее, как самостоятельные области знания:

этика, эстетика, история.

Конец IV в. до н. э. – период расцвета греческого общества, как

государства и одновременно период создания империи Александра Македонского,

воспитателем которого был Аристотель.

Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие.

Теоретические науки – философия, математика, физика. Именно они и в первую

очередь философия обнаруживают неизменные начала сущего. Аристотель не

сомневался в реальности мира. Аристотель: «Платон мне друг, а истина

дороже». «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований».

Все истолкования действительного мира можно охватить с помощью 10 понятий

– категорий - сущность, качество, количество, отношение, место, время,

положение, действие, страдание, обладание. Они выступают как

характеристики, описывающие реальные тела.

Аристотель разделил первые и вторые сущности. Первые сущности – это то,

что лежит в основе всех вещей, это индивидуальное, единичное, неделимое

бытие. Вторую сущность выражает не индивидуальное бытие, а роды и виды.

В «Рассуждении о бытии» Аристотель придавал решающее значение категориям

движения, места, материи, формы, душе. По Аристотелю, место – это то, что

существует наряду с телами, т.е. тело находится в определенном месте и,

когда оно удаляется, то место остается. Однако, невозможно, чтобы место

было телом. Что можно считать местом? Предположим, что место есть форма

каждого тела, но форма и материя неотделимы от предмета, а место отделимо.

Аристотель предложил такое объяснение: «Место – это сосуд, который не имеет

никакого отношения к предметам, которые находятся в нем». Таким образом,

место существует объективно вне зависимости от познания человека. Место –

это граница, и Вселенная в целом есть первое место. Тела возникают,

превращаются, исчезают и уничтожаются, и при этом изменяются и границы

тела. Аристотель считал, что эти изменения можно обнаружить в категориях

время и движение. Время, по Аристотелю, - это движение в изменении, но при

этом время равномерно везде и во всем. Изменения могут убыстряться и

замедляться, а время равномерно. Время не связано с человеком, это

характеристика движения. Но время не есть само движение, хотя оно и не

может существовать без него. Во времени есть всегда предыдущее и

последующее, и мы распознаем время, когда разграничиваем движение,

определяя предыдущее и последующее. И это возможно сделать, т.к. движение

заключает в себе число, и важным фактором при этом является категория

«теперь». Время - это число перемещения, а «теперь», как и перемещение,

есть как бы единица числа.

Материализм Аристотеля проявляется в том, что для него не существует

движения, помимо вещей, и оно всегда было и во всякое время будет.

Что является источником движения? Аристотель не отрицал, что

существуют источники, как действие, одного тела на другое, но все тела

обладают самопроизвольностью, в том числе и многие неодушевленные предметы.

Самопроизвольность была определена Аристотелем, через существование первого

движения, которое осуществил «неподвижный двигатель» - Бог. Для человека

источником его движения выступают его потребности и интересы, как

необходимость внешнего предмета. Принципиальное место философии Аристотеля

заключено в учении о материи и форме. «Я называю материей то, из чего

возникает какая-нибудь вещь, т.е. материя – это материал вещи». Материя

неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия

определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена

жизни, целостности, энергии. Без формы материя – это возможность, с формой

она становится действительностью. Аристотель учил, что возможен и обратный

переход формы в материю. Аристотель пришел к выводу, что существует и

первая форма - форма форм -, и ею является Бог.

Учение о душе.

Душа не может быть без тела, но она не есть тело. Душа – это нечто,

присущее телу. Аристотель считал, что она находится в сердце.

Существует три типа души: растительная, чувственная и разумная. Первая

является причиной роста и питания, вторая ощущает, а третья познает и

думает.

Познание по Аристотелю.

Он уловил реальный процесс познания, который лежит в основе современной

гносеологии. Животные и человек обладают восприятием, но человек вещи,

тела, движение и т.п. через понятия и категории, в этом и есть сущность

разумной души.

Лекция 7. Этика Аристотеля. Учение о государстве. Средневековая

философия.

Этика – это наука о нравственности. Нравственность - это форма и условия

общения людей, основанные на национальных особенностях, на оценке поведения

людей. В этом смысле нравственно то, что обществом, людьми воспринимается,

как правильное, позитивное, приемлемое для людей. Аристотель учил, что то,

к чему стремится человек, есть благо. А благо – это цель, которую люди

желают не для себя, а ради самой цели, и, следовательно, высшим благом

является блаженство. Блаженство – это хорошая жизнь и правильная

деятельность. Оно не может состоять в материальном благе, а по своей сути

определяется особенностью и назначением человека. Основное назначение

человека – это деятельность и прекрасное ее выполнение. По Аристотелю,

жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельностной.

Добрые качества, остающиеся не обнаруженными, не дают блаженства.

Человеческая добродетель – это умение ориентироваться, выбирать надлежащий

поступок, определить место нахождения добра. Для этого Аристотель толковал

об общем принципе человеческой деятельности, который он определил как

середину. Ошибиться можно различно, а правильно поступить можно только

одним путем.

Для этики Аристотеля важен принцип справедливости, это принцип

хозяйственной деятельности, обмена хозяйственными благами. Поэтому

справедливость есть равное отношение к материальным благам. Аристотель

рассматривал две формы справедливости: распределяющая и уравнивающая. При

первой критерием выступает достоинство лиц, между которыми происходит

распределение. Аристотель исходит из того, что люди не равны по природе, и

распределяющая справедливость учитывает социальный статус личности. При

второй переход предметов из одних рук в другие определяется не

достоинством, а экономическими основами. Здесь действует арифметическая

пропорциональность: общество держится тем, что каждому воздается в

зависимости от его деятельности.

Аристотель, таким образом, впервые заговорил о стоимости, как

экономическом свойстве предметов обмена. Он считал, что все предметы должны

измеряться чем-то одним. Этим служит потребность, которая все соединяет.

Мера оценки возникает по общему согласию, и ей являются деньги.

Благо, добродетельность - это не телесные свойства, а раскрытие

человеческого. Для Аристотеля досуг является необходимым условием для блага

и созерцания.

Учение о государстве.

По Платону, государство – это поселение. Реальному государству

предшествует идеальное государство, в котором все равны. Конфликты в

человеческом обществе обусловлены неравенством. Платон был одним из первых

философов, который связал человеческое зло, социальные конфликты с частной

собственностью. И поэтому, стремясь к идеальному государству, Платон учил о

необходимости государственных мер по пресечению расширения имущества и

роста частной собственности. В решении этой проблемы Платон предполагал два

пути: 1. Воспитание детей в отрыве от семьи, т.к. при этом у них

складывается одинаковое сознание. Он также предполагал разрушить семью, как

форму длительного проживания людей. 2.Ограничение роскоши и расширения

личного хозяйства.

По Аристотелю, государство – это завершающая форма организации людей. Ему

предшествовали семья и поселение. Аристотель был согласен с тем, что

частная собственность – основа хозяйственного неравенства и социально-

политических конфликтов. Но в отличие от Платона, он считал, что частная

собственность вечна и незыблема. Аристотель считал, что у друзей все

должно быть общее. Его позиция: собственность должна быть частной, а

распределение - общественным. Поэтому Аристотель оправдывал рабство,

считая, что в государстве должны быть начальники и подчиненные. Лучшей

формой правления он называл монархию и аристократию и был противником

демократии, т.к. она легко перерастала в «охпократию» (охпо - толпа).

Аристотель делил государство на три сословия: аристократию, воинов и

мелких земледельцев, ремесленников. Лучше всех государством смогут

управлять всадники, т.к. они не обременены заботами о богатстве.

Средневековая философия.

Средние века – это время, когда единство Европы обеспечивалось

католической церковью и Папой Римским, как олицетворением Великой Римской

Империи.

Раннее средневековье (VI-IХвв. н.э.) характеризуется отвоевыванием

европейских земель у арабов. Церковь обладала не только идеологической

властью, но и владела примерно третью всех земель и людской массой в

монастырях (монахи и монастырские крестьяне). Единственным образованным

слоем населения было духовенство. Поэтому юриспруденция и естествознание

приводились в соответствие учениям церкви. Мирянам запрещалось читать

Библию.

В XIII веке стала складываться общественная система образования.

Появились школы и университеты. В Париже открылся университет с четырьмя

факультетами: теология, медицина, философия, богословие.

Лекция 8. Проблема бытия в средневековой философии и культура.

1. Особенности средневековой философии и культуры.

2. Патристика, схоластика, аристотелизм.

Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов:

античной традиции и новых мировых религий (христианство I в. и ислам VII

в.)

Важные для философии идеи христианства:

1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога

единственным истинным бытием и источником всякого другого

существования.

2. Чисто духовная трактовка существования Бога – креационизм – идея

сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего.

(Противоположность ему - дарвинизм).

3. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий

промысел.

Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс

сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни.

Сакрализация познания проявляется, во-первых, в иерархии наук.

Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться

о том знании, которое ближе к спасению души.

1. Теология – наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния

Бога.

2. Философия, которая определяется, как «естественная теология»,

объяснение религии рациональными средствами (законами природы).

3. Тривиум: логика, риторика, грамматика.

4. Естественные науки. Природа – это воплощение замыслов творца,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.