рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии

зависящие от объектов. В концепции, связанной с СТО, пространство и

время рассматриваются, как формы связи материальных объектов и их

движения. В онтологии в связи с этим рассматривается зависимость

пространственно-временных отношений от природы связанных ими

материальных объектов и вводится понятие биологического,

психологического и социального пространства и времени. Главной

характеристикой биологического времени является биоритм человека

(25,5 часов). Психологическое пространство – существуют зоны

пространства, у человека она равна 45 см., и вторжение в нее

негативно. Психологическое время – это не час или год, а событие. Это

время течет быстро или медленно. Следовательно, у каждого человека

существует свой биологический возраст – важная характеристика

личности. Социальное пространство измеряется доступностью для

коммуникации. Поэтому в ходе истории социальное пространство

расширялось, а сейчас оно очень быстро сужается.

3. Антионотологизм – направление, которое считает онтологию разделом,

представляющим исторический интерес. Выдвигается не первый план другой

раздел философского знания – гносеология.

Раздел Гносеология.

Гносеология в структуре философского знания.

Гносеология – это раздел философии, в котором исследуются предпосылки,

процесс и результаты познания, возможности и средства познавательной

деятельности.

Эпистемология – точное знание, теория, наука.

Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии,

зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от

взгляда на познание, как на естественный, заложенный в природе человека

процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью и ее

совершенствования. У истоков гносеологии стоят: 1.софисты Протагор, Горгий,

Гиппий – наемные учителя логики. Они показали возможность аргументировать

разные мнения, а, следовательно, и необходимость различения правильного и

неправильного путей познания. 2. Сократ создал майевтику – метод беседы, в

котором люди освобождаются от заблуждений и стереотипов и совместно ищут

истину. «В споре рождается истина». 3. Демокрит поставил проблему передачи

механизмов информации и ее сохранения. 4. Платон показал роль общих понятий

в познании и поставил вопрос об их происхождении.

У этих философов гносеология пока оставалась пока приложением или

следствием других разделов – онтологии, антропологии. Первая целиком

гносеологическая концепция – это логика Аристотеля.

Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых

факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как

деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной

гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века

изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии

опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической

дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается

многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых

гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания,

семиотика, герменевтика.

Основная проблема гносеологии – определение познания.

Познание можно рассматривать как:

1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации).

2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение.

Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии

с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения

воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное,

осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки

зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация

знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика

определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой

объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три

типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс – условное обозначение,

сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план.

Символ – обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его

собственной природой способом.

Лекция 12. Направления развития гносеологии.

1. Логика, как гносеологическая дисциплина.

2. Методология, как гносеологическая дисциплина.

3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина.

Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.

Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие

познавательного процесса.

Логика – самая первая из гносеологических дисциплин – наука о правилах

мышления, возникла в античности. Аристотель разработал структуру научного

текста. В нем должны быть: базовые определения, постановка проблемы, анализ

исходных данных, гипотеза, аргументы, анализ возможных контраргументов.

Аристотель сформулировал правила осуществления основных интеллектуальных

операций. В его логике выделяются основные законы, наиболее важные

требования к рассуждению.

1. Закон тождества – «невозможно ничего мыслить, если не мыслить всякий

раз что-нибудь одно». Это требование постоянства оснований

рассуждений, устойчивости значений используемых терминов.

2. Закон противоречия – «невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе

были истинными». Это требование согласованности.

3. Закон исключенного третьего – «не может быть ничего посредине между

двумя противоречащими суждениями, необходимо либо утверждать, либо

отрицать». Человек должен выбрать и выработать для себя определенные

мнения – это требование определенности.

В XVII веке Лейбниц добавил к базовым законам логики еще один закон –

закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть признанной, должна

быть подтверждена данными, истинность которых уже установлена, т.е. у

человека должно быть рационально-критическое мнение. Это требование

обоснованности.

В XIX веке с критикой логики Аристотеля выступил Гегель. Он называл эту

логику формальной, отвлеченной, упрощенной. Познанию реальных вещей она не

помогает, а только мешает.

Гегель о законах:

1. Тождество – абстрактное отношение, которого не существует в

реальности. Двух одинаковых вещей в мире нет, и даже одна вещь сама

себе не тождественна.

2. Вещам присущи противоречия – это способ их существования. Любая вещь

существует, если между ее частями уравновешиваются силы притяжения и

отталкивания. «Противоречие – есть критерий истинности, отсутствие

противоречий – критерий заблуждения».

3. Истина не заключена ни в одном из противоположных высказываний об

объекте, она в их синтезе, единстве.

4. В реальных отношениях явления причины и следствия всегда неоднозначны.

Гегель предложил новую логику, диалектическую, в которой основными

законами должны стать основные законы диалектики:

1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Характеризует механизм развития. Как идет развитие?

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие?

3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?

В настоящее время признаются обе логические системы, но их функции

разделены. При осуществлении базовых логических операций используют логику

Аристотеля. При комплексном исследовании сложных развивающихся систем

учитываются требования диалектической логики.

Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это

конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная

основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную

науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я

разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует

принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил

постепенно и непрерывно увеличивает знание».

Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на

элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к

другому.

К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод

Бэкона, аналитический метод Декарта.

Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех

познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре

класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади,

театра.

Основное различие классической и современной методологии. Ранняя

методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук

метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно

зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные

методы и обосновывать границы применимости каждого.

Уровни методологии:

1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.

2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ,

синтез, аналогия.

3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент,

математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный

методы.

4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования,

используемые в отдельных науках.

5. Методики – способы реализации методов.

Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в

познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика

сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники

Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых

складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет

основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает

одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой

области знания – это не результат последовательного освоения одного за

другим, а вхождение в герменевтический круг.

Лекция 13. Познание как деятельность.

1. Активность субъекта в познании.

2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта.

Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание,

восприятие человеком воздействия внешнего мира.

Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в

познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств –

это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение

познающего человека как гносеологического Робинзона.

Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как

пассивное восприятие, а как активный процесс.

1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания

на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг

сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит

от вопроса, который мы задали».

2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий,

операций.

3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности,

б) предвидение и прогнозирование.

Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта –

имеет три составляющих:

1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом.

2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых

объект изучался.

3. Оценочный аспект – знание о возможном использовании объекта, отношение

человека к данному объекту.

Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От

воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий

аспекты определяются познающей стороной.

Современный взгляд на познание – это рассмотрение его как деятельности.

Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех

основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на

что направлена деятельность. Предмет – часть объекта, непосредственно

вступающая во взаимодействие. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность,

ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа.

Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование

субъекта познания. Субъект познания характеризуют:

1. Уровень исходных знаний.

2. Навыки и приемы познания.

3. Представление о возможных результатах познавательного акта и способах

их оценки.

4. Цели познания и представления о назначении знания.

Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями.

Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре

определенного тира и изменяются исторически, существует культурно-

историческая нагруженность субъекта познания.

Постановка проблемы культурно-исторических оснований процессов познания в

философской традиции первоначально была осуществлена в гипотезе о

существовании предпосылочного знания индивида, которое первоначально

рассматривалось как врожденное. В гносеологии Платона предположение о

природном знании базируется на онтологии. Главная идея онтологии: кроме

мира вещей существует мир чистых идей – эйдосов – и душа человека до

рождения странствует в этом мире. Познание это припоминание эйдосов под

воздействием вещей. Различные познавательные способности людей объясняются

различным опытом их душ в мире эйдосов.

Декарт высказал предположение, что наши идеи делятся на три класса:

1.полученные из опыта, 2. полученные из идей первого типа в процессе

интеллектуальной обработки, 3. Не полученные из опыта ни в какой мере, а

наоборот являющиеся основаниями всякого опыта, врожденные идеи.

И. Кант. (1724-1804 гг.)

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика

способности суждения»

Кант исследует три основные познавательные способности человека:

1. Чувственный опыт.

2. Рассудок – способность составлять суждение, житейское мышление,

здравый смысл.

3. Разум – логически организованное сложное мышление.

Основное противоречие познания: в познании существует всеобщность и

необходимость, т.е. основу наших зрений составляют законы науки, которые

выполняются всегда, когда имеют место соответствующие взаимодействия.

Но всеобщность и необходимость не могут происходить из опыта, т.к. в

опыте мы всегда имеем дело с единичными и конкретными вещами.

Следовательно, существуют доопытные или априорные основания познания, от

которых происходит всеобщность и необходимость. Познание является синтезом

этих априорных оснований и чувственного опыта. На уровне чувственного

понимания априорными основаниями являются представления о пространстве и

времени. На уровне рассудка априорными основаниями являются категории и

аксиомы их связи. На уровне рассудка априорными основаниями являются идеи

целостности души, космоса и Бога.

Лекция 14. Предпосылки познания и его достоверность.

1. Современная трактовка предпосылок познания.

2. Проблема познаваемости мира.

Предпосылки познания – это подготовленность субъекта к познавательной

деятельности. Субъективные факторы, участвующие в формировании

гносеологического образа.

Первоначально в гносеологии предполагалось, что предпосылки познания –

это некоторые особые врожденные знания (у Платона, Декарта). Современная

гносеология признает, что предпосылки познания – это в первую очередь

выработанные обществом стереотипы, которые усваиваются индивидом в процессе

социально-культурной адаптации.

Содержание предпосылок познания в основном раскрыто Кантом. Он указывал

на представление о пространстве и времени и на базовые, фундаментальные

понятия – категории.

Формы существования предпосылок познания начинаются с работ З. Фрейда

(австрийский врач-психолог, 1856-1939 гг.) Он ввел представление о том, что

в любой человеческой деятельности присутствует бессознательное.

Бессознательное – это более глубокий, чем сознание, слой психики, человеку

не вполне подконтрольный. (ОНО). Оно включает в себя наследуемые

инстинктивные стремления (к жизни, к агрессии) и впечатления, в т.ч.

детские, не попавшие в сознание или из него вытесненные. Таким образом,

знание делится на явное и неявное. Неявное знание участвует в деятельности

человека и в процессах принятия решения.

Макс Полони: предпосылки познания очень часто существуют именно на уровне

неявного знания, как не вполне осознаваемые ориентации.

Карл Юнг (последователь Фрейда) расширил понятие неявного знания, введя

понятие коллективного бессознательного – это общие стереотипы всего

человеческого рода, заложенные биологически в самой структуре мозга.

Единичная идея коллективного бессознательного называется архетип. Например,

архетип двоичности: в мире существуют противоположные начала, и мы привыкли

рассматривать все через противоположные определения (эта двоичность

определяется двуполушарностью нашего мозга).

Механизм передачи неявного знания попыталась раскрыть «философия

лингвистического анализа», ее основоположник Витгенштейн (1889-1951 гг.)

Резервуар неявного знания – естественный язык. Система терминов и

грамматические конструкции языка организуют и направляют познавательную

деятельность, задают человеку определенное восприятие мира. «Границы моего

языка – это границы моего мира». «Особенности национального языка могут

определять особенности восприятия мира, специфику национального характера».

В познании встречаются две стороны: познаваемая и познающая. И процесс

познания больше зависит от последней. Следовательно, гносеологический образ

объекта определяется субъектом познания.

Проблема влияния предпосылочного знания на результат познания определяет

новую постановку проблемы познаваемости мира:

- возможно ли достижение истинного и достоверного знания об объекте?

- возможно ли достижение такого знания о мире в целом?

- существуют ли проблемы, принципиально не разрешимые для человечества?

В философской традиции определяются три основных позиции:

1. Гносеологический оптимизм – наши познавательные способности в целом

обеспечивают достижение истинного и достоверного решения, в конечном

счете, любой конкретной проблемы.

2. Скептицизм – возможность достижения истинного и достоверного знания

сомнительна. У нас нет достаточных аргументов ни для подтверждения, на

для опровержения.

3. Агностицизм – отрицает возможность истинного и достоверного знания и

признает существование неразрешимых проблем.

Обоснование агностицизма и скептицизма в философской традиции.

Софисты считали, что о каждой вещи высказываются разные суждения, и все

они, даже противоположные, чем-то обусловлены. Следовательно, никто не

обладает знанием, а каждый только высказывает свое мнение.

Д. Беркли (англ. философ XVIII в.) «Три разговора Гилоса с Филонусом».

Наш образ любой вещи – это результат работы органов наших чувств. Свойства

вещей даны нам в восприятии, и их определение зависит от характера нашего

восприятия. Свойства вещей – это всегда наши оценки, наши восприятия. Если

ощущения существенно отличаются от того, какие вещи на самом деле, узнать

это невозможно, т.к. другого способа восприятия вещей у нас нет. Мы просто

верим, что чувства дают нам достоверную информацию о реальности. Доказать

логически, что реальность такова, и что она вообще существует за нашими

ощущениями, мы не можем.

Не может быть достоверным наше знание о причинно-следственных связях,

т.к. в опыте мы обнаруживаем только временную последовательность событий.

Кант придал проблеме вид логического парадокса. Мы всегда изучаем «вещь –

для нас», т.е. объект, каким он бывает во взаимодействии с нами в нашем

познавательном опыте. «Вещь – в себе», т.е. объект вне нашего опыта, нам

недоступен. Если «вещь – для нас» и «вещь – в себе» существенно отличаются,

то мы об этом никогда не узнаем, т.к. задача познать объект таким, каким он

бывает, когда мы его не познаем – эта задача внутренне противоречива. «Вещь

– в себе» трансцендентна, т.е. недоступна для познания, лежит за его

пределами. Когда мы приближаемся к границам познаваемого мира, возникают

логические противоречия – антиномии.

Лекция 15. Средства и результаты познавательной деятельности.

1. Стороны познавательной деятельности.

2. Истина в познании.

Познание человека протекает в двух основных формах, которые мы

рассматриваем, как стороны познавательной деятельности: и чувственное

познание рациональное познание.

Чувственное познание – непосредственное получение информации через органы

чувств и деятельность нервной системы. Сохранение и обработка знаний в

реальности в виде наглядных образов.

Рациональное познание – абстрактно-логическое мышление; осмысление

реальности обобщенными символическими знаковыми средствами.

Особенности человеческой познавательной деятельности связаны в основном

со способностью к рациональному познанию. Чувственное познание примерно

одинаково у людей и высших животных. Основные операции познавательной

деятельности (различение, объединение данных, сопоставление) одинаковы для

чувственного и рационального познания.

Основные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие,

представление. Ощущение – чувственное отражение отдельных сторон объекта.

Восприятие – целостный образ объекта. Представление – сохранение целостного

образа вне контакта с объектом и возможность его произвести.

Основные формы рационального познания – это понятие, суждение,

умозаключение. Понятие – мысль об объекте, воспроизводящая в абстрактной

форме некоторый предмет, явления, свойства, отношения. Суждение – мысль,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.