![]() |
|
|
Лекции по философииследовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий и косвенный путь. Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания. Высшим способом считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее близка к божественному откровению. Самый низкий уровень – это практическое познание конкретных вещей. Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению. В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний, а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды – «суммы». Сумма – обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные мнения. Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она состояла из трех частей: 1.Диалектика – излагалась аристотелевская логика; 2. Сумма против язычников; 3. Истинное изложение православной веры. Он подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики. Патристика – первая форма средневековой философии (от лат. патер - отец), буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных философских учений периода становления христианства, когда формировался и уточнялся канон христианской веры (II-VIII вв.) Деятели этого периода: Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный. Учение Августина Блаженного: высшее в мире – Бог, главное его свойство – бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в небытие. Истина в Средние века – это сам Бог. Одно из важных достижений Августина – психологическая концепция времени. Существует реально лишь настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля. Схоластика – вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе определившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики, как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав соответствующий текст и правильно его интерпретировав. К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви, некоторые сочинения Платина и Аристотеля. Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот, кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса. Определенность собственной точки зрения не важна. Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема соотношения общего и единичного – спор об универсалиях: 1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты – какие из них важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность? 2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным существованием? 3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные вещи? В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и реалистов. Номиналисты – Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция: реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Общие понятия никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный номинализм. Реалисты – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи – это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи – это результат обличения сущности случайными свойствами». Умеренный реализм полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви» и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Философские идей Фомы Аквинского: Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное (неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное, совершенное). Абсолютная потенциальность – слабейший вид бытия - материя. Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских категорий абсолютная актуальность – принцип и источник порядка и организованности - форма. Материя и форма соединяются в вещах. Форма – источник их общих черт. Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения. Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы. Аристотелизм развивали также арабские средневековые философы Ибн-Сина и Ибн-Рушд. Лекция 9. Проблема бытия в философии Нового времени. 1. Новый образ природы и рационального познания. 2. Дискуссии о субстанции и свойствах вещей. Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика средневековой учености, попытка восстановления античной культуры, освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии – секуляризация. Первым проявлением секуляризации было возникновение нового образа Бога и его отношение к природе – пантеизм. Идея пантеизма: традиционная религия напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог – это внутренний мировой порядок. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и мира, отрицающее их существование, как отдельных противостоящих друг другу сущностей. Существует два варианта пантеизма: мистический и натуралистический. Суть мистического пантеизма состоит в том, что природа священна, не постижима для человеческого разума, к ней нужно относится как к Богу, она требует религиозного поклонения. Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как внутреннего порядка, материи. Отношение к природе, как высшей и самодостаточной материи. Николай Кузацкий, Ж. Бруно – представители этого направления. Ж. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах». Пантеизм создает принципиально новую ситуацию для развития рационального познания: 1. Основным объектом изучения становится природа. 2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная наука о природе. 3. Природа впервые признается бесконечной. Паскаль: «Пусть человек рассматривает природу в целом: Земля - это всего лишь точка, а ее орбита – всего лишь черточка, по сравнению с орбитами других планет. А затем пусть человек сравнит себя со всем этим». Вывод: формируется идеология безграничного исследования природы. В XVII веке она соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного общественного строя. Это важность создания нового преобразования творчества, индивидуальный характер судьбы человека, ценность земной жизни и практического успеха. В религии в этот период формируется протестантизм. Его важная идея состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование способностей каждого человека, служа Богу, человек должен добиваться успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и полезным, в отличие от античности, где знание – это игра разума, чистая наука, не имеющая никакого отношения к практическому использованию. Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают. Человек умеет и может столько, сколько знает и понимает». Как следствие из этого изменяется проблематика натурфилософии. Необходимо не столько выяснять отдаленные причины событий (традиционная задача метафизики), сколько дать их точное описание, выявить закономерности, найти количественные характеристики. Ф. Бэкон (1561-1626гг.): философия должна быть исследованием природы, натурфилософией. Основной предмет исследования природы – это свойства вещей, например, ковкость, плотность, тяжесть, цвет. Бэкон называл их «природы вещей». Каждая вещь представляет собой совокупность простых «природ». Главная проблема понимания – причины или способы получения свойств. Чтобы решить ее, надо сравнить три ряда вещей: вещи, у которых это свойство есть, похожие вещи, у которых этого свойства нет, и вещи, у которых свойство выражено в разной степени. Традиционные философские категории Бэкон определил по-своему: субстанция – это совокупность всех свойств, материя – это совокупность всех вещей, формы – причины свойств вещей. Свойства вещей обусловлены их внутренней структурой. В дальнейшем развитии метафизики, как натурфилософии, можно выделить два направления: - Развитие философии в единстве с естествознанием. Стремление создать общую, строгую и точную науку о природе. Борьба с отвлеченной метафизикой. Основные принципы концепции этого направления: Механицизм – объяснение всех закономерностей в мире на основе законов механики. Трактовка любого природного объекта, человека и мира в целом как «естественного автомата». Деизм - представление о том, что Бог создал мир, но после этого мир развивается исключительно по своим естественным законам. Жесткий детерминизм (Лопласовский) – учение об абсолютности и однозначности причинно-следственных связей в мире. Метафизика Декарта (картезианство) – отвергает традиционную метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две субстанции – телесная и духовная – независимо друг от друга. Они соединены только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность. Т. Гоббс: «Субстанции вообще не существует; есть только тела, и главные их свойства (атрибуты) – протяженность и фигура». Пространство и время Гоббс определяет, как порядок и протяженность вещей. Все в мире имеет причинно-следственные связи. Природа одна, и естественный порядок вещей ничем не нарушается. В XVIII веке в философии Локка и французских материалистов (Гольфак, Дидро, Гельвеций) данное направление получает предельное выражение, приходит к атеизму. - Второе направление восстанавливает в правах метафизику, отделяя ее от строгой, точной науки о природе. Паскаль: «Естествознание должно быть строгим и доказательным, опирающимся на математику, но необходима также метафизика, которая должна быть религиозной, т.к. человеку нужен живой творящий Бог». Лейбниц: метафизика нужна для борьбы с атеизмом и для обоснования всякого знания, особенно научного. Основные понятия метафизики – это субстанция и Бог. Бог един, его атрибуты – могущество, знание, воля. Субстанция множественна и представляет собой совокупность единиц бытия. Сущность монад не физическая, а духовная, каждая монада уникальна. Следовательно, уникальна каждая вещь в природе. Философское учение о множестве субстанций называется плюрализм. Лекция 10. Становление современной онтологии. 1. Идея развития натурфилософии в XIX в. 2. Научна картина мира и научная революция. 3. Современное представление о субстанции и о предмете онтологии. Главной проблемой для онтологии XIX в. становится проблема развития природы, становления мира в целом, закономерностей и движущих сил этого процесса. В абстрактной форме решение этой проблемы было предложено классической немецкой философией. Это философская традиция, сложившаяся на территории германских княжеств во II половине XVIII – I половине XIX вв. Ее представители: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Фейербах. Натурфилософия Шеллинга (1775-1854). В фундаменте природы лежит полярность, т.е. нерасторжимое единство противоположных сил. Исследуя некоторую область природы, мы обнаруживаем противоположности: синтез и распад, притяжение и отталкивание. Основные уровни организации определяются характером взаимодействия этих противоположных начал. 1. Устойчивое равновесие – мир механических объектов. 2. Одна из противоположностей преобладает над другой – химически активные объекты, мир химических реакций. 3. Подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается – биологический мир, живые организмы. Это три ступени отношения противоположностей, три этапа в развитии природы - механический, химический и органический. Высшей целью развития природы является возникновение мыслящего разума. Натурфилософия Гегеля (1770-1831 гг.) В основе развития мира лежит саморазвитие абсолютного духа, идеи. Абсолютная идея – это система с бесконечно большим числом связей. Этап существования духа в самом себе и его развертывание Гегель называет логикой. Момент воплощения идеи – превращение в нечто внешнее называется отчуждением. Первым результатом отчуждения является природа. Развитие природы – это реализация отношений, заложенных в абсолютной идее. Но имеется некоторая граница – предел степени сложности: не все связи воплощаются в природу. Второй результат отчуждения – это человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его истории, а затем на уровне мышления. Гегель открывает общие закономерности развития: изменение, происходящее с объектами может носить как качественный, так и количественный характер. Количественное – это изменение, высших параметров объекта, качественное – изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит качественный скачок. В основе развития объекта всегда лежит некое внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. В процессе развития объекта каждая последующая ступень отрицает предыдущую. Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии будет отрицанием предыдущего состояния и будет в свою очередь отрицаться последующим состоянием, так что развитие в целом можно называть отрицанием отрицания. Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (диалог противоречащих начал). Идея развития послужила основой для формирования исторического подхода к реальности в естествознании XIX века. Возникают науки: космогония, теория геологических процессов, эволюционная биология. Но до определенного момента накопление новых знаний еще не меняет научную картину мира (НКМ). НКМ – совокупность фундаментальных постулатов и представлений об устройстве мира, лежащих в основе конкретных научных исследований. Нижний слой – фундамент – изменялся всего два раза. Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех основных постулатах: 1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц. 2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно- следственные связи. 3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства: масса, плотность и протяженность. Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в близости познания природы к свершению. Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ века. 1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных неделимых частиц. 2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле, которое впоследствии рассматривалось как особая физическая реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть единственным и главным видом реальности. 3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности показала в частности относительность основных механических свойств. 4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический характер природных закономерностей. Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!» В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий «субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм - успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить правильную и достоверную картину мира вообще. Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного периода. Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово- релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической картиной мира. Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии в формировании картины мира и о предмете онтологии. Пути развития онтологии в ХХ веке: 1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства природы. Философия должна обосновать объективность познания и его достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология. 2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос, бытие. (Русский космизм, экзистенциализм). 3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках этого направления материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом направлении материей признается все, что существует реально, не зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте. Лекция 11. Направления развития современной онтологии. 1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие. Сложилось в I половине ХХ века. Его представители: Вернадский, Циолковский, Федоров, Сухово-Кобылин, Умов. Главные идеи: учение об эволюции биосферы и переходе ее в ноосферу, в которой разум становится геологическим фактором, меняющим оболочку Земли (человек меняет рельеф, водные пути, создает химические вещества). Учение об активной эволюции – это учение о создании нового сознательного этапа в развитии природы, эволюции, управляемой человеком. Человек преобразовывает Землю, затем он преобразует космос, превращая все в некоторую среду, которая человеку потребна. Понятие «космос» в этом направлении переосмысливается. В античности космос рассматривается как одухотворенная гармоничная целостность. С точки зрения космизма космос должен стать таким в результате деятельности человека – это высшая цель эволюции. Также переосмысливается понятие «бытие». Экзистенциальная трактовка бытия такова: бытие рассматривается не просто как существование или все существующее, оно понимается как целостность и глобальность мироздания, открывающееся за совокупностью явлений. Представитель русской философии С.Л.Франк: «Восхищение красотой природы, смерть близкого человека, великая катастрофа, подлинная любовь дают человеку чувство прикосновения к непостижимому, отличающемуся от логически понятного. Человек в таких случаях воспринимает мир как реальность, не сводимую к предметному плану и рациональному пониманию. Это и есть философское постижение бытия». Для человека бытие – это не просто физическое существование. Он ищет возможность «сбыться», т.е. самореализоваться, воплотить то, что в нем заложено. Бытие человека – это волевой акт, необходимо различать существование и бытие. Высказывания о жизни человека: «Взгляд в лицо небытия» (Хайдеггер), «Танец на краю пропасти» (Ницше). Задача философии – найти путь человека к подлинному бытию. 2. Традиционное направление, которое сохраняет понятия материя и субстанция. Здесь разрабатываются две проблемы. 1.Классификация материальных объектов, исследование многообразия реальностей и форм существования. 2. Проблема пространства и времени. В классической картине мира и в традиционной онтологии пространство и время рассматривались как внешнее условие существования материи, не |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |