рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

его процветание, социальная справедливость. Иначе говоря, мы можем сказать,

что капитализм в XX в., исходя из собственных тенденций и преследуя

собственные цели, развивался по пути поворота к общечеловеческим и

одновременно социалистическим ценностям.

Определенную роль в этой социальной коррекции стратегии капитализма

сыграл первый опыт реального социализма в XX в. Первые шаги

социалистического развития прежде всего показали всему миру

притягательность идей гуманизма, социальной справедливости, социализма для

трудящихся, да и для всего общества. Далее тоталитарная жизнь под знаменами

сталинского социализма показала всему миру, как важны ценности, которыми он

обладает, как важно их хранить и приумножать, как легко их потерять и к

чему можно прийти в результате этой потери.

И все же, признавая всю значимость примера международного социализма,

не надо его и преувеличивать. Капитализм развивался не путем плагиата

социалистических ценностей, развиваемых где-то вне его социального

пространства, а по собственной траектории, реализуя тот потенциал, те

возможности, которые заложены именно в нем. В этой связи то обстоятельство,

что общечеловеческие, социалистические ценности могут развиваться именно на

этой базе.

Следует сразу же сказать, что социальные противоречия, приведшие к

социалистической революции, объективны, а сама революция закономерна.

Требования трудящихся классов в социалистической революции справедливы,

социалистические цели и идеалы, которые провозгласили лидеры

социалистической революции, - уважение к людям труда, борьба против

эксплуатации, свобода народов, равенство наций, права человека и т.д. и

т.п. - прогрессивны. Так что по своим импульсам, по своим целям процессы,

вылившиеся в социалистическую революцию и социалистическое строительство,

вполне могли претендовать на лидерство в мировом прогрессе.

Но та модель социализма, которая претворилась в жизнь в XX в., как

небо от земли, оказалась далекой от этих целей и идеалов. Ликвидация

эксплуататорских классов отнюдь не привела к социальному раскрепощению

трудящихся. Свергнутые классы были заменены партийно-административной

элитой, которая в своем реальном отношении к народу оказалась не менее, а

более жестоким эксплуататором, чем буржуазия и помещики. Общественная

собственность, превратившись в государственную, привела на деле к

колоссальному отчуждению трудящихся от собственности, в зародыше уничтожив

развитие любого экономического интереса.

государство диктатуры пролетариата, а затем общенародное государство

оказалось равнодушным к реальным интересам людей, более того, их

противником, автором и исполнителем репрессий, аналогов которым история

вообще не знает. Коммунистическая идеология на этом фоне стала самой

разнузданной демагогией, идеологическим средством манипуляции массами,

средством их обмана.

Но, пожалуй, самый главный порок модели социализма XX в. -ее коренное

неприятие человека, его интересов. Она ориентировалась на интересы классов,

но, строго говоря, речь шла не о них. Разговоры о классовом интересе лишь

прикрывали интересы самой тоталитарной системы.

Все это привело к тому, что реальная история социализма в XX в. стала

историей парадоксов и противоречий: передовая идеология и цинизм

политической практики, военная мощь и нищета народа, геополитические

амбиции и внутренняя пустота, разговоры о человеке и его реальное бесправие

и т.д. Все это накапливалось, обострялось и завершилось закономерным

крахом.

Следует отметить, что при всех отступлениях, "откатах", которые были

прежде в истории и которые сопровождали историческое становление новых

общественных форм, развала такого масштаба, такой интенсивности, такого

тотального отрицания определенных форм жизни история еще не знала.

Причины развала социализма:

во-первых, это отказ от сути самой идеи социализма - безусловный

приоритет человека в обществе во всех измерениях его бытия. Как раз

человек, его интерес оказались самым мелким и несущественным фактором в

этом социализме;

во-вторых, реальный социализм XX в. заимствовал самые низменные черты

прошлых обществ: эксплуатацию людей, политическое изуверство, лицемерие,

демагогию и обман, обеспечение комфортной жизни для избранной политической

элиты и т.д. и т.п. Короче говоря, все те пороки, которые свойственны

рабству, феодализму и капитализму в его начальных и диких формах,

возродились в истории социалистических стран.

Именно в силу названных причин социализм XX в. не выдержал испытания

исторической реальностью и развалился под гнетом собственных неустранимых

противоречий.

Сегодня представляется, что ставить вопрос просто об альтернативе

"капитализм-социализм" недостаточно, поскольку эти понятия уже не вполне

адекватны тем реалиям, которые они обычно обозначают. Поэтому и

противопоставление их в качестве основной движущей силы XX в. в данном

случае не годится. Здесь нужен иной категориально-понятийный строй

мышления.

По мнению современных философов, основное течение истории XX в.

определяет развитие цивилизации, той цивилизации, приоритетом для которой

является человек, которая включает в себя высокий уровень его труда,

созидания, развитие его потребностей и их удовлетворение, социальную

гармонию, полноту политических прав, гарантию от экологических, атомных

катастроф и, пожалуй, самое главное - свободу человека в ее экстенсивном и

интенсивном проявлении.

В XX в. развитие капиталистического мира было более полным и

адекватным выражению общечеловеческого содержания мировой цивилизации. Что

же касается драматической судьбы мирового социализма, то он в своей

реальной практике отошел от ценностей цивилизации, а потому и потерпел

историческое поражение. Лишь сейчас народы бывших социалистических стран с

трудом ищут дорогу к этим ценностям.

61. Социальные общности: понятие, формы, структура. Проблемы этносов и

этнической дифференциации. Роль и значение интеллигенции в обществе.

Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают

конкретно-историческими и ситуативно обусловленными. К конкретно-

историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно

обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита,

маргиналы и т.д. В любой из общности есть базовый признак, который создает

условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей

являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические

чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских

устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это связано с тем,

что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются

каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией,

ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-

сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах

определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от

другой.

Социальные общности могут быть массовыми - это структурно не

расчлененные аморфные образования (масса людей на стадионе). Групповые

общности имеют общий социальный признак, выполняют общественно необходимую

функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Мертон, занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три

основные их черты:

взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);

членство (высокая степень сплочения);

единство (наличие признаков, присущих всем).

Групповые общности могут быть первичными. Этой проблемой занимался

Кулли. В малых общностях (первичных) происходит социализация личности,

освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Малые

общности обладают высоким уровнем эмоциональности (семья). Малые группы

представляют собой связующее звено между обществом и личностью, в них

осознается социальная роль, статус и принадлежность к социальной группе.

Вторичные групповые общности характеризуются незначительными

эмоциональными отношениями, создаются для достижения конкретной цели. В

них индивидуальное не имеет значение, определяющим является умение

выполнять определенные функции. Вторичные социальные общности создаются для

достижения конкретных целей организации. Иногда, социальные философы, как и

социологи, кроме малых (первичных и вторичных) групп, выделяют в социальных

общностях: формальные (все регламентировано) и неформальные группы;

неорганизованные и частично организованные (публика в театре, маргиналы)

группы. Маргиналы - это группа людей, поставленных обществом на грань двух

миров, когда доминирующая группа их не принимает, а группа по происхождению

их отторгла. Помимо названных социальных групп, выделяют еще скрытые

социальные группы. Они оказывают непосредственное или косвенное влияние на

главные сферы общественной жизни. первый слой в этой структуре - это элита

- группа лиц, обладающая особыми личными свойствами, профессиональными

качествами, желающие быть избранными в той или иной сфере деятельности. В

изучении этой социальной группы большую работу провел Паретто. В основе его

концепции - признание круговорота элит. Круговорот элит обеспечивает

динамизм и равновесие в обществе. Паретто открыл немаловажный факт, что

элита владеет инстинктом комбинации. Если этот инстинкт она утрачивает,

начинается революция, наступает взрыв. В экономике к таким группам

относятся бизнесмены, вкладчики. Чередование экономических и политических

циклов связано с изменением в духовном производстве (интеллектуальном,

художественном, религиозном). Здесь существуют группы давления, которые

действуют в интересах определенных слоев (клика, мафия). При всем

многообразии этих групп, они имеют общие черты:

– в них детерминирует материально-производственый фактор;

– приоритет субъективно-сознательного в их складывании, развитии и

функционировании;

– связь объективного и субъективного, материального и духовного в

личности;

– субъективный образ жизнедеятельности и субъективное отношение к

другим общностям.

Социальные институты регламентируют и контролируют связь внутри и

между социальными группами. Содержание социальных институтов, их набор,

система социальных регуляторов определяют общественный строй. Таким

образом, развитие общества идет через развитие социальных институтов,

возникают новые, совершенствуются старые. Идет переориентация или

институализация социальных связей. Главное для чего создаются и существуют

социальные общности - это потребность в солидарности и взаимодействии

(ситуативно обусловленная общность).

Не менее значительное место в социальной структуре занимает этнос, как

естественное социально-биологическое явление - это особый исторически

возникающий вид социальной группировки людей, представленный племенем,

народностью, нацией. Сегодня на Земле насчитывается 2500 этносов. Среди

ученых, занимающихся проблемами этноса, ведущее место принадлежит Бромлею и

Гумилеву. Гумилев разработал своеобразную концепцию и определил этнос как

биолого-географическую общность, которая возникла в результате действий

особых людей - пассионариев, происхождение которых обусловлено действием

космических лучей. Ряд ученых за основу происхождения этноса берут идею

пришельцев из космоса. Марксизм исходит из того, что в основе этноса лежит

материально-производственный фактор, который реализуется в форме

материально-технического механизма приведшего к созданию наций. Основными

чертами нации являются:

Объективные черты: территория, которая включает среду хозяйствования,

быт людей, характер и образ жизнедеятельности с появлением государства и

государственной территории.

Субъективные черты: общий язык, общность психологического склада,

самосознание нации, особенности трудовой деятельности.

Нация существует когда:

– объединяются глубинно-сущностный и эмпирическо-этнический уровни;

– когда объективно взаимосвязаны всеобщие черты и мера осознанности,

принадлежности к нации каждым ее представителем;

– когда объективная общность классового положения в общности

идеологического и психологического облика представителя данного класса.

Этнос - это определенная культурная целостность, ей присуща этнитеза

(мы и другие). В общественной жизни встречаются разные этнические

образования: метоэтносы - группы людей, имеющие общие черты культуры

(африканский народ); субэтносы - определенные части какого-либо народа

(сибиряки) - это следствие обособления территории. Этнос - это социально-

биологическая категория, важнейший признак которого выражен понятием

генофонд. Бердяев генофондом этноса считал "единство исторической судьбы",

осознание этого единства, которое и представляет суть национального

сознания.

Геллянер в работе "Нация и национальность" определяет характерную

черту этноса, как врожденное свойство человека, т.е. его убежденность. Это

свидетельствует о том, что взгляд на понятие нация в социальной философии

неоднозначен. Существует ряд концепций:

Кон, Герхард, Стенхард считают, что нация - это всего лишь единство

национальной идеи.

Пейдж, Маккайвер утверждают, что нация - это национальный характер.

Эмерсон, поддерживая Геллянера, Бердяева, считает, что с одной стороны

- это общая судьба людей, с другой - это убежденность человека в

принадлежности к конкретной социальной группе.

Кординер, Бонер и Макдауэл утверждают, что деление людей на нации

лишено объективной значимости.

Сейвелл - в физическом мире наций не существует, поэтому эта категория

вымышленная.

Национальность - это этническая категория, которая характеризует

определенную социальную общность. Наций нет без национальности, но

национальность сама по себе не означает принадлежность к одноименной нации(

метис, мулат).

Идея национального самосознания возникла в 19 веке в Европе. Введенное

понятие символизировало с одной стороны, уничтожение феодальной

раздробленности и становление наций и национальных государств, с другой

стороны фиксировало новые экономические отношения и единство экономической

жизни.

"Декларация прав народов России", принятая в ноябре 1917 года,

провозглашала:

равенство и суверенность народов;

право на свободное самоопределение;

отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий;

свободное развитие национальных меньшинств.

Фактически эта декларация была официальным документом по национальной

унификации. В связи с этим не обращалось внимание ан межнациональные

отношения, а также разработку теории взаимодействия этносов на уровне

"культуры вины" и "культуры стыда". Носителями "культуры вины" считаются

этносы европейского культурного круга, вина, как внутренняя правота.

"Культура стыда" относится к восточному культурному кругу, стыд - это

озабоченность оценкой достоинств личности и, в связи с этим, сокрытие

слабостей этноса. "Культура вины" ориентирована ан собственную общность.

Стыд существует между своими, поэтому культурные феномены достоинства,

бесчестия соотносятся с внешними формами контроля (осуждение, похвала,

наказание). "Культура стыда" наиболее устойчива, особенно это проявляется

сегодня под влиянием исламского фактора. Этническое самосознание сегодня

развивается по схеме: прошлое, как идеал будущего. Это накладывает

отпечаток на этнопроцессы, происходящие во всем мире. Сегодня за пределами

своих этнических территорий проживает 54 млн. человек. Структура

межнациональных отношений пересматривается по факту. Тем не менее, во всем

мире существует два типа политического устройства национальных сообществ:

федерация и конфедерация. Федерация имеет свою территорию, конституцию,

права и полномочия заложены в единой общесоюзной конституции. Наряду с

союзным гражданством, может быть гражданство субъектов федерации.

Конфедерация - союз независимых государств, объединяющихся для координации

в области экономических, внешнеполитических и военных отношений. В

конфедерации нет единой территории и единого гражданства. Есть права

нулификации, т.е., когда личные права не распространяются на другой

территории. Ученые сегодня считают, что самым серьезным фактором, влияющий

на национальные отношения, является ислам, который делит на "своих" и

"чужих" и поощряет национальные конфликты. Следствием этого является

депортирование народов и беженцы. Конвенция о статусе беженцев, принятая

международным сообществом в 1951 году, не ратифицирована странами СНГ.

Документы ООН в странах СНГ не действуют.

62.Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и

общественный прогресс. Проблемы исторического сознания.

РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному),.

гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого и возникновение

нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого мира,

человеческого об-ва, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р.

характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и

конец. Причем уже вначале в тенденции содержится конец Р., а завершение

данного цикла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются

некоторые особенности первого. Р.—имманентный процесс: переход от низшего к

высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции,

ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на

достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся

понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Напр., сознание есть

результат Р. материи, и лишь с этой т. зр. можно раскрыть лежащее в

фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в

теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов

диалектической логики (см. напр., историческое и логическое).

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие

противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это

антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два

основных подхода к социальному развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона

единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный

вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в

современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-

политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на

них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и

военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для

войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к.

идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное

лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и

устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии

социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп

на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и

интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в

другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции

ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий.

Преодоление конфликта - это и есть гармония.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение вперед,

возвращение) — противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных

его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие об-ва по

восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам,

застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень

развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых

им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры,

развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные

периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для

характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в

силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как

формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны,

производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером

общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить

история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские

диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие

антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и

служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.