рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

особенности национального умозрения и нетерпима ко всем другим.

Конфуцианство – Первый китайский философ. Исходит из концепции Неба и

небесного веления. Небо – часть природы и высшего духа, определяет и

природу и человека. Человек наделенный Небом владеет и этическими

качествами, поступает в согласии с ними и моральным законом Дао. Цель

совершенствования личности достижение уровня Благородного мужа, соблюдения

им этикета доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к

старшим и высшим. В основе субординации Конфуция лежит принцип

справедливости и исправности, т.е. человек должен поступать так, как велит

его положение и порядок. Этот этичный принцип положен в основу политических

отношений. Главный принцип эффективного управления государства – сила

примера и убеждения. После смерти Конфуция учение распалось на 8 школ, но

важнейшее значение имеют две: идеалистическая (Менц-дзи) и

материалистическая (Син-дзы). Согласно учению Менц-дзы жизнь под-чинена

закону неба, которую исполняет мудрый правитель сын Неба. Человек от

природы добр, ему присущи 4 качества: со-страдание, стыд, скромность,

умение отличать истину от лжи. Впервые в учении Менц-дзы вопрос о

соответствии идеаль-ного Синь – сердце, душа, разум или Чджи – воля и

материя Ци, как два начала природы чел-ка, но приоритет Чджи (воля).

Син-дзы – философия, исходит из концепции Ци – первоматерии, которая

обладает двумя формами Инь и Янь. Мир существует и развивается в согласии с

естественными, познаваемыми законами. Небо активный естественный элемент

мира не управляет человеком, а может быть подчинено людям и использовано в

их интересах. От человека как части природы зависит счастье и несчастье,

богатство и нищета. Главный способ управления страной считается

справедливость, любовь к народу, почитание ритуалов и ученых.

Даосизм – Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы

антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения

всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни

умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо – Земле,

Земля – Человеку. Дэ – неопределенный вторичный принцип, благодаря

которому, Дао проявляется в мире вещей, наполняет их энергией. Этические

идеалы даосизма в концепции у-вэй, согласно которой считается правильным

выступать против законников и конфуцианства, т.е. подчиняться естественному

процессу. Цель поведения у-вэй уподобиться Дао, все суета, вселенная

приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший

правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал –

патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно

управлять.

Моизм – Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная

организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать.

Основная идея философии – просвещенная любовь, отвлеченная в отличии от

конфуцианства, абстрактная и, в связи в этим трактуемая как любовь в

родственникам. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядка. Мо Дзы

отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен

любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает

зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение

людей. Мо Дзы ввел свое в религиозное учение Китая.

Легизм – школа законников. В развитии философии принимал участие Гуаньчжинь

Ханфей. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились

на идее построения мощного управляемого государства, но расходились на

методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место

они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью.

Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и

наказаний. Источник – развитие земледелия и создания сильной армии.

Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед

законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-

бюрократической системы Китая.

15. Античная философия

1. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы, направления,

основные проблемы.

Период развития античной философии охватывает конец VII – III века до н. э.

Древняя Греция явилась очагом западноевропейской философской мысли и

этому способствовали следующие социально-культурные предпосылки:

1) известна плеяда ученых естествоиспытателей Гиппократ, Гераклит,

Эмпедокл, Фуккилла;

2) литераторы и трагики: Гомер, Еврипид, Испил;

3) скульпторы, архитекторы: Фригион – не превзойден до сих пор по расчетам

своих строений;

4) экономические предпосылки, которые способствовали тому, что Др. Греция

стала торговым и социально-культурным центром. Ясперс назвал этот период

осевым временем истории. Был разработан категориальный аппарат философии,

концепции определяющие жизнь людей; во всех аспектах был осуществлен

переход к универсальностям, в связи с этим были отвергнуты все концепции

принятые на бессознательном, ненаучном уровне.

В науке произошел процесс, при котором сознание осознавало сознание, а

мышление делало своим объектом исследования – мышление.

Все ученые пришли к мнению о периодизации античной философии:

- I период VII-V в.в. до н. э. – досократовский период; этот период

Милетской школы, научной концепции Гераклита, Элейской школы,

Пифагорейского союза, Эмпедокла, Анаксагора и древнегреческих атомистов

Левкиппа и Демокрита;

- II период II половина V и конец IV в. до н. э.- этот период вошел в

историю, как классический период. Он связан с творчеством Сократа,

Платона, Аристотеля;

- III период - конец IV - до II в. до н.э. – Элинистический период, связан

с именем Эпикура, стоиков и скептиков. Особенности этого периода в том,

что философы перешли от количественных проблем к этике, скептицизму и

стоицизму.

- IV период –VII в. н.э. – Римские философы: Платон, Ямбглих, Прок,

эпикуреизм.

I период. Античная философия возникла и развивалась во время возрождения

рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы. Выделялись

группы людей, занимающихся умственным трудом и философией. В этот период

все науки стремились дифференцироваться в самостоятельную область знания, и

философия, накапливающая познания в области человека сконцентрировалась на

объекте своего исследования. В древнегреческой философии очень четко

просматривалась материалистическая и идеалистическая философия, получившие

название линия Демокрита и Платона. Оба направления указывали на

противоречивое отношение к осознанию мира, его качеств. В этот период

зарождается диалектика.

В античной философии и идеалисты, и материалисты в своих концепциях

стремились к универсальности, они стремились к изучению не только

конкретных научных проблем, но и философских. Первые представления о мире

связаны с Милетской школой во главе с Фалесом. Сущностью мира Фалес считал

воду. Ученики Фалеса Анаксимандр и Анаксимен тоже стремились выделить

первооснову. Анаксимен продолжил идею Анаксимандра, который первоосновой

считал айперон. Анаксимен полагал, что первоосновой является воздух.

Воздух, разряжаясь, становится огнем, сгущаясь, становится ветром.

Анаксимен пытается представить сущее на уровне частиц. Псевдоплутар,

характеризуя Милетскую школу, обратил внимание на то, что сущность этих

субстанций бесконечна, а по своим качествам определена.

Пифагор и его последователи субстанционным началом считали числа,

которые управляют материальной и духовной силой, включая нравственность.

Они пытались числовую философию сделать философией гармонии мира. По

свидетельству Аэция Пифагор учил, что есть 5 телесных фигур, которые

являются математическими субстанциями: из куба образовалась земля, из

октаэдра воздух, из пирамиды возник огонь, из икосаэдра – вода, из

додекаэдра – сфера. Из этого возникла гармония космоса, состоящая из 10

сфер и 10 планет. Философия Пифагора - это попытки постижения

количественной стороны мира человека, призванного наблюдать природу

неотделимо от развития философии и математики.

16. Учение о бытие и мире в античной ф. (милетская школа «пифагорейский

союз», Гераклит, элейская школа).

Материалистическая идея взглядов на мир была представлена Гераклитом. Он

написал книгу, в которой обратил внимание на отношение мышления к бытию и

сделал вывод, что материя первична, в основе всего сущего лежит огонь,

который, переходя из одного состояния в другое находится в вечном движении.

Огонь стал связующим звеном между стихиями. Т.о., Гераклит рассматривает

мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет

материалистическое происхождение. Гениальности Гераклита соответствует его

мысль о том, что космос двоичен, его противоречивость является причиной

изменений, изменения происходят в соответствии с логосом – все

закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Эти

изменения положены в основу его теории изменений. (В одну реку нельзя войти

дважды; все течет, все изменяется). Космос, природа – это объективная

реальность, наравне с возможностью познания эмпирического. Гераклит

допускал и чувственное познание. Он говорил: человек должен не только

прислушиваться к разуму, но и обращаться к разуму. Наряду с атомами

Гераклит признавал наличие пустоты. И принцип взаимоотношения пустоты и

атома рассматривается Гераклитом как принцип движения мира (материи).

В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего

происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с

помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый,

который на уровне созерцательности серьезно занимался проблемами

материальности мира, его метафизического познания, как формы существования

объективной реальности.

II период характеризуется творчеством Сократа, Платона, Аристотеля.

Материальная диалектика Гераклита имела большое значение для развития не

только Элейской школы, но и для развития Платона, Аристотеля.

17. Атеизм «младших физиков» в античной философии, учение о бытии.

(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит).

Атомисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что

апории (?) беспредельно делимы. Они предположили, что вещество,

пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, т.к. в основе их

находятся неделимые атомы. Движение, по их мнению - преодоление

определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время

состоит из определенного числа своих квантов. Атомисты делают вывод: атомы

неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения

привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов

являлся Демокрит. По его мнению, все в природе состоит из атомов и пустоты.

Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных

направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде,

воздухе и в огне. Сочетание атомов образует мир, а коль этих сочетаний

множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению

Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит

преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную

природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление

в философии как доктрина.

Все явления природы считаются естественными и развиваются по присущим ей

законам. Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в

другое по причинно следственным связям. Демокрит вскрыл внутренние причины

вечного движения материи во времени и пространстве, и признал существование

богов, состоящих из вечных конфигураций атомов. Мир не создан богами, а

существует вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство

мира. Он создан не за счет внешнего источника движения.

Достоинства:

Т.о. древний атомизм - это следствие философских затруднений, методика

разрешения которых состоит в том, чтобы новые идеи содержали в себе лучшее

от старых, и т.о. старые были бы отвержены. Атомарное, элементарное

неизменное и развитие вселенной и мира, они объясняли механическим

движением атома.

Недостатки:

Не смогли дать теоретическое обоснование атомарности. Многие их

утверждения, в частности понятие «пустоты», «вакуума» в физике отвергнуты.

До сих пор физики не могут подтвердить наличие атомов времени, хрономов и

атомов пространства. Вместе с тем они доказали, что действие квантовано и

его величина измеряется широко известной постоянной планкой «h». Целю

познания считается причинно следственное понимание явления.

18. Философия Платона

исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его концепции

чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира, а

умопостигаемый мир – это мир идей. Между этими двумя мирами Платон

стремился построить переходную теорию эроса и теорию идеального

государства, и на синтезе двух теорий стремился возвысить человека до

умопостигаемого мира между миром идей и миром вещей. Идея не есть понятие

человеческого бытия. Идея относительна, бестелесна, неизменна. Идеи

находится в царстве идеальных сущностей, на вершине пирамиды находится идея

всеобщего блага. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не

миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который

неопределенен, изменчив. Искусство по Платону есть подражание идеям.

Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание

основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию

мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной

душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире.

Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и

государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы

господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны,

стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство.

Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить

местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной. Наиболее

правильную характеристику Платона дал Ленин: «Философский идеализм есть

чепуха с точки зрения материализма».

19. Аристотель.

На формирование философии Аристотеля оказало влияние учение Платона «Об

идеях». Аристотель занял критическую позицию по отношению к Платону.

Аристотель был первым, кто исследовал все работы предшествующих ученых –

150 работ. Экзотерические – составлены в форме диалога и представлены для

всех вне школы. Эндотерические – все сочинения представлены для пользования

учеников, но не для широкой публики.

Хорошо сохранились произведения, которые использовались для

мировоззренческих диспутов, которые предназначались для учеников

Аристотеля:

1) философские проблемы метафизики;

2) этические вопросы - экомахова этика;

3) психологические – «О душе»

4) социально – политические.

Аристотель сформулировал где существует частное и общее.

Общее существует в любом месте и в любое время, определяясь в единичное,

через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что

оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая

вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее,

то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то

ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное

начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается

вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее

начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его

законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма

присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает

определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и

как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении

предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2)

знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность

должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный

силлогизм.

Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным

отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека

перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим

животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие

государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство.

Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины,

философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь

убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его

мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление

гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное

явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.

20. Ф., метафизика, диалектика. Соц-но-фил-фские воззрения Платона и

Аристотеля

Самое примечательное в философии то, что она выводит, с одной стороны,

человека за пределы обыденной жизни, приобщает его к высшим идеалам и

ценностям и разрывая цепи материальных и временных границ, она обращается к

вечности и ставит и ставит человека перед разрешением вечных вопросов и

проблем, которые не могут ни устаревать, не становиться актуальными.

Аристотель разделил науку на практическую и теоретическую.

Теоретическая: Философия или теология, в отличии философии как физики.

Практическую философию он назвал наукой о реальности по ту сторону

физической. Так появилось понятие метафизики. Для обозначения выхода

человеческой мысли за пределы эмпирического мира и приобщения ее к

метаэмпирической деятельности.

Аристотель в метафизике выделил 4 цели:

1) исследование первопричин или высших начал сущего

2) познание бытия, поскольку оно бытие

3) познание субстанции

4) познание о боге как сверхчувственной субстанции

Понятие метафизики было введено в научный оборот А. Родосским в1в. до н.

э., который издал сочинения Аристотеля

Аристотель метафизику определил как наиболее возвышенную из всех наук и

как своеобразное рафинирование философии, которая не знает ни материальной

нужды, ни потребности, ни выгод и прибыли. Т.е. метафизика рассматривается

Аристотелем в качестве чистой жажды знания, знания ради знания, страсть к

истине, которая свободна от всего материального, эмпирического и

представляет собой самоценность. Метафизика=философия.

Обоснование метафизики принадлежит Платону, открывая реальность

сверхчувственного, надфизического мира, он как бы познавал недоступную

предшествующей философии природы (физис) страницу знаний. Платон делает

вывод: Нельзя объяснить до конца чувственное, воспринимаемое посредством

чувственного и закона физиса. И он предложил два уровня бытия:

1) видимый физический (феноменальный)

2) невидимый метафеноменальный или метафизический

Он подчеркнул, что только метафизический уровень обладает достоинством

истинности и реальности. А видимый, физический – это слепок

метафизического мира, мира идей, красоты и т.д. Мир идей – это и есть

субстанция, реальность бытия, которая определяет все сущие и доступно лишь

наиболее возвышенной части души, носителями которой являются философы.

От Платона исходит деление мира на мир идей и мир теней.

Мир теней – это имитация идей и поэтому метафизика занимает центральное

место в философии личности.

В дальнейшем проблемы метафизики рассматривал Фома Аквинский. Он

утверждал, что метафизика – это одна из частей философии, которая хотя и

говорит о божественном, но не рассматривается в качестве высшего знания и

последним, так как божественное милосердие проявило спасительную

предусмотрительность предписав на веру то, что способен исследовать

рассудок, остальное может привести к познанию бога с ошибкой, т.е. на

первом месте у Аквинского стоит вера, а не разум и в с связи с этим он

считал, что изучать метафизику нужно в последнюю очередь.

Представляя греховную и не греховную жизнь в двух градах земном и

божьем Августин в граде божьем поместил все лучшие: вечность, любовь,

добро, красоту. Т.о. метафизические ориентиры привели Августина к выделению

3 уровней зла: метафизического, морального и физического

Фома Аквинский, обосновывая бога как само бытие человека, его сущность

и сущностное в 3 лицах доказал, что метафизика – это бесконечное

разнообразие созданных вещей и предметов Богом.

На метафизику обратил внимание Декарт. Метафизические учения о

субстанциях, каковыми являются бог, мышление и материя, с соответствующими

характеристиками и различиями, с другой стороны как учение о качествах

человеческого познания, основополагающим среди которых является принцип

сомнения во всем, кроме души и сознания.

Вслед за Декартом метафизикой занимался Кант. Он заявил, что нет больше

метафизики, философия сама себя разрушила. Этот вывод он сделал в связи с

тем, что в этот период появился целый ряд наук, которым философия выделила

тот или иной раздел своего знания и поэтому Кант отдал философии область

теории познания, где не оказалось места учению о боге, мире и душе. К этому

времени возникли науки теология, естествознание, психология. Его ученик

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.