рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

всеохватывающем, основательном, фундаментальном и сущем, существенном. В

рассуждениях на абстрактном уровне обосновываем мысли. Единого толкования,

определения нет.

7.Философия в системе духовного освоения мира.

ДУХ (лат., буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в

широком смысле слова понятие, к-рое тождественно идеальному, сознанию как

высшей форме психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием

мышления. Представители различных течений домарксистской философии выделяют

субъективный Д. (субъект, личность, индивидуум), абсолютизация к-рого ведет

к субъективному идеализму, и объективный Д. (сознание, оторванное от

человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание

первичности к-рого ведет к объективному идеализму. Античная философия

рассматривала Д. как теоретическую деятельность (напр., для Аристотеля

высшей формой деятельности Д. является мышление о мышлении, наслаждение

теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало, познаваемое

непосредственно, интуитивно. Такая т. зр. внешне близка религиозной

идеологии, согласно к-рой Д.— бог, сверхъестественная сущность, могущая

быть лишь предметом веры. Нем. классическая философия подчеркивала

активность Д., рассматривая его прежде всего с т. зр. деятельности

самосознания. Так, Гегель понимал Д. как единство самосознания и сознания,

осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической

деятельности: бытие Д. есть его деяние, хотя это деяние понимается только

как познание. Д., по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и

поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая

философия рассматривает Д. как вторичное по отношению к природе. Для

античных материалистов Д. есть наиболее разумная часть души, разлитая по

всему телу. Материалисты 17—18 вв. (Гоббс. Локк., Ламетри) понимали Д. лишь

как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом—как разновидность

чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к

простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем-то

существующем независимо от материи. Духовное есть функция

высокоорганизованной материи, результат материальной, общественно-

исторической практики людей. Духовная жизнь об-ва — общественное сознание —

выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно

воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность

человечества.

ДУША — термин, с помощью которого религиозная философия и догматическое

богословие обозначают одну из частей человеческого состава, неким

таинственным образом связанную с телом и духом. С одной стороны, тело

человека может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих, телесно-

соматических потребностей-удовольствий. Это рождает дурной произвол души,

ее покорность простому биологическому инстинкту. Тогда «душа, — как пишет

И.А.Ильин, — становится служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с

духом». О наличии такой борьбы свидетельствуют такие переживательные

состояния души, как стыд, отвращение, жажда очищения и покаяния, сомнение,

горечь утраты «чистоты» помыслов и т.д. С другой стороны, душа есть

способность слышать зов Божий, принимать законы духа. В этой ориентации на

духовность принимают участие все способности души, как высшие — мышление и

воля, так и низшие — чувственное воображение, инстинкт, интуиция,

сверхчувственное созерцание. Душа нужна духу, но «не запуганная,

задерганная, во всех порывах своих пресеченная и психически полубольная», а

«обращенная, узревшая прекрасность вещей», возжаждавшая их и как бы

влюбившаяся в них». Поэтому человеку следует не истощать свое тело, не

удушать свою душу, а делать их «чистыми и радостными орудиями Духа»

(ИАИльин).

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) — русский религиозный философ и

психолог. В 1922 г. вместе с большой группой ученых, писателей,

общественных деятелей выслан из Советской России. Жил в Германии, Франции,

с 1945 г. — в Великобритании. От «легального марксизма» эволюционировал в

своих взглядах к религиозной философии. Разрабатывал проблемы логики,

гносеологии, метафизики, антропологии, этики. Основной мотив его философии

— стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. Считал, что

рациональное знание — вторичное по отношению к переживанию, как единству

жизни и знания. «Пережить» что-либо - значит знать объект изнутри в силу

своей объединенности с ним в общей жизни. То, что мы познаем в переживании,

как бы само открывает себя нам. В отличие от знания-переживания знание-

мысль есть итог бесстрастного внешнего наблюдения бытия, а потому оно

недостаточно. Бытие можно постичь, если соединить рациональное и

трансрациональное. Однако полное постижение бытия невозможно. Непостижимое

окружает человека со всех сторон. В антропологии Франк исходит из

духовности как основы человеческого бытия. Внутренний мир человека — это

особая реальность, состоящая из переживаний душевных (чувства, связанные с

физическим ощущением удовольствия, страха и т.д.) и духовных (подлинное

содержание моего «я», связанное с трансцендированием, достижением

трансрационального, каковым является прежде всего любовь к людям. Богу).

Для истинного человека приоритетным оказывается реальность его духовного

внутреннего мира в сравнении с эмпирическим материальным бытием. Внешний

мир — неглавная детерминанта подлинного бытия человека. В понимании

общества он признает первичной его духовную основу: солидарность, свободу,

служение. Движущей силой истории выступает человек как душевно-духовное

существо, вмещающее в себя одновременно и идеи, и материальные потребности.

Конечное назначение общественной жизни — «обожение» человека, т.е. возможно

более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты

Божественного мира или развитие человеческого духа в его способности

проявлять любовь. К основным формам бытия относятся:

1. бытие вещей, явлений;

2. бытие человека;

3. бытие духовного;

4. бытие социального.

Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо

проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны,

бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть

созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-

исторического характера и пространственно-временного существования

человека.

Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому

он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по

сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и

мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное

многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или

индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это

необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи,

убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно. Бытие человека –

сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и

противоречивостью бесконечного общего бытия.

ДУХ — перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов

«spiritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух»,

«дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая

может временно или навсегда покинуть тело; привидение; сама жизнь (Гете:

«Ибо жизнь — это любовь, а жизнь жизни — дух»); сущность Бога: «Бог есть

дух»; сама внутренняя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух;

идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр.

дух эпохи Гете, народный дух, корпоративный дух (см. также Esprit).

Употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как

противоположного природе сложилось в период романтики и идеализма, а

особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла,

соединяющий небо и землю, добро и зло». Дух не является противником души,

хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа,

подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь,

возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. Впрочем,

он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух

нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни

совершенствовать человеческой вид посредством жестокости, заключающейся в

том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в

продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает

страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь

не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом.

Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный

дух), как общий дух (объективный дух) « как объективированный дух -

совокупность завершенных творений духа). В то время как душевное так тесно

включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об

руку с последним, и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое

по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность

стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не

может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми

гораздо больше, чем биологические. Потребности тела и души, нужды и

побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по

определенному типу, с психологической закономерностью. Дух имеет свои

закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии. Он

автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансцендентального

является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др.

сферу для его развития.

Личный дух становится самим собой благодаря обританию индивида в область

объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую

может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание

есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое

существо, отличающееся своей духовностью, т. е. своим свободным

существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи

как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми

господствуют непосредственные суждения. Личный дух живет благодаря связям с

духовной общностью объективного духа. Как носителем личного духа является

психический склад индивида. Объективный дух связан с личным духом

посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с

объективированным духом — посредством истории духа. Объективный дух можно

понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом.

То, что является продуктом единичного духа и «то что составляет ценность

последнего, является результатом его отношения к объективному духу,

благодаря которому и ради которого он возник. Носителя объективного духа мы

называем личностью. Напр., объективным духом какого-либо народа является

то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» — это совокупность

возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном

состоянии, к которому, согласно Николаю Гартману («Das Problem des

geistigen Seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют

производство и техника, господствующие нравы, действующее право,

господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма

воспитания и образования, господствующий тип взглядов, задающий тон вкус,

мода на направление искусства и художественного понимания, место и

состояние познания, господствующее мировоззрение в любой форме (религия,

миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется

там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и

суждении, следовательно, в сфере логического. В объективированном духе — в

произв. науки и искусства — мы снова познаём живой дух, который их создал;

он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности)

можем принимать в них участие. Духовные блага, т. о., одновременно могилы и

источники живого духа. Гегель говорит также и об абсолютном духе,

независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с

чистым божественным духом, рассматр-мым как идеальное целое.

ДУХ ВРЕМЕНИ (нем. Zeitgeist) -согласно Гегелю, развертывающийся в истории

объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой

эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода. Дух времени

рассматривается как преобладающая духовная сторона эпохи: «Если какая-

нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над

ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и

затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет

сущность данного промежутка времени».

ДУХ ИСТОРИИ – научн. метод, рассматр-щий историю культуры как историю

духа, порождающего культуру. См. также Дух, Культура.

ДУША (греч. psyche, лат. anima) — в обычном словоупотреблении

совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа,

особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души:

душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с

организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная

душа). Результат наблюдений над душой анализирует психология. До нового

времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. При

возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось

наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало

(потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствующие наблюдения над

кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие

смертельного ранения и т.д.) привели к тому, что в ней видели носительницу

души.

8.Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она

решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти

и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим

философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,

включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,

оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает

организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся

осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:

- жизненно-практический (обыденный);

- теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Здесь

преобладают чувства, эмоции, переживания, соответствующие условия быта,

национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие

теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и

миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и

теоретических знаний мироощущения и миропонимания. ФУНДАМЕНТОМ

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ, ОЦЕНКИ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

Знания в мировоззрении – вся совокупность знаний о мире и человеке.

Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации – формируют идеалы.

Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для

всех сфер человеческой жизни (т.е. идеалы могут быть нравственными,

эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,

социологического, в каждом, из которых проявляется соответствующая его

функция.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям

целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом

мире, делает каждого человека сознательным участником общественного

прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального

плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия -

это эпоха, схваченная в мыслях.

9. Методологической функции.

Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о

методологической функции.

Методология – учение о методе.

Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и

субъективное.

Метод выступает и в качестве приемов, выработанных для познания и

деятельности.

Философия может быть методологией, потому что ее понятие в отличие от

конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам

деятельности.

Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.

Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть

выступает в качестве одного из прин-ципов знания; в силу совпадения

объективного и субъективного в методе, ф-я позволяет не навязывать никому

своей воли.

Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс

знания мира и человека.

Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе

способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика

выступает в качестве любой конкретной науки.

В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь

опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая

всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым

создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно,

выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области

знания.

10. Философские проблемы эволюции и социальной динамика.

Одной из важных категорий социальной философии является понятие эволюция

или социальная динамика, которая фиксирует развитие социокультуры и

взаимодействие людей в тот или иной период прогресса. Ученые неоднозначно

оценивают социальную динамику. Первые защищают в социальной динамике

линейность, это означает, что любое общество, последовательно развиваясь,

проходит одни и те же этапы развития, идентичные другим обществам. Другие

ученые отстаивают цикличность социальной динамики и утверждают, что каждый

социальный прогресс имеет фазы зарождения, расцвета, упадка. Эту точку

зрения поддерживают ученые, которые рассматривают цивилизацию как

последовательную смену культур. Третьи обосновывают спиралеобразность

социальной динамики. Здесь приоритет отдается качественным показателям

изменения и развития социальной динамики. Четвертые, социальную динамику

рассматривают с позиции соотношения революционного и эволюционного в

общественном прогрессе. Социальное познание предполагает анализ

общественного сознания, использование при изучении социальных явлений и

процессов общенаучных методов и форм знаний.

11.О предназначении (пользе) философии.

Этот вопрос ассоциируется с ее практической стороной или функцией.

Для обыденного сознания практическая значимость философии минимальна.

Для мыслящего разума значение философии велико, но оно опосредованно

влияет на культуру, образ жизни, смысла жизни, жизнедеятельности людей.

ОСОБЕННО ЯВСТВЕННО ПОЛЕЗНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В СИТУАЦИИ, КОГДА

НЕИЗВЕСТНО НЕ ТОЛЬКО ЧТО-НИБУДЬ КОНКРЕТНОЕ, НО ЕЩЕ НЕЯСНО С ЧЕГО НАЧАТЬ.

В тезисе – философия – квинтэссенция эпохи – заложена мысль о том, что

она является предпосылкой к изменению окружающего мира и реальности в

целом.

История философии свидетельствует о том, что предсказания философов

иногда уберегают народы от неправомерных действий.

Оценивая практическую значимость философии, Платон говорил, что она может

способствовать искоренению несчастий человечества, если философы будут

властвовать, а властители философствовать.

Главная цель философии научить человека размышлять о свободе духа о

смерти, и бессмертии, приобщаясь тем самым к высшим духовным ценностям.

Курбский: Философия как никакая другая наука развивает мыслительные

способности человека.

Гобс считал, что философия способна умножать блага и делать человека

более здоровым.

В ходе развития философии возникли различные типы всеобщих связей в форме

категорий диалектики:

|единичное |общее |

|причина |следствие |

|необходимость |случайность |

|форма |содержание |

|сущность |явление |

Категории диалектики образовали сложную и подвижную систему понятий,

которые отражали гибкость, необхо-димость, противоречивость бытия, что и

составило сущность всеобщих связей.

Наиболее значимы в истории философии представления о причинно-

следственных связях.

Демокрит: Причина и следствие содержат в себе необходимость.

Платон: Причиной всего сущего является высшее благо и идеи.

Юм: Причинно-следственные связи представляют привычку, когда одно событие

последовательно действует за другим.

Диалектика напротив раскрывает многообразие связей и причинно-

следственных отношений, выделяя: статистические, структурные, целевые типы

детерминаций.

Диалектика анализирует сложные формы причинно-следственных связей, когда

одна причина порождает несколько следствий по принципу "эффекта домино".

Причинно-следственные связи в диалектике могут быть: прямыми,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.