рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

опосредованными, внешними, внутренними.

Кроме того, в диалектике выделяют условия, внутренние связи, внешние

факторы, представляющие среду в которой происходят причинно-следственные

связи.

Диалектика различает причину и повод.

Повод – это явление или процесс, которые сами по себе не вызывают

следствия, но действуют как пусковой механизм причинно-следственных связей.

Совокупность причин, условий, поводов и стимулов представляет основание

для наступления того или иного следствия.

Наиболее сложными являются причинные детерминации в самоорганизующихся

системах, где приоритет отдается самодетерминации.

Связи между причинами и следствиями могут быть:

(необходимыми – то есть однозначно обусловленными, когда причина

обязательно влечет за собой определенное следствие;

(случайными – в них причина реализуется в любое из множества альтернативных

следствий.

Необходимые и случайные могут переходить друг в друга.

Характер реализации следствия зависит от того, какой из вариантов

причинных связей оказывает доминирование в каждом конкретном случае.

Развитие случайного и необходимого может произойти или не произойти, но

необходимое обусловлено законом.

Кроме того, в диалектике существуют динамические и статистические связи.

Динамические связи управляют поведением индивидуальных объектов и

позволяет установить однозначные отношения состояний.

Статистические связи управляют поведением больших совокупностей предметов

и явлений, а в отношении индивидуальных предметов и явлений делаются

вероятностные неоднозначные заключения.

Таким образом, вероятность диалектики выступает как мера возможностей

случайного. (Вероятность достижения необходимого равна нулю.)

Вероятность, как статистическое явление сложных причинно-следственных

отношений позволяет в научных исследованиях разрабатывать и применять

эффективные методы познания.

Центральным понятием диалектики является понятие противоречий.

В буквальном смысле – это рассогласование в речи, высказываниях о том или

ином предмете.

В теории познания также исключающие друг друга, но одинаково доказуемые

явления получили название антимоний.

Диалектическое противоречие есть сложное выражение взаимоотношений между

противоположными сторонами, силами и тенденциями.

Противоположности одновременно и взаимно исключают, и взаимно

предполагают друг друга.

Гегель диалектическое противоречие определил как единство и борьбу

противоположностей.

В марксистской диалектике противоположности возведены в ранг основного

закона диалектики.

Качество–целостная интегральная харак-стика предмета, единства его свойств

в системе его связей с другими предметами.

Количество – разграничивает явления и предметы по степени их развития или

интенсивности присущих им свойств.

Существенным для диалектики является переход количественных характеристик

в качественные, что характеризует сложность и многообразие мира.

В современной диалектике, применительно к общественным отношениям,

переход количества в качество обозначается понятием прогресс. Кроме того,

явление прогресса и развития характеризуются понятиями отрицание и

отрицание отрицания.

Диалектическое отрицание означает связь, переход от одного состояния к

другому.

Это диалектическое отрицание представляет собой триединый процесс:

1. Преодоление старого как предпосылки нового.

2. Сохранение базовых структур, процессов и систем на основе

диалектического "снятия" предыдущего.

3. Формирование качественно новых структур и процессов путем синтеза и

аккумуляции.

Этот процесс Гегель выразил формулой тезис – антитезис – синтез.

Где ни одна из стадий полностью не повторяется на предыдущих ступенях,

хотя сохраняется в ней черты предыдущего.

Гегель развитие и прогресс представлял в форме развития не сводимой к

прямой линии.

Сложность и гибкость понятийного аппарата позволяет диалектике быть

важным средством, методом всестороннего и глубокого познания мира.

Диалектика противоположна метафизике:

1. Она не абсолютизирует те или иные идеи и принципы науки и философии.

2. Она не придерживается механистической картины мира.

3. Она не абсолютизирует чувственность в процессе познания, но и не

отрицает ее.

4. Исключает рационалистические концепции и теории, односторонность и

ограниченность мысли.

Метафизику и диалектику считают частями философии, но не во всякой

метафизике и не во всякой диалектике диалектический способ мышления.

Диалектика пронизывает философию, обеспечивает ей гибкость и свободу в

освоении мира.

Метафизика, в свою очередь, интересуется проблемами, которые являются

неразрешимыми и не могут объяснить сущность субстанции.

Метафизика, говоря о том, что человек есть мера всех вещей, не всегда

открывает для себя мир, то есть они ищут абсолют, а коль философия

занимается сутью человеческого духа, то диалектическое сознание является

необходимым для того, чтобы познать реальный мир. Именно на этом (отношении

метафизики и диалектики) некоторые ученые выстраивают концепции

нравственного отношения к миру.

Лейтмотивом средних веков стал отказ от метафизики в духе экономии

мышления, оставляющей за скобками все, что противоречит индивидуальности и

науке.

В новое время атаку на метафизику предпринял БЕРКЛИ. Его принципы –

существовать значит быть воспринимаемым. Нет ничего доступного пониманию,

кроме идеи.

Есть ум, который мыслит, и не существует субстанции, кроме человека.

Существует не субстанция тела или предмета, а объем, масса, твердость.

Абстрактные идеи он назвал иллюзиями. Причем он считал их опасными, т.к.

они ведут к созданию субстанции, находящейся вне наших отношений.

Негативное отношение к метафизике было высказано КАТТАНИО: философия идей

лишена опытного начала, а фантастическая философия бесполезна, потому что

метафизика и оторвана от наук, поэтому надо вернуться в реальный

эмпирический мир.

Не принял метафизику и позитивист КАНТ: Знать, чтобы предвидеть,

предвидеть, чтобы обладать силой (данные слова противостоят принципам

метафизики).

В этом заложена мысль:

1. Познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации.

2. Вся традиционная философия должна быть упразднена.

3. В философии должен быть проложен средний путь.

Не воспринимали философию НЕОПОЗИТИВИСТЫ. К метафизике они отнесли все,

что относится за пределами опыта.

Метафизические идеи и предложения в отличие от эмпирических по мнению не

принявших метафизику, не лишены смысла.

Используя метафизические утверждения, нельзя вывести никакие ощущения,

которые бы прогнозировали будущее.

Метафизика не связана с феноменологическими знаниями, т.к. множество

различных нагромождений скрывает, по мнению Гуссерля, стабильные

очевидности. А без очевидности нет науки.

Не воспринял метафизику и ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Вместо метафизической

терминологии предложил свои экзистенции, которые по их мнению

способствовали проникновению в человека (страх, трепет, тревога).

В русской философии, с одной стороны, многие строили свои воззрения,

опираясь на прошлый метафизический опыт, а с другой стороны, решая проблему

философской антропологии и социальной философии, они оставляли за скобками

все то, что характеризовало метафизические размышления и суждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Нейтральное отношение к метафизике обосновано рядом

обстоятельств:

1. Метафизика не стремилась решать проблемы, связанные с человеческим

существованием.

2. Метафизика замыкалась сама в себе и противостояла диалектике.

Но, тем не менее, в метафизике есть самое главное качество – приобщение

человека к иному миру, существующему по принципам добра, совершенства,

красоты и любви.

Таким образом, метафизика выводила чел-ка за рамки повседневного,

обыденного и клейкого, лживого, абсурдного (Камю).

Тем не менее знание метафизики, антиметафизики и неметафизики необходимо

для систем понимания мира.

12.Исторические типы философии и философствования

Разнообразие филос. проблем и способов их решения поставило перед

историей философии типологию философских учений, в основе которой лежат

содержание и временные принципы.

Типология: по содержательному принципу

1. в зависимости от решения основного вопроса философии, рассматриваемого

сущность мира и человека, сформулированы 2 направления:

1) материальное

2) идеальное

Каждое из которых представлено своими школами, имеющие собственные истоки

и традиции.

2. отношение мыслителей к основным формам и видам познания (чувственное и

рациональное, разумное и рассудочное).

1) сенсуализм ("сенсунс" - чувство, ощущение, настаивают на чувствах и

ощущениях в процессе познания)

2) рационализм ("рацион" - разум, чувственные знания не отвергают, но

рассматривают их как несовершенные и неспособные постичь сущность

вещей)

3. расходится по линии противостояния

1) иррационализм (ограничение и отрицание роли разума в процессе

познания, приоритет внерациональным формам психики, мистике,

интуиции, откровению, сверхчувственному или созерцательному,

исходит из абсурдности и аллогичности самого бытия, которое

невозможно ни обосновать, ни объяснить)

2) рационализм

4. по методу познания

1) диалектический (темп движению задает внешняя сила, нет готовых

вещей, есть процессы)

2) метафизический (дает однозначное, завершенное изображение мира в

готовых сложившихся понятиях, источник развития внутри)

Кроме 4 основных критериев типологизации существуют более мелкие, как

религиозно-диалектические и атеистические (по отношению к религии), так и

сциентические и антисциентические (по отношению к науке).

по временному принципу типологизация происходит из самой сути процесса

философского творчества. В данном случае вводится новое понятие

"исторический тип философствования", который объединяет не

единомышленников, а современников, т.е. философов разных взглядов и

направлений. Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философии и

свой характерный тип философствования. В античности – созерцательный,

социально-психологический тип философа, оправдано отделением умственного

труда от физического. Умственный труд имел абстрактно-духовный смысл,

высшей ценностью считалось безмятежность, невозмутимость духа. Главная роль

философа в том, чтобы объяснить уже произошедшие события. Умозрительный

ориентирован на иррациональный и сверхрациональный источник познания

(интуицию и откровение). Характерен для религиозной и религиозно-

мыслительной философии (поздняя античность, средневековье, русский

религиозный ренессанс конца 19 начала 20 века). Цель философа - выход за

пределы чувственного восприятия, нахождение связи между верой и знанием,

религией и наукой. Марксистская философия представляет деятельностный тип

философствования. Цель которого - изменение мира, конкретными субъектами

социального действия являются народные массы и рабочий класс. Новейший

социально-экологический тип философствования связан с учением Федорова о

регулятивной природе, идеями Вернадского о ноосфере и теоретическим учением

Римского клуба, цель которых – сохранение мира.

13.Философия Древней Индии

В 4 веке до н. э. в 3 частях мира Китае, Индии, Греции одновременно

возникла философия, что свидетельствовало о переходе от мифологического

мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знания приобретенные в

интеллектуальном поиске. Несмотря на разные подходы к миропониманию,

имеются общие предпосылки возникновения и развития философии.

В Индии по сравнению с другими странами философская мысль развивалась

более самостоятельно.

Китайские философские учения развивались тоже самостоятельно, но на них

оказал существенное влияние буддизм, который в Китае имел свои местные

традиции (конфуфианство).

Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все философские

системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент религиозных

учений, и во-вторых, как учение критикующее религию.

Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии являлась

ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий.

Веды традиционно делились на определенные группы текстов:

1. древнейшая часть - 4 группы

1.Ригведа (гимны)

2.Яджур-веда (жертвенные формы)

3.Само-веда (напевы)

4.Атхарвоведа (заклинания)

2.Брахманы – ???руководство ведичного ритуала (толкование их сокровенного

смысла)

3.Аранъяки – тексты спекулятивного характера, преимущественно для

отшельников

4.Упанидшаны (сидение около) трактаты религиозно-философского характера

Отношение к ведам определило их классификацию, выделяют:

ортодоксальные – брахманские, которые сформулированы на тексте вед Ниманса

и Веданта и образованы на независимом опыте и размышлениях и шраманские –

Санкъя, Йога и Вайшешика.

неортодоксальные – отвергали авторитет Вед (Чарвака, Джайнизм, Буддизм).

Существовали параллельно. Приоритет отдавался то одному, то другому.

Согласно воззрениям вед мир представлял собой огромную вселенную, которой

много млн. лет. Согласно философскому воззрению главным в ведах считался

закон воздаяния (карма) - сумма совершенных всяким живым существом

поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и

последующего существования человека. Закон воздаяния предполагает

постоянное включение всего живого в кругооборот перерождений, где каждое

предыдущее детерминирует последующее, в зависимости от того, как человек

желает определить будущее. Бога, как личности не существуют, не существует

человека ограниченного пространством и временем. Т.О. ведичная литература

пытается божественно предопределить идеи естественного, космического и

нравственного миропорядка. Веданта убеждена в высшем авторитете только Вед,

содержание которых рассматривается как откровение или источник истинных

знаний. Веды существовали до начала мира, возникли из дыхания брахмана. Бог

признается как творец, который развивает учение о Брахмане. Брахман –

безликое, абсолютное начало мира, высшая объективная реальность, вне

которой нет ничего. Брахманом созданы все миры, сам он не имеет ни времени,

ни пространства, ни причинно-следственных отношений.

Учения

Ниманса – первоначальная система правил, помогающая понимать Веды, первый

текст – трактат Джаймини. Согласно учению высший авторитет –

сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и

является абсолютной. В отличие от веданты, в учении нимансы верили в

истинность всех форм познания и выступали против тезиса об иллюзорном

восприятии единичных предметов и их свойств.

Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое перечисление

элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего

многообразия мира объектов. Капилла (7 век д.н.э.) - признанный авторитет

вед, но считал бытие Бога недоказуемым и строит знания на основе

независимого опыта и размышления.

Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах. Основатель

Патан Джайли (2 век д.н.э.), разделяют аналогич. санкхъя, но требует

поклонения Брахману-Богу, понимаемому как абсолютный дух, вечный,

всепроницающий, всезнающий, не подверженный ни страданиям и несчастьям,

правящий миром. Главное содержание – разработка космического пути через

тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа

от деятельности чувств, духа, ума, тела.

Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам

религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами

чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай.

Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Более позднее

развитие, отвергающее существование Бога, абсолюта и души и закона кармы.

Истина – то, что воспринимается непосредственно. Признает существование

только мира и единственной реальностью считает материю, которая состоит из

4 элементов: земли, воды, огня, воздуха. ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ - ФУНКЦИИ ЭТИХ

ЭЛЕМЕНТОВ. Одновременно чарвака подчеркивает выдвинутый еще локаятой

принцип свабхавы, индивидуальной природы каждой вещи. Особенностью чарваки

является сосредоточенность на разработке этической концепции. Чарвака видит

в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением.

Согласно ее учению, реальны только страдания и наслаждение чувственного

бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений,

налагаемых религиозными правилами, чарвака утверждает в качестве

единственной цели человеческого бытия - получение наслаждения. Причем то,

что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать

стремление к его достижению. Последовательный гедонизм делает эту школу

уникальным явлением в истории индийской мысли.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,

основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание

основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная

редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). По учению

вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - СУБСТАНЦИЮ,

КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ, ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ПРИСУЩЕЕ. Субстанция выражает

сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет,

воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами

(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют

весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой

первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -

санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.

Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.

Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают

в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный

мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно

воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и

управляется всеобщим моральным законом (дхарма).

Ньяя – правило, рассуждение. Основатель Готано (Гаутамо). В центре методы

правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие, вывод,

сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках

достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку,

гипотетический документ. Впервые учение о Боге как создающем, сохраняющем и

разрушающем.

Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка:

материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя,

дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что

духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек

верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни.

Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может

быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа,

освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы,

среди покоя и блаженства. Т.о. философия Древней Индии характеризуется

умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически

понимаемой проблеме значения.

14.Древнекитайская философия

Становление древнекитайской философии, как и философии Древней Индии

связана с разрушением традиционных общинных отношений, а также с ростом

научных знаний и в первую очередь астрономии, математики, медицины. Первыми

философами (бродячими мудрецами) были аскетически настроенные люди, которые

боролись против Чжаньго (борющихся царств) и "золотого века" Китая.

Бродячие мудрецы создавали произведения – трактаты, которые в последствии

явились источниками философских форм. Если в Индии философские школы

формировались и были связаны с ведизмом, то в Китае с конфуцианством и его

ортодоксией. В Индии существование мелких философских школ не привело к

официальному признанию авторитета одной из них. В Китае авторитет был отдан

конфуцианству. Во 2 веке до нашей эры оно добилось статуса государственной

идеологии страны и сохранилось до Нового Времени. Наиболее влиятельными и

соперничествующими с ними были легизм, даоцизм, моизм.

Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:

1. принцип рассмотрения мира "природа – человек – его общество",

воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и

находятся в динамическом равновесии.

2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той

реальности, которая существует, поэтому она менее обращается к

сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических,

социальных, политических систем, и во всех философских учениях

рассматривает проблемы управления государством и способы

самоусовершенствования человека.

3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало

эстетическое философское отношение к тексту. Это отношение отмечено на

выражении содержания сущности мира, человека и др.

4. В связи с отсутствием понятийного аппарата древнекитайская философия

наполнена абстрактной спекуляцией натурального и мировоззренческого

порядка, поэтому она слабо связана с наукой и не имеет логики.

5. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркивает

исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и

сегодня. Китайская философия относится к другим с чувством превосходства,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.