![]() |
|
|
Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытияМолекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытиясмотреть на рефераты похожие на "Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия " Дипломная работа "Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия. Научный руководитель: 2000 Содержание Введение. 3 Галлюциногенные фенэтилалкиламины (производные природного нейромедиатора дофамина) 10 Диссоциативные галлюциногены 11 Индольные галлюциногены 12 Бета-карболины 14 Ибогаиновое семейство веществ 14 "Вулканический", или "дионисийский" экстаз 28 "Океанический", или "аполлонический", экстаз 29 Введение. В данной работе будет сделана попытка взглянуть на проблему обретения целостности бытия ("душевной гармонии", ощущение себя частью некой надличностной структуры, неразрывности и нерасчлененности структур сознания) и проблему утраты этой целостности (исчезает упорядоченность мышления, происходит расщепление сознание, вплоть до ощущения нескольких личностей в одном теле - возникает проблема самоидентификации; крайний случай этого - шизофрения). Я попытаюсь рассмотреть необходимость целостности бытия, причины ее
утраты, а также один из основных путей обретения этой целостности -
посредством выхода за пределы обыденного сознания (трансцендентации ЭГО) -
экстатических переживаний, которые находят свое отражение в различных
религиях, экспериментах с применением гипноза, а также с применением
психоактивных препаратов группы галлюциногенов - "молекул мистики". Актуальность проблемы: отсутствие целостности бытия. Если спросить у прохожих на улице "Чувствуете ли Вы себя счастливым человеком?", то очень редко можно услышать утвердительный ответ. Современная наука обладает всем необходимым, чтобы уничтожить большую часть болезней, справиться с бедностью и голодом, выработать достаточное количество безопасной и обновляющейся энергии. У нас достаточно ресурсов и рабочей силой, чтобы реализовать все мечты, которые когда-либо были у человечества. Если у нас есть средства и технологии, чтобы накормить население планеты, обеспечить всем приемлемый уровень жизни, справиться с болезнями, переориентировать промышленность на неистощимые источники энергии, предотвратить загрязнение окружающей среды, то что же мешает нам сделать эти важные шаги? По-видимому, ответ состоит в том, что все вышеперечисленные трудности — симптомы одного фундаментального кризиса [5]. В конечном счете проблемы, с которыми мы столкнулись, не являются чисто экономическими, политическими и технологическими по своей природе. Все они отражают эмоциональное, моральное и духовное состояние современного человечества. Злобная агрессивность и ненасытное приобретательство, деструктивные аспекты человеческой психики — силы, ответственные за невообразимые потери, связанные с гонкой вооружений. Они препятствуют разумному распределению ресурсов между людьми, классами и нациями, переориентации на экологические приоритеты, необходимые для сохранения жизни на нашей планете. Эти деструктивные и саморазрушительные элементы современного человека непосредственно отражают его отчуждение от самого себя, от духовной жизни и духовных ценностей [2, 5]. Цивилизация накормила и одела почти все население планеты, изобрела
телефон и автомобиль, делает все возможное для удобства и удовольствий
человека, а у него все же возникает "дефицит положительных эмоций". Этот
дефицит вызван неудовлетворенностью базисной психологической потребности
человека - потребности в безопасности [17]. Источник единой для большинства
людей тревоги носит фундаментальный характер, хотя часто не осознается как
опасность, а считается очевидной нормой. Отказываясь от представления об
одушевленности окружающей действительности, отказываясь от веры в
сверхъестественное, индивид обрекает свою внутреннюю глубинную сущность Современность ставит перед нами множество проблем. Среди них такие, как
эпидемия наркомании, волны насилия и преувеличенное потребление, проблема Люди утрачивают традиции, религию, разочаровываются в догматических
идеологиях (напр., в идее коммунизма или в Американской Мечте). В связи с этим одним из обнадеживающих аспектов современности является
возрождение интереса к древним духовным традициям и мистическому опыту. Люди, пережившие мощный преобразующий опыт и сумевшие применить его в своей повседневной жизни, отказываются от деструктивных и саморазрушительных черт личности, проявляют качества, способствующие индивидуальному и коллективному выживанию. Пиковые переживания способствуют устранению внутреннего раскола личности, разобщенности между индивидами, конфликта между индивидом и миром, ведущего к утрате единства мира. Люди, имевшие подобные переживания, часто выказывали отчетливую тенденцию к самореализации и самоактуализации [37]. Люди, вовлеченные в процесс духовного развития, начинают по-новому
ценить и уважать все формы жизни, постигают всеобщее единство, что часто
делает их более терпимыми к другим людям, внимательными к экологии [5]. Одним из аспектов психического здоровья является интеграция Появление понятия "целостности бытия" в русской философии обычно
связывают с именем Вл. Соловьева [23]. Мы находим идею целостности бытия По-видимому, одной из причин утраты целостности бытия является то, что человек осознает себя на уровне собственного ЭГО. Большая часть людей в обычной жизни существуют на этом уровне сознания, когда человек не идентифицируется со своим психосоматическим организмом. По разным причинам он скорее отождествляет себя лишь с более или менее точным мироощущенческим представлением или картиной своего организма. Иными словами, он идентифицирован со своим “ЭГО”, или образом себя. Целостный организм оказывается таким образом расщепленным на лишенную тела душу и тело, а сам человек непосредственно отождествляется с психикой, сознанием, “ЭГО” и говорит не “я — это тело”, а “у меня есть тело”, Он полагает, что существует не как тело, а в теле. Этот уровень почти целиком совпадает с ментальной картиной целостного психофизического организма, и потому здесь доминируют интеллектуальные и символические процессы [21]. Поэтому в буддизме этот уровень называется “интеллектом”, а в индуизме считается, что здесь “ЭГО” отделяется от грубого тела, а следовательно, оказывается в его ловушке [37]. Выход же за пределы собственного ЭГО, который часто проявляется в альтернативных состояниях сознания, приводит к пересмотру всей жизненной позиции человека и ощущению освобождения от обусловленности существования. К явлению "трасцендентации ЭГО", характерному для таких состояний сознания, могут приводить как некоторые медикаментозные препараты природного и синтетического происхождения, так и немедикаментозные методы, такие как сексуальные практики, пение, барабанный бой, монотонные танцы, лишение сна, гипноз и самовнушение, изменение ритма и глубины дыхания, сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное одиночество, пост, электрическая стимуляция определенных зон мозга и др. [24]. Также к трансцендентации ЭГО часто приводит опыт близости смерти, переживание клинической смерти [1, 19]. По-видимому, любое измененное состояние сознания опосредуется на
физическом уровне с помощью специфических регуляторов - неких химических
молекул, регулирующих деятельность сознания и восприятия. В частности,
выходы за пределы ЭГО связаны с так называемыми "молекулами мистики", к
которым относятся как вырабатывающиеся в организме (эндогенные вещества)
нейрорегуляторы серотонин и дофамин, так и вводимые в организм извне Стремление к "измерению Иного", к целостности. По-видимому, существует глубочайшая неудовлетворенность человека своим
положением в мире, тем, что называется людским жребием. Человек ощущает
свою оторванность и отделенность от всего мироздания [16]. Часто ему трудно
даже внятно объяснить природу этой отделенности. но порой он чувствует
себя отрезанным от "чего-то" могучего, "чего-то" совершенно иного, чем он,
порой же – отделенным от некоего вневременного "состояния", о котором у
него не сохранилось четких воспоминаний, но которое он смутно помнит в
глубине своего существа: этим изначальным состоянием он наслаждался до Эта отделенность приобрела форму разлома, проходящего внутри личности и
затронувшего при этом сущностную основу мира. Это было "падение", не
обязательно в иудео-христианском значении термина, но падение, влекущее за
собой фатальные, роковые последствия для человечества и одновременно –
онтологическое изменение структуры мира. (С определенной точки зрения,
можно утверждать, что многие воскрешают ностальгию по Раю, ностальгию по
парадоксальному состоянию, когда было возможно бесконфликтное существование
оппозиций, проявлявшихся как многообразные аспекты таинственного Единства) Существует глубинная потребность "познать самих себя" - продолжить
трещины в сознании, хотя и не настолько, чтобы непоправимо углубить их Такой "экзистенциальный голод" приводит к появлению идеи Бога, ибо наше В конечном счете, перед нами – стремление вновь обрести утраченное
единство, и потому человек жаждет обрести картину мироздания, в которой
противоположности предстанут взаимодополняющими аспектами единой
реальности. Опыт бытия в мире, где противоположности требуют примирения,
породил первые философские и теологические спекуляции. Прежде, чем они
стали основополагающими философскими представлениями, Единое, Единство, Стремление к цельности изначально присуще человеку (Целостность= наличие Общество, лишенное непосредственного мистического опыта, вынуждено
создавать какие-то другие структуры. Так, например, возникает
государственная структура как искусственная модель "связного", цельного
мира, наводящая мосты через "трещину", дающая ощущение связности и
цельности, если отсутствует другой способ связи. Как следствие, возникает
противостояние индивидуального - личного, стремящегося к свободе и движению
вперед, и государственного - как поддерживающего стабильность. В живой
природе этот феномен давно известен - это борьба наследственности и
изменчивости - двух свойств любого живого объекта. Наследственность
стремится к сохранению уже имеющегося, в то время как изменчивость отвечает
за приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Так и личное -
проявляет приспособление к условиям, ответственно за создание нового, "Молекулы Мистики" (экзогенные и эндогенные) как элемент связи материального и духовного. Классификация и описание действия "молекул мистики" Свое название эта группа химических веществ получила из-за своей способности вызывать мистические видения и переживания, связанные с изменением сознания. В качестве "молекул мистики" могут выступать эндогенные вещества,
которые вырабатываются самим организмом и участвуют в передаче нервных
импульсов. Одним из таких веществ является серотонин, называемый также Достаточно широко распространено употребление (как в религиозных, так и
в иных целях) экзогенных (то есть поступающих в организм извне) препаратов
природного или синтетического происхождения, содержащих другие "молекулы
мистики" [27]. Эту группу психоактивных веществ иногда называют
галлюциногены ("рождающие галлюцинации" - этот термин не очень хорош,
поскольку галлюцинации как таковые под воздействием этих препаратов
возникают крайне редко), психотомиметики ("вызывающие состояния, подобные
психозам" - от этого термина впоследствии отказались, так как выявили
множество отличий между психозами и состояниями после употребления
галлюциногенов) или психодислептики ("вызывающие расщепление психики" -
термин крайне неудачный, так как обычно эти препараты вызывают, наоборот,
интеграцию психики), но чаще употребляется термин психоделики (большие и
малые) [38]. Это слово предложил канадский психиатр Хэмфри Осмонд - один из
первых исследователей ЛСД. Буквально оно обозначает "проявляющий'' психику Исследователи-фармакологи различают галлюциногены и наркотики, поскольку галлюциногены не вызывают биохимической зависимости, действуют в очень малых дозах, не вызывают каких-то специфических и определенных физиологических воздействий (то есть один и тот же препарат оказывает различное физиологическое действие на разных людей, или даже на одного и того же человека). Почти все специалисты, изучавшие действие психоделиков, пришли к заключению, что их лучше всего рассматривать как ускорители или катализаторы ментальных процессов... [29]. Под действием этих препаратов человек переживает не "токсический психоз", по существу никак не связанный с функциями психики в нормальном состоянии, а фантастическое внутреннее путешествие в собственное бессознательное и сверхсознательное. 'Эти препараты, таким образом, раскрывают и делают доступным непосредственному восприятию широкий диапазон обычно скрытых явлений, относящихся к неотъемлемым способностям человеческого ума и играющим важную роль в нормальной психической деятельности [4]. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |