![]() |
|
|
Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытияp> Таким образом, согласно этой гипотезе "квантового резонанса в синапсических полях", мы имеем следующую картину: Сначала экзогенная молекула галлюциногена попадает в организм человека или прямо в организме вырабатывается эндогенная молекула серотонина или дофамина, далее такая молекула взаимодействует с одним из серотониновых рецепторов, в результате чего происходит наложение (интерференция) колебаний этой молекулы (или ее комплекса с рецептором) на поток вибраций ЭГО-сознания. В конечном итоге частота колебаний ЭГО-сознания изменяется и совпадает с одной из частот вибраций надличностного Сознания - возникает резонанс, который осознается как Божественный Экстаз, а весь мир в таком состоянии кажется одухотворенным и исполненным смысла, поскольку отсутствуют границы индивидуального сознания - ЭГО растворяется в надличностном Сознании [14].Поскольку надличностное Сознание (в некоторых религиозных традициях называемое Богом) существует вне времени, не ограничено пространственными рамками и едино для всех личностей, то нет ничего удивительного в том, что субъект в состоянии подобного трансперсонального переживания вспоминает какие-либо эпизоды из собственного раннего детства, эмбрионального развития, жизни своих предков (в том числе и предшественников на эволюционном развитии), других объектов (других людей, животных, растений, планет, звезд, сверхчеловеческих и мифологических существ и т.п. - описания см. в главе "Основные виды мистических переживаний"), событий из прошлого и будущего [5]. Основные виды мистических переживаний. "Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой... Наше представление о мире не может быть полным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания" [7]. Если изобразить внутренний мир личности в виде паутины смысловых
взаимоотношений, сотканной вокруг главной экзистенциальной позиции
человека, то измененное состояние сознания (ИСС) - это смещение последней,
влекущее перестройку стереотипов самоосознавания - личностную трансформацию Представим себе наблюдателя, стоящего на лесной поляне и пытающегося
определить направление своего дальнейшего движения. Все, что он видит, -
это кромка леса, опоясывающая небосвод. Однако, достаточно залезть на
высокое дерево, чтобы увидеть далекую панораму и выбрать путь. Внутренняя
реальность человека такой же дремучий лес, а измененное состояние сознания Иными словами, измененные состояния сознания обладает познавательной
ценностью, и в определенных обстоятельствах может быть успешно использовано
для достижения внутреннего покоя и равновесия. ИСС - это экзистенциальный
сдвиг смысловых связей, вызванный изменением позиции "наблюдателя" в
сознании человека (разотождествлением с ЭГО), временным выходом души из
привычных ролевых позиций. Если перестройка происходит осознанно, то есть,
человек понимает цели и смысл расставания с прошлой реальностью, то он
расширяет свое сознание за счет утверждения новой личностно-ролевой позиции В практике психотерапевтического применения ЛСД часто описываются случаи
задержки внутреннего перерождения. Если человек не достаточно глубоко
анализирует себя, чтобы понять смысл происходящих перемен, формирование
новой личностно-ролевой позиции и его сознании будет протекать болезненно. Существует множество специальных методов для достижения измененных
состояний сознания, хотя и без этого ИСС занимают видное место в динамике
внутренней жизни полноценного человека. Любая перестройка важных смысловых
комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, влечет ощутимое изменение
свойств сознания. С этой точки зрения, измененным можно назвать сознание
людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис (личностная
трансформация, вызванная контактом с художественным произведением) и т. д. Перинатальные переживания Основные характеристики перинатальных переживаний связаны с проблемами
биологического рождения, физической боли и агонии, болезни и дряхлости,
умирания и смерти. Пугающее столкновение с этими критическими аспектами
человеческого существования, глубокое переживание его эфемерности неизбежно
сопровождается мучительным экзистенциальным кризисом. Благодаря такому
опыту человек приходит к пониманию того, что, независимо от его
прижизненных занятий, ему придется покинуть этот мир, лишиться всего, что
он приобрел и чего достиг, к чему он был эмоционально привязан. Сходство
рождения и смерти, поразительное открытие, что начало жизни тождественно ее
концу, — важный философский вывод, сопровождающий перинатальные переживания Образ смерти как утраты ЭГО, переживание смерти очень часто встречается
как во время психотерапевтических сеансов с применением галлюциногенов, так
и во многих религиях [1]. (Сравнение психоделического опыта и переживаний
смерти, описанных в древнем тибетском трактате "науки об умирании" - Для шаманизма характерна имитация смерти (и переживание ее) во время
посвящения, сопровождаемая созерцанием уничтожения плоти и создания из
скелета, субстанциальной основы организма, нового шаманского тела [41]. Другое важное следствие — эмоциональное и физическое потрясение от феномена смерти — открывает сферы духовных и религиозных переживаний, являющихся существенной частью человеческой личности. Они не зависят от культурных и религиозных корней и воззрений человека. Опыт исследования глубинных пластов психики показывает, что люди, достигшие этих уровней, получают возможность проникнуть в наиболее тонкие духовные и религиозные измерения существующего порядка вещей. Даже ярые материалисты, позитивистски ориентированные ученые, скептики и циники, бескомпромиссные атеисты и антирелигиозно настроенные философы-марксисты, столкнувшись с этими уровнями, начинают интересоваться духовными вопросами [3]. Каким-то образом — пока не вполне понятно, каким именно, — такого рода
переживания представляются связанными с обстоятельствами биологического
рождения. Многие люди нередко совершенно определенно ссылаются на них как
на проживание своей собственной родовой травмы. Люди, не чувствующие этой
связи и описывающие свое столкновение с переживанием смерти и смерти-
возрождения с чисто психологической и духовной точек зрения, регулярно
демонстрируют ряд характерных физических симптомов, напоминающих процесс
биологического рождения. Их позы и движения поразительным образом
соответствуют положениям и движениям ребенка на различных стадиях родов. Эти феномены принято называть перинатальными переживаниями. Причинная связь между актуальным биологическим рождением и бессознательными матрицами этих переживаний все еще остается не установленной. Перинатальные переживания — проявление глубинного уровня бессознательного — выходят за пределы классических фрейдовских методов. Возникновение подобных структур психики, по-видимому, связано с т.н. "травмой рождения" (подробнее о травме рождения в работе Отто Ранка [22]). Феномены этой категории никогда не описывались в психоаналитической литературе и не принимались во внимание в психоаналитической теории. Более того, классический фрейдовский анализ не позволяет объяснить эти феномены и не может предложить понятий, пригодных для их интерпретации. Перинатальные переживания представляют собой очень существенное
пересечение индивидуальной и трансперсональной психологии или, если так
можно выразиться, психологии и патопсихологии, с одной стороны, и религии —
с другой. Если считать их связанными только с рождением, они могли бы
относиться к структуре индивидуальной психологии, но характерные аспекты
придают им совершенно определенный трансперсональный оттенок. Напряженность
этих переживаний превышает все обычно предполагаемые для человека пределы. Каждая стадия биологического рождения имеет специфическое духовное соответствие: для благополучного внутриутробного существования это опыт космического единства; начало родов сопровождается чувством поглощения вселенским водоворотом, первая клиническая стадия родов со схватками в замкнутом утробном пространстве соотносится с переживанием “отсутствия выхода” или ада; духовным соответствием продвижения по родовому каналу во второй стадии клинических родов является борьба смерти-возрождения, а метафизический эквивалент собственно рождения и событий третьей клинической стадии родов представляет собой переживание смерти “ЭГО” и возрождения [4]. Большое теоретическое значение имеет глубинная параллель между физиологической деятельностью в последовательных стадиях биологического рождения и паттернами активности различных эрогенных зон, особенно зон генитального оргазма. Это дает возможность сместить этиологический акцент в психогенезисе эмоциональных нарушений из сексуальной сферы в перинатальные матрицы, не отрицая при этом значимости многих принципов фрейдизма [21]. Трансперсональные переживания Трансперсональные переживания (мистический, или "пиковый", опыт; экстаз, транс), спонтанно посещающие некоторых вполне здоровых и трезвых людей, свидетельствуют о том, что это врожденное свойство нашей психики, которое, конечно, зависит и от социальных и генетических факторов личностного развития [17]. Многие переживания такого рода известны уже несколько столетий или тысячелетий. Рассказы о них можно найти и в священных писаниях всех великих религий мира, и в письменных документах множества малых сект, фракций и религиозных движений. Они играли важную роль в видениях святых, мистиков и религиозных учителей [37]. Этнологи и антропологи обнаружили их в священных обычаях различных народов, в состояниях экстаза и религиозных мистериях, в практике целительства и ритуалах различных культур [32, 41]. Психиатры и психологи наблюдали трансперсональные феномены, не называя их таким образом, в своей повседневной практике у психотических пациентов, особенно шизофреников [26]. Историки, антропологи, религиеведы, психиатры и психологи-экспериментаторы знали о существовании разнообразных древних и современных методов индуцирования трансперсональных переживаний, многие из которых подобны описанным выше процедурам, ведущим к возникновению перинатальных переживаний [24, 33, 36]. Вопреки распространенности этих феноменов и их очевидной значимости для
многих сфер человеческой жизни, в прошлом делалось удивительно мало
серьезных попыток включить их в теорию и практику современных психиатрии и
психологии. Позиция большинства профессионалов колеблется между несколькими
подходами к этому феномену. Некоторые лишь отдаленно знакомы с различными
трансперсональными переживаниями и склонны более или менее игнорировать их. Наследственные переживания В качестве примера такого переживания я приведу воспоминания одной из пациенток С. Грофа во время ЛСД-сеанса: "К моему удивлению, идентичность моего ЭГО неожиданно изменилась. Я была моей матерью в возрасте 3-4 лет; это должно быть 1902г. На мне было аляповатое платье - накрахмаленное, доходящее до щиколоток; с расширенными, как у испуганного животного, глазами - я находилась в состоянии тоски и одиночества. Я закрывала свой рот рукой, осознавая, что случилось нечто ужасное: я сказала что-то плохое, меня грубо отругали, кто-то положил руку на мой рот. Из своего укрытия мне видна была сцена с множеством родственников - теть и дядь, сидящих на крыльце дома в одеждах, характерных для того времени. Все были заняты разговорами, забыв обо мне. Я чувствовала себя отверженной, пристыженной и виноватой. Я сказала матери, что у меня был сон, касающийся ее детства, и мне важно знать, так ли было на самом деле. Как только я начала рассказывать, она перебила меня и закончила в полном соответствии с пережитым мною" [4]. Коллективные и расовые переживания Подобные переживания могут относиться к любой стране, любому
историческому периоду и культурной традиции, хотя, очевидно, определенное
предпочтение оказывается культурам и странам с высоко развитыми
религиозными, философскими традициями и традициями в искусстве. Удивительно
часто встречаются переживания, относимые к Египту, Индии, Тибету, Китаю, Филогенетические (эволюционные) переживания Некоторые люди описывают переживания себя в образе каких-то предшественников человека на эволюционном пути. Так, например, одна женщина во время ЛСД-сеанса почувствовала свое полное отождествление с самкой огромных рептилий, вымерших миллионы лет назад. Она чувствовала себя сонной и ленивой во время отдыха на песке у большого озера и блаженно грелась на солнышке. Она открыла глаза и посмотрела на терапевта, который во время сеанса трансформировался в самца того же вида. Ее чувство лени мгновенно исчезло и она стала испытывать сильное сексуальное возбуждение, не имеющее ничего общего с человеческим возбуждением, это был особый интерес рептилии к представителю другого пола. Она была совершенно очарована ступенчатыми фасетками на сторонах головы. Одно большое поле такого рода имело такую форму и цвет, что излучало мощные сексуальные вибрации. Консультант- палеонтолог предложил выдержки из зоологической литературы, указывающие на то, что у современных рептилий определенные участки на голове играют важную роль, вызывая сексуальное возбуждение... [3]. Переживания прошлых воплощений Субъект сохраняет идентичность своего ЭГО, хотя переживает себя в другой форме, другом месте и времени, другом контексте, он чувствует, что он - та же индивидуальная сущность, что и в его настоящем существовании. У него сохраняется острое ощущение встречи с воспоминанием, повторного переживания того, что он уже видел и пережил [4]. Предвидение, ясновидение, яснослышание, "путешествия во времени". Иногда испытуемые сообщают о предвидении событий, которые случатся в
будущем. Временами они становятся свидетелями сложных сцен будущих событий,
они могут слышать даже акустическое сопровождение, составляющее их часть. Отождествление с другими лицами Это отождествление полное и комплексное; оно включает в себя представление о теле, эмоциональные реакции и отношения, психологические характеристики, выражение лица, типичные манеры и жесты, позы, движения и даже интонации голоса [4]. Групповое отождествление и групповое сознание В измененных состояниях сознания можно пережить тотальность страдания всех солдат, погибших на полях сражений, революционную горячечность всех коммунистов мира, доброту всех матерей, любящих своих детей... В этих переживаниях можно отождествиться с соц. классом, кастой, даже с населением целой страны [5]. Отождествление с животными Три вида ИСС связаны с животными: атосимволические трансформации в
животных, отождествление с животными и филогенетические воспоминания, при
этом каждое наделено своими специфическими чертами. Субъекты, встретившиеся
со всеми тремя видами переживаний легко могут отличить их одно от другого Отождествление с растениями Примеры таких переживаний встречаются гораздо реже, чем отождествление с животными. Субъект может ощутить себя как вызванное к жизни семя, лист в процессе фотосинтеза, корень, тянущийся в поисках воды и пищи. В других случаях он может отождествить себя с росянкой, другими плотоядными растениями, стать планктоном в океане, почувствовать опыление или клеточное деление. Субъекты упоминают о своих свидетельствах ботанических процессов на молекулярном уровне; они осознают биохимический синтез, лежащий в основе производства ростовых веществ, растительных пигментов, масла, сахара, ароматических субстанций и различных алкалоидов [4]. Единение с жизнью и со всем творением В редких случаях субъекты в ИСС могут иметь чувство, что их сознание
расширилось, чтобы охватить всю полноту жизни на этой планете, включая все
человечество и целостность флоры и фауны от одноклеточного организма до
высокодифференцированных видов. Индивидуум может отождествиться с
филогенетической эволюцией жизни во всей ее сложности и достичь
интуитивного понимания всех лежащих в ее основе биологических законов. Он
может исследовать факторы, влияющие на возникновение новых видов или
ответственные за их исчезновение, и видеть действие сил, определяющих Сознание неорганической материи Субъекты неоднократно сообщали, что переживают сознание океана, отличающееся своей безвременностью, текучестью, сочетанием неизменности и динамических перемен. В других случаях они идентифицировали себя с тем, что по их мнению являлось сознанием огня. Довольно общим является осознавание сил, высвобожденных при катастрофах: разрушительные, а также созидательные горообразующие аспекты вулканических извержений, динамическое напряжение и перемещение при землетрясениях, сила воздушных течений во время зимних бурь, лишь несколько бросающихся в глаза примеров. Возможно исследовать сознание компьютера, отождествиться с реактивным самолетом, спутником и другими техническими предметами. Многие субъекты в состояниях измененного сознания утверждают также, что переживали сознание неопределенного материала; наиболее часто это были алмаз, гранит, золото и сталь. Подобные переживания могут касаться даже микромира и описывать динамическую структуру атомов, природу задействованных электромагнитных сил, межатомных связей или броуновское движение молекул [3]. Планетарное сознание В этом переживании сознание субъекта, по-видимому, охватывает все аспекты нашей планеты, включая ее геологическую субстанцию, неорганические материалы на ее поверхности и целостность всех жизненных форм. С этой точки зрения Земля оказывается сложным космическим организмом с различными аспектами геологической, биологической, культурной и технологической эволюцией на этой планете, рассматриваемых как попытку достичь более высокого уровня интеграции и самореализации [3]. Экстpапланетаpное сознание Здесь субъект переживает явления, связанные с небесными телами, отличными от нашей планеты, и с астрономическими событиями, происходящими в солнечной системе и за ее пределами. Особый вид переживаний, входящий в эту категорию, сознание межзвездного пространства, описанного в нескольких случаях разными лицами. Оно характеризуется чувством безграничности и вечности, спокойствия, безмятежности, чистоты и единства всех противоположностей. Люди, знакомые с физикой и математикой, иногда сообщают, что многие из концепций этих дисциплин, которые ускользают от рационального понимания, могут стать более постижимыми и даже могут быть пережиты в измененных состояниях сознания [3]. Сознание органа, биологической ткани, клетки. В большинстве случаев это переживание включает части тела субъекта и физиологические процессы, которые при нормальных условиях недоступны осознаванию. Субъекты в таком состоянии настраиваются на осознание различных органов своего тела. Они могут оказаться свидетелями работы датчика сердечного пульса, сокращения сердечной мышцы и открытия-закрытия сердечных клапанов. Подобным же образом можно наблюдать функционирование печени, производство и накопление желчи, пищеварительные процессы, функции любого органа. Иногда субъекты утверждают, что они пережили себя в качестве нейронов в собственном мозгу, белых и красных кровяных шариков, зародышевых клеток [5]. Переживание встреч со сверхчеловеческими и духовными существами Субъект воспринимает этих существ как сверхчеловеческие или духовные
существа, обитающие на более высоких энергоуровнях или на более высоких
планах сознания. Феноменология этой категории переживаний описана Джоном К. Переживания других вселенных и встреча с их обитателями Странные и чуждые миры, которые испытуемый открывает в этом виде
переживаний, по-видимому, наделены своей собственной реальностью, хотя и не
в пределах нашего космоса; они, очевидно, существуют и в других измерениях. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |