![]() |
|
|
Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытияp> Григорий Палама во всей цепи исихастической традиции, идущей от апостолов через отцов пустынников к афонским монахам 14-го века и далее к традициям русского православного старчества, сохранившегося вплоть до 20-го века, занимает уникальное место, т.к. само его житие и полемика, которую вызвали его метафизика и его формулировки инициатических практик в лоне православия, могут являться ярким памятником однозначного подтверждения всей православной традицией ее верности эзотерическому зерну, вопреки попыткам перевести церковные догматы в сферу социального ритуала или индивидуального мистицизма, как это произошло с католичеством и позднее с протестантизмом, вообще порвавшим всякую связь с Духом Откровения. Многие тексты Григория Паламы (например, "Добротолюбие") являются ярким примером доктрин христианской инициации и христианского эзотеризма во всех их отличительных чертах, в них сформулирована блистательная отповедь, данной нетерпимой и претенциозной Церкви "внешних", стремящихся навязать свою ограниченную точку зрения не только пастве, но и активным монахам- эзотерикам, логически принадлежащим к числу "внутренних" [33]. Возражая хулителям исихазма, Святой Григорий перечисляет все те пункты,
которые и отличают эзотеризм от экзотеризма, и поэтому для нас это
свидетельство является сверх- ценным, взятым "из сердца христианской В 30-40 гг. XIV в. в Византии разгорелись так называемые "исихастские
споры". Покажем вкратце, в чем же состоит сущность полемики. Основной
претензией к исихастам со стороны экзотериков было обвинение в В принципе речь идет о том, ограничиваемся ли мы дуализмом - дух благ,
тело мерзко, горнее чисто, дольнее грязно и т.д. - или мы, не отрицая этого
дуализма, стремимся его преодолеть, видя залог этого преодоления в
конкретности Богооткровенной традиции. Именно такая полемика и развернулась
между Св. Григорием Паламой и его противниками (в первую очередь Варлаамом Исихазм настаивал на возможности, и даже на императивной необходимости
преображения плоти, и не только в перспективе грядущего всеобщего Собственно говоря, "обожение преестественнейшее" и ставилось в вину
исихастам воинствующими эзотериками, т.к. подобная перспектива с
необходимостью может быть доступна лишь исключительному меньшинству,
способному, подобно Еноху, Илие и самому Христу, сделать все свое существо,
включая тело, чистым духом. К этому относятся атаки против утверждения Св. Суфизм В рамках мусульманской традиции также существует мистико-аскетическое
движение, ориентирующееся на экстатические переживания, и оказавшее
огромное влияние на культуру как мусульманских народов, так и народов Суфизм (от араб, ат-тасаввуф) — слово, не поддающееся однозначной
интерпретации. Суфийские авторы обычно возводят его к корню СФВ — "быть
чистым, непорочным" или к выражению "ахл ас-суф-фа" (люди скамьи или
навеса), обозначавшему наиболее преданных и благочестивых последователей
пророка Мухаммада из числа малоимущих. В Европе до сравнительно недавнего
времени слова "суфизм", "суфий" производили от греческого sophia — Первоначальный суфизм (а скорее, протосуфизм) существовал в форме
пиетизма, подчеркнутого благочестия и аскетизма. Его истоки прослеживаются
уже в VII в., хотя, видимо, о суфизме как таковом можно говорить со второй
половины VIII—начала IX в.. когда изменившиеся формы жизни, отход арабской
верхушки от простоты и суровости первоначального ислама, а также влияние
традиций аскетизма народов завоеванных арабами земель вызвали рост
аскетических настроений в исламе, Первыми мусульманскими аскетами были,
видимо, собиратели хадисов, речений Пророка, чтецы Корана, участники
джихада (пограничных войн с Византией) и другие группы населения. Их
религиозная практика сводилась к многочисленным молитвам и постам,
строжайшему следованию сунне (имеется в виду подражание Пророку и его
поступкам), отрешению от всего мирского, покаянию, строгому отделению
дозволенного от запретного, культу бедности, отказу от сотрудничества с
властями и т. п. Постепенно в этом аскетическом течении ислама стали
нарастать мистические настроения, впервые проявившиеся на рубеже VIII и IX
вв. а виде чувства неизбывной тоски по Богу, чувства бесконечной любви к
нему и стремления к соединению с Богом. Аскетические приемы
упорядочивались, систематизировались, заимствовались из религиозной
практики других народов халифата и его соседей, в результате чего начала
формироваться стройная система суфийской психотехники, направленной на
достижение переживания единения с Богом и богопознания [33]. Первоначально
отношения между суфиями и носителями исламской ортодоксии бывали порой
достаточно напряженными, поскольку последние обвиняли суфиев в допущении
субстанциального единения Бога и твари (иттихад, хулул), а следовательно, в
присвоении творению божественного статуса. Иногда конфликт настолько
обострялся, что приводил к казни того или иного суфия (ал-Халладж. Ибн Ата, В Х—XI вв. суфийская практика, с одной стороны, систематизируется и
приобретает весьма упорядоченный и стройный вид (учение о пути, его В XII—XIII вв. начинается формирование суфийских орденов или братств, напоминающих католические монашеские ордена, но менее централизованные и строго организованные. В это же время появляется грандиозный философский синтез суфнйского мировоззрения, осуществленный Ибн ал-Араби (вахдат ал- вуджуд, теория единства существования), что не помещало части суфиев позднее полемизировать со взглядами ал-Араби и разрабатывать свои философские концепции суфизма. В Х—XIII вв. окончательно складывается и суфийская терминология, символизм и метафоричность, а иногда и энигматизм которой облегчал ее поэтическое использование (многие великие суфни были и великими поэтами — Аттар, Джалал ад-дин Румн и др.), что обусловило мощнейшее влияние суфизма на арабскую и персидскую поэзию, многие образы н идеи которой понятны только в суфийском контексте [25]. Поздний суфизм — суфизм орденов. Из некогда подозрительного и полуеретического течения суфизм превращается не только в исламский эзотертизм, своего рода "высший" ислам, но и становится авангардом ислама, в том числе и в миссионерско- проповеднической деятельности. Во всех странах, где есть мусульмане, есть и суфии (в том числе и в Целью суфийского делания является соединение с Богом, причем понимают это соединение весьма радикально. Принято выделять три этапа в суфийском пути: этап раскаяния и воздержания (подготовительный), этап очищения души от человеческих атрибутов и качеств (очистительный) и этап полного растворения в Абсолюте (Боге), предполагавший совершенное отождествление с ним через утрату индивидуального Я. Суфии не имели в виду субстанциального отождествления с Богом, а учили об "обожении" на манер византийских мистиков: единение с Богом происходит в акте мистической любви, когда Бог как бы созерцает или свидетельствует самого себя в сердце мистика. Личность в результате этого не уничтожается, а преображается, становясь как бы земной ипостасью Бога, его выражением в материальном мире. Суфии также проповедовали идею страдания во имя Бога: любящий должен пострадать во имя любимого, принести ему в жертву свою личность, дабы исчезли последние преграды между ними. Один из суфиев, ал-Джунайд, учил, что поскольку Бог один и у него ”нет
сотоварищей”, значит, Бог есть единственная реальность. Все сущее имеет
призрачное бытие и существует лишь постольку, поскольку имеет свое начало в Интересно, что уничижение и смирение ал-Джунайда, столь нравившееся
ортодоксам, в пределе своем вполне тождественно самовозвеличению ал- Единственной реальностью, в таком случае, оказывается неописывае-мый и
непостижимый Абсолют, который, существуя в себе, еще не есть Бог. Движимый
стремлением к самопознанию, Абсолют самоограничивается и конкретизируется,
созерцая в себе самого себя, и становится Богом для себя., после чего Шиитский философ XIV в. Хайдзр Амули сравнил Абсолют и его проявления с пламенем свечи (Абсолют), по-разному отражающимся в разных зеркалах (формы божественной саморефлексии). Реальна только свеча, все остальное иллюзорно. Через человека Абсолют обретает самопознание, ибо совершенный суфий
постигает самого себя и Бога в акте мистической сверхчувственной интуиции. Высший гносис суфиев выражался в световой символике. Правда, слово В суфизме трудно выделить столь характерные и для индуистской, и для
восточнохристианской традиции гностическое (ориентированное на гносис,
познание) и эмоциональное (ориентированное на любовный экстаз, ведущий к
трансперсональному переживанию) направления. Суфизм по преимуществу связан
с идеей любви к Богу, которая может принимать характер исступления, Но самый интересный момент заключается в том, что если большинство
традиций, ориентированных на эмоциональность и эрос, привержены идее
личного Бога и акцентируют различие между душой и Абсолютом — Божественной Среди методов и способов суфийской экстатической практики следует
отметить созерцание, молитву, повторение имен Бога, дыхательные упражнения,
особые позы для созерцания, экстатические танцы и т. п. [25, 33]. Имеются
также сведения о применении суфиями в религиозных целях конопли и гашиша Для суфиев были характерны и коллективные формы психотехники — "зикр" и Другой формой коллективной психотехники были радения (сама), "блаженные
слушания", то есть молитвенные собрания, предполагавшие распевание
мистических стихов (например, Джалал ад-дина Руми). "Сама" практиковались в
суфизме с IX в.. вначале в форме маджлисов (“соборов”), то есть общих
духовных бесед. Некоторые суфийские ордена отрицали “сама” как
противоречащие нормам ислама, солидаризируясь с критиками-
фундаменталистами, однако большинство орденов принимали этот тип радений. Суфии пренебрегают ограничивающей привязанностью к догме, предпочитая ей
свободный поиск истины (особенно так было в ранний период истории суфизма). Даосизм Даосизм возникает в Китае в IV-III вв. до н.э. на основе ряда
архаических культов. Первым даосским мыслителем (а иногда и основателем
даосизма) традиционно считается Лао-Цзы, живший, по преданию, на рубеже VI- В "Дао Дэ Цзин" речь идет о едином первоначале всего сущего - единой
субстанции и одновременно мировой закономерности - Дао (дословно - "путь"). Единственное средство не только избавиться от этих страданий, но и
обрести высшее счастье — это восстановить исходное единство с Дао,
расширить свое сознание, отказавшись от шор ЭГОцентрической установки, то
есть вернуться к состоянию нерожденного младенца, для которого не
существует четкой грани между собственным и материнским телом, который
дышит дыханием матери и питается пищей матери. Это возвращение в лоно Это состояние нерожденного младенца есть состояние бессмертия, покоя, пребывания в единстве со всем сущим и в согласии со своей собственной исконной природой (“Возвращение к корню называют покоем, покой называют возвращением к жизненности, возвращение к жизненности называют постоянством. Знающего постоянство называют просветленным” — §16). Даосизм учит, что тело человека является микрокосмом, образом и подобием
макрокосма — вселенной. "Человек — это малое Небо и Земля", — говорит даос Уподобляется тело человека и государству, которое в китайской философии рассматривалось как часть космоса. На этой доктрине полностью основана даосская практика “внутренней” алхимии (нэй дань), направленной на создание эликсира бессмертия в самом теле адепта из энергий тела, уподобленных металлам и минералам макрокосма. Понятно, что и процессы, протекавшие в теле, уподоблялись космическим процессам, а упражнения “внутренней” алхимии рассматривались как аналог тех изменений, которые происходили во “внешней”, лабораторной, алхимии в алхимическом тигле, реторте — своеобразной модели макрокосма. Собственно говоря, речь в трактатах по “внутренней” алхимии идет о создании в теле адепта нового, бессмертного тела, впоследствии рождающегося и покидающего бренную оболочку старого, тленного тела. Мотив создания нового тела является достаточно распространенным в религиозных верованиях самых различных народов земного шара (впервые он появляется, как это было показана ранее, в шаманизме). Учение о методе алхимической плавки — это учение о совершенстве в плавке
природной сущности н жизненности. Закон природной сущности и жизненности
имеет две стороны: это данная Небом природная сущность и природная сущность
пневменного качества (телесной природы), которую надлежит преодолевать. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |