![]() |
|
|
Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытияp> "Внутренняя" алхимия направлена на гармонизацию природной сущности и жизненности, устранение коллизии между ними и создание в теле адепта вначале эликсира, а потом из него — “бессмертного зародыша” (сянь тай), превращающегося в новое, бессмертное тело даоса. Таким образом, тело адепта оказывается женским, материнским телом, подобно тому как в космогоническом мифе Лао-цзы оказывается матерью самого себя. Конечно, “бессмертный зародыш” является плодом соития, иерогамии двух начал, Инь (женского) и Ян(мужского), как н все в мире, по учению даосизма, но это священное соитие происходит в теле адепта, подобно тому как все сущее зреет в материнском лоне сокровенного Дао. Тело даоса — женское тело, в котором происходит соединение первоначал, плод его в конце концов оказывается самим преображенным адептом. Далее, тело даосского адепта — аналог, образ материнского лона Дао. уподобиться которому и стремится адепт. Основные средства, применявшиеся даосами на этом пути, это медитация Имеется также определенная информация об использовании некоторых
галлюциногенных веществ в качестве алхимических эликсиров. Некоторые типы
созерцания предполагали вдыхание галлюциногенных паров от веществ,
обладающих психоделическим воздействием, поднимавшихся из треножников в
келье созерцателя. К. М. Скиппер предположил, что здесь выявляется сущность
алхимии как средства медикаментозной трансформации сознания. К. М. Скиппер
упоминает также о ханьскнх курильницах "бощаньлу", являющих собой
изображения гор, населенных божественными животными и святыми-
бессмертными, с отверстиями и пещерами, откуда н поднимаются курения. В них
сжигали ароматические травы, но имеются упоминания и о галлюциногенных
веществах. В современном даосском богослужении совершенно уникальную роль
также играет курильница, самый важный объект в храме. К. М. Скиппер
высказывает в связи с этим предположение, что современный даосский
священнослужитель, возжигающий курения и призывающий нефритовых дев и
золотых отроков сопровождать его во время священного танца, следует
традиции, коренящейся в видениях адепта древности, погруженного в
наркотическое забытье, вызванное вдыханием курений священной курильницы-
реторты. Кроме того, известно, что в традиции Небесных наставников,
процветавшей в Ш в. в северном Китае, употреблялся особый галлюциногенный Индуистская йога и тантризм. Основным текстом индуизма являются Веды - тексты откровения, которые
называются на санскрите шрути, то есть “услышанное”. Кем услышанное? Некими
древними мудрецами, называемыми риши. Эти мудрецы своим чутким слухом Следует отметить и ведический культ сомы, некоего растения, имевшего определенный психоделический эффект, и олицетворяемого им бога (его связывали с луной). Сок этого растения активно использовали в ведическом ритуале, в котором сома играла чрезвычайно важную роль. Мы не знаем, была ли сома просто наркотическим напитком (в таком случае она вряд ли могла оказывать какое-то существенное воздействие на раскрытие бессознательного) или же, подобно мексиканскому мескалину, имела психоделический эффект. Во всяком случае, в Ригведе сохранилось достаточно много гимнов, посвященных соме, в которых этот напиток воспевается как дарующий богоподобие и бессмертие. Мы не знаем состава сомы, поскольку секрет ее изготовления был утрачен после прекращения ведических жертвоприношений и с их заменой более простыми и дешевыми ритуалами (пуджа). Кроме того, здесь сказалось и влияние буддизма, осуждавшего употребление опьяняющих напитков. Дж. Нидэм предполагает, что сома изготавливалась из сока грибов (возможно, мухоморов), что было характерно для ряда шаманских традиций Сибири, Не исключена возможность и применения грибов, содержащих сильный галлюциноген псилоцибин (“магические грибы”): эти грибы, как правило, растут на помете крупного скота. Но другие исследователи, в основном иранисты (поскольку авестийская религия тоже предполагала употребление в ритуальных целях этого же пития, называвшегося в Иране хаомой), полагают, что в основе состава сомы был сок растения эфедры, поскольку ее алкалоид эфедрин обладает сильным возбуждающим и вызывающим эйфорию средством. М. Бойс придерживается мнения, что для приготовления сомы (хаомы) сок эфедры смешивали с молоком, после чего его и употребляли в ритуальных целях. Сакральная ценность сомы была столь велика, что она считалась напитком богов, то есть субстанцией того же рода, что и греческая амброзия (образ, видимо генетически связанный с сомой). Не исключено, что ритуальное употребление сомы могло в какой-то степени стимулировать формирование собственно психотехники [30, 39]. Следует также обратить внимание на идею тапаса, активно проводящуюся в Одной из основных идей индийской психотехники является познание высшей
истины, недоступной ни чувствам, ни рассудку, путем "прекращения
деятельности сознания" (читта вритти), то есть прекращение существования
всех состояний эмпирического сознания, благодаря чему истинный субъект -
пуруша (индивидуальное сознание) - перестает отождествлять себя с
состояниями материи и реализует собственную обособленность - пребывание в
собственной природе. Поскольку материальный мир непостоянен, он
воспринимается как страдание. Только благодаря своему различающему
постижению индивидуальное сознание может полностью обособиться от материи и
пребывать в собственной природе, что приводит к прекращению страданий. Учение Тантра-йоги настаивает: абсолютная реальность содержит в себе все
двойственные противопоставления и противоположности, слитые в состоянии
абсолютного Единства (аджава). Творение есть взрыв изначального единства и
разделение двух противоположных принципов, инкарнированных в Шиве и Шакти. В результате объединения противоположностей уничтожается опыт двойственности и происходит трансцендентное преодоление мира феноменов. Йог достигает состояния безусловной свободы и трансцендентности, выражаемого словом самараса (благословенность), парадоксально переживая опыт совершенного единства. Некоторые тантрические школы учат, что самараса достижима преимущественно путем практики майхуны (ритуальное половое сношение) и характеризуется "остановкой" или "сковыванием" трех главных человеческих функций: дыхания, семяизвержения и мышления. Слияние противоположностей ведет к остановке биосоматических процессов и психо- ментального потока. Неподвижность этих функций, которые особо текучи по своей природе, свидетельствует о том, что адепт покинул человеческое состояние и перешел на трансцендентный план [31, 33]. Рассмотрим религиозно-космический символизм, используемый для описания
того, что такое объединение противоположностей. Йог одновременно является Когда говорится, что адепт "освободился от Космоса", это означает, что
он преодолел состояние всякой обусловленности, достиг не-двойственности и
свободы. В классической Йоге "возвращение, через самадхи, к изначальной не-
двойственности привносит новый элемент в изначальную ситуацию Любопытно отметить, что парадоксальное состояние адепта – того, кто
достиг реализации и вышел за пределы обусловленности – это состояние,
находящееся за пределами воображения, описывается противоречащими друг
другу образами и символами. С одной стороны, используются образы,
выражающие чистую спонтанность и свободу ("тот, кто движется по собственной
воле"), когда об адепте говорится, что он может "летать по воздуху"; с
другой стороны, используются образы абсолютной неподвижности, окончательной
остановки всякого движения, застылости. Сосуществование этих противоречащих
друг другу образов объясняется парадоксальностью ситуации человека, Буддизм Буддизм начал формироваться в Индии в середине II-го тыс. до н.э. и
позднее распространился по южной, юго-восточной, восточтой и центральной Буддизм вообще мало интересовали вопросы метафизики и космологии. В
соответствии с доктриной буддизма, не догматы преднаходят для нас истину,
но мы сами открываем ее своим усилием, воплощенном в духовном делании. Не
мир сам по себе рассматривался буддизмом, а психокосм, то есть мир,
переживаемый живым существом, мир как аспект его психического опыта. Обыденное (сансарическое) существование буддисты характеризуют четырьмя терминами: оно суть страдание, непостоянство, оно бессущностно и загрязнено иллюзиями и неведением. Этому миру непрерывной череды рождений-смертей противопоставляется нирвана - высшее внеличностное бытие, состояние покоя и блаженства. А для обретения освобождения необходима трансформация сознания, переворот в самой его основе. Для этой трансформации необходимо понимать природу обыденного, эмпирического сознания и характера психических процессов. Отсюда и происходит отчетливо выраженный психологизм буддийского учения. Одним из главных методов буддийской психотехники является созерцание. Наиболее высоким уровнем созерцания является созерцание на уровне мира
не-форм (сфера бесконечного пространства, сфера безграничного сознания,
сфера отсутствия чего бы то ни было, сфера ни восприятия, ни невосприятия). Достаточно интересен в плане анализа созерцательных практик культ Одна из школ раннего китайского буддизма - хуаянь - исходит из
истолкования образа сети индийского бога Индры. Эта сеть является символом
вселенной как единого целого. Она состоит из бесчисленных драгоценных
камней, каждый из которых содержит в себе все остальные камни и, в свою
очередь, сам содержится во всех прочих камнях. Объясняя этот образ,
основатель школы Фа-цзан взял статую Будды и окружил ее со всех сторон
отражающими зеркалами. Школа хуаянь утверждает, что каждый элемент
существования включает в себя все остальные элементы и, а свою очередь,
содержится а них. "Все — во всем- Все имманентно всему, в каждом атоме —
все миры Будды. Во всех мирах Будды — все атомы всех миров". Как в одном
сколке с голограммы содержится вся полнота записанной на ней информации,
так и в каждом элементе содержится все целое. И вся сложная целостность
этих взаимопроникающих миров есть единое абсолютное сознание Будды,
символически представленное в образе Будды Вайрочаны, Будды Великого Эта сложная доктрина выражается в учении хуаянь двумя формулами: Школа хуаянь процветала до середины IX в.. однако и позднее не утратила своего значения: дело в том, что ее философия была усвоена медитативной школой чань (по-японски -"дзэн") в качестве теоретической основы своего духовного делания. Чрезвычайно интересны и разнообразны методы психотехники тантрического буддизма (Ваджраяны, "Алмазного пути"), который в настоящее время широко распространен в Тибете, Бутане и Непале. Этот путь - путь практика-йогина, и методы, практикуемые адептами этого направления буддизма, очень близки к методам индуисской тантра-йогиОсновные виды практики тантристов - это йога внутреннего тепла, йога иллюзорного света, йога сновидений, йога ясного света, йога промежуточного состояния и йога переноса сознания. Нетрудно заметить хотя бы по названиям, что все подобные виды практики связаны с достижением соответствующих трансперсональных состояний в процессе выхода за пределы ЭГО-сознания. Так, йога промежуточного состояния предполагает умение йогина входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением (по-тибетски - "Бардо"). В особом состоянии сознания, отождествляемом йогином с промежуточным, исчезает ощущение тела, и сознание йогина (психологический субъект) может свободно перемещаться в пространстве, переживая различные видения. При этом йогин ощущает, что он как бы привязан к своему телу эластичной нитью; разрыв нити означал бы истинную смерть. Целью вхождения йогина в такое состояние является попытка обрести в нем Пробуждение (в тантрическом буддизме существует представление, что каждый умерший в определенный момент промежуточного пребывания между смертью и новым перерождением переживает Пробуждение и созерцает ясный свет Будда-сознания, и подобное переживание можно закрепить, обретя, таким образом, нирвану) [13]. Йога внутреннего тепла типологически соответствует куиндалини-йоге индуистского шиваизма и предполагает работу с чакрами для сублимации внутренней энергии и трансформации сознания [30]. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |