рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы по философии

размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная – живая

обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения 3) разумная -

присуща человеку, познает и думает.

Теория познания. Ощущения человека являются отражениями, копиями

предметов внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а

ощущения предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть

знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. Они связаны.

Опыт не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки

науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от

рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность

мысли.

Логика (аналитика) по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о

формах мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Аристотель

главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам

вероятности и возможности. На первый план выдвигает движение мысли от

общего к частному (дедукция), а на индукцию обращает мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов

является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на

все бытие и даже на бога.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими

он считает формы, при которых исключена возможность корыстного

использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы

монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на

смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это

тирания, олигархия и крайняя демократия.

Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные

политические условия, а должен управлять людьми такими, какие они есть.

Заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

6. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

Возникло феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами

просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и

образованности в Европе. Раннее средневековье характерно становлением

христианской догматики в условиях формирования Европейских государств в

результате падения Римской империи.

В условиях жесткого диктата церкви философия была объявлена служанкой

богословия, которой должна была использовать свой рациональный аппарат для

подтверждения догматов христианства.

Эта философия получила название «схоластики» (опиралась на форм. логику

Аристотеля). Еще в 5 В. (христианство уже государственная религия в Греции

и Риме) было сильно влияние философского неоплатонизма, враждебного

христианству (нехристианские философские школы были закрыты по декрету

императора Юстиана в 529г.).

При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к

использованию учений философов идеалистов древности. Так возникла

литература апологетов (защитников) христианства, а за тем патристика -

сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства.

Со 2 В. апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство.

Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2 В.) - существует непримиримое

разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и

человеческой мудростью.

Не создав философской системы, апологеты, однако, наметили круг вопросов,

которые стали основными для христианских философов (о боге, о творении

мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические

доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия

души. Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.

Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в

Тагасте). Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из

ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Идеи Платона - это

мысли творца перед актом творения. Мир представляет собою непрерывную

лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек,

который соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и

свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек

действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него

бог. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град

человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное

господство церкви. Ввел ряд идей неоплатонизма.

Схоластика. главное. направление в развития философии средневековья. Она

преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-

12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос - о

отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских

текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты

отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась

изощренная логика. Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и

святой дух. Отсюда вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому

поводу известен как спор о универсалиях, то есть о природе общих родов и

понятий.

Существуют два основных решения этого вопроса: 1) общие роды

(универсалии) существуют реально, независимо от человека – реализм (Иоанн

Скот Эриугена, Фома Аквинский). Три вида универсалий: (троякость

существования): «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их

сущность или формы и «после вещей» - в чел. разуме как абстракции. -

умеренный реализм (существует и крайний реализм - общее существует только

вне вещей - Ансельм). Абеляр - существуют только единичные вещи. Но они

могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основывается возможность

универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше

утверждение относится не к вещам, а к слову (это номинализм). Но наряду с

этим он предполагал реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по

которым бог творит вещи. Зачатки идеализма и неоплатонизм. 2) Универсалии

не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена.

(Росцелин). Существуют только индивидуальное, и только оно может быть

предметом познания - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Отделил знание

от веры, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов

Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в

уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще

только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения

перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, направленности

мысли. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие

объекты. Номинализм - зачатки материализма.

Иоанн Эриугена (810-877 родился в Ирландии, умер во Франции или Англии) -

Природу разделяет на четыре части: 1) природа несотворенная и творящая

(бог); 2) природа сотворенная и творящая (идеи, непосредственные причины

единичных вещей); 3) природа сотворенная и нетворящая (конечный мир и

земное бытие человека); 4) природа нетворящая и несотворенная (бог как цель

мирового процесса). Мир вечно мыслим богом.

Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов

христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и

материального как соотношение изначального принципа формы с

неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние

первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.

Причислен к лику святых.

7. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Возрождение – философские и социологические учения в эпоху становления

раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв.

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но

возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области

естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки

богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую

направленность.

Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения

символов в математике.

Особенности: 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и

изучение самой природы; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3)

тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Прежде всего, возрождение проявилась в этике. Возобновление этических

учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла (1407-1457, Италия)),

направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление

всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое,

способности есть ощущения, и это единственный источник познания.

Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в

обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская

- разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести

нравственность из самой природы человека. Для Валла характерен взгляд на

природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам.

Основа этого - пантеизм. Натуралистический – Бруно (1548-1600) - -

одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение

бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет бога над миром, а

материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика,

изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию

бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские

концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении

схоластических методов осмысления природы.

Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в

философии были: 1) методы экспериментально-математического исследования

природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению.

К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить

явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в

целостности). Плюс эксперимент - научная методология. В нее вводится

количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ

исследования природы. 2) детерминистское истолкование действительности,

противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы

механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3)

формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение

субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими

качествами) законов природы (Галилей в механике).

Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих

социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества

как суммы изолированных индивидов.

Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая

сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате

«Государь» дает советы правителям, предостерегает от лести, при этом все

средства хороши в политических целях.

Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии

(Мюнцер, Мор, Кампанелло). В борьбе со средневековым теократизмом на первый

план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические

мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр

вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый

антропоцентризм. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает

рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и

предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса

проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную

«божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в

утверждении веры человека в себя.

8. Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Рене Декарт - основоположник рационализма. Родился в 1596 г во Франции в

семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в

Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в

Стокгольм, где и умер в 1650г.

Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дуализм допускает

два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную «протяженную субстанцию». Первую изучает метафизика, а вторую

- физика.

Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу. В

границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,

единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории

познания, в учении о бытии Декарта - идеалист. В теории познания Декарт

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,

мышления: «Я мыслю, следовательно Я существую".

В учении о бытии утверждает, что над ними обеими в качестве высшей

субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод

координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система

алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность

движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также

закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих

тел.

В космогонии выдвинул идею естественного развития солнечной системы;

основной формой движения космической материи, определяющей строение

небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Мировая материя

(пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно

делима. Плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности.

Сводит все качественное разнообразие природных явлений к материи,

тождественной с пространством и к ее движению. Движение возникает в

результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю,

движение и покой.

Ясность и отчетливость мышления Декарт объявляет необходимым и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности

знания, таким образом, не в практике, а в человеческом сознании.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе

познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы.

Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой

природы человеческого ума.

Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного

знания. Метод дедукции: допускать в качестве истинных только такие

положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать

никаких сомнений в истинности; расчленять каждую сложную проблему на

составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и

доказанного к неизвестному и недоказанному; не допускать никаких пропусков

в звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье.

Знакомство с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. Был отлучен от

общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб

шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.

Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель философии -

завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой

природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о

свободе.

Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая

является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой

творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа, творящая она есть

субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза

отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе

Обосновывает различие между сущностью и существованием. В единичных,

преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и

бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее

существование.

От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность

модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом.

Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же

бесконечное множество. Модусы двух видов - бесконечные и вечные (атрибуты)

и конечные.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный

ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но

наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как

бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты

субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина

самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и

бесконечный модус.

Человек есть существо, в котором модус протяжения - тело, модус мышления

- душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и

аффектам (радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к

выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как

поведение, основанное на познании необходимости.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Закончил Лейпцигский университет

как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

Открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисление,

изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил

мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принцип

вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел

материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть

выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение,

действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции

такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические

характеристики тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть

абсолютно простой. Монада есть душевная неделимая субстанция, создают

умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не

находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не

изменяются под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность

и движение - сущность монады. Каждая монада есть и обоснование своих

действий, и их цель. Душа - цель тела. взаимодействие души и тела монады

есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада.

Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как

субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического

взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой

монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому

Лейбниц называл монады «живым зеркалом» вселенной.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в

развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно

малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает

возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.

В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в

органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые

различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады,

обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя,

ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем

монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от

себя) - монады души (животные). Высшая ступень - отчетливое представление -

монада духа (человек).

Создавал формально - логическую систему наподобие аристотелевской.

Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть

правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие учения

о врожденных идеях)

9. Эволюции английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм).

Френсис Бэкон (1561-1626), сознательно поставил перед собой задачу

разработки научного метода на основе математического понимания природы.

Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный

опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник

всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении

рационального метода к чувственным данным.

Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия

рационального метода. Главный труд – «Новый Органон». В этом произведении

Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому

пониманию, на котором основан «Органон» Аристотеля.

Бэкон различает два вида опытов: «плодоносные» - цель - принесение

непосредственной пользы человеку; «светоносные» - цель не непосредственная

польза, а познание законов и свойств вещей.

Первым условием реформы науки является усовершенствование методов

обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от

заблуждений. Бэкон различает четыре вида таких заблуждений или идолов -

рода, пещеры, рынка, театра.

Идолы рода - обусловлены природой человека. Человек судит о природе по

аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства

человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возникающие вследствие субъект предпочтений, симпатий,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.