рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы по философии

которым взбирается понятие, затем предстает во всеобщности и полноте. В

логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических

категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие стремится

получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а

определенное бытие. Начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера.

Переход количества в качество, скачкообразность процесса развития,

прерывная постепенность. От бытия, понимаемого как явление, переход к

глубоким внутренним закономерностям - сущности. Здесь закон о

взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе.

Противоречие есть соотношение противоположностей, которое нуждается в

разрешении или снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия:

соотношение основания и следствия, возможности и действительности,

случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия

есть развитие явления. Действительность есть единство сущности и

существования. Сущность же сама основание существования. Отвергает

представления о непознаваемости сущности. Та необходимость, с которой

происходит развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии.

Такая необходимость превращается в свободу, которая есть осознанная

необходимость. Критикует формальную логику и метафизику, развивает

диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс совпадения

мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное единство

понятия и предмета.

Инобытие или природа. Создательница природы - мысль. Ступени развития

природы - механизм, химизм, организм. Природа не есть саморазвитие, а лишь

проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную

сущность.

Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух - душа или

дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера права. Он

является свободным волеизъявлением, а система права - царство свободы.

Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и

государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три

степени развития: искусство (непосредственная форма знания абсолютной

истины), религия (содержит понятие бога), философия (высшая ступень

развития, полное раскрытие истины). Идея познает саму себя, возвышается до

чистого принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом.

Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего

мира и мышления (против агностицизма Канта). Философские взгляды Гегеля

проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не

уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие

происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим.

В этом процессе совершается переход от количественных изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь

есть то, чем она является благодаря качеству. Количество есть внешняя для

бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение

положительного.

14. Философия истории Гегеля.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг

Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного

чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После

его окончания некоторое время работал домашним учителем.

В 1801г. защитил докторскую и стал профессором Иенского университета.

Первым выдающимся трудом Гегеля является его «феноменология духа» (1806). В

1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал

профессором, ректором.

История носит закономерный характер, в котором проявляется мировой разум.

Люди, преследуя свои цели, осуществляют в тоже время историческую

необходимость, великие люди - воплощение духа своего времени. Смысл истории

- прогресс в сознании свободы. Различает гражданское общество и

политическое государство. Гражданское общество - сфера реализации частных

целей. Три момента 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3)

полиция и кооперация. Для гражданского общества необходима не только

частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции.

Важна также гласность и публичность. Гражданское общество и государство

соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество - внешнее

государство, а подлинное государство - разумно и есть основание

гражданского общества. Государство - есть разделение властей как его

членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания

мирового духа и вместе с тем как «процесс в сознании свободы». Свобода,

однако, состоит в том, что человек познает свое тождество в сущности с

абсолютом и отождествляет себя с образованьями объективного духа и его

волнением (государством и правом), созданными в конечном счете тем же

абсолютом. Свободный гражданин познает свое существенное тождество, он сам

знает, что закон только кажется внешним повелением.

15. Антропологический принцип философии Фейербаха.

Последним великим представителем классической немецкой философии был Л.

Фейербах (1804-1872).

Фейербах родился в семье юриста. Поступил на богословский факультет

Гейдельбергского университета. Однако через год покидает его. Переезжает в

Берлин, где слушает лекции Гегеля.

С 1828 г. преподает в университете, но его увольняют за отрицание личного

бессмертия в работе «мысли о смерти и бессмертии». С 1830г ведет уединенную

жизнь в деревне и публикует свои работы. В 1841г выходит главный труд –

«Сущность христианства». Затем он публикует «Предварительные тезисы к

реформе философии», «Основные положения философии будущего».

Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть

вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно,

философия должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в

существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое

фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в

человеческом организме, с чувственными восприятиями. Человек неотделим от

природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической,

физиологической деятельности. Фейербах утверждает: «Новая философия

превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный,

универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно,

антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

Антропология указывает на его стремление разработать материалистическую

систему взглядов. Возражал против характеристики своего учения как

материализма, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это

вещество, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа

является научное истолкование общественного сознания, в котором Фейербах

видит отражение сущности человека. Эта сущность, прежде всего, чувственная

жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет

следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общественного

сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного

содержания. Сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к

реальному - в этом основная черта его антропологичекого метода.

Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом.

В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о

себе.

Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной

первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к

отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. «У природы нет ни

начала не конца. Все в ней находится во взаимодействии; все относительно.

Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и

взаимно...».

Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм

существования материи к низшим. Психические акты существенно отличаются от

их физиологической основы. Единство субъективного с объективным,

психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие человеческих ощущений. Соответствует многообразию качеств

природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому

нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной

определенности чувственно воспринимаемых явлений.

Целесообразность в животного и растительного мира представляет собой не

результат реализации внутренне присущей явлениям цели, а следствием

единства материального мира.

Теория познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая

действительность, следовательно, лишь благодаря чувственному восприятию

возможно его познание. Чувств восприятие, неоспоримо по своей природе может

быть также и опосредованным, давать косвенные свидетельства относительно

того, что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, которыми

обладает человек вполне достаточно для познания любых явлений. Чувственные

восприятия в силу своей непосредственной связи с вещами никогда нас не

обманывают.

Фейербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и

его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные,

осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не

являющееся содержание. Чувственное созерцание - есть критерий истинности

мышления.

16. К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления.

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.

1. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге

нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни

продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий

работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа

делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые

создаются в производстве - средством жизни, физического существования.

Рабочий полностью от них зависит.

2. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не

удовлетворяет потребности в труде, а только средство для

удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий

распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только

осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд -

форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего

представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род

человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с

природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное

- труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая

жизнь». Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания

собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и

производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно.

Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая

сущность.

4. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды

друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения

Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения.

Почему же человек становится отчужденным?

Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная

собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической

экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к

пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство,

право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и

подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения

калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми,

недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько

глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь,

когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем

- употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало

простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс

связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе

имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет

производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет

средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших

сторон.

Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения

труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же

параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и

его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению

человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между

людьми.

Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества,

живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее

законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в

которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по

законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо

отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть

гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут

реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное

ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся

Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной

собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми

человеческой сущности.

17. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации.

Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения

материализма доверху. Объяснение хода развития истории.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные

формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет

общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.

Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и

средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,

на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории

общественного бытия - производственные отношения.

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.

рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.

социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом

плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому

принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм

- хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая стадия коммунизма

- общественная собственность) и производственно-технологические (ноу-хау -

традиционное общество, мануфактура, машинизм, автоматизация,

кибернетизация, роботизация).

Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические

отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).

Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все

формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее,

чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее

структура).

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В

обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в

чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон

развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник

антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий

исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка бесклассового

общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом происходит

развитие? Развитие производительных сил происходит эволюционным образом

(количественное изменение), тогда как производственно-экономические

отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции

(насилие). Маркс: развитие производительных сил общества происходит в

интересах всех людей (за исключением буддистов в Англии, которые выступали

против сокращения количества людей, занятых в сфере производства). 3.

Третье: в каком направлении происходит развитие? Гегель: отрицание

отрицания, развитие по спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие

происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания.

Социализм - отрицание частной собственности.

Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо

характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,

армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм

победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает самую

убедительную критику всех этих теорий. «Открытое общество и его враги».

Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм - попытка

рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая

методология изначально неверна. В истории нет таких законов.

История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в

истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению ко

всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс, гегемон.

Постулирование того, что эволюция государственных структур возможна только

революционным путем. В марксизме исключается возможность компромисса.

Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое сотрудничество

общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу. Маркс-гуманист жил

во время, когда положение рабочего класса было очень тяжелым. Но так было

до определенного момента. В конце 19 века появились принципиальные

изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение рабочего дня и пр.), но

повел себя не как ученый, не внес изменения в теорию.

18. Программа "переоценки всех ценностей" и "имморализм" Ф. Ницше.

Ницше Фридрих (1844-1900). Претерпел эволюцию от романтической

эстетизации опыта культуры через «переоценку всех ценностей» и критику

европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

Основные положения: 1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин

мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы). Противник

противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он

видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов

господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть

замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В

том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой

философской полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении

одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все

это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель

сохранять некие формы жизни.

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает

несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел,

отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-

либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей

природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия

и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки

в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как

определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами,

причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках

трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие «родового субъекта», интересы и цели, которого скрыты от

отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются

априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда

фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн,

иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость (в том числе

и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.