рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы по философии

Аналитическая философия сводит философию к анализу употребления языковых

средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки

философской проблем. Этот анализ рассматривается, как правомерный

единственный метод философского исследования и направлен на то, чтобы

выявить действительность ситуации употребления языковых средствв,

порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует

реальных философских проблем, а проблема является либо псевдопроблемой,

либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное

исследование. В аналитической философии два направления: логический анализ

философии, лингвистическая философия.

Витгенштейн. «Логикофилософский трактат». Все о чем можно сказать должно

быть сказано ясно. О чем нельзя сказать следует молчать. Весь мир можно

упорядочить, где каждому слову соответствует некое событие. Наука -

деятельность по прояснению человеческой мысли. Логический анализ меняет

смысл утверждения. Исследовал языковые контексты. Лингвистическая

философия. Языковая игра. Надо играть словами и тогда придет понимание

слова.

23. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич

Чаадаев (1794-1856).

Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение

на характер всемирно-исторического прогресса утверждал, что ни воображаемым

сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется

смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом

человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,

управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека,

который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.

Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную

философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному

и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает

нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно

разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.

Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской

истории, а истины давно известные в других странах, в России только

открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти

сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками,

народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в

частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и

определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой

дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал,

которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего пути

развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными

ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и

отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем

уже одно географическое положение России между Востоком и Западом как бы

предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и

рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира.

Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и

воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен

быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой

он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен

душевнобольным и взят под надзор.

24. Разработка теории славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С.

Аксаков).

Славянофилы выступали против Чаадаева (1794-1856): Хомяков (1804-1860),

Кириевский (1806-1856), Самарин, Тютчев (умом Россию не понять, аршином

общим), Даль.

У России свой путь развития, ее миссия - встать на этот путь и примирять

все остальные народы. Аргументация: выделяли родовые признаки:

самодержавие, православие, народность. Земля общая. Православие. Со времен

падения Византии, Россия - третий Рим. Во всем остальном мире вера

искажена. Бог с Россией, указывает путь в светлое будущее. Они ополчились

против исторической интерпретации Чаадаева. В России плохо со времен Петра.

До этого власть и народ были едины. После этого отчуждение власти от

народа. После царствования Петра численность населения сократилась вдвое.

Подчинение церкви царю тоже деформация. Нужно идти не к Западу, а

возвращать утраченное.

Алексей Степанович Хомяков. Русский религиозный философ, публицист, поэт.

Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только

христианской церкви, но и прцессов познания и творчества, человека и

общества (союза индивидов собранных во имя идеи Бога и любви в свободное

органической единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ

всеединства и личности в русской религиозной философии. Существование

человека динамично, ибо он наделен способностью стремиться к Богу, но для

сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, истинная вера

(включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может

постичь истину. В русской крестьянской общине видел одну из важнейших

особенностей развития России, а в православии – единственный источник

просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной

цивилизации.

Киреевский Иван Васильевич. Религиозный философ, литературный критик,

публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене);

рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как

последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно

быть противопоставлено русское мировозрение, построенное на чувстве и

чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и

представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате

духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей

самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада

в духе учений восточной патристики.

Аксаков Константин Сергеевич (1817-60), русский публицист, историк,

лингвист и поэт. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену

крепостного права при сохранении монархии.

25. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека.

Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-

политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями

утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах

произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей.

Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная

ориентированность философское осмысления судеб русской истории,

противопоставление России и Запада. Вся история человечества с этой точки

зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ -

миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России -

братские связи и христианское единение. Против как капитализма, так и

атеистического социализма, идея русского социализма. Проблема духовно-

нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и

рабством, Христом и Антихристом.

В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не

только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная

свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это

недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь

Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая

ответственность. Для богочеловека надо пройти испытание свободой,

страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и

мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?

Описывал неисследованные глубины и загадки мира человеческой души,

пограничные ситуации. В глубине жизненных явлений у Достоевского

трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к

удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Он

отстаивал необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным

путем, без коренных социально-политических потрясений.

Главной идей своего реализма Достоевский считал стремление «найти

человека в человеке», а это в его понимании, значило (как он неоднократно

разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей

эпохи) показать, что человек не мертвый механический «штифтик» не

«фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых

посторонних внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего

самодвижения, жизни, различения добра и зла. А потому человек в любых

условиях отвечает за свои поступки. Любое преступление неизбежно включает в

себя нравственное наказание.

26. Религиозная философия Вл. Соловьева (общая характеристика и основные

понятия).

Одним из выдающихся русских философов был Владимир Сергеевич Соловьев

(1853-1900), сын С.М. Соловьева, ректора Московского университета и автора

29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851-1879). На его взгляды

большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма,

теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и

отчасти славянофилов.

Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей

западноевропейской и восточной мысли

Общественно-историческая задача философии - спасение человека и

человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь,

следовательно, я существую Основа нравственности - нерасторжимая связь

поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит

понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие

нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.

Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь -

Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом

- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских

ценностей.

Центральная идея учения - идея положительного всеединства или «всеединого

сущего». Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и

красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает

признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а

реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического

прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность

раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,

посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ

всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через

божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.

Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и

божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между

божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,

единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою

волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи

провиденционализма.

В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является

объединение католической и православной церквей. Русская идея -

исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)

- единение церкви, государства и общества.

27. Русская философия "всеединства" начала ХХ века. Знание и вера.

В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской

идеи «всеединства» (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду

религиозно-философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-

1948), Евгений Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905)

Трубецкие, Павел Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен

Людвигович Франк (1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).

Евгений Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, друг В.С. Соловьева.

Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал, через введение понятия

«абсолютное знание». Если по Соловьеву абсолют – сущность всего в мире, то,

по Трубецкому, он объект мир как всеведение, как действительное и

возможное. В отличие от Соловьева олицетворяет Софию с идеальным замыслом о

мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.

Сергей Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, брат Е.Н. Трубецкого. В

центр философии ставил отношение познающего разума к сущему,

отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью.

Пространство и время – формы чувственности некой мировой души, коренящейся

в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт,

разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности –

объединения людей в «церковном богочеловеческом организме».

Флоренский Павел Александрович – продолжатель идей Соловьева, стремился

создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и

искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование

православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.

Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с

исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике,

физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение

как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера

определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Франк Семен Людвигович. Религиозный философ, психолог. Вместе с Бердяевым

в 1922 году был выслан из СССР. В своих философских взглядах поддерживал и

развивал идею всеединства в духе Соловьева, пытался примирить рациональное

мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости

божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения

христианской теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса

в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного

творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-

исторической обоснованности общественной и политической культуры». Всю

жизнь Франк утверждал как высшую ценность «всеобъемлющую любовь в качестве

восприятия и признания ценности всего конкретно-живого».

28. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и

творчество.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Русский религиозный философ. С

1922 года жил за границей.

Цель общественного развития в осуществлении правильно понимаемого нового

христианства. Религиозная реформация, создание богочеловечества, причем

религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле.

Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму. В центре - проблема

человека. Исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет

даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом,

творчеством, духом, корнями уходит в небытие. Онтология строится на

противопоставлении духа и природы. Дух - субъект, воплощающий в себе

свободу, творчество начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не

находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это

объекты, вещи.

Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек

есть микрокосмос и микротеос, по подобию Бога, потому он существо

беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо природное

и ограниченное. Человек - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда

отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид -

натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление

человека Бердяев понимает как приближение к богочеловеку, единение с Богом.

Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому человек сам по себе, без бога

не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма,

как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде

идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы

дуализма человека возможно лишь в царстве Божьем.

В гносеологии Бердяев отвергает западноевропейское понимание познания.

Объект философского познания - мировые тайны, например, тайна свободы

творчества. Основные формы познания - мистический опыт, религиозное

откровение.

Социальная философия. Общество есть объективация человеческих отношений,

чуждая человеческому духу. Не личность есть часть общества, а общество -

часть личности. В объективном обществе царит разобщение, при наличии

коммуникаций господствует всеобщее отчуждение, власть техники.

Особая роль России - связь Запала и Востока.

29. Проблема бытия в истории культуры. Бытие и сущее.

В античной древности первое осознание, как единодушно полагают

специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе

субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую

за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не

существование чего-то, а просто существование.

Воодушевленные этой идеей философы - элеаты приняли абстракцию чистого

бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное,

за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для

Платона, характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней

реальности - и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму.

Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и

красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как

чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения.

По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими

принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы

обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности

вещи); во- вторых, каждый объект обладает структурой, части которой

соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной

формы); в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение

(принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное

назначение (принцип цели).

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой,

если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного

бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется

как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение

бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и

этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в

последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы

через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто

и т.д.).

Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным

богопознанием. По существу, мыслительная деятельность первых веков

христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла

в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.

В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство

бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а

именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в

уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит

исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь

оспаривалось (вплоть до наших дней).

В эпоху Возрождения и, особенно, в Новое время происходит секуляризация

(обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное, разделение

философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация»

понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.

Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная

реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне

отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по

себе, а Вселенная - как машина.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход:

субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное

основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции,

преходящие и изменяющиеся.

Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания,

человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это

означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц

выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение

эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и

утверждавшего: «быть - значит быть в восприятии».

По И. Канту, «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть

прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.