рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)

допустить их к искушению таким опасным врагом, тем более опасным, что он

невидим? Если бы это наказание было только временным и если бы виновный мог

надеяться на искупление; но нет: он осужден навеки. Его раскаяние, его

возврат к добру, его сожаление о содеянном грехе излишни. Таким образом,

демоны служат как бы провокаторами, поставщиками душ для ада, и все это с

позволения Бога, который знал, сотворяя души, судьбу, которую Он для них

готовит. Что бы сказали на земле о судье, который поступал бы так для

пополнения тюремного населения? Странное понятие дают нам о божестве, о

Боге, существенные свойства которого — высшая доброта и справедливость!

Такое учение преподают во имя Иисуса Христа, который проповедовал только

прощение, любовь и милосердие! Было время, когда такие аномалии проходили

незамеченными: их не понимали, их не чувствовали; под тяжестью деспотизма

человек покорялся слепо и отказывался от своего разума. Теперь же пробил

час освобождения, человек стал понимать справедливость, он желает ее при

жизни и после смерти, вот почему он говорит: "Этого нет, этого не может

быть, или Бог не Бог".

16. "Наказание преследует повсюду этих падших и проклятых существ; ад с

ними всюду, они не имеют ни покоя, ни отдыха; даже сладостная надежда

преобразилась для них в горесть, она им отвратительна. Рука Божия поразила

их в самом грехе, и воля их ожесточилась во зле. Сделавшись порочными, они

не хотят ничего другого и остаются такими навеки.

Они после грехопадения подобны людям после смерти. Восстановить тех,

которые пали — невозможно: они погибли безвозвратно; они упорствуют в

гордости против Бога, в ненависти против Христа, в зависти против

человечества.

Не приобретя славы небесной, они силятся создать свое царство на земле и

изгнать с нее царствие Божие.

Вопреки их желанию воплотившееся Слово исполнило Свое намерение для

спасения и славы человечества; все их действия направлены только на то,

чтобы отнять у Него искупленные Его страданиями души; они все пускают в

ход: хитрость, назойливость, обман, искушение — и все это для того, чтобы

подвинуть людей на зло и погубить их.

С такими врагами жизнь человека от колыбели и до могилы — постоянная

борьба. Увы, они сильны и неутомимы! Враги эти — те самые, которые ввели

зло на свете и покрыли землю таким густым покровом порока и заблуждений;

те, которые в продолжение веков заставляли обожать себя, как богов, и

господствовали над народами древности; те, которые и теперь еще имеют

тираническое влияние на идолопоклонников и производят соблазн и беспорядок

в самом христианском обществе".

Чтобы понять, какими средствами они располагают в их злобных целях,

достаточно сказать, что они ничего не потеряли из чудесных способностей,

составляющих преимущества ангельской природы. Конечно, будущее и

сверхъестественный порядок имеют свои тайны, которые Бог не открывает и

которых они постичь не могут; но все-таки их способности много превышают

наши, и потому они мгновенно постигают следствия в причинах и причины в

следствиях. Эта способность проникновения дает им возможность заранее

объявлять события, которые ускользают от нашего предположения. Расстояние и

разнообразие мест не существуют для них: быстрее молнии, скорее мысли, они

почти в одно и те же мгновение могут находиться в различных точках земного

шара и могут, как свидетели, сообщать о событиях, на нем совершающихся,

почти в момент их совершения. Общие законы, которыми Бог управляет миром,

им не подчиняются; они не могут их заменять, и, следовательно,

предсказывать и совершать настоящие чудеса; но они имеют способность

подражать и переделывать в известных пределах божественные дела, они знают,

какие феномены происходят при соединении элементов, и с достаточной

верностью предсказывают те из них, которые происходят естественным путем.

Отсюда такое множество оракулов, о которых говорят как священные, так и

светские книги, служившие предметом и основанием всех суеверий.

Итак, простая и бесплотная природа демонов делает их незримыми нашему

глазу; они около нас, а мы их не видим; они действуют на нашу душу, без

помощи нашего слуха; мы слышим как будто собственные мысли, тогда как

подвергаемся их внушению и соблазну их пагубного влияния. Наши же характеры

им известны по впечатлениям, которые мы испытываем, и они нападают на нас

по обыкновению с самой слабой стороны. Чтобы вернее соблазнить нас, они

предоставляют нам соблазны и внушения, соответствующие нашим склонностям.

Они изменяют свой образ действий согласно характеру и темпераменту

соблазняемого, но их любимейшее оружие — ложь и лицемерие.

17. Говорят, что наказание за ними следует повсюду: им нет более ни мира,

ни покоя. Это не уничтожает замечания об отсрочках для тех, которые еще не

находятся в аду; отсрочка эта тем менее объяснима, что, находясь на воле,

они делают еще более зла. Без сомнения, они не так счастливы, как добрые

ангелы; но разведанная им свобода не имеет никакой цены? Если они не

пользуются моральным счастьем, которое есть достояние добродетели, то во

всяком случае они менее несчастны, чем их сообщники, которые мучаются в

огне. Притом злое существо испытывает своего рода удовлетворение, совершая

зло на полной свободе. Спросите преступника, все ли ему равно быть в тюрьме

или на свободе и совершать свои преступления без помехи. Положение в обоих

случаях одинаковое.

Говорят, что угрызения совести преследуют их без пощады, но забывают, что

угрызения совести — предвестник раскаяния, если не само раскаяние. Но ведь

сказано: "Сделавшись порочными, они не желают исправиться и остаются

таковыми навсегда". Раз они хотят быть порочными, значит, они не

раскаиваются; если бы у них явилось малейшее сожаление о содеянном, они

перестали бы делать зло и просили бы прощения. Следовательно, угрызения

совести для них — не наказание.

18. "После проступка они то же, что человек после смерти. Искупление для

того, кто пал, невозможно". Откуда взялась эта невозможность? Непонятно,

какое сходство может быть между ними и человеком после смерти: это

выражение вообще неясно. Невозможность эта происходит ли от их собственной

воли или от Бога? Если она — действие их воли, то это доказывает их крайнюю

порочность и закоренелость во зле; тогда непонятно, как такие испорченные

существа могли быть добродетельными ангелами и как в продолжение веков,

проведенных между блаженными существами, они не выказывали своей

испорченности. Если это воля Божия, то это еще менее понятно, почему Он

назначает наказанием невозможность возврата к добру после первого же

прегрешения? В Евангелии нет ничего подобного.

19. Еще прибавляют: "Гибель их безвозвратна, и они упорствуют в гордости

своей перед Богом". К чему бы им и послужило желание не упорствовать, если

всякое раскаяние бесполезно. Если бы они имели надежду на искупление, чего

бы это ни стоило, то добро имело бы цель для них. Если же они упорствуют во

зле, то это потому, что у них пропала всякая надежда. А почему Бог отнял у

них всякую надежду? Чтобы отомстить за обиду, которую они нанесли Ему

недостатком повиновения. Итак, чтобы удовлетворить свое неудовольствие

против некоторых виновных, Он не только заставляет их страдать, но еще и

делать зло, вовлекать во зло и толкать на вечную погибель человеческие

существа; а ведь достаточно было одного только порыва милосердия, чтобы

избежать такого ужасного бедствия, предвиденного еще заранее! Было ли тут

дело в том, что этот столь простой и чистый акт милосердия был бы

поощрением зла? Нет; он был бы условным прощением при чистосердечном

обещании возврата к добру. Вместо слов надежды и милосердия Бога заставляют

говорить: "Да погибнет лучше весь род людской, чем прекратится Моя месть!"

И после этого удивляются, что при таком учении так много неверующих и

атеистов! Таким ли изображает Иисус Своего Отца? Он, который ставит

непременным законом прощение н забвение обид, который учит платить добром

за зло, любовь к врагу считает высшею степенью добродетели, заслуживающей

высшей награды, неба! Хотел ли Он, чтобы люди были добрее, справедливее и

сострадательнее Самого Господа Бога?

ДЕМОНЫ ПО УЧЕНИЮ СПИРИТИЗМА

20. По учению спиритизма, ни ангелы, ни демоны не составляют каких-либо

отдельных разновидностей существ, так как все разумные существа созданы

одинаково. Соединенные с материальным телом, они составляют человечество,

которое населяет землю и другие обитаемые сферы, отделенные от тел, они

составляют мир духовный, или Духов, которые наполняют пространства. Бог

создал их способными к улучшению и поставил им целью достижение

совершенства, а также и счастья, как следствия совершенствования; но самого

совершенства Он им не дал: Он хотел, чтобы они достигли его собственными

усилиями, чтобы оно было заслужено. Они развиваются с минуты своего

создания, то в состоянии воплощения, то в бестелесном состоянии; дойдя до

апогея, они делаются чистыми Духами, ангелами, по общепринятому выражению,

так что, начиная с зародыша разумного существа до ангела, существует

неразрывная цепь, каждое звено которой есть известная степень совершенства.

Отсюда вывод, что существуют Духи всех степеней морального и

интеллектуального совершенства, смотря по тому, где они находятся: внизу,

на верху или на середине лестницы. Следовательно, они в соответственной

степени обладают знаниями, невежественностью, злобой или добротою. В низших

рядах есть такие, которые еще очень склонны ко злу и которым оно нравится.

Можно их назвать демонами, если угодно, потому что они способны на все

дурное. Если спиритизм не дает им этого названия, то это потому, что

подразумевает под ним нечто отличное от человечества, существ, в корне

развращенных, предназначенных к вечному злу и неспособных прогрессировать в

добре.

21. По учению церкви, демоны были сотворены добрыми и стали злыми

вследствие непослушания — это падшие ангелы. Господь поставил их высоко, но

они сошли вниз. По учению спиритизма же, это несовершенные Духи, которые

еще не исправятся; они еще на нижних ступенях лестницы, но они поднимутся.

Те, которые по своему нерадению, беззаботности, упрямству или злой воле

остаются на нижних ступенях более долгое время, несут на себе последствия

этого; а привычка ко злу еще более затрудняет выход из этого положения. Но

наступает время, когда они начинают уставать от этого тяжелого состояния и

сопровождающих его страданий; тогда-то, сравнивая свое положение с

положением добрых Духов, они поймут, что в их интересах быть добрыми, и

постараются исправиться; но сделают это только по собственной воле, без

всякого принуждения. По своей способности совершенствоваться они подчинены

закону прогресса, и если не совершенствуются, то по своей воле. Бог

постоянно доставляет им средства к этому, но они свободны воспользоваться

ими или нет. Если бы прогресс был принудительный, то он не имел бы заслуги,

а Бог хочет, чтобы его достигали своими трудами; Он никого не выдвигает на

первое место по привилегии, но первые ряды открыты для всех, и желающие

достигают их своими усилиями. Даже самые высшие ангелы достигли своих

степеней, пройдя как и другие, по общему пути.

22. Достигнув известной степени очищения, Духи получают миссии сообразно

своим совершенствам; они исполняют все то, что приписывается ангелам

различных разрядов. Так как Бог творит вечно, то всегда находились Духи,

способные исполнять Его повеления по управлению миром. Итак, один только

разряд разумных существ, подчиненных закону прогресса, удовлетворяет

всевозможным потребностям. Это единство в творении и мысль, что все имеют

одинаковую точку отправления, проходят тот же путь совершенствования и

возвышаются своими трудами, гораздо более соответствуют справедливости

Божией, чем создание более или менее одаренных и привилегированных существ.

23. Обычное учение об ангелах, демонах и душах человеческих не допускает

закона совершенствования; но вид существ, стоящих на разных ступенях,

приводит людей к заключению, что это особенные создания. Итак, это учение

представляет Господа пристрастным отцом, дающим все некоторым из своих

детей и возлагающим на других самые тяжелые труды. Неудивительно, что люди

долго не находили такое пристрастие несправедливым, так как сами

придерживались того же относительно своих детей; давая им права старшинства

и привилегии рождения, могли ли они думать, что поступают хуже Самого Бога?

Но теперь идеи стали яснее и шире; люди имеют более верное понятие о

справедливости, стремятся к ней, и если не всегда видят ее на земле, то

надеются, по крайней мере, найти ее на небесах; вот почему всякое учение, в

котором правосудие Божие не является во всей своей чистоте, отвергается

разумом.

Глава Х

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДЕМОНОВ

1. Новейшие феномены в области спиритизма заставили обратить внимание на

подобные им явления, происходившие во все эпохи, и никогда общество так

живо не интересовалось этим вопросом, как за последнее время.

Сходство фактов указывало на однородность их происхождения. Невежество

увидело в них, как и во всех необыкновенных явлениях, причина которых

неизвестна, нечто сверхъестественное, а суеверие преувеличило их, прибавив

к ним нелепые верования; отсюда произошла масса легенд, представляющих

собой большей частью смесь истины с большим вымыслом, и, помимо прочего,

учение о демоне, которого так долго придерживались и настолько

преувеличивали его могущество, что заставили, так сказать, забыть Бога: ему

приписывали все, что, казалось, превосходило могущество человека; во всем

видели руку сатаны; все лучшее, самые полезные открытия, особенно все те,

которые могли вывести человека из невежества и расширить его кругозор,

часто принимали за деяния демона.

2. Спиритические феномены, сильно развившиеся в наши дни и внимательнее

изучаемые при помощи разума и научных данных, правда, подтвердили

вмешательство таинственных существ, но ограниченных законами природы и

открывающих своими проявлениями новую силу и не известные до сих пор

законы.

Вопрос ограничивается, следовательно, желанием узнать, какого рода эти

существа.

Пока о мире Духов были лишь неясные или несистематические представления,

еще можно было ошибаться; но теперь, когда серьезные наблюдения и

приобретенные опытом знания пролили свет на природу Духов, на их

происхождение и предназначение, на их мировое значение и способ проявления,

вопрос этот решен на основании фактов.

Теперь всем известно, что когда-то считавшиеся таинственными существами —

не что иное, как души живших на земле людей. Известно также, что различные

категории добрых и дурных Духов не представляют собой существ различного

рода, а означают лишь различные степени их совершенства и развития.

По своему духовному и нравственному развитию они занимают различное

положение, почему и проявляются различно, но это нисколько не мешает им

происходить от одной большой человеческой семьи, точно так же, как от нее

происходят дикарь, варвар и образованный человек.

3. В вопросе о демонах церковь придерживается старых верований. Она

говорит: "Наши правила не изменились в течение восемнадцати веков и

остаются непреложными".

Главная ошибка церкви заключается именно в том, что она не желает считаться

с прогрессом мысли и думает, что и Бог также не соразмеряет Своих

откровений с развитием человеческого разума и говорит с развитыми людьми

тем же языком, каким говорил и с людьми первобытными.

Если в то время, как человечество совершенствуется, религия будет

продолжать держаться старых заблуждений как в духовном, так и в научном

отношениях, то настанет момент, когда она совершенно уничтожится неверием.

4. Вот как церковь объясняет исключительное вмешательство демонов в

новейших проявлениях спиритизма: "Демоны всегда старательно заботятся

скрыть свое присутствие, чтобы удалить всякое подозрение. Всегда хитрые и

лукавые, они запутывают своими сетями человека прежде, нежели дать ему

почувствовать цепи гнева и рабства. Они или возбуждают в человеке

любопытство разными феноменами и глупыми шутками или удивляют прелестью

чудесного и этим подчиняют его своей власти. Если проявляется

сверхъестественное, если их могущество выдает их, они успокаивают опасения,

возбуждают доверие, вызывают дружбу. То они выдают себя за божество и

добрых гениев, то присваивают себе имена и даже черты умерших, оставивших

по себе память среди живущих. При помощи этих обманов, достойных древнего

змия, они говорят, и их слушают; они лжеучительствуют, и им верят: они

примешивают к своей лжи немного истины и вводят человека в различные

заблуждения. К этому и сводятся все предположения, открывшиеся "из-за

могилы"; чтобы достичь этого результата, дерево, камень, леса и ручьи,

идольские капища, ножка стола, рука ребенка делаются прорицателями, вот

почему ворожея пророчествует в бреду, а невежда в таинственном сне

становится вдруг ученым. Обманывать и совращать — вот конечная цель, всюду

и во все времена преследуемая в этих странных проявлениях. Удивительные

результаты этих наблюдений или фактов, большей частью странных и нелепых,

не могут происходить от их внутренней силы (камня, дерева и т.д.), и по

порядку, установленному Богом, их можно получить только при содействии

тайных сил. Такими именно и представляются необыкновенные феномены,

получаемые в наши дни через посредство (по-видимому, совершенно безобидное)

и спиритизма, и разумных ответов говорящих столов. При помощи этих деяний

новой магии у нас снова возникли вызывания Духов и прорицания, вопрошания,

исцеления и те обманы, которыми так прославились идольские капища и пещеры

сивилл. Как и прежде, приказывают дереву, и дерево слушается; его

вопрошают, и оно отвечает на всех языках и на все вопросы; ухитряются быть

в присутствии невидимых существ, присвоивших себе имена умерших,

предполагаемые откровения которых отмечены противоречиями и ложью; иногда

появляются легкие и призрачные образы, одаренные сверхчеловеческой силой.

Кто же эти таинственные устроители феноменов, настоящие действующие лица

этих необъяснимых явлений? Ангелы не взяли бы на себя этой недостойной роли

и не пожелали бы подвергаться всем случайностям пустого любопытства. Души

умерших, которых Бог запрещает вопрошать, пребывают там, где указало им Его

правосудие, и они не могут без позволения приходить к живущим. Таинственные

существа, являющиеся по первому призыву еретика и нечестивца, а также и

правоверного, по первому призыву преступления и невинности, — не посланники

Бога, не апостолы истины и спасения, а сообщники заблуждения и ада.

Несмотря на все свое старание прикрыться самыми уважаемыми именами, они

выдают себя ничтожеством своего учения, низостью своих поступков и

бессвязными речами. Они стараются изъять из символа веры учение о

первородном грехе, о воскресении из мертвых, о вечных муках и все

божественное откровение, чтобы лишить закон его истинного смысла и открыть

пороку широкий путь. Если бы их наущения могли иметь преобладающее

значение, они создали бы законы, удобные для социализма и для всех тех, кто

пренебрегает понятием о долге и совести. Безверие нашего века приготовило

им путь. О, если бы христиане вернулись в лоно истинной церкви, они

избежали бы этого нового и опасного наваждения!"

5. Вся эта теория основана на том положении, что ангелы и демоны —

существа, отличные от душ человеческих; эти же последние представляют собой

особые создания, стоящие по разуму, знаниям и способностям ниже даже

демонов. Она признает воздействие исключительно падших ангелов во всех

проявлениях, как прежних времен, так и новейших, приписываемых Духам

умерших.

Возможность для душ сообщаться с живыми доказывается фактами, опытами и

наблюдениями, рассматривать которые мы здесь не будем. Допустим, хотя бы

только в предположении, вышеизложенную теорию и посмотрим, не разобьет ли

она сама себя своими доводами.

6. Из трех категорий ангелов одна, по учению церкви, занимается

исключительно небом; другая управляет миром; третьей поручена земля, в этой

последней находятся ангелы-хранители, назначенные покровителями к каждому

человеку.

Часть ангелов этой категории возмутилась и сделалась так называемыми

демонами.

Если Бог разрешил этим последним толкать людей к гибели при помощи

всевозможных наваждений и проявлений, почему же Он, если Он действительно

добр и справедлив, дал им такое огромное могущество и свободу, из которых

они делают пагубное употребление, и не позволил добрым ангелам

противодействовать им такими же проявлениями, направленными исключительно к

добру?

Предположим, что Бог дал одинаковое могущество добрым и дурным, что уже

было бы беспримерной милостью для последних, тогда человек был бы свободен

в своем выборе; но предоставить им преимущество соблазна и способность

подделываться под добро, чтобы вернее совращать с пути истины, равнялось бы

западне, в которую легко попадает человек по своей слабости, неопытности и

прямодушию; скажем более: это было бы злоупотреблением его веры в Бога.

Рассудок отказывается признать такое пристрастие в пользу зла.

Но обратимся к фактам.

7. Демонам приписывают различные качества: они ничего не утратили из своей

ангельской природы, они обладают знанием, проницательностью,

предусмотрительностью и ясновидением ангелов и, кроме того, коварством,

ловкостью и хитростью самой высокой степени. Их цель — отдалить людей от

добра, особенно — удалить от Бога и вовлечь в ад, помощниками и

вербовщиками которого они состоят.

Было бы понятно, если бы они обращали свое внимание на идущих по

правильному пути и поэтому ушедших от их власти; обольщение этих людей,

чтоб вовлечь их в свои сети, понятно; но что остается непонятным, так это

то, что они обращаются и к тем, кто уже принадлежит им душой и телом: кто

же еще прочнее находится в их когтях, как не тот, кто отрицает Бога и

способен надругаться над Ним, кто погряз в пороке и страстях?

Не находится ли он и без того на пути, ведущем к аду? Будет ли понятно то,

что, уверенные в своей добыче, "они" будут побуждать его молиться Богу,

покоряться Его воле, отказываться от зла; будут раскрывать перед его

глазами все радости жизни добрых Духов и с отвращением описывать положение

злых?

Видали ли когда-нибудь купца, который бы расхваливал своим покупателям

товар соседа в ущерб своему собственному и предлагал бы им купить у

другого?

Хулит ли когда-нибудь вербовщик солдатам военную жизнь и восхваляет ли

отдых жизни семейной? Говорит ли он рекрутам, что их ждет жизнь труда и

лишений; что у них девять шансов из десяти быть убитыми или, по крайней

мере, остаться без рук и без ног?

А между тем такую глупую роль церковные учения заставляют играть демона,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.