рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)

теперь, хотя они сильно упали в общественном мнении, значение,

приписываемое им ещё и в наши дни, заставляет отнестись к этому вопросу с

известной серьезностью, так как он глубоко затрагивает религиозные

верования. Нелишним будет рассмотреть его достаточно подробно.

_____

* Теогония — родословная языческих богов.

Вера в сверхъестественную силу заложена в человеке в виде инстинкта: она

проявляется во все времена под всевозможными видами. Но если теперь при той

степени умственного развития, которого достигло человечество, обсуждаются

происхождение и свойства этой силы, то насколько несовершенны были понятия

о ней в отдаленные времена, во времена младенчества человеческого рода.

2. Представляемые нам изображения невинности первобытных народов,

созерцающих красоты природы, в которой они видят благость Создателя,

конечно, очень поэтичны, но страдают отсутствием реальности. Чем более

человек приближается к природному состоянию, тем сильнее господствует в нем

инстинкт, как мы это видим у диких и варварских племен наших дней; больше

всего, или даже исключительно, заботит их удовлетворение материальных

потребностей, других они просто не имеют. Чувство, которое одно только

может создать моральные наслаждения, развивается медленно и постепенно.

Душа, как и тело, имеет свой младенческий, отроческий и зрелый возраст; но,

чтобы достичь зрелости, необходимой для понимания отвлеченных идей, какой

путь она должна пройти, сколько существований пережить!

Не обращаясь к первым векам человечества, посмотрим вокруг себя на жителей

наших деревень. Посмотрим, возбуждает ли их восторг чудное зрелище

восходящего солнца или звездного неба, щебетание птиц, журчание светлого

ручья или усеянный цветами луг? Для них солнце восходит потому, что так

надо и так всегда будет, и если оно достаточно тепло, чтобы вызрел хлеб, и

не настолько жарко, чтобы он сгорел, то им ничего больше не нужно; они

смотрят на небо, чтобы узнать, будет ли завтра хорошая или дурная погода;

поют ли птицы или нет — им решительно безразлично, лишь бы только они не

клевали их посевов; пению соловья они предпочитают кудахтание кур и

хрюканье свиней. От светлых или мутных ручейков они требуют только, чтобы

они не иссякли или не заливали полей; от лугов — чтобы давали хорошую

траву, а с цветами или без них — им все равно. Вот все, чего они желают и

что понимают в природе. А как далеко они ушли от первобытных людей!

3. Если мы возвратимся к этим последним, то увидим их еще более занятыми

удовлетворениями материальных потребностей. То, что доставляет им пользу

или вред, определяет для них добро и зло в этом мире. Они верят в

сверхчеловеческое могущество; а так как их наиболее затрагивает

материальный вред, то они и приписывают его этой силе, о которой они имеют

только смутное представление. Не понимая ничего вне видимого или осязаемого

мира, они представляют себе и эту силу пребывающей в предметах или

существах, приносящих какой-либо вред. Вредоносные животные для них — самые

естественные и прямые выразители этой силы. По той же причине они видели

олицетворение добра в полезных предметах; отсюда поклонение некоторым

животным или растениям и даже неодушевленным предметам. Но человек более

чувствителен ко злу, чем к добру, добро кажется ему естественным, зло же

его волнует; вот почему во всех примитивных культах обрядности в честь

зловредной силы наиболее многочисленны: тут боязнь перевешивает

благодарность.

В продолжение долгого времени человек понимал добро и зло только в

физическом смысле; чувство нравственного добра и зла появилось в нем только

с развитием человеческого разума, только тогда человек стал понемногу

понимать, что духовная, или сверхчеловеческая, сила находится вне видимого

мира, а не в материальных предметах. Это было делом некоторых высших умов,

которым, однако, не было дано выйти из известных пределов.

4. Так как между добром и злом замечалась постоянная борьба и зло часто

брало верх и так как нельзя было логически допустить, чтобы зло происходило

от благодетельной силы, то и пришли к заключению, что существуют две

противоположные силы, управляющие миром.

Отсюда вытекает учение о двух началах: добра и зла. Учение для того времени

было вполне логично, так как человек был еще не способен постичь что-либо

высшее. Как мог бы он понять, что зло есть состояние временное, из которого

может произойти добро; а страдания, его удручающие, могут привести к

счастью, помогая ему улучшиться? Ограниченность морального горизонта

первобытного человека не позволяла ему видеть что-нибудь далее

действительной жизни, ни вперед, ни назад. Он не понимал, что он может

совершенствоваться и что превратности жизни происходят от несовершенства

Духа, пребывающего в нем, предсуществующего телу и переживающего его; Духа,

который должен очищаться целым рядом последовательных воплощений, пока не

достигнет совершенства. Чтобы понять, что добро может вытекать из зла, мало

видеть только одно существование; надо постичь разумом общую

последовательность, и тогда уяснятся действительные причины и их

последствия.

5. Двойное начало добра и зла было на протяжении многих веков и под разными

наименованиями основанием религиозных верований. Оно было известно у персов

под именем Ормузда и Аримана, у иудеев — Иеговы и Сатаны. Но так как каждый

владыка должен иметь подвластных себе исполнителей, то во всех религиях

признавались второстепенные силы или гении — добрые и злые. У язычников их

было необъятное количество, каждый из них имел свое специальное назначение

как для добра, так и для зла, для пороков и для добродетелей, язычники

давали им общее имя богов. Христиане и мусульмане заимствовали у иудеев

ангелов и демонов.

6. Таким образом, учение о демонах берет свое начало в верованиях глубокой

древности, признававших две противоположные силы добра и зла. Мы же будем

рассматривать его только с христианской точки зрения и постараемся

разобрать, согласно ли оно с более точными понятиями о свойствах божества,

которые мы имеем в настоящее время.

Эти свойства составляют основу всех религиозных учений; догматы,

богослужение, обряды, обычаи, мораль — все приходит в соприкосновение с

более или менее верными понятиями о Боге, начиная с идолопоклонства и

кончая христианской верой. Если существо Бога составляет тайну для нашего

разума, все же, благодаря учению Христа, мы его понимаем лучше, чем оно

было понято раньше. Христианство, согласно с разумом, учит нас, что Бог

един, вечен, неизменен, бесплотен, всемогущ, бесконечно благ и справедлив и

бесконечен во всех своих совершенствах. И как сказано выше (гл. VI), "если

бы отняли малейшую частицу от одного из достоинств Божиих, Он уже не был бы

Богом, так как тогда могло бы быть другое существо, более совершенное".

Все эти достоинства во всей своей абсолютной полноте составляют критерий

всех религий, мерило истинности каждого принципа, преподаваемого ими. Чтобы

основания их были правильны, нужно, чтобы они не нарушали ни одного из

достоинств Божьих. Посмотрим, так ли это в общераспространенном учении о

демонах.

ДЕМОНЫ ПО УЧЕНИЮ ЦЕРКВИ

7. По учению церкви, сатана, глава или царь демонов, — лицо не

аллегорическое и не олицетворение зла, но настоящее реальное существо;

делающее исключительно зло, тогда как Бог делает только добро. Итак, примем

его, как его нам изображают.

Существовал ли сатана от века, как Бог, или появился позднее?

Если он вечен, как Бог, то он не сотворен, а следовательно, равен Богу. В

таком случае Бог уже не един, а существует Бог добра и Бог зла. Явился ли

он позднее? Тогда он создание Божие. Если он делает одно только зло, не

способен раскаяться и делать добро, то значит Бог создал существо, навеки

предназначенное творить зло. Если зло совершается не Богом, но

предназначенным к тому его созданием, то все же Бог — его первоначальный

источник, и, стало быть, Он не бесконечно добр. То же можно сказать и о

всех злых существах, называемых демонами.

8. Таково верование, которого держались очень долго. Теперь же говорят:*

"Бог, по существу Своему — высшая доброта и святость, сотворил их не злыми

и вредоносными. Его отеческая рука, распространяющая на все творения

отблеск Его бесконечных совершенств, и их осыпала самыми великолепными

своими дарами. К их превосходным природным качествам Бог щедро прибавил

Свои милости и сделал их во всем подобными совершенным духам, пребывающим в

славе и блаженстве. Пребывая в рядах ангельской иерархии всех степеней, они

исполняли те же задачи и преследовали одинаковые цели. Глава их был самым

прекрасным из архангелов. Они имели возможность также заслужить и быть

присоединенными к вечному блаженству. Это было бы величайшей наградой,

которою увенчались бы все остальные полученные ими милости, но она должна

была быть ценою их кротости и послушания. Они же стали недостойны ее,

потеряли милость Всевышнего своим дерзостным и безумным поведением. Но что

же было поводом к возмущению? Какую истину они не хотели признать? Какой

догмат веры или поклонения они отвергли? Церковь и Святое писание не

указывают этого с полной достоверностью, но кажется несомненным, что они не

согласились ни на посредничество Иисуса Христа для себя, ни на возвышение

человеческой природы в Сыне Божием. Божественное Слово, второе лицо Святой

Троицы, которым все сотворено, есть так же и единственный посредник и

Спаситель как на небе, так и на земле. Сверхъестественная цель дана ангелам

и людям только в предвидении Его воплощения и заслуг, так как нет никакого

соответствия между этой наградой и заслугами высших Духов — ибо это сам

Бог; никакое создание не могло бы достичь этого без чудесного вмешательства

Его милосердия. Итак, чтобы пополнить бесконечное пространство, которое

отделяет божественное существо от дел рук Его, нужно было, чтобы Бог

соединил в Своей Особе две природы и чтобы Он присоединил к Своему Божеству

природу ангела или человека. Он выбрал человека.

_______

* Следующие выдержки взяты из поучения кардинала Гуссэ, епископа Реймского,

произнесенного во время поста 1865 года. По личным заслугам и положению

автора эти выдержки можно рассматривать как самый последний взгляд церкви

на учение о демонах.

Это намерение, задуманное до начала времен, было объявлено ангелам задолго

до своего исполнения. Богочеловек был им указан в будущем как Тот, кто

должен их утвердить во славе, с тем условием, что они должны были

поклоняться Ему на земле во время Его миссии и на небе во веки веков.

Неожиданное откровение, чудное видение для великодушных благодарных сердец;

но глубокая и удручающая тайна для гордых Духов! Эта возвышенная цель, эта

великая слава, которая была им обещана, не будет уже наградой за их личные

достоинства. Они не будут иметь возможность приписывать все права и

преимущества только самим себе. Посредник между ними и Богом. Какое

оскорбление их достоинству! Предпочтение, отданное человеческой природе —

какая несправедливость! Какое нарушение их прав! Неужели они когда-либо

увидят это человечество, стоящее настолько ниже их, объединенным своим

союзом со Словом и сидящим одесную Отца на великолепном престоле? Возможно

ли согласиться вечно преклоняться и восхвалять Его?

Люцифер и третья часть ангелов пали, не устояв против этих гордых и

ревнивых мыслей. Св. Михаил и с ним наибольшее число ангелов воскликнули:

Кто равен Господу? Он господин своих милостей и владыко всего мира! Слава

Богу и Агнцу, который будет заклан для спасения мира". Но глава восставших,

забыв, чем он обязан Создателю, давшему ему права и преимущества, в безумии

своем воскликнул: "Я сам поднимусь на небеса; устрою жилище мое в

надзвездном мире; я поднимусь на горное место; я буду властвовать над

облаками и буду равен Всевышнему". Кто был согласен с ним, встретил его

слова криками одобрения, и таковые нашлись во всех разрядах небесной

иерархии; но, несмотря на свое количество, они не избегли наказания".

9. Это учение вызывает несколько замечаний:

1) Если сатана и демоны были ангелами, значит, они были совершенны; могли

ли они тогда до такой степени пасть, чтобы не признать власти Бога, в

присутствии Коего они находились? Еще можно было бы согласиться с этим,

если бы они достигли этой высокой степени постепенно, пройдя через

известные испытания несовершенства. Тогда они могли бы иметь тяжкий и

неприятный возврат к прошлому. Но ведь нам их представляют, как существа,

уже сотворенные совершенными: вот это-то и непонятно. Последствия этой

теории таковы: Бог хотел создать их совершенными, так как наделил их всеми

дарами, но Он ошибся; следовательно, по учению церкви, Бог не непогрешим*.

________

* Это чудовищное учение подтверждено Моисеем, когда он говорит (кн. Бытия,

гл. VI, ст. 6—7): "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и

восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли

человеков, которых Я сотворил: от человека до скотов и гадов, и птиц

небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их". Бог, Который

раскаивается в делах Своих, несовершенен и не непогрешим: значит, Он не

Бог. А ведь это слова, которые церковь выдает за святую истину. Непонятно,

что общего между животными и испорченностью людей, чтобы они могли

заслужить такое же истребление.

2) Ни церковь, ни священная история не объясняют причины восстания ангелов

против Бога; считается только вероятным, что они отказались признать

будущую Мессию в лице Христа. Какой же смысл в описании, и столь подробном,

этой картины? Из какого источника почерпнуты эти слова? Что-нибудь одно:

или этот случай верен или нет. Если это верно, то почему церковь об этом

умалчивает? Если же церковь молчит и если это только предположения, то

такое описание не более, как произведение фантазии*.

_______

* Пр. Исаия говорит (гл. XIV, ст. 11 и следующие): "В преисподнюю

низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим, под тобою подстилается червь,

и черви покров твой. 12) Как упал ты с неба, Люцифер, сын зари, разбился о

землю, попиравший народы, 13) А говорил в сердце своем: взойду на небо выше

звезд Божьих, вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов на краю

севера. 14) Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. 15) Но ты

низвержен в ад в глубины преисподния. 16) Видящие тебя всматриваются в

тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю,

потрясал царства. 17) Вселенную сделал пустынею и разрушил города ее;

пленников своих не отпускал домой?"

Эти слова пророка не относятся прямо к возмущению ангелов; здесь идет речь

о гордости и падении царя Вавилонского, державшего в плену Евреев, что и

показывается в последних стихах. Царь Вавилонский выставлен здесь под

именем Люцифера, но нет никакого указания на вышеприведенное описание. Это

— слова царя, который говорил в сердце своем про себя и в гордости своей

ставил себя выше Бога, народ, которого он держал в плену. Предсказание об

освобождении евреев из плена, о разрушении Вавилона, о поражении ассирийцев

— исключительное содержание этой главы.

3) Слова, приписываемые Люциферу, доказывают его полное неведение, что

очень странно встретить у архангела, который по своей природе и

способностям не мог не знать устройства вселенной; эти заблуждения и

предрассудки могли встречаться только среди людей и то до тех пор, пока

наука не просветила их. Как же мог он сказать: "Я помещу свое жилище в

надзвездных краях, я буду властвовать над облаками". Это все то же древнее

предположение о земле, как о центре вселенной, о заоблачных краях, которые

простираются за пределы звезд, об ограниченной области звезд, составляющей

свод, когда астрономия представляет их рассыпанными в беспредельном

пространстве. Теперь доказано, что облака не поднимаются выше двух верст от

поверхности земли; чтобы сказать, что он будет властвовать над облаками или

вознесется на горы, значит, нужно предположить, что все это происходило на

земле и что здесь-то и было местопребывание ангелов. Если же они находились

на высоте, то бесполезно было говорить, что он вознесется превыше облаков;

заставлять ангелов говорить языком значит признаться, что люди теперь знают

больше, чем ангелы. Церковь всегда делала ошибку, не желая считаться с

прогрессом науки.

10. Ответ на первое возражение таков: "Писание и традиции дают название

"небо" тому месту, где были помещены ангелы в момент их сотворения; это не

было небо небес, место созерцательного видения, где Бог допускает Своим

избранным без труда и без покрова лицезреть Себя, где искушения и слабости

неизвестны, справедливость, радость и мир царствуют нераздельно, святость и

слава незыблемы. Это была другая небесная область, другая блестящая и

счастливая сфера, где эти благородные существа, щедро снабженные

Божественными Откровениями, должны были принять эти Откровения с

покорностью веры и следовать им, ранее чем они могли ясно убедиться в их

действительности из самих свойств божества".

Из вышесказанного можно заключить, что павшие ангелы принадлежали к

разрядам менее возвышенным, менее совершенным и что они еще не достигли

того положения, когда ошибка невозможна. Согласимся с этим; но тогда здесь

получается видимое противоречие, так как выше было сказано, что Бог их

создал во всем подобными высшим Духам, что они были распределены по всем

порядкам, чинам и разрядам, что они имели одно назначение и одну судьбу и

что глава их был самый прекрасный из архангелов. Если они были сотворены

для тех же дел и назначений, как и другие, то они не были низшего свойства;

если они были смещены и размещены во всех разрядах, то они не имели

отдельного пребывания. Итак, это возражение не имеет силы.

11. Есть еще одно, бесспорно, самое серьезное и важное возражение; говорят:

"Это намерение (посредство Христа), предопределенное до начала времен, было

объявлено ангелам еще задолго до его исполнения". Итак, Бог знал всегда,

что ангелы, а также и люди, будут иметь необходимость в этом

посредничестве. Знал Бог или не знал, что некоторые ангелы падут, что

падение это повлечет вечное проклятие, без надежды на прощение, что они

будут предназначены для соблазна людям и что если люди соблазнятся, то их

постигнет та же участь? Если Он это знал, то Он сотворил этих ангелов,

заранее предназначенных к верной гибели, как их собственной, так и большей

части человечества. Что бы ни говорили, невозможно согласовать подобное

преднамеренное творение с бесконечной благостью Создателя. Если же Он этого

не знал, то Он не был всемогущ. В обоих случаях это отрицание двух

достоинств, без которых Бог не был бы Богом.

12. Если же допустить падение ангелов подобно падению людей, то, конечно,

наказание есть естественное и справедливое следствие прегрешения, и если в

то же время допустить возможность искупления и возврата к добру после

раскаяния, то ничто не противоречит благости Бога. Хотя Бог и знал, что они

падут и будут наказаны, но Он знал также, что это временное наказание будет

средством дать им понять ошибку и послужит им на пользу. Таким образом,

исполняются слова пророка Иезекииля: "Бог не хочет смерти грешника, но его

спасения"*. Было бы отрицанием благости Божией, если бы Он не признавал

пользы раскаяния и не давал возможности возвращения к добру.

________

* См. "Иезекииль", Глава 7, ст. 20.

По церковной гипотезе было бы правильно сказать: "Ангелы эти с первой

минуты своего творения были предназначены к вечному злу и определены

сделаться демонами, чтобы вовлекать людей в грех".

13. Посмотрим теперь, какова их судьба и что они делают.

Как только их мятеж выразился на языке Духов, т.е. в их мыслях, тотчас же

они были изгнаны из рая или небесных селений и низвергнуты в преисподнюю.

Под этим мы подразумеваем то, что они были удалены или сосланы в места

наказаний, где они испытывали муки от огня, согласно словам Евангелия,

сказанным Самим Спасителем: "Идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный

дьяволу и ангелам его". Ап. Петр выражается так: "Бог предал их цепям и

мучениям ада; но не все там остаются постоянно; только при кончине мира они

будут там заперты навсегда вместе с отверженными. В настоящее же время Бог

допускает еще, чтобы они занимали место среди творений, к которым

принадлежат, среди того порядка вещей, с которым связано их существование,

среди, наконец, тех отношений, которые они должны были иметь с людьми и

которыми они постоянно злоупотребляют. Пока одни находятся в своих мрачных

жилищах и служат орудиями Божественного Правосудия над теми несчастными

душами, которых они соблазнили, великое множество других, составляющих

несметные невидимые легионы, под предводительством своих начальников,

пребывают в низших слоях нашей атмосферы и пролетают все части вселенной.

Они вмешиваются во все, что происходит здесь, на земле, и принимают во всем

самое деятельное участие".

Что же касается слов Иисуса Христа о мучении вечным огнем, то они

разбираются в IV главе нашей книги: Ад.

14. По этому учению только часть демонов находится в аду; другая же

скитается на свободе и вмешивается во все, что происходит на земле, с

удовольствием сея зло, и так до скончания мира, время которого не

определено и, вероятно, произойдет еще не так скоро. Почему же такая

разница? Менее ли они виновны? Конечно, нет. Может быть, они выходят оттуда

по очереди, что, пожалуй, можно заключить из следующего:

"Пока одни находятся в своих мрачных жилищах и служат орудиями божественной

справедливости против несчастных, ими же самими соблазненных душ". Их

назначение заключается именно в том, чтобы терзать соблазненные ими души.

Итак, они не предназначены для наказания тех, кто согрешил по собственной

воле, но только для тех, кого они сами же соблазнили. Они в одно и то же

время — н причина вины, и орудие наказания; и вот еще странное условие,

которого даже человеческое правосудие при всем своем несовершенстве не

допустило бы, а именно, что жертва, павшая по слабости при намеренном

искушении, и тот, который подстрекает к падению, наказывается почти

одинаково, и жертва даже сильнее, так как, оставляя землю, она идет прямо в

ад, чтобы никогда из него не выйти, и страдает безостановочно и вечно;

тогда как соблазнитель пользуется отдыхом и свободою до конца мира. Неужели

правосудие Божие так же несовершенно, как и людское?

15. Это еще не все: "Бог еще допускает, чтобы они занимали место между

творениями, чтобы они принимали участие в сношениях с человеком, на

которого они имеют самое растлевающее влияние".

Бог не мог не знать, что они употребляют во зло данную им свободу; зачем же

Он дает ее им? Значит, Он сознательно и намеренно предает Свое создание в

их руки, зная заранее, в силу Своего Предвидения, что они падут и что их

ждет участь демонов. Разве мало людям их природных слабостей, чтобы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.