рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На

этой основе она предлагает свои критерии:

1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации

предлагает соц. престиж.

2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные

критерии: профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход

при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также

используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход

включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход

основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой

тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с

внеэкономическим личным отчуждением.

2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.

структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.

3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с

корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой

отчуждения.

4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и

снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.

73. Історичні форми спільності людей: рід, плем’я, народність, нація.

74. Поняття політичної системи суспільства. Місце і роль держави,

політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства.

Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, тео- рии,

политические отношения и организации, составляющие политичес- кую систему

общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития.

Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и

содержание в различные периоды истории весьма сущест- венно отличаются.

Так, родовая община не знала политических от- ношений и политического

регулирования, управление в ней осущест- влялось как самоуправление,

общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом

старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разру-

шили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется ин- тересом

экономически господствующего класса, появляются новые от- ношения и,

следовательно, новые механизмы регулирования обществен- ной жизни,

связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром

которой стало государство. Изучение политической системы представляет

особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее

элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз-

личные функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли- тизация

общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны

материальной и духовной жизни. Поэтому важно иссле- довать природу

политики, сущность политической системы, экономи- ческие и социальные

факторы, на основе которых она формируется и развивается. Что же такое

политика, если она стала неизбежным элементом человеческого существования?

Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения

государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В

переводе с греческого политика означает искусство управле- ния

государством, определенный способ осуществления целей госу- дарства внутри

и за пределами его территории. Все философы, начи- ная с Аристотеля,

подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее

прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее Ш.Фурье,

М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Та- ким образом, политика представляет собой

особую сферу жизнедея- тельности общества, связанную с отношениями между

классами и соци- альными группами по поводу власти. Понятие "власть"

соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности

существуют разновидности общест- венной власти, возникшие задолго до

появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность

осуществлять свою во- лю классом, группой,партией или личностью, оказывать

воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка-

кие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт- но-

общинном строе власть носила общественный характер, осуществля- лась всеми

членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько

видов власти - экономическую, политичес- кую, классовую, власть группы или

отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие

как матриархат и патри- архат. Власть выполняет ряд функций: господства,

руководства, уп- равления и организации, контроля, которые присущи любому

ее виду. Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о

"власти идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее адекватное

свое выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая

власть представляет собой способность личности, класса или социальной

группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими

экономическими, идеологическими и полити- ческими интересами. Следует

сказать, что политическая власть пре- допределяется экономическим

господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое

руководство. Экономическая власть как базисная первична, именно она

обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер

выполняемых функций. В этом появляется тесная связь политики с экономикой.

Как надстроеч- ное явление, политика вторична по отношению к экономическому

бази- су, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "поли-

тика" есть концентрированное выражение экономики", считается одним из

важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые глу- бокие корни

внешней и внутренней политики государства определяются экономическими

интересами класса или социальной группы, стоящей у власти. Необходимо

подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо- мику, которое выражается

в том, что именно политикой определяются и решаются коренные экономические

реформы в государстве. Активная роль политики в отношении экономики

проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды

революционных преобразо- ваний общественных отношений, когда решается

главный вопрос эконо- мической власти - владение собственностью.

Политическая власть реализуется в процессе политической дея- тельности в

виде господства и управления, через политические отно- шения в обществе.

Они складываются с возникновением классов и го- сударства, являясь

существенной частью всей сложной системы об- щественных отношений и имеют

свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения

представляют собой отношения по поводу государственной власти. Понятие

политики тесно связано с понятием права. Политика и политические отношения

возникают на определенном этапе развития общества, когда оно уже не может

регулировать свои отношения, опи- раясь только на силу обычаев, традиций и

общественное мнение.В это время появляется потребность в новой системе

норм, законов, скла- дывается правовая основа общества и государства. Право

- это сис- тема общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых

в обществе с их помощью и охраняемых государством. Для реализации права

существует государство, которое следит за его соблюдением. Государство и

право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют одновременно. В

отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые складывались

стихийно, без осо- бой государственной формы выражения, право

устанавливается госу- дарством и выражается в виде законов. Политические

идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в

различных политических организациях и институтах. К ним относятся:

государство, партии, профсоюзы и дру- гие общественные организации,

средства массовой информации. Не все общественные организации являются

политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации,

стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо

обращаясь непосредствен- но к государственной власти, либо через

общественное мнение регу- лируют государственную политику. Иными словами в

определенной сте- пени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя

До 74 питання

непосредс- твенно политических задач. Сегодня, в условиях политизации

общест- ва, любые самодеятельно-общественные организации приобретают поли-

тический характер (например, развитие различных национальных дви- жений и

объединений, которые первоначально ставили задачи столько культурного и

языкового совершенствования, а сейчас говорят о сво- ем стремлении к

политической власти). Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне

политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из

политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно

принимают в ней участие. Таким образом, политическая система представляет

собой слож- ное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют

три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взгля- дов,

эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) под- система

политических отношений между обществом и государством, различными классами

и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти; 3)

подсистема политических институтов, образую- щих политическую организацию

общества: государство, партии, проф- союзы и другие общественные

организации. Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловли-

вают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения ре-

ализуются в деятельности политических институтов и наоборот - го-

сударство, партии формируют определенное политическое сознание.

Политическая система носит исторический характер, т.е. меняется с переходом

от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Например,

для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно

первой политической системой. Важней- шие институты жизни, такие как

собственность, семья, сословия и корпорации, церковь приобретали статус

элементов государственной жизни. Фактически общество было слито с

государством. Но по мере общественного прогресса политическая система все

более усложняет- ся, приобретая многогранность, хотя государство и

продолжает оста- ваться ядром политической системы. Сегодня мы можем

говорить о новой технологии власти, опираю- щейся на достижения НТР,

которая заключается в использовании бю- рократического, военно-полицейского

аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает

возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в

политических це- лях, привлекать более широкие слои населения к участию в

полити- ческой жизни. Как не велика роль государства (его сущность и!фуА

ления экономической и политической власти используются и другие

организации, такие, например, как партии. Политические партии возникли в

конце XVII- начале XVIII ве- ков, отражая борьбу сторонников различных

направлений в новой на- рождающейся буржуазной государственности. Это были

формы борьбы с монархами за ограничение их власти, за расширение состава

полити- ческой элиты. А к середине XIX века формируются массовые полити-

ческие партии (христианско-демократические, социалистические и др.). Партии

прошли длительный эволюционный путь развития. Их ха- рактер зависит от

многих факторов: социального и экономического развития страны, традиций,

демографической ситуации и т.д. Следо- вательно, и роль партии в

политической системе будет особая для каждой страны. Сегодня партии играют

существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и

социальных групп, их положение в об- ществе, отношения с другими

социальными институтами и государс- твом. Они имеют свой аппарат, бюджет,

устав, регламентирующий от- ношения членов партии. Разрабатывают

идеологическую программу сво- ей деятельности, обосновывая место, роль и

перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот

политический механизм, который позволяет приводить к государственной власти

своих представителей. Профсоюзы, как другой важный элемент политической

системы, появились на основе общественного разделения труда. Как правило

они представляют собой группы людей одной и той же профессии, объ-

единенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы трудовых

коллективов, быть в определенной степени в оппозиции к администрации,

являться ей противовесом. Конечно, количество организаций, принадлежащих к

политической системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается

общественная жизнь, появляются новые и исчезают старые политические

институты. Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за го-

сударством.

75. Держава її походження і сутність.

Рушійною силою розвитку суспільства є також політична система, найбільш

яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних

партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична

система органічно входить до надбудови суспільства та обслуговує

економічний базис. Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна

форма управління суспільством політичними засобами. Вона виникла після

появи класів і необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два

погляди на сутність держави: марксистський, який вважає, що держава має

класовий характер і є органом насильства, та загальнолюдський, за яким

держава — це орган управління і досягнення злагоди в суспільстві. Тип

держави завжди відповідає типові суспільства – рабовласницька, феодальна,

капіталіс-тична, соціалістична, постсоціалістична. Предметом особых

дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная философия в

лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как

проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование

сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих

потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому

политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство.

Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения

государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они

полагали, что государство возникло в результате общественного договора,

сознательно заключенного людьми. Это – сила, служащая всему обществу: и

богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности

граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем,

объясняла появление государства в результате войн и политического насилия,

которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и

эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель,

напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как

результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у

других подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в

результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно

эту, классовую особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к

выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов

другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые

противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает

не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже

играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В

настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму

узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного,

господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия,

давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций

государства как органа, управляющего делами всего общества, а также

выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого

конкретного человека. Можно дать следующее его определение: государство

есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и

управления на определенной территории.

Основные исторические типы государства:

1) рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих

никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной

собственности.

2) феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства -

земля находится в монопольной собственности господствующего класса

феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На

ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество

почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу

требований экономики переходящая в монархию.

3) буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией

власти, принципом выборности на руководящие государственные посты,

предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод.

4) социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,

прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме

диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления

эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах

социальной жизни.

Основные признаки государства:

1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию,

разведку и т.д.;

Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с

помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и

судебную.

2) суверенитет;

3) наличие своей территория;

4) взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата

и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:

конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,

социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление

общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:

внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-

идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных

отношениях.

76. Історичні типи держави, форми правління і державного устрою.

Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола

общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую

особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том,

что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат

насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия

объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу

внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою

роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее

время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход

к сути государства, как только органа одного, господствующего класса,

противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при

этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа,

управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной

степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно

дать следующее его определение: государство есть социальный институт,

осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной

территории.

Основные исторические типы государства:

рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих

никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной

собственности.

феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства - земля

находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а

хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии

характерна государственная раздробленность (множество почти независимых

княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу требований экономики

переходящая в монархию.

буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией власти,

принципом выборности на руководящие государственные посты, предоставлением

угнетенным классам юридических прав и свобод.

социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,

прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме диктатуры

пролетариата, то есть власть используется для подавления эксплуатации, а

также творческих преобразований во всех сферах социальной жизни.

Основные признаки государства:

наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и

т.д.;

Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с

помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и

судебную.

суверенитет;

наличие своей территория;

взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата и

обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:

конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,

социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление

общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:

внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-

идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных

отношениях. Государства различаются по форме, которая включает в себя:

1) тип государственного устройства:,

a) унитарное государство - единое государственное образование, состоящее

из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной

государственностью. В таких государствах существует единая

конституция, гражданство и правовые нормы (законы).

b) федеративное государство - объединение нескольких крупных,

относительно самостоятельных, территориальных образований на основе

договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.