рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

p> Т.о, существуют качественно различные уровни движения материи.
Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент.

9. Отражение как свойство материи. Эволюция форм отражения.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Способность к отражению, а также хаактер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах.
Отражение происходит в процессе взаимодействия различных систем реального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. В широком смысле информация есть бытие, отраженное в ином. Все в мире находится в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия – все несет информацию обо всем.

Выживание организма в живой природе осуществляется за счет использования информации внещней среды: он реагирует на некоторые воздействия как сигналы о закономерном наступлении последующих событий.
Т.о, в отличие от неживой природы живые организмы используют отражение для самосохранения, самоприспособления. Всему живому присуща раздражимость – ответное действие организма на биотически важные воздействия внешней среды.
С появлением центральной нервной системы возникает чувствительность.
Чувствительность предполагает наличие дистантных органов чувств, которые позволяют реагировать на раздражители, не имеющие непосредственного биологического значения и лишь связанные с таковыми (цвет, запах и т.п.). С возникновением полноценной психики, наглядно-действенного и наглядно- образного мышления возможности приспособительной деятельности животных значительно возрастают. При этом головной мозг выполняет не какую-то частную задачу (пищеварение, перекачивание крови), а предназначен для управления деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. В этом заключается функция мозга как специального органа отражения и центрального регулятора деятельности организма. Поведение высшего животного не исчерпывается системой условных рефлексов, инстинктов. Пример: голодный волк видит овцу. В его мозгу формируется образ овцы и биологическая цель – догнать овцу и съесть, программа достижения этой цели. Биологическая цель – идеальное предвосхищение результата деятельности организма – опережающее отражение действительности. Важнейший качественный скачок в развитии психических форм отражения и регуляции совершился с возникновением сознания.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

10. Сознание – высшая форма отображения. Предусловия возникновения сознания на Земле.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

По своей материальной природе нервно-физиологические процессы – электрохимические. Но психическая деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни обнаружить какими-либо приборами.
Мысли и идеи реальны, однако их реальность не материальна, а идеальна.
Нельзя сказать, что более реально – материя или сознание. Здесь речь идет не о мере, а о различных типах реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – субъективная. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные являния. Сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственная, предметная деятельноять людей.

Сознание струтурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. С. также включает в себя и акт внимания. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память – также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, С. – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформтровалась способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить себе и его результат, и способ осуществления и средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и разделение трудовых действий между его участниками, что возможно только если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели.

Язык так же древен, как и сознание. Биологической предпосылкой существования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения высших животных. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность содала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.
Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем – с идеальными явлениями сознания. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое единство.

11. Сознание как диалектическое единство знания и познания.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. (см. вопрос 10)

Способ, каким существует сознание и каким что-либо существует для него
– знание.

Знания могут выступать в различных формах: донаучной, житейской, художественной и научной на разных уровнях освоения действительноси – как эмпирические и как теоретические.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию.
Знание – результат процесса познания. В процессе познания выделяют субъект и объект. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Познание – это специфическое взаимодействие субъекта и объекта, конечная цель которого – истина, это разработка рецептов, алгоритмов, моделей и программ, направленных на освоение объекта в соответсвии с потребностями субъекта.

Итак, знание – результат процесса познания. С другой стороны, субъект осуществляет познание через призму своих знаний и представлений, ценностных ориентаций и потребностей. Т.о., знание в свою очередь является предпосылкой познания.

Марксизм считает субъектом познания не отдельного человека, а действующее через своих индивидуальных членов общество. Поскольку человек включен в систему самых различных общественных отношений с другими людьми, использует в процессе познания инструменты, приборы, включая имеющиеся в распоряжении общества и усвоенные данным человеком знания.

Теория познания (гносеология) диалектического материализма основана на принципах:

Принцип объективности: Объект познания существует вне и независимо от субъекта познания.

Принцип познаваемости: Реальность можно познать такой, какой она есть.

Дальше см. вопросы про познание: Чувственная и логическая ступени познания, Практика как основа и цель познания.


12. Чувственный и логический уровни познания. Их взаимосвязь

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Органы чувств человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений.

1) Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон предметов, процессов или явлений внешнего мира , "субъективный образ объективного мира" (Фейербах). Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта.

2) восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающий различные стороны, свойства этого объекта.

3) высшей формой чувственного отражения является представление - целостный чувственный образ непосредственно не воспринимаемых нами объектов, сохраняемое и воспроизводимое посредством памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным
- общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.
Рациональное познание основано на процессе мышления - активного процесса опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:

1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств, связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном счете связь вещей.

2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей.

3) Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.
Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.


13. Проблемы истины в философской теории познания познания.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть практически недостижима.

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете, которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения субъекта к объекту.


14 Практика как основание и цель познания

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений.

Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания.

Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику.

Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности
- и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку, нежелание работать над решением практических задач.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные свойства.

15 Практика как критерий истины

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания).
Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность.
Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность
(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов
"действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом",
"труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер).

Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.
Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство
(труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая деятельность; - военно-политическая деятельность.

Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания.

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:
1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики. - креативная функция
2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция
3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция
4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная функция. Остановимся на последней функции.
Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.


16 Диалектика как филосовский метод и теория развития.

Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.