![]() |
|
|
Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)p> Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.26 Социальная структура общества (Из Спиркина) Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. Каждому исторически определенному способу производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп. Смена общественно-экономических формаций, приводит к изменениям и в социальной сфере, однако последняя не возникает автоматически: она обладает устойчивостью и относительной самостоятельностью. Дадим определение основных составляющих социальной структуры общества Классы (по Ленину) – большие группы людей, различающиеся но их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, но способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Социальные группы – это такие группы людей которые по своему положению в системе общественного производства и по своему положению в обществе не входят в состав классов, а образуют определенные слои, сословия, касты. Род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным
трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка,
нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя — тип
этнической общности и социальной организации людей доклассового общества. Нация — это общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, территории, языка, некоторых особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В отличие от народности нация — более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают .«глубокие экономические факторы» '. Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов. Опираясь на определение классов можно дать основные характеристики классов, которые делятся на основные (порожденные данным способом производства, выражающие его сущность и представляющие собой главную силу общественно – экономической формации) и неосновные (остались от предыдущих эпох или зародились в недрах старого общества как носители будущей формации) История всех обществ была заполнена борьбой классов. Существуют три основные формы классовой борьбы: экономическая (борьба за улучшение условий труда), политическая (классовые объединения партии, которых уже волнуют вопросы о собственности и политической власти) и идеологическая(освобождение от одной идеологии и приобщение к другой). Социальная структура общества также помимо основных классов включает и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие, студенты и др.. Границы между классами и другими группами общества всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность своеобразной «социальной миграции». 27 Общественное сознание(уровни структура формы)
Общественное сознание – это взгляды, представления , идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы сознания.(философский словарь) Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей) Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в
гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается
главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в
социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его
социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект общественного сознания предполагает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их разграничения - степень проникновения в сущность явлений). Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим знанием. Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности. Свое выражение общественное сознание находит в общественной психологии, которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая людей к различного рода действиям. Ее правомерно рассматривать в качестве эмоционального сознания. Содержание общественной психологии охватывает три группы социально- психологических явлений - психологический склад определенной социальной общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи). Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему
содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная
психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой
ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой
систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа. Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид. Формы общественного сознания философия, политика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиозное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общественного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исходное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимоотношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими категориями. 28 Гуманизм как сердцевина проблематики научной философии (Философский словарь Булатов Радугин) Гуманизм (лат. humanus—человечный) — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условии общественной жизни. Гуманизм — антипод всякого рода фанатизма, ригоризма, нетерпимости, неуважения т. эр. и знаний других. Первые проявления гуманизма можно заметить на этапе раннего христьянства,
у которого на знаменах были написаны истинно гуманистические лозунги (Для
бога нет богатых и бедных Пред богом все равны (Что-то такое говорил Гуманизм в научной философии складывается в эпоху Возрождения (15—16
вв.) -- Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали
против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и
удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения Гуманизм достиг своего расцвета в произв. просветителей 18 в.,(Вольтер Апогеем развития гуманизма в научном познании явились работы К Маркса Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком
своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется
отношение человека к природе и к другим людям. На основе концепции
присвоения он создает грандиозное по гуманистическому пафосу учение
общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В этой
концепции он стремится представить человеческую деятельность как глобальный
процесс очеловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого
вида», то есть в соответствии с самими законами природы и, в то же время,
налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не смогла бы
возвыситься до человека, стать фактором человеческого бытия.
Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда
направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к
постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний
частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась
выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью
выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность Человек представляет собой целостное единство биологического Ориентация на человека являлась важнейшей отличительной чертой
мировоззрения эпохи Возрождения. Если в центре внимания философии
античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религиозная
жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план вышла
светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для
достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понималась
как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Продолжил эту традицию Фейербах. Натурализм в системе Л. Фейербаха носит
антропологический характер. В центре философии, по его мнению, должен
находиться человек как высшее существо природы. «Новая философия превращает
человека, включая в природу как базис человека, в единственный
универсальный и высший предмет философии». Философское учение Л. Фейербаха
является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного
человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. 30. Движущие силы социального развития Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под
воздействием определенных объективных законов. История общества
представляет собой закономерный процесс. Но как же вписывается в этот
процесс деятельность людей, что движет людьми и побуждает их к социальной
деятельности ? В самом общем виде ответ на этот вопрос можно выразить
следующим образом: люди живут в определенных условиях, в определенную
эпоху. У каждого из них существуют свои взгляды, представления и интересы. Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил
развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического
процесса, является деятельность всех его "участников" - и социальных
общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной
деятельности и развивается история общества. Понятие "субъект исторического
процесса" достаточно емкое и вместе с тем широкое. История есть результат
деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-
разному, выступают в качестве субъектов истории и ее движущих сил. Но до
уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое место в
обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе
за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. 31. Политическая система общества. (ПСО) Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории,
политические отношения, находящие свое выражение в различных политических
организациях и институтах, к которым относятся: государство, партии,
профсоюзы и другие общественные организации, средства массовой информации. Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения реализуются в деятельности политических институтов и наоборот государство, партии формируют определенное политическое сознание. Носит политическая система исторический характер, меняясь с переходом от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Основными факторами, определяющими политическую систему конкретного
общества, являются: а) его социальная структура (отношения между основными и не основными
классами, нациями etc.) б) форма правления (парламентское, президентское etc.) в) тип государства (монархия, республика) г) политический режим (демократический, тоталитарный, деспотический) д) социально–политические отношения (стабильные или нестабильные,
умеренные, консенсусные, остроконфликтные) е) политико–правовой статус государства (конституционный, при развитых
или неразвитых правовых структурах) ж) политико–идеологические и культурные отношения в обществе (открытые
или закрытые, с параллельными, теневыми структурами или без них) з) историческая и национальная традиция устройства политической жизни
Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и
содержание в различные периоды истории весьма существенно отличаются. Так,
родовая община не знала политических отношений и политического
регулирования, управление в ней осуществлялось как самоуправление,
общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом
старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разрушили
прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется интересом
экономически господствующего класса, появляются новые отношения и,
следовательно, новые механизмы регулирования общественной жизни, связанные
с властью. Сложилась политическая система общества, ядром которой
становится государство. Во всех крупных философских системах, начиная с
античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального
государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т.Гоббса и Дж.Локка об
общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |