![]() |
|
|
Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)p> Известно, что в различные эпохи истории эта проблемма освещалась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль то растворяла человека (Ч) в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему как к существу самодовлеющему (какому???), противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее, полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее истории.Философия познания человека требовала прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно и объектом и субъектом познания. В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августина рассматривал душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо прмежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая – арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно не только стремление постич собственную сущность но и стремление приобщиться к высшей сущности – Богу. Этому воззрению чужда мысль о кончности человеческого бытия. Философия Нового времени видела в человеке (вслед за християнством) прежде всего его духовную сущность. тончайшие наблюдения над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих помыслов и деяний. Признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности. Филисофия XIX- начала XX в гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других к иррациональному. Вывели отличительный признак человека: Труд – не просто отличительный, а сущьностный признак человека. (теперь я понял, почему мне так хреново) В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая твориться человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в плане преобразования их в новое качество – интуицию. Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному человеку ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе, вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества. Маркс (ей бо скатал у Фихте): «... сущность человека не есть абстракт присущий, отдельному индивидую В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Милетская школа. Др. гр. ф возникла на зап побережья мал Азии. Здесь раньше развилась
раб., торговля. и выросшая на их основе культура. (связана с культурами Первые учения - г. Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что существует первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение
в Греции - 585 г. до н. э. Первым сформулировал вопрос: "что есть всё", АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто апейрон из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Чувственный мир является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения. АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности. Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении и изменении. ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначао, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным
соотношениям приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что
именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из
противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство -
множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности
не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало
всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является
живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя
мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Гераклит является
основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал
чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который
познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание
начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. В мире
существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба
противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Учение элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон). Одним из этапов перехода от знания, обременённого чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями для было учение элеатов, вычленивших понятие бытия, как такового. Основные представители: КСЕНОФАН: (VI-V вв. до н. э). Считал первоначалом мира землю. ПАРМЕНИД: Элея. VI-V вв. до н. э. Мир - вещественный шар, в котором
нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения (все заполнено). ЗЕНОН. Ученик Парм. Доказывал невозможность движения. Предположение,
что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться. В этих апориях обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий, эттических норм и оценок. Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ." Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законности. В теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Всё, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны. Значит всякое человеческое знание относительно. Объективное, инстинктивное познание, с точки зрения софистов, недостижимо. Cубъективный идеализм. СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Для С. характерна логичность речи,
ирония, мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Фил. по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя (самопознание) ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии Платон - ученик Сократа. Первый создал концепцию объективного
идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей. Мир идей
вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Чел душа независима от тела и бессмертна. Частная собств и семья - подрывают условия общества.
Аристотель hодился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской
академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Из дошедших до нас трудов Аристотеля выделяются логические труды - Еще находясь в учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности
теорию идей, он полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к.
идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил,
что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть
объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них
независимо, а вещи, заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А.
говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является,
нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В
основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя",
однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь -
единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая
вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма. Высшая форма - это Бог или перводвигатель - чистая материя. "Это мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал, что природа состоит из 4 элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят небесные тела. Эфир неизменен и совершенен. А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля, над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами. В теории познания А. в отличие от Платона защищает происхождение
знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание движения. Как он
считал любое явление предполагает возможность изменения и цель этого
изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить формы
мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с
объективной реальностью. В соотв. с спецификой античного знания, огранич.
прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает
достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Общественно полит. теории А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение
наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Основатель атомизма - Левкип (рожден в Милете). Всё состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. ДЕМОКРИТ: (460-370 до н. э.) Демокрит признавал существование двух начал: бытия и небытия. Исходное
положение - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными
многообразными соединениями все сложные тела. Пустота, отделяет тела друг
от друга. Следовательно, бытие множественно, не едино. Космос является
единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана
пустота. Пустота - средство различения и разграничения вещей, она выступает
как внутри сложных вещей, отделяя элементы - атомы друг от друга, так и вне
вещей, являясь их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам
двигаться. Атомы - всевозможные малые тела, невидимые из-за размера. Демокрит первый рассматривал движение как способ бытия материальных тел, т. к. атомы находятся в вечном движении, для вечного нельзя искать причину. Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдений и отличий. Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства вещества постигаются умом, и это познание также может быть достоверным. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и
душе. Жизнь и смерть организмов сводится к соединению и разложению атомов. ЭПИКУР: (341-270 до н. э.; эпоха эллинизма) Главная задача философии Эпикур принял основные положения атомизма Демокрита. Доказывал, что
учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к
выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамках необходимого
должен быть указан путь к свободе. У Демокрита движение атомов в пустоте
вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение
обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их
формой, положением и порядком становится важным объектом определения атома.
Ф средневековья представляет собой длительный отрезок истории и развития ф, который связан с христианской религией. В ходе развития средневековой ф можно выделить: 1. На рубеже античной и средневекой ф стоит патристика 1-8 века(патр - отец). Зарождающееся христианство должно было бороться за место под солнцем с античной языческой философией. Философские элементы христианского мышления развивались в борьбе с античной мудростью. 3 тенденции: с одной стороны полностью отвергаются античная
образованность и философия, например апологет Тертулиан; с другой стороны
античная философия принимается положительно как инструмент познания Бога,
например гностицизм; а посредине этих крайних воззрений – сторонники
гармонического сотрудничества между "божественной" и "философской"
мудростью при признании первенства божественного принципа. (Августин Гностицизм- течение пытавшееся объединить христианство с нехристианскими элементами. Присуща черта дуального объяснения мира – борьба материи (носителя зла) с духом(носителем добра) и имеет космическое значение. Гностики различают всеблагого бога искупителя и подчинённого ему (враждебного) бога творца. Манихейство - учение, в котором свет и тьма - двойное начало и божественного и дьявольского происхождения. Между светом и тьмой идет постоянная борьба, то же и в душе человеческой. Искупление и спасение возможны без принятия веры в Христа, а лишь одним аскетизмом. Августин разочаровался в манихействе и стал одним из западных отцов церкви. Философская система Августина теоцентрична, Бог - высшая сущность,
которая не зависит ни от кого и ни от чего, причем, все остальное зависит
от него. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Любое изменение
происходит по воле Бога. Это приводит Августина к концепции фатализма. Если
человек творит добро, он делает это по воле Божьей, если же склоняется ко
злу, то это его воля. Бог ответственен только за добро, а зло - это просто
отсутствие добра. Государство и церковь по Августину противопоставлены. В борьбе против языческой философии и религии выступают христианские писатели, названные апологетами (от апология - защита). Они со своими трактатами обращаются к правителям и простым людям, призывая из защищать христианское учение. Они были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческую философию к потребностям собственных концепций. 2. Ранний период схоластика (8-12 века) Схоластика – беспредметные разговоры (из-за инквизиции), ф находилась на службе у церковной догматики. Ф искала рациональные пути истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Из того, что философия была в подчинении у теологии вытекают 3 задачи схоластики: с помощью разума проникнуть в истины веры и тем приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму при помощи философских методов; используя философские аргументы исключить критику святых истин. Схоластическое философствование сосредотачивалось на 2 проблемах: споре номинализма и реализма и доказательстве существования Бога. Первая проблема вытекает из вопроса существуют ли реально универсалии или нет. По Аристотелю идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, а от вещей зависят. В средние века схоласты, стоявшие на позициях реализма, вернулись к идеям Платона - идеи - это общее, вещи - частное. Существует лишь общее. Номиналисты же не допускали существования идей до вещей. Вещи главнее. В этом споре намечаются черты борьбы идеализма и материализма. Крупнейшим представителем схоластики в период ее расцвета (13 век)
был Фома Аквинский. Он систематизировал всю философско-теологическую
схоластику и обосновал ее. В вопросе об отношении веры и знания, религии и
философии, Аквинский говорил, что религия и наука обладают разными
способами достижения истины. Если религия свои истины обрела в откровении - Приоритет всегда принадлежит вере, более того, все науки должны согласовывать свои положения. При этом Аквинский сделал теологию философичной. Док-ва существования Бога: 1 - самодвижение предметов невозможно, значит каждый предмет должен двигаться другим, значит должен существовать перводвигатель - Бог; 2 - исходит из понятия случайности и необходимости. В мире существует много случайностей, но если это не хаотическое существование => необходимость - Бог. 3 - в мире несколько степеней совершенства, должно быть идеальное - критерий - Бог. 3. 13-15 века Расцвет схоластики и её разложение (см Фома Аквинский)
К вопросу о соотношения веры и знания: Спор между представителями схоластики и мистики (см. 46) о наиболее эффективных средствах приобщения людей к религиина уровне философии и теологии вылилися в спор о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения. Различные подходы к решению этих вопросов сформировали две основные тенденции религиозный интеллектуализм (РИ) и религиозный антиинтеллектуализм (РАИ). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |