![]() |
|
|
Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)p> Цель РИ – выработать у человека сознательное восприятие религииозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но подкрепленное разумными доводами. Представители РИ допускают участие разума и связанных с ним срадст теоретического анализа в религиозной жизни людей.Они стремяться поставить разум на службу вере, примирить науку и религию.С точки зрения РАИ действия Бога (Б) не подвластны законам разума.Б абсолютно свободен, его действия непредсказуемы и разум является помехой на пути к Б. Чтобы прийти к Б нужно забыть все что знал, забыть что существует знание вообще. Точку срения РАИ можно объяснить тем, что в ранних християнских (Х)
общинах абсолютное большинство составляли неграмотные малообразованные
люди. Положение о том, что возвещенная христианская истина – полная и
окончательная, достаточная для решения всех проблем человеч. существования Августин (А) разрабатывает теорию о гармонии веры и разума (IV-V вв). В XI-XII вв как следствие выделения из крестьянского хозяйства ремесла, развития на этой почве городов, появление в них светской культуры появляется средневековое свободомыслие (СС). Церьковь перестает быть единственным носителем образования (право, медицина, техника). Представители СС: Пьер Абеляр, Жильбер Порретанский, Сигер Свое наивысшее выражение рационалистические моменты идеологии СС нашли в теории двух истин (ДИ) или «двойственной истины». Эта теория переносит проблему соотношения веры и разума, религии и знания в сферу взаимоотношений теологии и философии. Главный смысл теории: утвердить независимость науки и философии от вероисповедных догм теологии. Существовали различные варианты ДИ: 1) Шартрская школа: различие предмета и методов теологии с одной стороны и науки и философии (НиФ) с другой. Теологии отдавалась область сверхъестественного а НиФ – область знания, относящаяся к естественному миру. Истина сверхъестественного откровения в силу авторитета «Свящ. Писан» принимается на веру. Философия в своем исследовании опирается на разум и опыт. Основные усилия данной школы были направлены на доказательства отсутствия противоречия между теологией и НиФ в силу различия их предметных областей и методов. 2) Более радикальна теория ДИ представленная С.Брабантским и Б.Даккийским. Они по возможности борятся за полную автономию НиФ знания и доходят до признания возможности полной противоположности теологии и философии по ряду вопросов. В учении «О нумерическом единстве разума» Сигер Брабантский выдвигает идею вечности мира и человеческого разума как природного качества человека. Перед католическими теологами возникает задача выработать средства
противодействия СС, и в то же время учесть возросший авторитет НиФ. Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить в нее. Согласие с истинами разума является логической необходимостью, согласие же с истинами веры является актом свободной воли. Тем самым ФА обосновывал самостоятельность НиФ и теологии. Но ФА исключал возможность признания теории двух истин. Если возникает конфликт, то наукой не может быть признанно истинным то, что является ложным с точки зрения теологии. В случае конфликта критерием является критерий истин откровеня, превосходящие своей ценностью и истиностью любые рациональные доказательства. К вопросу о ценности земной жизни и христианского милосердия
В эпоху Возрождения (ЭВ) философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии особенно усиливается к концу XV-XVI веку по мере того как пересматривается отношение к природе как началу несамостоятельному. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы так же как и в трактовке человека философия ЭВ имеет свою специфику. Природа трактуется пантеистически (пантеизм грек. – всебожие). Христианский бог утрачивает свой трансцедентный, внеприродный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, не свойственные ей в античности. Николай Кузанский (НК)(1401-1464) – характерный представитель
философии ЭВ. Как и большинство философов того времени он ориентировался на
традицию неоплатоников. Центральное понятие неоплатонизма – понятие Центральным пунктом философии НК является учение о совпадении
противоположностей – абсолютного максимума (АМ) и абсолютного минимума. Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим
принципом философии НК, что делает его одним из родоначальников
новоевропейской диалектики. У Платона (одного из крупнейших диалектиков
античности) мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку
для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к
новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству космоса. Не
выступая открыто против идеи креационизма (религ. учение о сотворении мира
богом из ничего), НК фактически устраняет принцип творения мира Богом. Он
представляет отношения мира и Бга как отношения целого и части. Бог – это Осуществленное НК единого с беспредельным АМ разрушает античную (А) и
средневековую (С) картину Космоса. А и С космология исходила из признания
центра мира и тем самым из его конечности. Согласно НК центр и окружность
космоса – это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и
конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он мог бы быть замкнут. Коперник (К) (1473-1543) пользуется принципом относительности Джордано Бруно (Б) (1548-1600) создал последовательное пантеистическое
учение враждебное средневековому теизму (его за это и сожгли), опираясь на Снимая делее границу между творцом и творением Б разрушает и традиционную противоположность формы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного с другой. Таким образом Б передает природе то что в средние века приписывалось Богу, а именно активный творческий импульс. Он идет дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Б, есть «бог в вещах». Пантеизм Б прокладывал путь к материалистическому пониманию природы.
Эпоха возрождения XV-XVIII вв – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин Возрождение (В) употребляется для обозначения стремления ведущих деятелей того времени возродить идеалы античности. Тем не менее человек культура и философия эпохи В сильно отличаются от античных. Наследием для мыслителей В явилось средневековье (С). Хотя В и
противопоставляло себя христианству, но оно возникло как итог развития С
культуры и несло отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху В следовало бы
охарактеризовать как эпоху перехода так как она явилась мостом к культуре Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи В является
ориентация на человека. Если в центре внимания античной философии была
природно-космическая жизнь, а в С века – религиозная жизнь, проблема Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как
антропоцентрицеское. Центральная фигура не Бог – начало всех вещей, а
человек – центр всего мира. Общество не продукт божьей воли а результат
деятельности людей. Человек в своей деятельности ничем не ограничен. Эпоха Мировоззрение В носит ярко выраженный гуманистический характер. Важным элементом мировоззр. является также культ творческой
деятельности. У древних греков труд и даже искусство ценились невысоко. В эпоху В материально-чувственная деятельность, в тм числе и творческая, приобретает сакральный (какой???) характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные потребности: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. Именно тогда моявляется идея прометеизма – человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении В происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обуславливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху В культ красоты.
Т.Мор Греческий термин ou topos обозначает «место, которого нет». От этого слова Томас Мор (ТМ) образовал слово «утопия» для обозначения идеального гуманистического общества. Утопический социализм как большое достижение общественной мысли, который стал одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязанный Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Утопия» дала название домарксистскому социализму. Конец 15 ст. знаменовал наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англи и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новое общественное отношение – капиталистические, появляются новые классы, формируются нации, усиливается централизация государственной власти, которая подготавливает преобразование сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особой силой обнаруживаются новые веяния в идеологии, которая становится ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия. Характерную черту социально-философской доктрины, лежащую в основе Поскольку в Утопии все население занятое общественно полезной работой, там досиаиок продуктов, необходимых "для жизни и ее удобств", и действует справедливый принцип распределения всех материальных благ - по потребностям. Система организации труда как общей трудовой повинности преследует В концепции Т. Мора технический прогресс не является определяющим. Проблему тяжелых и неприятных работ Мор решает, используя рабство или апеллируя к религии. Рядом с рабами "рабскую работу" несут и некоторые свободные граждане Утопии, которые делают это в силу своих религиозных убеждений. Существование рабов в идеальном государстве явным образом противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал общественный порядок Утопии. Рабство - принудительный труд как степень наказания, который заменяет смертную казнь, - Мор противопоставил жестокому уголовному законодательству XVI ст. Подчеркивая простоту и скромность быта утопийцев, Мор выражал
сознательный протест против социального неравенства в современном для него
обществе, где убогость большинства уживалась с роскошью эксплуататоров. Основной хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем же рассмотрении, однако, обнаруживается, что семья у утопийцев необыкновенная и формируется она не только по принципу породнения. Главный признак утопийськой семьи состоит в ее профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла. Патриархальные отношения в семье позволяют историку рассмотреть реальный прототип семейной общины утопийцев - идеализированную ремесленную общину средних столетий. Автор "Утопии" попробовал по-своему преодолеть исторически сформированную противоположность между городом и селом. Стремясь облегчить труд земледельца в своем идеальном обществе, Т. Мор превращает земледелие в обязательную повинность всех граждан. Отсутствие частной собственности разрешает Т. Мору строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации, - в этом его наибольшая заслуга. Люди, которые обнаружили способности к науке, освобождаются от повседневного труда "для основательного прохождения наук". Если же гражданин не оправдывает положенных на него надежд, он лишается этой привилегии. Кампанелла «Утопия» Мора была не первой книгой такого типа, но и не последней. В древней Греции Гесиод в «Трудах и днях», располагает свою утопию в далеком прошлом, в Золотом столетии. Библия также располагает ее в прошлом – в садах Эдема. Греческий автор Евхемер также писал об утопическом острове в своей «Священной истории». В средние столетия под влиянием христианства утопическая литература в В 1602 году Кампанелла печатает «Город Солнца». Хотя в какой-то мере
его можно назвать имитацией «Утопии», надо сказать, что Город Солнца В Городе Солнца упраздненна частная собственность – основа социального
неравенства: Выводя частную собственность из моногамной семьи Общее участие в труде - важнейшая черта общественного порядка Города В уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества Кампанелла видел единое спасение от жестокостей своего времени. Кампанелла намного большее, чем Мор, приблизился к идее «от любого по
способностям». Это обужлавливается не тем, что «уровень жизни» соляриев
немного высшее, чем утопийцев. Главное тут в другом отношении к труду:
солярии работают «всегда с радостью». В труде, в соответствии с
естественной склонностью, Кампанелла видит условие «сохранение» личности. «Город Солнца» представляет в истории гуманизма утопически- социалистическое учение, и это разрешает рассматривать его как неотъемлемую часть ренессансной культуры. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |