рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


шпоры

их связями и свойствами. Универсальные свойства бытия: Универсальное

свойство – это такое свойства, которое присущи всем объектам и которое

является постоянным. Универсальное свойство – это всеобщее свойство. В ф-

фии выделяются следующие универсальные свойства действительности: 1)

свойство качественности (определенности и конкретности, относительной

разграниченности. 2) Свойство оформленности, внешней выраженности, т.е.

каждый объект внешне оформлен. Внешнее оформление играет первостепенное

значение во взаимодействии между объектами. Форма и содержание имеют как бы

равнозначное значение. 3) Объективности . Это свойство, способность

взаимодействовать со всеми без исключения объектами. Это свойство

выражается в мировом законе всеобщей связи. 4) Структурность объектов (

системность и организованность). В то же время свойство

самоорганизованности не является универсальным ( это свойство характерно

для живой природы и части неживой природы). 5) Активность (энергетичность),

свойство движения. 6) Свойство времени. 7) Свойство пространства. 8)

Свойство отражения и информации. Вывод: Все эти свойства находятся в тесной

взаимосвязи, определяют целостность объекта и каждое из этих свойств

представляют фундаментальную проблему любой науки. В рамках ф-фии на основе

объяснений этих свойств вырабатываются наиболее общие ф-кие теории ( теория

систем, теория информации, теория пространства и времени и т.д.)

Основные формы бытия

1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая

действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма

бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма

находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует

материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия.

3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные

только в сознании человека). К реальным формам относят: природу,

человечество, сам человек, биотехнический мир («вторая природа»), а также

это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия

составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в

гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух,

неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка,

порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия

в совокупности представляют для человека мировой закон расширения

вселенной

Закон отрицания отрицания.

Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует

заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в

данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие

и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на

направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и

антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь

взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход

основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях.

(«Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два

основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов

(может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением

процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием)

существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или

выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы

неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом

развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом

(логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или

упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада.

Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух

основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в

определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии

качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью

действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в

его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны

взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.

24(1). Проблема смысла жизни человека.

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру,

всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое

человек,? зачем он живет и в чем смысл его жизни?.. Имеет ли жизнь человека

какой-нибудь смысл? Если да, то что такое смысл жизни и в чем он состоит,

имеет ли он абстрактно-всеобщее содержание или представляет собой

уникальную характеристику жизни каждого человека? Многие философы отрицают

существование смысла жизни. Один из аргументов — утверждение, что человек —

лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь — обычный для всякой

органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем потоке

вечного хаотического движения. Для объективистов говорить о смысле жизни

человека так же бессмысленно, как и о смысле жизни животного или камня:

«Материя движется, а движение всегда направлено. Это снимает вопросы о

первоисточнике, причине активности как моменте направленности, причинах

существования индивида в его целостности, а тем самым о смысле жизни,

предназначении человека». Другой распространенный аргумент опирается на

убеждение, что жизнь человека есть зло и страдание. Зло не может быть

смыслом человеческого бытия. Для многих мыслителей прошлого и современности

смысл жизни представляет собой предмет бесконечных и мучительных поисков.

Они воплощены в разнообразных выводах от неопределенно-пессимистических

типа: «мы в мире — как собаки и кошки в наших библиотеках, смысл неясен» до

однозначно-оптимистических: «Итак, смысл жизни заключается в ее добре...».

Что же такое смысл жизни? В отличие от других живых существ человек

осознает собственную жизнь. Отношение человека как сознательного существа к

своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни. СМЫСЛ ЖИЗНИ

— это осознаваемая ценность (ценности), которой человек подчиняет свою

жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Он носит

функционально-ценностный характер, возникает только для того, кто не

«просто живет», а рефлектирует, ощущает, что нужно жить для чего-то. Смысл

— элемент ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека. В чем

состоит смысл жизни? К пониманию этого вопроса и, соответственно, его

решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельно

взятого человека и человека как родового существа, человечества. В первом

понимании смысл жизни — элемент уникальной внутренней духовной жизни

индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих

систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для

всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях

и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла

жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека.

Экзистенциальное понимание смысла жизни противостоит стремлениям навязать

«окончательно открытое» кем-то царство истины и смысла.

Осознание индивидом цели и смысла жизни — сложный и длительный процесс.

Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их,

не все живут осмысленной жизнью, «как не может младенец обратить умственный

взор на самого себя и, плача и радуясь знать, что с ним происходит...».

Мера осознанности — один из показателей развития духовного мира личности.

Осознание смысла — это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению

тех ценностей, ради которых живет человек. Процесс поиска идет параллельно

с его реализацией, в результате которой и происходит переоценка ценностей,

переформирование исходных целей и смыслов. Человек стремится привести свою

деятельность в соответствие с ними или изменяет сами цели и смыслы. Вместе

с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его

поиски представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл

жизни. Они подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием

рефлексивной способности его мышления, формированием самосознания.

Исторически первой формой осознания проблемы смысла жизни стали религиозные

представления. В дальнейшем их спутницей и оппонентом стала ф-фия.

Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека

сохранила религиозная ф-фия. Она связывает смысл человеческой жизни с

созерцанием и воплощением божественного начала человека в вере, в

стремлении к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к истине и высшему

благу.

21(2).Томас Гоббс

Гоббс Томас (1588-1679). Человеческая природа первоначально пробуждается

только эгоизмом – стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным

состоянием человека была война всех против всех, убыточная для всех.

Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились

государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. То,

что государь санкционирует, является хорошим, противоположное дурным.

Общественный закон есть советь гражданина. Страх перед теми невидимыми

силами, которые признает государство, есть религия; страх перед силами,

которые оно не признает, есть предрассудок.

Важнейшая заслуга Гоббса «Теория общественного договора». «Левиафан» -

государство это некоторый сверхорганизм, который пожирает граждан.

Конвенциональное происхождение государства. Власть проистекает из инстинкта

самосохранения. Первобытное состояние - абсолютная свобода каждого

человека. Основа – стремление к самосохранению. Люди с самого начала не

слишком сильно отличаются друг от друга. Природа человека эгоистична и

направлена на максимальное удовлетворение своих потребностей. Ресурсы

ограничены. Хочется многого; как следствие война всех против всех. Если это

продлится долго, то все обречены на уничтожение. Так быть не может. Власть

становится результатом конвенции, разумного решения. Возникает общественный

договор. Необходимость центральной власти. Защита жизни и собственности

человека, но за счет части своих свобод. Появляется общественная власть.

Гоббс сторонник частной собственности. Один раз заключив договор, люди уже

не могут его расторгнуть. Появление верховной власти ведет к ее

редупликации. Договор может быть расторгнут если власть не может больше

защищать. Неважно какая власть будет, главное - принцип неделимости власти.

Размывание власти ведет к гражданским войнам. По своей ориентации

монархическая власть лучше. Обязанности государства: 1. Защита от внешних

врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение.

Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не

хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра. Если государство

выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с

государством. 1. Принцип неделимости власти (чтобы общество было стабильным

и не расшатывалось изнутри). 2. Монархическая форма – наиболее оптимальная

форма правления. 3. Идея отчуждения. В ходе развития государства целью его

развития может стать само государство. Отчуждение государства от народа. 4.

Приоритет государственной власти над церковной. 5. Естественное состояние –

все имеют равные права. Война всех против всех.

19(2). Николай Кузанский

Николай родился в селении Куза в Южной Германии в 1401г. В 39 лет он пишет

свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные

идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение

противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.

В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о

пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и

одновременно везде. («О возможности бытия»). Использование Кузанским

математики при анализе философских проблем неслучайно: он серьезно

занимался этой наукой. Известно несколько его математических сочинений: «О

квадратуре круга», «О геометрических преобразованиях», «Математические

дополнения».

Рассматривая геометрические фигуры применительно к бесконечности, Николай

пришел к выводу, что в этом случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь

до бесконечности они отождествляются с бесконечной прямой. В одной из своих

работ, за 100 лет до Коперника, Кузанский пишет: «Вселенная есть сфера,

центр которой всюду, а окружность нигде». Поскольку Кузанский подверг

сомнению идею неподвижного центра Вселенной, Земля неизбежно должна была

лишиться своего центрального положения. В трактате «Об ученом незнании»

Николай без всяких оговорок пишет «...наша Земля в действительности

движется, хотя мы этого не замечаем». Так же по его мнению движется и

Солнце. Все движется во Вселенной. Он пишет это в то время, когда идея

плоской Земли как центре Вселенной не вызывает сомнений. Движение во

Вселенной, согласно Николаю, универсально, вся она, буквально пронизана

переходами из одного состояния в другое. Здесь же была заложена еще одна

интересная идея. Движение есть развертывание покоя: «...единство есть

покой, поскольку в нем свернуто движение, которое, если пристально

рассмотреть, есть расположенный в ряд покой». «Вечно движущаяся Вселенная

не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в

разных частях ее господствуют одинаковые законы». Он пошел дальше и

предположил обитаемость других миров: ни одна из звездных областей, по его

мнению, не лишена обитателей. Через полтора века за провозглашение этой

идеи поплатился жизнью Джордано Бруно, поскольку она подрывала христианское

учение об искуплении, совершившемся единственный раз на Земле.

Для Николая это прошло без последствий из-за его сана.

В 1453 году заканчивает книгу «О согласии веры» - где проводит мысль о

единстве веры для разумных существ. В 1464г. «Опровержение Корана» -

Николай указывает связь между исламом и христианством.

Постепенно он приходит к идее о развитии от низшего к высшему. Гармония по

его мнению состоит из взаимно пропорциональных высокого и низшего.

Он очень высоко ставил человека:

Человек - есть второй бог. Он способен творить

Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему

применение

Человек - микрокосм, или малый мир.

«Никто не тождественен другому ни в чем - ни ощущениями , ни воображением,

ни разумом, ни исполнением, будь то в писАнии, живописи или другом

искусстве» (Об уч.незн.) Мир, пишет он, достигает полного совершенства в

человеке, высшем звене природы.

Познание вещей человек осуществляет посредством ума, с помощью чувств.

Кузанский уподобляет тело городу с пятью воротами, которые сообщаются с

миром. Через них, к человеку приходят послы и сообщают об окружающем мире.

Более истинно описание тогда, когда открыты все ворота. Все полученное

человек располагает на карте, затем отсылает послов, закрывает двери,

обращается к себе и при помощи рассудка исправляет неточности сообщенного

послами. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому,

как многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к

кругу. Но многоугольник никогда не станет кругом, подобно этому, разум

никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет

приближаться к ней.

Он не отрицал судьбы. Но человек, считал он, обладает свободой выбора. В

большей степени человек предопределяет свое будущее.

Некоторые мысли Кузанского до сих пор живы в разговорной речи. Так

например, высказывание: «Мы живем в придуманном мире», есть не что иное,

как мысль Николая, высказанная в работе «Берилл».

«Наш интеллект не способен очистить свои понятия от воображения», т.е.

считал, что мы живем в мире, придуманном нами самими.

Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о

противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть

вечное, бесконечное приближения мышления к объекту", каковым была для

него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

5(2). Эмпедокл

Философскую подготовку Эмпедокл получил в школе элейцев. Мысль элейцев -

истинно сущее бытие не может не погибать, не возникать. Они развили это

положение с большой силой, но связали его со своим убеждением в

неизменности истины сущих элементов бытия. Мысль эта после элейцев

становится предпосылкой крупнейших материалистических учений 5 и первой

половины 4 в. до н. э. Если мы даже наблюдаем в мире то, что называется

генезисом, рождением, изменением или смертью, уничтожением, гибелью, то это

лишь обманчивая видимость. Все эти явления должны быть объяснены так,

чтобы при любом объяснении не был покалебим основной и исходный тезис о

вечности и неизменности, о не возникаемости и о не гибнущей природе истинно

сущего бытия. У элейцев истинное бытие едино, в нем не может быть не только

возникновения, изменения, гибели, но не может быть и никакого множества.

Эмпедокл не пытается объяснить все разнообразие форм и явлений из одного -

единственного материального начала. Таких начал - основных и несводимых

друг на друга материальных элементов - он признает четыре. Это огонь,

воздух, вода, земля. Эмпедокл называет эти материальные начала “корнями

всех вещей”. Однако объяснить видимые явления природы, допустив лишь

существование этих четырех “корней”, невозможно. Чтобы объяснить то, что

людям представляется, как возникновение или как генезис всех вещей

природного мира, необходимо, согласно Эмпедоклу, кроме существование

четырех “корней” (материальных элементов, начал), допустить так же

существование двух противоположных друг другу движущих сил. Элементы, или

“корни”, приводятся этими силами в движение: или соединяются, сближаются,

сочетаются, или, напротив, разъединяются, удаляются друг от друга,

расходятся. Согласно Эмпедоклу, жизнь природы состоит в соединении и

разделении, в качественном и количественном смешении и соответственно в

качественном и количественном разделении вещественных элементов, которые

сами по себе, как элементы остаются неизменными. Здесь еще очень много от

древней мифологии. Вещественные начала, или элементы, характеризуются у

Эмпедокла не в качестве костной, неодушевленной и мертвой материи, а как

божественные существа - живые и способные ощущать. Материальные элементы

не оторваны от движущих сил. Всем элементам присуща движущая сила. От этой

движущей силы всех элементов Эмпедокл отличает две специфические движущие

силы. Деятельная движущая сила выступает в виде двух противоположных сил.

Силу, которая производит соединение, Силу, которая производит соединение,

он называет любовью (или дружбой, приязнью, гармонией, даже - Афродитой -

по имени богини любви, соединяющей мужчину и женщину). Силу, производящую

разделение, он называет ненавистью (враждой, Аресом). Воззрение Эмпедокла

на движущую силу уходит своими корнями в очень древние представления

греков. Оригинальность Эмпедокла в отличие от его предшественников

состояла в том, что, заимствовав свою теорию 4-х первоначальных веществ из

весьма древней греческой традиции, Эмпедокл связал ее с тем понятием об

элементе, которое он нашел во второй части поэмы Парменида, где автор

излагал свои физические гипотезы и где уже наметилось более четкое

физическое понятие об элементе. Отделив, таким образом, движущую или

деятельную причину от материальных элементов природы, Эмпедокл затем в

каждую из этих двух основ - и деятельную движущую силу и в материальные

“корни всех вещей” - вводит элемент раздвоения. Материальные элементы он

разделяет на два класса. Кроме движущих сил любви и вражды, которые,

собственно говоря, не являются элементами вещей, движущим началом у

Эмпедокла оказывается еще и материальный элемент огня. В этом смысле,

Эмпедокл противопоставляет огонь и воздух в качестве мужских божеств земле

и воде, как божеством женским. Иногда он рассматривает все четыре элемента,

как живые вещества. По вопросу об отношении единства к множеству

предшествующая Эмпедоклу философия выдвинула глубоко противоположные точки

зрения элейцев и Гераклита. Для элейцев мыслимо только единство, множества

нет, оно только иллюзия чувств. Для Гераклита единое и многое существуют

одновременно: все из одного и из всего одно. У Эмпедокла намечается

компромиссная, более “нежная” точка зрения. Согласно его взгляду,

противоположности единства и множества, любви и вражды существуют не

одновременно, а последовательно. Эмпедокл представляет жизнь природы как

циклический или ритмический процесс, в котором попеременно берут верх то

любовь, соединяющая физические элементы, то вражда, разделяющая их. Над

миром властвуют поочередно любовь и вражда. Во время господства любви все

становится единым, природа представляет собой бесконечный “шар”, в ней уже

не сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. Во время

господства вражды все становится многим, выступает своеобразие элементов,

они выделяются и обосабливаются. Между периодами полного господства любви

и такого же господства вражды есть переходные периоды. При всех

происходящих при этом изменениях сами материальные элементы не возникают и

не погибают.

7(2). Демокрит.

Учение Демокрита было закономерным результатом всего предшествующего

развития философской мысли. Согласно учению Демокрита- Вселенная, состоящая

из атомов веществ и пустоты, является движущейся материей. Она реальна, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.