рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


шпоры

признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению, ведет к

неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного

познания. К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с

острова Самос (род. ок. 440 г. до нашей эры). Мелисс полагал, что мир «не

был сотворен» и не имеет конца. Бытие, согласно его представлениям,

является не только единым и неограниченным во времени и пространстве, но и

метафизически неизменным. Таким образом, философия элеатов выявила ряд

проблем, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие философии.

Так, в их учении мы встречаемся со сравнительно четким учением о бытии и

определенными принципиальными подходами к вопросу о познаваемости мира. Их

различие чувственного и рационального познания тесно связано с различием

«сущности» и «явления».В области способа философствования большим вкладом

элеатов является стремление к осмыслению действительности при помощи

понятийного аппарата.

3(2).Пифагор.

Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг. до

нашей эры. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О

воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и ряд других

трудов, которые создавались пифагорейской школой.

Пифагор занимался решением геометрических задач, но пошел также дальше. Он

исследует и взаимоотношения чисел. Изучение зависимости между числами

требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт

отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он изучал

характер чисел и отношений между ними, вел к определенной абсолютизации

чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности

всех вещей. Так, например, единица означала начало всего, непрерывность,

положительность, всеобщую сущность. Двоица означала противоположность,

различие, особенное. Пифагор полагал основными первые четыре числа

арифметического ряда - единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической

интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая,

квадрат (плоская фигура) и куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел

дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и

сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому

учению, - такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с

его противоположностями.

Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный

спекулятивный характер и является исторически первой попыткой постижения

количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в

объяснении определенных количественных отношений между реально

существующими вещами. Возможность мысленной манипуляции с числами (как

абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы

как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к

тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. Именно

это и делается в философии Пифагора. При этом существующие

противоположности подчиняются всеобщей универсальной гармонии космоса, они

не сталкиваются, но борются, но подчинены гармонии сфер.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества.

Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) стоится на принципах

полной подчиненности человека богам:

«Бессмертных сначала богов, как велит нам закон, почитай,

Их почитая, также отдай уважение богоравным умершим»

Мораль у Пифагора была обоснованием определенной «социальной гармонии»,

опирающейся на абсолютное подчинение демоса и аристократии. Поэтому ее

важнейшей частью было безусловное подчинение.

Пифагорейство, таким образом, является первым идеалистическим философским

направлением в античной Греции. Математическая проблематика выливается у

них в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно

истинно сущим.

ИДЕАЛИЗМ — фил направление, противоположное мат-му в решении осн вопроса

фил-ии. Ид-м исходит из первичности духовного, нематериального и

вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности

мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. Идеализм

рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно

мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и

агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм

противопоставляет телеологическую точки зрения (Телеология). Марксизм-

ленинизм все разновидности идеализма подразделяет на две группы:

объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или

безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный

идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания.

Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно,

Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного

идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от

солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма. В истории

философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на

Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного

идеализма. была философия Платона. Особенность объективного идеализма

Платона, свойственная древн. идеализму, вообще — тесная связь с религиозно-

мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в

эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся

не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность

объективного идеализма еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда

философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский).

Перестройка объективного идеализма, произведенная прежде всего Фомой

Аквннским, основывалась на фальсифицированном аристотелизме. Основным

понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы

Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое

начало, выполняющее волю вне-природного бога, который мудро распланировал

конечный во времени и пространстве мир, Начиная с Декарта в буржуазной

философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все

больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением

субъективного идеализм стала гносеологическая часть системы Беркли и

философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о

независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной

стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого

сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.— объективно-идеалистическое

признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-

идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а

объективно-идеалистическая—в философии Шеллинга и, особенно, Гегеля,

который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.

МАТЕРИАЛИЗМ философское направление, противоположное идеализму. Различают

материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном

существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее

собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность

духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира,

бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом

материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира,

утверждая, таким образом, познаваемость природы. Обобщая достижения наук,

материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных

методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи

человеческой практики. В процессе взаимодействия материализма и специальных

наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма

появляются вместе с возникновением философии, в рабовладельческих обществах

древней Индии, Китая и Греции — за несколько вв. до н. э. в связи с

прогрессом научных знаний в области астрономии, математики и др. наук.

Общая черта древнего, во многом еще наивного материализма. (Лао-цзы, Ян

Чжу. Ван Чун, школа локаята. Гераклит, Анак-сагор. Эмпедокя. Демокрит,

Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования

независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в

многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего

(Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об

атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит) . Многие древние

материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство из них еще

не проводили четкого различения между физическим я психическим, наделяя

свойствами последнего всю природу (Гилозаизм). Развитие материалистических

и диалектических положений сочеталось еще в древнем материализме - с

влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические

тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «вечности природы и

бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализм

(Телезио, Бруно, ряд представителей натурфилософии этой эпохи) часто был

облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассм. природу в ее целостности и

во многом напоминал мат-зм античности. Дальнейшее свое развитие мат-м

получил в 17—18 вв. с странах Европы (Бэкон. Галилей, Гоббс. Гассенди,

Спиноза. Локк). Эта форма мат-ма - возникла на почве зарожд-ся капит-ма и

связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве

идеологов прогрессивной в то время буржуазии, мат-ты вели борьбу со

средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как

учителю и к природе как объекту философии. Мат-м 17—18 вв. связан с бурно

прогр-ми тогда механикой и математикой, что обусловило его механистич хар-

ер. В отличие от натурфилософских мат-ов эпохи Возрождения, мат-ты 17 в.

стали рассматривать последние элементы природы как неодуш и бескачеств. Др

особенностью мат-ма этой эпохи было стремление к анализу, к разделению

природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области

н объекты наследования и рассмотрение их вне развития. Среди представителей

мат-ой фил-ии этого периода особое место занимают фр мат-ты 18 в. (Ламетри.

Дидро, Пельвеций и Гольбах}. Оставаясь в целом на позициях механистического

понимания движения, они вслед за Толандом рассм его как унив и неотъемлемое

св-во природы; полностью отказались от деистической непоследоват-ти,

присущей большинству мат-ов 17 в. Органич связь, сущ-ая м/у всяким мат-ом и

атеизмом, у фр. мат-ов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии

этой формы мат-ма на Западе был «антропологический» М. Фейербаха. Вместе с

тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому мат-

му созерцательность. В России и др. странах Вост. Европы во 2 пол. 19 в.

дальнейшим шагом в развитии мат-ма. явилась философия революц демократов

(Белинский, Герцен., Чернышевский, Добролюбов, Маркович и Др.), опиравшаяся

на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над

узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Марксом и

Энгельсом к середине 19 в. был создан диалектический мат-зм. В дальнейшей

истории мат-ма уже резко обозн 2 принцип различн линии: развитие диалектич

и историч мат-ма, с одной стороны, и ряд упрощенных разновидностей мат-ма

(с маркс-ой точки зрения) — с др

2(2). Гераклит.

Осн положение фил-ии Г передает Платон в своем диалоге «Кратил». Платон

сообщает: «Где-то говорит Гераклит, что все движется, и ничто не покоится»

и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в

ту же самую реку» Движение – наиболее общая хар-ка процесса мировой жизни,

оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Тезис об

универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые

движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся

временным движением. Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение.

По свидетельству Аристотеля, Гераклит говорил: «Не только ежедневно новое

солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется» Мысль о всеобщности

движения и изменения тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием

самого процесса движения. Гераклит утверждает, что из факта движения и

непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их

существования, так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно

утверждать, что, поскольку он движется, он и существует и не существует в

одно и тоже время. Гераклит не просто утверждает, что все возникает из

одного и что все возникающее становится одним. Это «одно» «он определяет

как единое первовещество «огня»». В этом своем утверждении Гераклит по

существу материалист. Не удивительно, что Гераклит остановился именно на

огне как на первовеществе. Ведь основная характеристика гераклитовского

бытия – его подвижность. Но именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое

из всех наблюдаемых в природе явлений. Гераклит так же отрицал акт

сотворения мира богами. Он считал, что все движение в мире - закономерно и

ритмично. Гераклит, наверное, впервые почерпнул понятие о закономерности из

наблюдений не столько над физической природой, сколько над политической

жизнью общества и уже оттуда перенес их на физическую природу Проблема

истинного знания не сводится к вопросу о количестве накопленных знаний.

Правда, для философского постижения истинной природы вещей необходимо

обладание большими познаниями: «Ибо очень много должны знать мужи философы»

Однако отсюда вовсе не следует, будто задача философского познания истинной

природы вещей может быть решена простым приумножением или

коллекционированием знаний. Мудрость, как ее понимает Гераклит, не

совпадает с многознанием, или эрудицией: Гераклит не только возражает

против слепого накопления знаний, не признанных светом постигающей

философской мысли. Он также возражает против безотчетного следования

традиции, против некритического заимствования чужих взглядов. Чувства, по

Гераклиту, не могут дать полного, окончательного знания о природе вещей.

Такое знание дает нам только мышление. Однако мышление Гераклит представлял

себе, по всей видимости, как познавательную деятельность, не отдельную от

чувств, а завершающую деят-ть внеш чувств, способную приводить людей, души

кот. не грубы, к ист познанию. Мудрость отвлекается и отвращается от всего,

что не есть истина.

БАРУХ СПИНОЗА ( философский взгляды характерные монизму ).

Барух Спиноза (известное написание его имени Бенедикт – латинизированная

версия его подлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей

школы рационализма. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета

рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как,

например, наследие Рене Декарта, но немногие его работы отличаются

великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Последовательный

сторонник применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли,

он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в

математическом изложении даже в своих философских работах. Рассматривая

философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия в которых

развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось

работать. Он родился в Амстердаме в семье евреев, бежавших из Португалии от

религиозных преследований. В большой еврейской общине, сложившейся к тому

времени в Нидерландах царила атмосфера религиозного фанатизма и

нетерпимости. Первоначальное образование он получил в семиклассном

еврейском училище, где преподавалось еврейское богословие и древнееврейский

язык. Первоначально он подавал большие надежды, и его родители надеялись,

что он станет новым светилом в иудаистской религии. Однако пытливая натура

молодого Баруха не находила удовлетворения в сухом догматизме Талмуда. Он

начал изучать математику и медицину, все более и более удаляясь от общины.

Кульминацией этого постепенного разрыва стало его отлучение от религии

произошедшее в 1656 году. Примерно в это время он написал свою первую

работу «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье». (1658-1660гг.).

Дальнейшая судьба Спинозы также была нелегкой, он много работал, но очень

мало печатался. Практически все свои идеи ему приходилось распространять

путем переписки и личного общения. Под его именем и при его жизни вообще

вышла всего одна работа, «Основы философии Декарта, доказанные

геометрическим способом»(1661-1662 гг.). Второй его книгой, которая тоже

вышла при его жизни, хотя и анонимно, был «Богословско-политический

трактат» (1670г.) Эта книга вызвала такую бурю эмоций, что

воспрепятствовала публикации намного более нейтральной «Этики», которая

была окончена в 1675 году. Эта книга, содержащая квинтэссенцию философских

представлений Спинозы, увидела свет только после его смерти, в «Посмертном

издании», осуществленном его друзьями в 1677 году. Но судьба его работ по

прежнему была трагичной. Всего через несколько месяцев спустя публикация

была запрещена и не переиздавалась до 19 века.

В его философской системе незаметно резких скачков, он достаточно

последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о

природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих

двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи

Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и

структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его

стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился

сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия.

Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют

слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ

философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики»

(Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом

порядке…»).

Философская система Спинозы наиболее близка к системе Декарта. Он

разделял как рационалистический метод Декарта, так и его физические

представления. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы посвящена

доказательству идей Декарта. Однако, в отличие от Декарта, который основное

внимание уделял методу, Спиноза интересовался больше применением этого

метода для получения знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу

этого мира. Значительное влияние на Спинозу оказали также идеи Джордано

Бруно, особенно его пантеистические рассуждения. Также значительное влияние

на него оказали такие разные мыслители как Томас Гобс, видный представитель

материализма того времени, и Маймонид, еврейский философ и богослов 12

века, склонявшийся к пантеизму.

ИММАНУИЛ КАНТ (философский взгляды характерные дуализму ).

И.К. родился 22.04.1724 года в городе Кенигсберге. Немецкого философа

Иммануила Канта принято называть "основоположником немецкой классической

философии". Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не

забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о

законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал

человечнее. Он проводит различие между основанием бытия предмета и

основанием его познания, реальным и логическим основанием. В этих

рассуждениях Канта содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей

и мир наших знаний нетождественны. Принцип достаточного основания философ

соотносит с поведением человека. Он считает, что идея определяющего

основания не противоречит свободе. Он понимает свободу как сознательную

детерминизацию поступка, как приобщение к воле мотивов разума. В

дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к выводу, что человек не

может полагаться только на свои влечения, так как все они жестко

детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними - значит

оставаться животным.

Мир, рассматриваемый как феномен, существует во времени и пространстве. Но

время и пространство не есть нечто само по себе существующее, это всего

лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму для

координации между собой чувственно воспринимаемых предметов. В ноуменальном

мире, т.е. в сфере предметов самих по себе, времени и пространства нет. Это

утверждение явно противоречит позиции Лейбница и Вольфа, признававших

подлинную реальность продолжительности и протяженности. Философ осознает,

что принципы чувственного познания не должны выходить за свои пределы и

касаться сферы

21(2). ТОМАС ГОББС

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - выдающ полит мыслитель и философ-мат-ст, тв-

во кот относится к периоду англ револ сер 17 в. В своих пр-ях “О гражданке”

и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал

светскую теорию полит власти, гос-ва и права. Полит и правовое учение

Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического мат-

ма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практич, созидательную

направленность полит науки, полагая, что постижение закономерностей полит

жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилия и войн,

благоденствию всех людей. Полит и правовое учение Гоббса находится в русле

теорий ест права и договорного происхождения полит власти. Причину

возникновения полит власти и гос-ва он связывал с природой, качествами члка

как разумного сущ-ва, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного

такими ест страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий.

Гоббс считал осн качеством члка не стремление к общению, а эгоизм и

индивидуализм. Люди, пребывая в ест состоянии, из-за своих эгоист страстей

не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.