рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


шпоры

разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти

из состояния “войны всех против всех”. Как следствие этого создается “общая

власть”, которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь,

безопасность, направляя его действия к общему благу. Идею легитимирования и

оправдания гос-ва через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции

договорного происхождения пол власти. Гос-во, считал он, возникает на

основе договора. Договорное учение о гос-ве было направлено против

феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью

и др.). С гос-ва был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как

один из многочисл результатов правового соглашения - контракта, как продукт

чел действий. Нормальным, здоровым гос-ом Гоббс считал такое, в котором

обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и

благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества полит власти,

ее права и способности. Критериями опред-ия полномочий верховной власти для

Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть “войну всех против

всех”, экстрем состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть

“так обширна, как только можно ее представить”. В этой связи Гоббс

решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения

суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами. Отстаивая

единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время

признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость

распределения компетенции в осущ-ии власти и управления, своеобразное

разделение труда в гос-ом механизме как гарантию упорядоченности и

контроля. Гоббс выдвигал концепцию полит (гос-го) абсолютизма, покоящегося

на “рацион-бюрократич” принципах властвования и упр-ия. Указанные св-ва

полит власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими и

существенными для всех форм гос-ва, как монархич, так и республиканских.

Тем не менее симпатии Гоббса принадлежали монархии, кот, на его взгляд,

наиболее приспособлена для осущ гл цели гос-ва - обеспечения мира и

безопасности народа. Отправной момент для обоснования права в учении Гоббса

- аксиома о прирожденном равенстве людей как разумных и свободных существ,

обладающих примерно одинаковыми физ и умств способностями. Безграничная

свобода каждого и всех в ест сост парадоксально оборачивается высшей

несвободой, поскольку любой человек имеет право на все, включая жизнь

другого. Человеческий эгоизм превращает такую свободу в “войну всех против

всех”. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают члку, что его абсол

свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена под углом зрения

совместной мирной жизни людей. Отсюда - ест законы, на осн кот люди могут

прийти к соглашению. Начало взаимности в получении прав предполагает

равноправие людей, их равенство как субъектов права. Привилегии

противоречат принципам гражд об-ва, ест законам. Фактическое, прежде всего

имущественное, неравенство не должно превращаться в политико-юр привилегию

или создаваться на основе такой привилегии. Иначе будет невозможно само

гражданское общество. Осуществление естественно-правовых законов о мире,

эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс

связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории,

государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению

соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию

выражается в том, что естественные законы конкретизируются в форме

позитивного (“гражд-го”) закон-ва, издаваемого гос. властью. Ест законы, по

Гоббсу, не явл лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков.

Они указывают, что в чел действиях соответствует разуму, а что противоречит

ему. Следовательно, ест. законы содержат оценки хорошего и плохого,

справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь

юр и моральной сфер. Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие

политико-юр мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать,

что концепции гос-ва и права XVII-XVIII вв. складывались в значит степени

под знаком проблем, поднятых Гоббсом.

25(2). ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ

Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года.

Главными изложениями философии Лейбница по праву считаются две книги:

"Новые опыты о человеческом разуме" и "Теодицея". В первой работе

Лейбниц дает не очень систематическое, но весьма содержательное

изложение собственных взглядов по многим вопросам теории познания. Вторая

книга снабжена подзаголовком "Рассуждение о благости божией, свободе

человеческой и начале зла". Свобода и необходимость в мышлении и поведении

разумных существ, границы приложения их воли и диалектика добра и зла -

вот те вопросы, которые Лейбниц рассмотрел в "Теодицее". Задача состояла в

том, чтобы бесконечное многообразие действительности объяснить из

содержания самой ее субстанциональной основы - единой, но в то же время

многоразличной. Многообразие мира - не иллюзия, а реальное проявление

структуры самой ее сущности. Сущность не только выражает себя во множестве

явлений, но разнообразна внутри собственного единства. Лейбниц стремится

заменить разрыв мира на две субстанции разграничением его сущности и

явления, что, с одной стороны, не повреждало бы живую ткань глубинного

единства мира и, с другой - объясняло бы, каким образом плюрализм

явлений вырастает из монизма сущностей. Лейбниц определяет место сил в

самой его сущности. Они заполняют ее всю, они и есть сама сущность. В

явлениях силы обнаруживают свои действия, но здесь видимы не сами силы, а

последствия их активности; в области сущностей эта активность кипит

беспрестанно, но она невидима, так как "прикрыта" чувственными явлениями.

Поскольку силы не чувственны, то они - и здесь Лейбниц заключает

ошибочно - не материальны. Но в то же время они бессознательны, то есть

еще не обладают сознанием. Так они соединяют в себе духовность и

бессознательность. Но еще более важно то, что Лейбницем

восстанавливается единство мира и притом сразу как бы в стороны, в

отношении сущности, а с другой стороны, в соотношении сфер сущностей и

явлений. В итоге вырисовывается такая картина мира: сущности просты, то

есть неделимы, а значит, непротяженны; явления сложны, делимы, протяженны.

Сущности - это энергия как сублимация духа и дух как источник и высшее

развитие энергии; явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и

то, что в чувствительности выступает под именем материальных,

геометрических, кинематических и физико-динамических характеристик.

Всякий дух есть сила, а всякая сила есть субстанция. Поэтому, сколько

сил, столько существует и субстанций. Мотив великого синтеза проникает

через всю систему Лейбница. По мысли Лейбница, из одной-единственной

субстанции неповторимое многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной

произойти не может, так что принцип качественного многообразия должен

быть введен в саму субстанцию. Утверждая, что субстанций бесконечно много,

Лейбниц смешивал две различные проблемы - многообразия вещей. Отсюда

ошибочность его требования, чтобы существовало беспредельное множество

субстанций. Правда, он достигает единства и упорядоченности субстанций,

утверждая наличие среди них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они

составляют родство, они составляют своего рода диалектику единства и

многообразия реального мира, но эта диалектика в данном случае

достигается дорогой ценой - ценой идеализма, поскольку все субстанции

роднит между собой общая их духовная природа.

20(2). Бэкон.

Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон

видел в том, чтобы "восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему

виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо

на земле или по крайней мере что-либо земное". С философской точки зрения,

особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и

бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость "заново

обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и

искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном

основании". Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало

продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное

положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв

какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и

совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта",

мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает

своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и

сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства

человеческого". Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно

науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона

и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из

подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения

постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры.

В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам

Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической

практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с

философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и

эксперименты. " Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, -

пишет Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге " Великого восстановления

наук", - касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых"-

Во всех этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил

подробный и хорошо продуманный план изменения системы образования (включая

мероприятия по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним

из первых в Европе политиков и философов он писал:". вообще же следует

твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии

глубоких тайн природы, если не будут предоставлены средства на

эксперименты...". Нужны пересмотр программ преподавания и университетских

традиций, кооперация европейских университетов. Тот, кто сейчас знакомится

с размышлениями Ф. Бэкона на все эти и подобные темы, не может не

подивиться глубокой прозорливости философа, ученого, государственного мужа:

его программа "Великого восстановления наук" не устарела и в наши дни Можно

представить себе, какой необычной, смелой и даже дерзкой выглядела она в

XVII в. Несомненно, в немалой степени благодаря великим, опережающим свое

время идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих

ученых. И не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки

такие современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика

науки. Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон

видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-

методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую

систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко

дифференцирована.

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НАУК И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ

"Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое

исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе

знание. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия -

рассудку. Историю -сообразованную с памятью - Ф. Бэкон делит на

естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более

конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук

и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая с воображением -

разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно

разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и

делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет

ее от "теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет

теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два

больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую

философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок,

или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее

приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их

приложениями). "Великим приложением к теоретической и практической

естественной философии" становится математика (в свою очередь

дифференцированная).

Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию человека в

частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое

включаются медицина, косметика, атлетика, "искусство наслаждения", т. е.

изобразительное искусство и музыка) и учение о душе.

8(2). Протагор.

Был основателем "софистики". В нашем языке это слово имеет вполне

определенный оценочный смысл. Первоначально же оно обозначало любопытную

вещь: все учителя учили своих учеников бесплатно, софисты же были первыми,

кто начал брать плату — появились первые профессиональные преподаватели —

"учителя мудрости" — софисты, философами их не называли.

Развитие этого направления дало ему дурную славу. Софисты старшего

поколения (Протагор и др.) не заслуживают такой суровой оценки.

Протагор - продолжатель учения Гераклита. Гераклит считал, что о каждом

предмете можно сделать противоположные утверждения и это говорит о

противоречивости нашего мира — единство противоположностей. Протагор делает

другой вывод: наше познание относительно — философский релятивизм.

Вопрос: а относительно чего оно относительно?

Ответ Протагора: оно относительно относительно человека.

Отсюда тезис: "человек — мерило всех вещей", и его уточнение: " всех вещей

существующих, так как они существуют и всех вещей несуществующих, так как

они не существуют".

Относительно вещей несуществующих тезис Протагора абсолютно верен, т.к.

мерой сфантазированных вещей является сам человек.

Отступление: история — реальный процесс, а с другой стороны — дисциплина,

которая его изучает ( то же с психологией, физиологией и др.) На это четко

обратил внимание Ф. Бэкон в труде "Новый органом" 1820 г. Фактор

неоднозначности языка он назвал "идолом рынки" или "идолом площади".

Я надеюсь, что в дальнейшем, когда я говорю "история", вы из контекста

поймете, идет речь о процессе или о дисциплине.

В истории философии ( дисциплина) утверждается, что Сократ был создателем

новой философской проблематики, он поставил проблему взаимоотношения

субъекта и объекта. Но тот же вопрос раньше поставил Протагор.

Все наши суждения относительны по отношению к данному человеку.

Два направления:

1все суждения надо оценивать с точки зрения полезности для данного

человека. В XIX веке эта идея получила распространение под названием

"Прагматизм".

2 Скептицизм

Протагор развивает позицию, с точки зрения которой наши знания носят

сомнительный характер. Это проявляется в вопросе о существовании богов: "Я

не знаю, существуют они или нет, и многое этому мешает: и краткость

человеческой жизни и неясность вопроса".

Протагор — родоначальник скептицизма

Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет

здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто

теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие

разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как

теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и

"гражданская наука" (которая делится в свою очередь на три учения - о

взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве).

Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из

существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был,

правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть

реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук,

на что не преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду с физикой

или медициной фигурировали теология и магия. Но тот же Гегель с

признательностью отмечал: "Этот набросок, несомненно, должен был вызвать

сенсацию у современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную

картину целого, о которой раньше не помышляли".

По стилю своего философствования Ф. Бэкон - великий систематизатор и

классификатор, что надо понимать не в чисто формальном смысле. Вся его

работа философа и писателя строится так, что любая глава книги служит как

бы частью заранее составленной и строго выполняемой классификаторской

схемы.

26(2). Джордж Беркли

Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и

обоснование религии. "Все, что существует, единично". Это номиналистическое

основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из которого следует,

что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным.

Беркли различает общие и абстрактные идеи. Первые - это такие, которые

могут быть восприняты как наглядные представления. Беркли различает при

этом два вида отвлечения. При первом, из них представляются отдельные части

или свойства предмета, которые в действительности могут существовать

порознь. При втором виде отвлечения - такие, которые в действительности

неотделимы друг от друга. Их-то и отвергает Беркли как иллюзорные, как

пустые слова, которым не соответствует никакое восприятие. В качестве

примеров таких абстрактных понятий приводятся: протяжение, движение, число,

пространство, время, счастье, добро. Беркли отрицает роль абстрактного

мышления в познании мира. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому,

чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо,

но не то, что мыслимо. Понятие сводится им к представлению, рациональное к

эмпирическому; общее к отдельному. Вторым, из того на что опирался Беркли

при построении своей философской концепции, был локковский сенсуализм. Локк

разделил качества на два рода, один из которых признается первичным,

присущим вещам самим по себе, а второй рассматривается как вторичный,

производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно

отражаемым в восприятии, относятся, по Локку, протяжение, плотность,

движение (трактуемое только как механическое), фигура и число. Все

остальное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведение в

сознании перечисленных первичных форм существования материи. Беркли строит

свою теорию идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие

вторичных качеств. Беркли отрицает разделение качеств на первичные и

вторичные, сводя первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское

противопоставление вторичных качеств первичным. Исходя из Локка, он

порывает с локковским делением качеств, используя относительность

восприятия любых качеств. Все замыслы Беркли были устремлены к тому, чтобы

покончить не с механицизмом, как таковым, а с механицизмом как с

единственной в то время формой материализма. Беркли, абсолютизируя

сенсуализм, признает непосредственное чувственное восприятие единственно

истинным и достоверным, не допуская никакого иного критерия истины.

Ощущение, отождествляемое им с качеством, выступает у Беркли под названием

"идея": "Чувственные объекты, будучи вещами непосредственно

воспринимаемыми, иначе называются идеями". "Идея" в этом смысле является

центральным понятием всего его учения. Благодаря такой терминологии

"качество" сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество для

Беркли - "идея", элемент чувственности, а не свойство вещи. Назвав качество

"идеей", он сразу становится на идеалистическую почву.

"Идея" первична. "Вещь" не что иное, как сочетание, комплекс "идей".

"Вещь", таким образом, вторична. Идеалистически переработав номинализм и

сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи. Для него нет

более отвлеченного, более абстрактного (а потому менее оправданного)

понятия, чем бытие как таковое, чем понятие носителя качеств как чего-то

отличного от самих качеств как субстанции. К этому Беркли присоединяет еще

и сенсуалистические аргументы. Если вещь не более чем коллекция "идей", она

не предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого особого их

обладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с нею,

нам ничего о ней неизвестно и не может быть известно. Основой берклианского

отрицания материи служит его номиналистически-сенсуалистическая концепция

познаваемости: наше познание не дает никаких оснований для признания

существования материи, поскольку материя как субстанция не есть "идея", не

есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего-

либо. Если же материя не может быть воспринята, если она есть нечто

незримое, неосязаемое и т. д. , то на каком основании мы можем утверждать,

что она существует? Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а

ограничивается отрицанием материальной субстанции. Как же решает Беркли

вопрос "что такое бытие?". Первоначальное, предварительное его решение

феноменалистично "быть - это быть воспринимаемым". Тем самым исчезает

различение содержания восприятия и объекта восприятия: это одно и то же.

Быть - это не только быть воспринимаемым, но и нечто иное. Идеи,

оказывается, не единственная форма познания и не единственный первоэлемент

бытия. Помимо идей, чувственных восприятий мы познаем также "понятия". Под

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.