рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Возникновение и развитие философии. Основные направления

созерцающий самое себя разум, это "...совершеннейшая природа, нежели воля,

сама себя делающая совершенной" (Виндельбанд В. История философии. СПБ,

1898 г., с. 373). Поэтому понимание божественного творчества у Фомы близко

к пониманию его у Платона.

(Складывается впечатление, что это понимание является переходным к

пантеистическому, ибо исходит из "самосовершенствующейся природы, продуктом

которой является и человеческая воля - Б.С.)

Однако независимо от преобладания у христианских философов той или иной

тенденции человеческое творчество оценивается ими совершенно иначе, чем оно

оценивалось античной философией. Оно выступает в христианстве прежде всего

как "творчество истории". Не случайно философия истории впервые выступает

на христианской почве ("О граде Божием" Августина): история, согласно

средневековому представлению, есть та сфера, в которой конечные

человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в

мире. Поскольку, далее, не столько разум, сколько воля и воле вой акт веры

прежде всего связывают человека с богом, приобретает значение личное

деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира

богом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создания чего-

то небывалого, уникального и неповторимого. При этом сферой творчества

оказывается преимущественно область исторического деяния, деяния

нравственного и религиозного.

Художественное и научное творчество, напротив, выступают как нечто

второстепенное. В своем творчестве человек как бы постоянно обращен к богу

и ограничен им; и поэтому средние века никогда не знали того пафоса

творчества, каким проникнуто Возрождение, новое время и современность.

Возрождение.

Это своеобразное "ограничение" человеческого творчества снимается в эпоху

Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает

рассматривать самого себя как творца.

Возрождение понимает творчество прежде всего как художественное творчество,

как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности

рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для

Возрождения культ гения как носителя творческого начала по преимуществу.

Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а

вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу

творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни средневековью, но

столь характерна именно для нового времени.

Этот интерес к процессу творчества как к субъективному процессу в душе

художника порождает в эпоху Возрождения также и интерес к культуре как

продукту творчества прежних эпох. Если для средневекового миросозерцания

история есть результат совместного творчества бога и человека, а потому

смысл истории есть нечто трансцендентное, то, начиная с конца 15-16 вв. все

явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт

человеческого творчества и искать ее смысл и законы ее развития в ней

самой, В этом отношении крайне характерен Вико, которого интересует человек

как творец языка, нравов, обычаев, производственного искусства и философии,

- одним словом, человек как творец истории.

Реформация.

В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как

эстетическое (творческое) содержание, а как действие. Лютеранство, а в еще

большей степени кальвинизм с их суровой, ригористической этикой ставили

акцент на предметно-практической, в том числе и хозяйственной деятельности.

Преуспевание индивида в практических начинаниях на земле - свидетельство

его богоизбранности. Изобретательность и сметливость в введении дел

освящались религией и тем самым перенимали на себя всю нагрузку нравственно-

религиозного деяния.

Понимание творчества в новое время несет на себе следы обеих тенденций.

Пантеистическая традиция в философии нового времени, начиная с Бруно, а в

еще большей степени у Спинозы, воспроизводит античное отношение к

творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием,

которое, в конечном счете, есть созерцание вечного бога-природы. Напротив,

философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь

английский эмпиризм) склонно трактовать творчество как удачную - но в

значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов: в этом

отношении характерна теория познания Бэкона, а еще более Гоббса, Локка и

Юма. Творчеству, в сущности, есть нечто родственное изобретательству.

Немецкая классическая философия.

Завершенная концепция творчества в 18 веке создается Кантом, который

специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной

способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве,

как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира,

создающей как бы новый, ранее не существовавший, "очеловеченный" мир и

философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого

процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творческая

способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между

многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу

того, что она обладает одновременно наглядностью впечатлений и

синтезирующей, объединяющей силой понятия. "Трансцендентальное"

воображение, таким образом, есть как бы тождество созерцания и

деятельности, общий корень того и другого. Творчество поэтому лежит в самой

основе познания - таков вывод Канта, противоположный платоновскому.

Поскольку в творческом воображении присутствует момент произвольности, оно

есть коррелят изобретательства, поскольку уже в нем присутствует момент

необходимости (созерцание), оно оказывается опосредованно связанным с

идеями разума и, следовательно, с нравственным миропорядком, а через него -

с нравственным миром.

Кантовское учение о воображении было продолжено Шеллингом. По Шеллингу,

творческая способность воображения есть единство сознательной и

бессознательной деятельностей, потому что, кто наиболее одарен этой

способностью - гений - творит как бы в состоянии наития, бессознательно,

подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то

есть бессознательный характер процесса протекает все же в субъективности

человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и

романтикам, творчество и, прежде всего творчество художника и философа, -

высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с

Абсолютным, с богом. Вместе с культом художественного творчества у

романтиков усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого

творчества.

Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории,

отличную как от ее античного, так и средневекового понимания. История

оказалась при этом сферой реализации человеческого творчества,

безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу. Эта концепция

истории получила наиболее глубокое развитие в философии Гегеля.

Философия марксизма.

Понимание творчества в немецкой классической философии как деятельности,

рождающей мир, оказало существенное влияние на марксистскую концепцию

творчества. Материалистически истолковывая понятие деятельности, элиминируя

из него те нравственно-религиозные предпосылки, которые имели место у Канта

и Фихте, Маркс рассматривает ее как предметно-практическую деятельность,

как "производство" в широком смысле слова, преобразующее природный мир в

соответствии с целями и потребностями человека и человечества. Марксу был

близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место

бога, а потому и творчество для него выступает как деятельность человека,

созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает, прежде всего,

как совершенствование предметно-практических способов человеческой

деятельности, определяющих собой и различные виды творчества.

(Мы не можем согласиться с марксизмом в том, что главное в творчестве - это

предметно-практическое преобразование природного мира, а вместе с тем и

самого себя. Ведь тут, действительно, упускается из виду "сутевое" -

"инстинкт человечности" в индивиде. По Марксу выходит так, что уровень

человечности определяется уровнем развития производства материальных благ.

Мы считаем, что этот "инстинкт человечности" был осознан человеком и

человечеством где-то в первобытном обществе, ибо не зря тот же марксизм

утверждает, что основным способов управления древним человеческим

сообществом была мораль. Поэтому задача выживания человека и человечества

состоит в том, чтобы сознательно укреплять нравственное основание

человеческого бытия и оберегать его от увлечений тела и от абсолютизации

предметно-практической детерминанты Б.С.)

Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века.

В философии конца 19-20 веков творчество рассматривается, прежде всего, в

его противоположности механически-технической деятельности. При этом если

философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое

биоприродное начало, то экзистенциализм подчеркивает духовно-личностную

сущность творчества. В философии жизни наиболее развернутая концепция

творчества дана Бергсоном ("Творческая эволюция", 1907, рус. перевод 1909).

Творчество, как непрерывное рождение нового, составляет, по Бергсону,

сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся (в природе -

в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании - в виде

возникновения новых образцов и переживаний) в противоположность

субъективной технической деятельности конструирования. Деятельность

интеллекта, по Бергсону, не способна создавать новое, а лишь комбинирует

старое.

Клагес еще более резко, чем Бергсон, противопоставляет при родно-душевное

начало как творческое духовно-интеллектуальному как техническому. В

философии жизни творчество рассматривается не только по аналогии с природно-

биологическими процессами, но и как творчество культуры и истории (Дильтей,

Ортега-и-Гасет). Подчеркивая в русле традиций немецкого романтизма

личностно-уникальный характер творческого процесса, Дильтей во многом

оказался посредником в понимании творчества между философией жизни и

экзистенциализмом.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая

как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы,

прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, через который

"в мир приходит ничто".

В религиозном варианте экзистенциализма через экзистенцию человек

соприкасается с некоторым трансцендентным бытием; в иррелигиозном

экзистенциализме - ни с что. Именно экзистенция как выход за пределы

природного и социального, вообще "посюстороннего" мира - как экстатический

порыв вносит в мир то новое, что обычно называется творчеством. Важнейшие

сферы творчества, в которых выступает творчество истории, - это:

- религиозная,

- философская,

- художественная и

- нравственная.

Творческий экстаз, согласно Бердяеву ("Смысл творчества", 1916), раннему

Хайдеггеру - наиболее адекватная форма существования или экзистенции.

Общим для философии жизни и экзистенциализма в трактовке творчества

является противопоставление его интеллектуальному и техническому моментам,

признание его интуитивной или экстатической природы, принятие в качестве

носителей творческого начала органически душевных процессов или

экстатически духовных актов, где индивидуальность или личность проявляется

как нечто целостное, неделимое и неповторимое.

Иначе понимается творчество в таких философских направлениях как

прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты

неопозитивизма. В качестве сферы творческой деятельности здесь выступает

наука в той форме, как она реализуется в современном производстве.

Творчество рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель

которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией (см. Дж. Дьюи

"Как мы мыслим" - 1910). Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке

творчества, рассматривая его как удачную комбинацию идей, приводящую к

решению задачи, инструментализм тем самым раскрывает те стороны научного

мышления, которые стали предпосылкой технического применения результатов

науки. Творчество выступает при этом как интеллектуально выраженная форма

социальной деятельности.

Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества представлен

отчасти неореализмом, отчасти феноменологией Александер, Уайтхед, Э.

Гуссерль, Н. Гартман). Большинство мыслителей этого типа в своем понимании

творчества ориентируется на науку, но не столько на естествознание (Дьюи,

Бриджмен), сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), так что в поле зрения

их оказывается не столько наука в ее практических приложениях, сколько так

называемая "чистая наука". Основой научного познания оказывается не

деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание,

так что это направление оказывается ближе всего к платоновско-античной

трактовке творчества: культ гения уступает место культу мудреца.

Таким образом, если для Бергсона творчество выступает как самозабвенное

углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера -

как экстатическое выхождение за собственные пределы, высшее напряжение

человеческого существа, то для Дьюи творчество есть сообразительность ума,

поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и

выхода из опасной ситуации.

Философия и мировоззрение.

Понятие мировоззрения

На протяжении всей истории существования человечества философия

складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая

мировоззренческие вопросы..

Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое

ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных

обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный

уровень мировоззрения.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие

«мировоззрение» шире понятия «философия». Философия- это такая форма

общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически

обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто

мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего

у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности

человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только

каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный

человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими

суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и

цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде

системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также

образа жизни человека и общества.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна.

И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не

только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или

иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и

правильное понимание мира- мировоззрение.

Мировоззрение- это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому

себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,

семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные

науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философия

рассматривает мир во- первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых,

в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является одной из основных форм общественного сознания,

системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития

и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а

классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.

Первоначально возник материализм как разновидность философского

мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.

Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства

мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности

материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики

и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным

основанием всего сущего- воду, они находили иные материальные основания:

Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь.

Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в

основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как

ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии

мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял

Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как

мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и

Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений,

так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских

мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих

направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и

Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально

опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»

как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У

Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно

«идеи». Они тоже принципиально неделимы.

Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона- это уже не

«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого

вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.

Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,

высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по

отношению к любым из возможных своих состоянией и модификаций материальное

основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не

сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую

сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать

кажущееся за действительное.

Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую

«теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.

Материальный мир, по Демокриту,- это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда

Демокрит полагал два вида объективной реальности- атомы и пустоту. Платон

же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира

идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания,

то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души,

вселившейся в тело человека в момент его рождения.

Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление

мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и

интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на

построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные

мировоззренческие подходы.

Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом

интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского

города стала резко контрастировать с феодально- деревенской жизнью

подавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистического

движения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая»,

которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился

и провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслитель

Данте Алигьери (1265-1321)

В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы

представляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, с

другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной

социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех

проявлений божественной мудрости человек- величайшее чудо».

Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского

возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка Главным направлением его

поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины

и природы.

Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его

максимального сближения с богом на путях человеческой творческой

деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.

Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего

понятие человеческой деятельности.

Мировоззрение эпохи просвещения отражает политическую идеологию,

философию и культуру капиталистического общества.

Возникнув в 17 веке в Англии, просветительская идеология в лице

Д. Локка получает затем распространение во Франции 18 веке (Ш. Монтескье,

К. Гельвеций, Т. Пейн); в Германии (И. Кант); в России (А.Н. Радищев, П.С.

Новиков); в странах Восточной и Юго- Восточной Европы и ряде стран Востока.

У человека всегда существовала потребность выработать общее

представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление

принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира- это определенная сумма знаний, накопленных

наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.