рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Возникновение и развитие философии. Основные направления

каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему

существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к

природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый

человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление

о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и

ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая

на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на

основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину

мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве,

закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает

человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую

свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с

определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,

выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно

отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными

установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с

мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это

означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей

деятельности людей.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и

общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его

способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение- это фундамент человеческого сознания. Полученные

знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в

мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и

самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это

определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты

человеческого опыта. Это, во- первых, обобщенные знания, полученные в

результате профессиональной, практической деятельности. Во- вторых,

духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических

идеалов.

Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов,

определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и

действий человека.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы

сфомулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составе

мировоззрения человека и общества.

Структура мировоззрения

Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных

уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих

понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в

обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы.

Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени,

общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего

человечества и т.п.

Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает

основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью

этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе

представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются

эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным

компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная,

так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство

знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения,

разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в

зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной

культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

Историческими типами мировоззрения являются мифологическое,

религиозное и философское. Мифологическому мировоззрению присуще

неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить

себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через

известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из

которого он первоначально себя не выделяет.

В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой

единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей

взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в

первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной

магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в

основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с

самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ

обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.

Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его

центром, специфической точкой отсчета среди отностительности и текучести

мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство

всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную

санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую

инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть

услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема

существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-

бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно-

безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

Функции мировоззрения

Теоретически сформулированным мировоззрением является философия. Здесь

мировоззрение выступает как деятельное отношение человека к миру. С такой

позиции мировоззрение- это общественное самосознание человека, определяющее

его действенность через призму его целей и интересов, мировоззрение

является способом практически- духовного освоения мира и генетически

возникает из практического отношения человека к миру.

Для научного мировоззрения характерна высокая интеграция знаний в

его практической направленности. Но кроме потенциала знаний, в

мировоззрении присутствует также и потенциал эмоционально ценностного

отношения человека к миру: восприятия, переживания, интересы, нормы

поведения, идеалы. Это совокупно делает мировоззрение действенным духовно-

практическим непосредственным отношением личности к миру. Поэтому

мировоззрение можно представить как органическое единство эмоций и воли

человека, знаний, убеждений, поступков.

Философия выступает теоретической основой мировоззрения и в каждую

историческую эпоху обосновывает соответствующее «свое» мировоззрение.

Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных форм и областей

общественного познания, создавая на их основе целостный образ

действительности и места в ней человека. Включая и объединяя различные

сферы общественного сознания, мировоззрение является и опосредующим

звеном, через которое осуществляется воздействие этих сфер сознания друг на

друга.

Поэтому мировоззрение представляет собой интегрирующий фактор не только

отдельных сфер, но и всего общественного сознания.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее

идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С

мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем:

выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование

жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной

предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального

субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и

социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой

действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать

и контролировать свою деятельность.

Основными функциями мировоззрения являются: интегративно-

систематизаторская, интегративно- оценочная, интегративно- номативная,

интегративно- ориентировочная и интегративно- эвристическая.

Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно

сложную систему и вместе с тем « означает» понимание природы такой, какая

она есть.

Основной вопрос философии и главные филосовские направления

Основной вопрос философии.

Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не

существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи,

движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это

бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это

неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом

богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном

различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения

материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм

материального движения существует в единстве. Действительное единство мира

состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в

диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой,

единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах,

все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого

материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают

единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых

общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм

отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения

не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью

интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому

при определении философии употребляются понятия теоретическое

мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания

философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В

отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала

своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные

объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума

размышление о мире и человеческой жизни.

В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения:

направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с

другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление

понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире.

Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть,

радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры

совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю

философию.

Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он

касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих

от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с

которыми люди не могут не считаться.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и

человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение

этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы

философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на

осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как

универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное

выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть

в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об

отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к

материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не

что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии,

материальном, то сюда относится все то, что существует объективно,

независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления

и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании

идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими

научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе

с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным

вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит

истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на

природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его

стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное?

Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому

что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать

ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать

окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны

основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого

мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в

зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное.

Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а

вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление,

называемое материалистическим. В философии существует и противоположное

материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты

признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е.

идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии –

дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют

отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о

познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир?

Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой

представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что

мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная

ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все

новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю

философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические

эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые

устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало

рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых

зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний

достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от

других видов теоретического познания (в математике, естествознании)

философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно

Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия,

философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач,

которые либо временно, в определенный исторический период, либо

принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции

отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение

"мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой

познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

Агностицизм

Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию),

философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и

достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Агностицизм - Идеалистическое философское учение, утверждающее, что для

человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и

объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и,

следовательно, невозможно богопознание (!). Всякое познание, по мнению

агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием

явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь

то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Создаваемые

человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге,

суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее

естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая

обуславливает и сохраняет мировой строй.

Термин " агностицизм " был введен в 1869 г. английским

естествоиспытателем Т.Гексли.

Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в

частности в софизме и скептицизме.

Учение агностицизма было создано английскими философами, которых делят

на агностиков "старых", или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и

"новых", т.е эволюционистов (Герберт Спенсер). Основное различие между ними

заключается в том, что первые видят образование в человеке нравственных

принципов делом личного опыта, а вторые - наследственного опыта.

Последовательный агностицизм представлен в учениях Джона Беркли и

Дэвида Юма. Иммануил Кант , положив в основу свой теоретико-

познавательной концепции разграничение "вещи в себе" и "вещи для нас",

фактически принял позицию агностицизма. Позиции агностицизма характерны

для различных школ позитивизма, неопозитивизма, критического реализма.

Изначально агностицизм относился исключительно к возможности познания

бога, однако вскоре был распространен и на возможность познания

объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих

естествоиспытателей и философов.

В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено,

преимущественно под влиянием его критики, в основном социалистами и

коммунистами, пропагандирующими диалектическую познаваемость мира. В

настоящее время одним из характерных выражений агностицизма является

позиция конвенционализма.

Как можно заметить, в отношении бога агностицизм выдвигает лишь один,

достаточно невнятный тезис - "бога нельзя познать".

Т.е. невозможно получить достоверной (да и вообще никакой!) информации о

боге. Этот тезис трудно рассматривать как атеистический, даже если заменить

его другим (как это часто делают) - "существование бога невозможно

доказать". Этот агностический тезис, являющийся следствием первого, так

же ни в коей мере не противостоит религиозному восприятию, которое

основано не на доказательствах (познании), а на вере.

Более того, отрицая саму возможность (научного) познания, агностицизм часто

является одной из составляющих религиозного мировоззрения. Действительно,

если познать что-либо невозможно, остаётся в это только верить. Более того,

практически все религиозные учения всячески стараются укрепить своих

адептов именно в этой мысли - невозможно (да и не нужно!) что-либо знать о

боге.

Христианский агностицизм, который целиком остается и закрепляется и в

католическом рационализме, имел свой смысл и свое оправдание. Но могут

наступить в христианстве времена, когда ему пора кончиться, ибо он

делается опасным. Этот христианский агностицизм утверждал своеобразный

прагматизм незнания. Нужно ограничить восприимчивость человека и

возможность познания, чтобы человек не был оглушен космическим громом и

ослеплен космическим светом: Мы защищены толстокожестью,

нечувствительностью, отсутствием, органон для восприятия того, что для нас

опасно, для чего мы духовно не созрели. Незнание так же может быть

защитой , как и знание."

Агностицизм является философским учением тесно связанным с философией

скептицизма. Основные идеи агностицизма сформулированы в трудах Беркли,

Юма и Канта.

Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного

мира, познание истины, отвергает объективное знание.

По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность "богопознания",

т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более

отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.

Эмпиризм

Эмпиризм (от греч. empeirнa - опыт), направление в теории познания,

признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание

знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено

к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная

деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который

дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18

вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный

опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т.

Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э.,

признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д.

Юм). В буржуазной философии 20 в. впервые появляется сочетание

идеалистического Э. с онтологизмом, т. е. с определенными допущениями о

реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных

чувственности истолковывается как относящееся не к психическим переживаниям

субъекта, а к некоторым объективно (т. е. независимо от индивидуального

сознания) существующим чувственным сущностям ("нейтральные элементы" мира

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.