рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Возникновение и развитие философии. Основные направления

Э. Маха, "чувственные данные" неореалистов, "сенсибилии" Б. Рассела). Э.

подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и

объективного идеализма. Логический Э. (логический позитивизм), разделяющий

все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и

аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены)

посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного

опыта, и считает вторые бессодержательными.

Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов

опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для

объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден

выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с

характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность

рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к

аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве

средств построения теоретического знания. Между тем функционирование памяти

не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки

сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и

представить логику и математику как простое индуктивное обобщение

чувственного опыта потерпели провал.

Признавая чувственный опыт источником наших знаний, диалектический

материализм не сводит к нему всё содержание знания и подчеркивает активную

деятельность мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии

не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как социально и

культурно опосредованный познавательный процесс активной деятельности

субъекта. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания

- один из основных принципов марксистской гносеологии. См. Теория познания

и литературу при этой статье.

Идеализм

Идеализм (франц. idйalisme, от греч. idйa - идея), общее обозначение

философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое,

духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично,

производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит

материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и

мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в

сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому

назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в

философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц

писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и

самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал

И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избранные соч., т. 1, М. - Л.,

1926, с. 28).

Философский термин "И." не следует смешивать с употребляемым в обыденном

языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист",

которое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека,

стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле "И."

также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального

сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих

понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии

материализма.

При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении

основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его

главные формы: И. объективный и субъективный.

Субъективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие

от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне

сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое

его активностью.

Объективный идеализм

Объективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие

от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее

сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.).

С исторической предшественницей объективного И. мы встречаемся уже в

религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный

мир - покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность

божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И.

получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой

философии его представлял схоластический реализм, в новое время его

крупнейшие представители - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель.

Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских

идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.

Наличие двух главных форм И. не исчерпывает многообразия различных версий

идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории

философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается

духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля

(волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или

множество духовных первоэлементов (монадология - см. Монада, плюрализм),

как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм),

как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и

сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное "свободное"

начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. тесно связан

с религией. По сути дела, И. возник как концептуальное, понятийное

выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как

правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. По словам

В. И. Ленина, философский И. есть "...дорога к поповщине..." (см. Полн.

собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).

Многовековая история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных

этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в

соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем

развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в

последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего

наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии

(конец 18 - 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую

историческую форму рационализма - идеалистическую диалектику. С переходом

капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической

философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В

современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими

течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских

странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах),

феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в

католических странах).

Реализм

Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный),

идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания

реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов

(Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый

от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).

Р. в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и

концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего

онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном

(объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна

лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для

которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение

в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от

сознания (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р.,

считающий универсалии существующими не независимо от вещей, и умеренный Р.,

полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Так же как и

номинализм, Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистических тенденций

(см. Пантеизм) вошёл в конфликт с церковью, поэтому в средние века

господствовал умеренный Р.

Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих

мир и самодовлеющих сущностях — «идеях», которые, находясь вне конкретных

вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона,

считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его

формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское — как

крайний Р., аристотелевское — как умеренный.

Платоновский Р., переработанный в 3—4 вв. н. э. неоплатонизмом и

патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал

«идеи» как мысли творца и как образцы творения мира), переходит в

средневековую философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее

целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в

божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения

сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой

умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как оппозиция

номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из

Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в

вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают свои

учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм

признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признаёт

их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта

Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи

Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме,

существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их «идеи», вечные

прообразы; «в вещах» — как их сущности, субстанциальные формы; «после

вещей» в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме

универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит

принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный

Р., серьёзно поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжает существовать

и в 14в.; последняя значительная доктрина умеренного Р. появляется в 16 в.

у Ф. Суареса. Средневековый Р. (как и унаследовавший его установки

классический рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного,

не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как

абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.

Материализм

Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух

главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в

пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и

рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность

идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление,

психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она

никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть

объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от

материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о

познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения

действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его

закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 веке главным образом в

смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более

общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц)для противопоставления М.

идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс,

«философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали

они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что

дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же,

которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам

материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т.

21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Полное

собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98).

Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1)

Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне

ощущений, называют М. «метафизикой» (поскольку М. признаёт существование

внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный

идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или

бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь М. смешивается с

идеализмом. 2) М. называют «реализмом», поскольку М. признаёт реальность

внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле

противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю

в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию

единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм” захватано

позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и

идеализмом» (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного,

философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги

М. именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя М. в целом как

направление с механистическим М., некоторые критики М. называют его

«механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание

«материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел

унизить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется

произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает

обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие,

корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни,

короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс

Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).

Типология школ материализма. В литературе М. характеризуется с самых разных

сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием

для различных его классификаций.

1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии М., которым

соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М.

охватывает все формы М., которые исторически предшествовали возникновению

диалектического М. Те школы, которые появлялись после возникновения

марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., так как

они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в

истории М. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую

эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница —

общая для всех стран и народов — середина 40-х годов 19 века, когда возник

марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось

позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития

домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы

искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке

зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до

проникновения в неё марксизма.

2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин

называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо

более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все

предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18

с. 357).

Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М.

проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются

идеалистически. Так было, например, у французских материалистов 18 века, у

Фейербаха, а также русских революционных демократов 19 века.

Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию М. в своей

специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф.

Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 305).

б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с

позиций М. (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая

— с позиций идеализма и агностицизма, в) Когда отрицаются или игнорируются

всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности,

метафизический М. неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира,

нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».

3) По отношению к общественно-исторической практике различаются

созерцательный М. и практически действенный М. «Главный недостаток всего

предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в

том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме

объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная

деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., там же, т. 3, с. 1). М.,

ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский

М.

4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты,

выделяются диалектический М. и метафизический М. Для диалектического М.

характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и

материалистической теории познания. Метафизический М. имеет много

разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или

процесса познания превращается в абсолют.

5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный

материализм. Научный М. видит качественное отличие психического от

физического. Напротив, вульгарный М. (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я.

Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании общественных

явлений проявлением вульгарного М. является экономический М.,

противоположный историческому М. Историческому М. противостоят различные

школы упрощённого М., дающие неправильное объяснение общественных явлений:

а) антропологический М. (Л. Фейербах, отчасти Н. Г. Чернышевский) (см.

Антропологизм); б) географический М. (см. Географическая школа в

социологии); в) натуралистический М. (натурализм), который считает природу

определяющим фактором развития общества.

6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса

познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического М.

(см. Рационализм и Сенсуализм).

7) Различаются сознательный М. и стихийный, или наивный, философски

неоформленный М. Стихийный М. естествоиспытателей В. И. Ленин называл

естественноисторическим М. Существует неразрывная связь стихийного М.

естественников с философским М. как направлением. Естественноисторический

М. есть М. «...наполовину бессознательный и стихийно-верный духу

естествознания...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18,

с. 243).

8) Различные школы М. характеризуются по национально-географическим и

хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в

результате чего образуются характеристики определённых школ М.: например,

древнегреческий М., французский М. 18 века, русский М. 19 века и так далее.

Иногда подобная характеристика даётся раздельно с учётом только одного из

этих признаков, например: античный М. или М. 17 века (объединяющий

английских, французских, голландских и других материалистов этого времени).

9) М. характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал;

например, выделяется М. Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского и так

далее. Этим подчёркиваются индивидуальные черты и особенности философского

учения данного материалиста. Однако М. как общее мировоззрение нельзя

отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо

естественнонаучными теориями.

Критерием истинности М. служит общественно-историческая практика. Именно на

практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и

неоспоримо доказывается истинность М. Чтобы успешно вести активную борьбу

против идеализма, М. должен быть философски осознанным; в активной

направленности М. против идеализма выражена его партийность. В. И. Ленин

писал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность,

обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку

зрения определённой общественной группы» (там же, т. 1, с. 419). В этой

связи различают воинствующий М. и М., не ведущий активной борьбы против

идеализма. Для воинствующих материалистов В. И. Ленин считал обязательным

связь не только с философами-атеистами, но и с естествоиспытателями (см.

там же, т. 45, с. 31).

Рационализм

Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio —

разум), философское направление, признающее разум основой познания и

поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и

сенсуализму (эмпиризму). Термин «Р.» используется для обозначения и

характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая

традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё

Парменид,различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и

знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия),

усматривал в разуме критерий истины.

Как целостная система гносеологических воззрений Р. начал складываться в

новое время в результате развития математики и естествознания. В

противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму

классический Р. 17—18 вв. (Р. Декарт,Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г.

Лейбниц)исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.