рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Налогообложение прибыли

Реферат: Налогообложение прибыли

 


  ВВЕДЕНИЕ

Налоги - основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюд­жета. За счет налогов формируется преобладающая часть дохо­дов как федерального, так и консолидированного бюджета. Так, в 1997 году в консолидированный бюджет РФ поступило налогов на сумму 474,7 трлн рублей.

При этом из общей суммы налоговых платежей, посту­пивших в федеральный бюджет России, на долю только двух налогов - налога на прибыль предприятий и организаций и налога на добавленную стоимость приходится около 67%. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что в со­временных условиях налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является стержнем налоговой си­стемы Российской Федерации. По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможнос­тям воздействия на деятельность предприятий и предпри­нимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом.

Налог на прибыль - прямой налог. Все налоги в зависимости от способа их взимания с налогоплательщиков подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются доходы, а косвенными - расходы. Прямые налоги уменьшают сумму доходов физических и юридических лиц, а косвенные - увеличивают сумму их расходов. Прямых нало­гов больше платит тот, у кого доходы больше (при прочих равных условиях), а косвенных - тот, у кого расходы больше. Это имеет существенное значение, поскольку доходы и рас­ходы даже одних и тех же физических или юридических лиц ни во времени, ни в пространстве не совпадают.

В отлиЧие от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин, являющихся косвенными налогами, на­лог на прибыль - это прямой налог, непосредственное изъя­тие в доход государственного бюджета части дохода плательщика.

Налог на прибыль - пропорциональный налог. Здесь ко речь идет не о содержании, а порядке взимания налогового платежа, о ставках налога (единых или диффе­ренцированных), о степени обложения налогом. По этим признакам различают прогрессивные, регрессивные и про­порциональные налоги.

Прогрессивными являются налоги, по которым ставки налоговых платежей возрастают с ростом размеров доходов или других объектов налогообложения. Во многих странах, в частности в США, налогообложение корпораций, предприя­тий и предпринимателей является прогрессивным, то есть более высокие доходы облагаются налогами по более высо­ким ставкам. В нашей стране в известной мере прогрессив­ными можно считать ставки подоходного налога с физических лиц, хотя степень дифференциации явно недостаточна.

Регрессивными являются налоги, ставки которых не ра­стут, а снижаются по мере роста доходов или иного обла­гаемого налогом объекта.         

   Пропорциональными являются налоги, ставки которых не зависят от размеров облагаемого налогом объекта. Они явля­ются пропорциональными в том смысле, что суммы налогов возрастают прямо пропорционально сумме дохода или величи­не иного облагаемого налогом объекта. Почти все налоги в России являются пропорциональными - налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, транспорт­ный налог и др. Налог на прибыль относится к группе пропорци­ональных налогов, ставки налога от суммы прибыли не зависят. В законодательных и иных нормативных актах о налогах должны быть определены присущие каждому налогу черты, элементы обложения, или, иначе говоря, реквизиты налогов. К таким реквизитам относятся:

1. Плательщики налога.  

2. Объект налогообложения и (или) налогооблагаемая база.

3. Источник налогового платежа.

4. Налоговый период.

5. Ставки налога.

  6. Льготы по налогу.

  7. Порядок уплаты налога.

  8. Направление налогового платежа.

Систему налогообложения прибыли определяют законо­дательные и иные нормативными акты, прежде всего Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предпри­ятий и организаций" от 31 декабря 1995 года № 227-ФЗ, Инст­рукцией Госналогслужбы РФ №37 от 10 августа 1995 года "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий", постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 661 "О внесении изменений и дополнений в По­ложение о составе затрат по производству и реализации про­дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых резуль­татов при налогообложении прибыли", Федеральным Законом от 10 января 1997 года № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации "О налоге на при­быль предприятий и организаций".


1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ.

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Плательщиками налога на прибыль являются все пред­приятия и организации, которые в соответствии с законода­тельством Российской федерации являются юридическими лицами, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, 'если они осуществляют пред­принимательскую деятельность. Плательщиками налога на прибыль являются как коммерческие, так и некоммерческие организации с той лишь разницей, что для коммерческих орга­низаций получение прибыли является целью их деятельности, в то время как для некоммерческих организаций главным явля­ется осуществление уставной деятельности, но если наряду с уставной деятельностью некоммерческие организации осуще­ствляют предпринимательскую деятельность и получают при­быль, то они являются плательщиками налога на прибыль.

Бюджетные организации, деятельность которых полнос­тью или частично финансируется за счет средств бюджета, также являются плательщиками налога на прибыль, если они осуществляют наряду со своей основной деятельностью так­же предпринимательскую деятельность и получают прибыль.

Особый порядок налогообложения прибыли установлен для иностранных юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством других государств, а не Российской Феде­рации. Что же касается созданных на территории РФ предпри­ятий с иностранными инвестициями, а также международных объединений и организаций, являющихся юридическими лица­ми и осуществляющих предпринимательскую деятельность, то они являются плательщиками налога на прибыль.

Наряду с предприятиями - юридическими лицами пла­тельщиками налога на прибыль являются также филиалы и дру­гие обособленные подразделения предприятий, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие отдельный (хотя и не само­стоятельный) баланс и расчетный (текущий, корреспондентс­кий) счет в банке. Если же в состав предприятий входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (или текущего, кор­респондентского) счета в банке, то налог на прибыль в части, подлежащей зачислению в доход бюджета соответствующего субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области и др.) по местонахождению указанных структурных подразделений, оп­ределяется исходя из доли прибыли, приходящейся на эти под­разделения, пропорциональной среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов. При этом сумма налога по указан­ным структурным подразделениям определяется по ставкам налога на прибыль, действующим на территориях, где располо­жены эти предприятия и структурные подразделения. Доля при­были, которая приходится на филиал, иное структурное подразделение предприятия, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работ­ников (или фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов филиала.

Плательщиками налога на прибыль являются также банки. Не являются плательщиками налога на прибыль пред­приятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяй­ственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому органами власти субъектов РФ. Перечень охотохозяйственной продукции приведен в При­ложении № 1 к Инструкции Госналогслужбы №37 от 10 авгу­ста 1995 года "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Состав сель­скохозяйственной продукции определяется в соответствии с Общесоюзным классификатором "Промышленная и сельско­хозяйственная продукция", утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 году.

 

1.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по налогу на прибыль, установленными действующим зако­нодательством без каких-либо специальных разрешений по этому поводу: представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам, причем пред­ставление этих документов носит не разрешительный, а уве­домительный характер.

Налогоплательщик вправе ознакомиться с актами прове­рок, проведенных налоговыми органами: представлять нало­говым органам пояснения по исчислению и уплате налога на прибыль и по актам проведенных проверок.

При несогласии с заключениями, актами и иными ре­шениями налоговых органов налогоплательщик вправе об­жаловать их, а также действия должностных лиц налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а также в арбит­ражный суд. Налогоплательщикам важно знать, что в соответ­ствии со ст.4 Федерального Закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Любые законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, подлежат введению в действие не ранее, чем по истечении десятидневного срока с момента их официального опублико­вания. Официальным опубликованием считается первая пуб­ликация полного текста закона в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации" каждый налогоплательщик (предприятие, учреждение, организация) подлежит в обяза­тельном порядке постановке на учет в государственное нало­говой инспекции по месту своей регистрации (с присвоением ему определенного идентификационного номера).

 Для постановки на учет надо представить в налоговую ин­спекцию заявление установленной формы, три экземпляра карты постановки на учет, копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке, форму заявления мож­но получить в налоговой инспекции по местонахождению на­логоплательщика. Налоговая инспекция обязана поставить налогоплательщика на учет в течение не более 5 дней со дня подачи налогоплательщиком полного пакета указанных выше документов. При этом предприятию-налогоплательщику при­сваивается идентификационный номер, выдается первый эк­земпляр карты, подписанной начальником налоговой инспекции и скрепленной гербовой печатью. Налогоплательщику выдает­ся справка о постановке на учет в налоговой инспекции, кото­рая является основанием для открытия в банке расчетного счета. Налогоплательщик обязан:

- своевременно и в полном объеме уплачивать налог на при­быль в установленном порядке (авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли);

- вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными документами; применительно к налогу на при­быль особо важное значение имеет соблюдение требований Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость про­дукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в редакции дополнений и изменений, внесенных постановлени­ем Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 661 ):

- составлять отчеты о своей финансово-хозяйственной деятель­ности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет:

- представлять налоговым органам необходимые для ис­числения и уплаты налогов документы и сведения;

- вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в разме­ре суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), вы­явленного проверками налоговых органов;

- в случае несогласия с фактами, изложенными в акте про­верки, произведенном налоговым органом, представлять пись­менные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

- выполнять требования налогового органа об устранении

выявленных нарушений законодательства о налогах;

 - в случае ликвидации или реорганизации предприятия сообщать налоговым органам о принятом решении о ликвидации или реорганизации предприятия независимо от того, кем принято это решение. В случае ликвидации предприятия обязанность по уплате недоимки этого предприятия (неупла­ченного или уплаченного неполностью налога) возлагается на ликвидационную комиссию.

В соответствии с письмом Центрального банка РФ № 298 от 5 июля 1996 года предприятия, учреждения и орга­низации, осуществляющие платежи в бюджет и государствен­ные внебюджетные фонды, должны сдавать соответствующие платежные поручения не позднее дня, предшествующего на­ступлению срока платежа. Если средств на счете не хватает или они отсутствуют, на платежном поручении делается от­метка об очередности платежа.

 На своевременность внесения налоговых платежей большое        влияние оказывает система расчетов между предприятиями, порядок осуществления платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. В связи с этим Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлено, что в соответствующих догово­рах должны быть определены сроки исполнения обязательств покупателями, заказчиками по расчетам за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги и что пре­дельный срок исполнения таких обязательств три месяца с мо­мента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот срок по соглашению сторон может быть меньше трех месяцев, но не может быть больше.

 За нарушение налогового законодательства предприятия п ответственность в установленном порядке. Так, за занижение суммы прибыли или сокрытие части прибыли от нало­га, за завышение себестоимости продукции, приведшие к занижению прибыли с предприятия взыскивается вся сумма сокрытой или заниженной прибыли и штраф в таком же раз­мере, а при повторном аналогичном нарушении штраф взима­ется в двукратном размере этой суммы.

Кроме того, за отсутствие учета затрат на производство и финансовых результатов или за ведение такого учета с нару­шением установленного порядка, что привело к занижению или сокрытию прибыли за проверяемый налоговыми службами период, предприятие наказывается штрафом в размере 10 %  доначисленных сумм налога.

Пример. На предприятии затраты на строительство га­ража в сумме 140 млн руб. ошибочно отнесены на себес­тоимость продукции, что было обнаружено при проверке налоговой инспекцией (затраты на строительство гаража- это капитальные вложения, осуществляемые за счет аморти­зационных отчислений или прибыли, остающейся в распо­ряжении предприятия после уплаты налога на прибыль).

В данном случае имеет место занижение прибыли на 140 млн руб., соответственно не учтен налог с этой суммы прибы­ли. С предприятия взыскивается сумма заниженной прибыли - 140 млн руб. и штраф в таком же размере, - всего 280 млн руб. Но уплата штрафа не освобождает от уплаты налога в сумме 49 млн руб. (140 млн руб. х 35%). Кроме того, за непра­вильное ведение учета (в данном случае - нарушение установ­ленного порядка учета затрат на производство) взыскивается штраф в размере 10 % доначисленной суммы налога, то есть 4,9 млн руб. (49 млн руб. х 10%).

 При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения прибыли приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокры­той или заниженной суммы прибыли. При этом факт умыш­ленного сокрытия прибыли или занижения с целью неуплаты налога на прибыль или неполной его уплаты может быть уста­новлен только в судебном порядке. Налоговым органам такое право не предоставлено.

За несвоевременное представление в налоговую инспек­цию расчетов по налогам с предприятия взыскивается штраф в размере 10% от причитающихся по расчету сумм налога, а на соответствующих должностных лиц предприятия налагает­ся административный штраф в размере от 2 до 5 минималь­ных месячных размеров оплаты труда; при повторном нарушении административный штраф налагается в размере от 5 до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда.

За задержку уплаты налога в бюджет - с предприятия взыс­кивается пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налого­плательщика от других видов ответственности за нарушения налогового законодательства.

Недоимки по налогу на прибыль и другим обязательным платежам, а также штрафы, пени и иные санкции, предус­мотренные законодательством, взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Налогоплательщик не несет ответственность за налого­вые нарушения, если они явились следствием задержки фи­нансирования из бюджета или оплаты государственного заказа, арифметической ошибки в документах, неправильных действий налогового агента, выполнения плательщиком ука­заний налоговых органов, стихийных бедствий и других об­стоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

В исключительных случаях налогоплательщик вправе об­ратиться с просьбой об отсрочке или рассрочке уплаты штра­фов за нарушение налогового законодательства. По решению руководителя налогового органа такая отсрочка или рассроч­ка может быть предоставлена при сложном финансовом поло­жении плательщика, когда взыскание штрафов может привести к прекращению его производственной деятельности. Отсроч­ка или рассрочка предоставляется только в пределах текуще­го бюджетного года и на срок не более шести месяцев.

Что касается отсрочек и рассрочек самих налоговых пла­тежей, то они по просьбе плательщиков могут предоставляться соответствующими финансовыми органами (по платежам в ФБ Минфином РФ), которые уведомляют налоговые органы о принятых решениях.Права и обязанности налогоплатильщиков определены законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ” от 27.12.91г., другими нормативными актами.

2. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ .

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, увеличенная или уменьшенная в соответствии с положениями, предусмотренными действующим законодательством.

 

2.1. ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг является преобладающей частью балансовой прибыли предприятия. Многие предприятия никаких других доходов, кроме доходов от реализации продукции, не имеют. Прибыль от реализации продукции - это разность между выручкой от реализации продукции предприятия (без НДС, акцизов и т.п.) и суммой затрат предприятия на производство и реализацию этой продукции.

2.2. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

 

Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты заказчиками, покупателями ( при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на расчетные счета в банках, а при расчете наличными - по мере поступления средств в кассу предприятия) либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ и услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов для оплаты.  При этом метод определения выручки от реализации устанавливается предприятием самостоятельно на длительный срок, на ряд лет. Это один из вопросов учетной политики предприятия. Оно решает его по своему усмотрению исходя из условий хозяйствования и условий договоров. В выручку от реализации продукции наряду с другими слагаемыми включается выручка от реализации продукции своим работникам. В экономическом смысле реализация продукции своим работникам - это всего лишь один из вариантов реализации продукции на сторону. Поэтому условия налогообложения прибыли, полученной от реализации своей продукции своим же рабочим и служащим, не отличаются от условий налогообложения прибыли, полученной от реализации продукции сторонним покупателям. И если здесь возникают вопросы, то они главным образом возникают с желанием предприятия продать продукцию своим работникам подешевле. В этом случае действует п.2.5 Инструкции ГНС РФ N 37, в соответствии с которым по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения, принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической  себестоимости.

Если же предприятие реализует продукцию своим работникам хотя бы дешевле, чем сторонним покупателям, но по цене, превышающей ее себестоимость, то никаких проблем при налогообложении прибыли не возникает. Реализацию предприятием своей продукции не следует отождествлять с реализацией продукции сторонних изготовителей, поставщиков, торговых фирм. Как правило, в этих случаях предприятие не осуществляет ни производственной деятельности, ни торговой, а выступает в роли посредника или коммисионера. Учитывая, что ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, может отличаться от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности, в Инструкции ГНС РФ N 37 от 10.08.95г. содержится определение посреднической деятельности. Существенными особенностями, но только для целей налогообложения прибыли, характеризуется определение выручки от реализации продукции по цене не выше ее фактической себестоимости и в порядке товарного обмена (бартера). Если  предприятие реализовало продукцию по цене не выше ее фактической себестоимости, то для целей налогообложения прибыли принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации этой продукции, но не ниже ее фактической себестоимости. Если, например, предприятие реализовало 500 регуляторов по 80 тыс.руб. за штуку на общую сумму 40 млн.руб. при фактической себестоимости регулятора 82 тыс.руб., то при определении облагаемой прибыли выручка от реализации данной партии регуляторов определяется по рыночной цене регуляторов. Если рыночная цена регулятора составляет 98 тыс.руб., то для целей налогообложения выручка от реализации данной партии принимается равной не 40 млн. руб. , а 49 млн. руб.: иначе говоря облагаемая налогом прибыль будет увеличена на 9 млн. руб.:

98 тыс.руб. - 80 тыс.руб. = 18 тыс.руб.

18 тыс. руб. х 500 шт. = 9 млн.руб.

Соответственно возрастет и налог на прибыль. Предприятие могло бы избежать пересчета выручки от реализации по рыночным ценам, если бы реализовало свою продукцию по цене, превышающей фактическую себестоимость на минимальную величину, допустим 100 руб.(т.е. по цене 82100 руб.), поскольку степень превышения фактической себестоимости продукции законом не регулируется.

К рассматриваемому вопросу близок по своему экономическому содержанию вопрос о бартерных сделках, т.е. об обмене продукцией, работами или услугами без оплаты. При осуществлении предприятиями обмена продукцией , либо при ее передаче безвозмездно, выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой же или аналогичной  продукции, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а если в этом месяце не было факторов реализации такой же или аналогичной продукции, то средняя цена берется по факту ее последней по времени реализации, но не ниже фактической себестоимости данной продукции. Порядок досчета валовой прибыли, ее увеличение в случае реализации продукции по цене не выше себестоимости относится не только к предприятиям промышленности, но и ко всем другим отраслям и видам деятельности - строительной, посреднической, научной и пр. Если строительная организация по одному из строящихся объектов получила убыток, затраты по данному объекту оказались больше полученной от заказчика суммы оплаты выполненных работ, то это рассматривается как факт реализации продукции по цене, не превышающей себестоимость. В этом случае для целей налогообложения выручка от реализации определяется по рыночной цене, которая не может быть ниже фактической себестоимости продукции. Если, например , договорная цена объекта в соответствии со сметой строительства составляет 1340 млн.рублей, а фактические затраты строительной организации по данному объекту составили 1390 млн.рублей, то валовая прибыль строительной организации должна быть увеличена на 50 млн.рублей (т.е. на сумму убытка). Более того, если имеются данные о рыночной стоимости аналогичных объектов (допустим 1420 млн.рублей) то налоговая служба вправе потребовать увеличения валовой и соответственно налогооблагаемой прибыли на 80 млн.рублей (1420-1340). Итак, для определения прибыли от реализации продукции необходимо из общей суммы выручки от ее реализации вычесть сумму затрат на производство и реализацию этой продукции. При расчете следует руководствоваться двумя документами:   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.