рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Особенности формирования и расходования средств Пенсионного фонда в Кировском районе города Новосибирска

Дипломная работа: Особенности формирования и расходования средств Пенсионного фонда в Кировском районе города Новосибирска

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: Особенности формирования и расходования средств Пенсионного фонда в Кировском районе города Новосибирска


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Принципы и модели обязательного пенсионного страхования в условиях рыночной экономики

1.2 Экономические и социальные особенности системы обязательного пенсионного страхования в России

1.3 Финансово-экономические основы государственного пенсионного страхования

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

2.1 Необходимость проведения и основные направления реформы пенсионной системы в России

2.2 Проблемы формирования доходной и расходной частей бюджета Отделения ПФР по НСО

2.3 Анализ деятельности Управления ПФР в Кировском районе г. Новосибирска

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

3.1 Основные принципы персонифицированного учета в условиях переходного периода

3.2 Социально-экономические условия развития накопительного пенсионного страхования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества.

Пенсионная система оказывает серьезное влияние на стабильность всей финансовой системы государства, а также на сбалансированность федерального бюджета, не говоря уже о региональных бюджетных системах.

Одной из главных задач пенсионной реформы стало обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и выполнения значительных финансовых обязательств, накопленных перед пенсионерами за советский период.

Внедрение новой пенсионной модели должно повысить доходы Пенсионного Фонда за счет вывода скрытой части зарплат из тени, создать стимулы работающим в полной уплате страховых взносов со всего объема доходов, обеспечить прозрачность пенсионной системы. Именно в первые годы проверяется эффективность пенсионной модели, её способность с одной стороны к выполнению задач, стоящих перед реформой и с другой стороны не снижения сформировавшихся финансовых гарантий пенсионного обеспечения. Это определило актуальность работы.

Цель дипломной работы дать оценку пенсионной реформы в Российской Федерации и разработать предложения по совершенствованию деятельности ПФР.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-  сравнить различные модели пенсионного страхования;

-  определить основные особенности системы обязательного пенсионного страхования в Росси;

-  рассмотреть финансово-экономические основы государственного пенсионного страхования;

-  проанализировать основные направления реформы пенсионного страхования в России;

-  выявить проблемы формирования доходной и расходной частей бюджета Отделения ПФР по НСО;

-  проанализировать деятельность Управления ПФР в Кировском районе г. Новосибирска;

-  разработать предложения по совершенствованию деятельности ПФР по реализации пенсионной реформы.

Объект исследования – Управление ПФР В Кировском районе.

Предмет исследования – деятельность УПФР по формированию доходной и расходной частей бюджета.

Структура дипломной работы включает в себе введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

В первой главе «Пенсионное обеспечение, как одно из важнейших направлений социальной политики государства» выявлены особенности системы обязательного пенсионного страхования.

Во второй главе «Анализ современной пенсионной реформы в России» проведен анализ доходной и расходной частей бюджета Отделения ПФР и Управления ПФР.

В третьей главе «Совершенствование деятельности ПФР по реализации пенсионной реформы» разработаны предложения по совершенствованию деятельности ПФР по реализации пенсионной реформы.


1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ

НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Принципы и модели обязательного пенсионного страхования в

условиях рыночной экономики

Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей страны и косвенно всего трудоспособного населения. Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией Российской Федерации, в которой отмечено, что в Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное пособие по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом [1, с.122].

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественной политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Проблемы финансового обеспечения выплаты пенсий становятся все острее во всем мире. Причин этому несколько. Наиболее признанной из них является все более подтверждающаяся тенденция к углублению демографического кризиса, проявляющегося в демографических сдвигах, направленных на быстрое увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет. Для нашей страны эта тенденция еще больше обостряется наложением негативных демографических последствий второй мировой войны. Так, в частности, по данным Всемирного банка, в 1990 г. во всем мире лица в возрасте старше 60 лет составляли 9% всего населения мира. Однако их численность может возрасти уже к 2030 г. почти вдвое. В странах Европейского Союза (ЕС) поддержку каждого пенсионера в среднем обеспечивают четыре человека работоспособного возраста, к 2030 г. их может остаться только двое.

Большинство существующих в мире государственных пенсионных систем находится в предкризисном состоянии: они не соответствуют экономическим, социальным и правовым реалиям. В разных странах имеется национальная и историческая специфика, различны порядки установления тарифов страховых взносов, методы их сбора и организации пенсионных служб, формы взаимоотношений с государством.

Анализ опыта зарубежных стран показывает, что существует только три базовых института пенсионного обеспечения, сочетание которых позволяет получить десятки комбинаций национальных пенсионных систем (моделей пенсионных систем).

Первый институт - это социальная помощь. В развитых государствах она играет роль механизма борьбы с бедностью.

Второй институт - личное добровольное страхование пенсии с помощью накопления достаточных финансовых средств для пожизненной ренты.

Третий институт - обязательное социальное страхование всех лиц наемного труда и большинства самозанятого населения. Цель - сохранение с помощью коллективных (массовых) форм страхования социальных рисков жизненного уровня, достигнутого в течение трудоспособного периода.

Главная задача, которую предстоит решить при уточнении концепции пенсионной реформы в России, состоит в определении оптимальных пропорций применения и форм развития каждого из трех вышеназванных институтов пенсионного обеспечения. Российская специфика переходного периода, социального, экономического и политического развития делают проблему обеспечения пенсионеров более сложной [23, с.185].

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования, являющегося основной частью системы социального страхования, представляющего собой «часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам» (Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ).

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Государственное пенсионное страхование должно быть ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни при наступлении старости и, во-вторых, на возмещение трудоспособным гражданам дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду после наступления установленного законодательством пенсионного возраста. Эти две составляющие государственного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. В первом случае речь идет о пенсионном обеспечении, размер которого не зависит от трудового вклада гражданина, во втором об обязательном виде страхования, размер которого непосредственно увязан со стажем и размером отчислений от заработка каждого застрахованного. Отдельные специалисты даже исключают первую функцию из понятия государственного страхования, поскольку она не соответствует страховым принципам. В таком случае пенсионное страхование сводится исключительно к возмещению утраченного заработка.

В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.

На уровень пенсионного обеспечения в конкретный период в равной мере влияют социально-экономическое положение страны, демографическая ситуация, система оплаты труда и налоговое законодательство. Иными словами, размер и условия выплаты пенсий отражают все стороны жизни современного общества.

Функционирование государственного пенсионного страхования основывается на реализации страховых принципов, как общих для всей системы обязательного социального страхования, так и специфических, применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

-  устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

-  всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

-  государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

-  государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

-  паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

-  обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

-  ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

-  обеспечение надзора и общественного контроля;

-  автономность финансовой системы обязательного социального страхования [23, с.188].

Для сравнения рассмотрим базовые принципы функционирования государственной пенсионной системы:

-  единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;

-  всеобщность;

-  обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

-  государственная гарантия для всех застрахованных;

-  солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

-  федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевое и межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов);

-  автономность бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;

-  поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);

-  эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат;

-  зависимость размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);

-  целевое использование страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;

-  возвратность пенсионных платежей;

-  индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов и др.

Объективными причинами большинства современных проблем функционирования пенсионной системы стало отсутствие ряда перечисленных принципов в правовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное невыполнение на практике.

В рыночной модели пенсионного страхования необходимо обеспечить сочетание принципа личной ответственности каждого застрахованного и принципа солидарности застрахованных лиц. Реализация этого требования предполагает участие всех субъектов страхования в формировании его финансовой базы. В настоящее время в России практически все самозанятое население устранилось от уплаты взносов - перечисляемые названной категорией занятых взносы в Пенсионном фонде Российской Федерации несопоставимы с их численностью и трудовым вкладом. В результате нарушен один из основополагающих принципов - обязательность уплаты страховых взносов. С этим нарушением в большинстве случаев тесно связано отсутствие зависимости размеров страховых пособий от величины уплаченных страховых взносов, т. е. размеры выплат слабо или совсем не увязаны с размерами страховых взносов и с трудовым вкладом.

Помимо учета принятых в международной практике принципов и норм пенсионного страхования необходимо детально изучить используемые в мировой практике модели пенсионного обеспечения и опыт их функционирования.

Исходя из общих принципов обязательного пенсионного страхования, практика реализовала в каждой стране уникальную пенсионную модель. В настоящее время в мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т.д. Сама пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее и собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату пенсий в текущее время. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров целиком и полностью зависит от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государством.

Накопительная модель является полной противоположностью распределительной. При ней страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью их увеличения. Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании [23, с.193].

В последнее десятилетие очевидность доминирования распределительной системы явно поставлена под сомнение практически во всех странах. Во многих из них в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы - накопительный.

Таким образом, каждая из рассмотренных моделей может быть использована для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наиболее эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Оптимальное решение задачи пенсионного обеспечения населения заключается не в альтернативном выборе одной из моделей, а во взаимодействии основной (доминирующей) и дополнительной пенсионных схем. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят в конечном итоге от тех целей, которые определены в социальной политике государства.

«Пенсионный Фонд Российской Федерации - это финансово-кредитная организация, занимающаяся разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и их использовании для выплат пенсий и пособий участникам. Каждый пенсионный фонд работает согласно собственным правилам (уставу) и является самостоятельной юридической и финансовой организацией, которая не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения. Пенсионный фонд не отвечает по обязательствам учреждений, при которых он создан и персонал которых обслуживает. Однако правила пенсионного фонда могут содержать положения, согласно которым учредившая его организация обязана погасить или по крайней мере сократить текущий дефицит фонда. В основу преобладающего большинства пенсионных фондов положен принцип полного самофинансирования (фондирования) пенсии» [23, с.197].

Деятельность пенсионного фонда можно представить как инвестиционный процесс, который делится на два этапа. На первом этапе путем периодических взносов создается резерв (фонд), причем накопление средств происходит ускоренно, так как полученные денежные средства инвестируются для получения доходов.

На втором этапе (отдача от инвестиций) средства расходуются на выплату пенсий. Теоретически к концу жизни пенсионера созданный резерв должен быть исчерпан.

Пенсионная система каждой страны всегда находится в динамичном состоянии, поскольку вынуждена приспосабливаться к внешним экономическим и социально-демографическим изменениям. При изменениях в политике и экономике (а тем более при значительных общественных переменах) пенсионная система вовлекается в механизм институциональных преобразований и участвует в процессе перераспределения собственности. Именно тогда возникает потребность в коренном ее реформировании.

1.2 Экономические и социальные особенности системы обязательного

пенсионного страхования в России.

Современные проблемы развития пенсионной системы России обусловлены разными факторами (экономическими, социальными, политическими, историческими, демографическими).

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале ХХ в. и не получило широкого распространения.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения.

Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий разных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных граждан.

Однако, несмотря на то, что данная пенсионная система входила составной частью в систему социального страхования, она не содержала экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. В то же время эта система при всех своих недостатках содержала одно важное преимущество – обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система получила определение государственного пенсионного обеспечения.

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию. Таким образом, предшествовавшая современной пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые была предоставлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и членов их семей в связи с введением в действие Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г., расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза [23, с.115].

Важным периодом в формировании государственного пенсионного страхования является середина 60-х годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.

Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях за выслугу лет.

Серьезные как методические, так и практические проблемы, достигали наибольшей остроты в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенным на нее функциями.

К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсий потребовалось привлекать дополнительные средства.

Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 году сократило разрыв в уровне формирования доходной части потребления в расходной части бюджета социального страхования. Однако уже в 1989 году указанное соотношение вновь снизилось. Таким образом, даже в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета и соответственно его дотационность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.