рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Особенности формирования и расходования средств Пенсионного фонда в Кировском районе города Новосибирска

Следовательно, развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен во всей пенсионной системе на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.

Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых подходов к организации пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».

Закон 1990 г., по существу, стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. При этом важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.

Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости тарифов взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущественное использование страховых методов имела глубокое экономическое содержание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффективной деятельности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан [23, с.118].

В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система - через государственные органы социального обеспечения (социальной защиты населения).

Российские специалисты в области пенсионного обеспечения выделяют несколько периодов в процессе становления системы пенсионного страхования в России, в ряде случаев отождествляя данный процесс с радикальной пенсионной реформой. Однако реформирование пенсионного обеспечения еще далеко от завершения.

Первый этап пенсионной реформы начался в 1990 г. принятием нового российского закона «О государственных пенсиях в РСФСР» спустя всего лишь полгода после утверждения вышеупомянутого союзного пенсионного закона. Российский закон, сохранив основные положения, заложенные в союзном законодательстве, в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Так как он принимался во времена бурных экономических и политических изменений в стране, то в определенной степени при его разработке сказалась и политическая конъюнктура, затрудняющая принятие профессиональных решений. Все это отразилось на практике становления и развития обязательного государственного пенсионного страхования в России.

В целях реализации норм Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа реформы. Таким образом, к концу 1990 г. из консолидированной системы социального обеспечения была выделена организационно- и финансово-самостоятельная ветвь – пенсионная система, которая постепенно стала приобретать черты страховой.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которым Пенсионный фонд Российской Федерации до настоящего времени руководствуется в своей деятельности.

В процессе перехода к рыночным отношениям, сопровождающегося кризисными явлениями в экономике и социальной нестабильностью, происходили систематические нарушения норм и правил, предусмотренных пенсионным и другими законодательствами.

В России были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.

Следствием этого явилась катастрофическая деформация обеспеченности финансовой системы Пенсионного фонда Российской Федерации. Уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100-120% в дореформенный период до уровня 80-85% в переходный к рыночным отношениям период. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самих назначаемых пенсий.

Таким образом, созданная в 1990-1991 гг. новая российская пенсионная система в значительной мере унаследовала от складывавшейся десятилетиями централизованно регламентируемой экономики социально-иждивенческий характер, что, несмотря на все предпринимаемые косметические меры по ее корректировке, неминуемо должно было привести к дестабилизации ее финансового положения. Именно это и случилось в 1995 г., когда впервые возникли проблемы с невыплатой пенсий.

Первый этап пенсионной реформы утвердил систему пенсионирования, которая в конкретных экономических условиях (неуправляемая инфляция) не могла быть полностью реализована и была обречена на моральное старение.

К 1995 г. ситуация характеризовалась низким размером выплачиваемых пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии заработная плата уже перестала играть сколько-нибудь заметную роль. Практически исчезла дифференциация пенсий, что было связано с искусственным ограничением размера пенсий тремя минимальными размерами пенсии. Меры по поэтапному осовремениванию прошлых заработков для исчисления пенсий, направленные на увеличение дифференциации их размеров, привели лишь к сокращению финансовых возможностей по повышению минимальных пенсий, что еще более усугубило ситуацию.

Пенсионная система была поставлена перед необходимостью постоянно решать практически нерешаемую задачу - одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада [23, с.121].

Однако в связи с отсутствием ресурсов в пенсионной системе на повышение минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня способом линейной индексации вынужденно перешли к применению механизма выплаты компенсационной надбавки к минимальному размеру пенсии, увеличивающей все пенсии на фиксированную величину, что, по вполне понятным причинам, вызвало недовольство пенсионеров, получающих относительно высокие пенсии.

Более того, из-за недостаточности средств, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, стало практически невозможным проводить какую либо социально приемлемую политику в области пенсионного обеспечения. Переход к рыночным отношениям все больше вскрывал противоречия и недоработки, заложенные в законодательно утвержденной модели пенсионной системы, без устранения которых стало уже невозможно ее устойчивое развитие и повышение уровня пенсионного обеспечения в будущем.

С 1995 г. начался второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 790 была утверждена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования и очертила контуры будущей пенсионной системы.

Важнейшей тенденцией, в соответствии с Концепцией, является интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства и переход к рыночной экономике, что потребует сближения пенсионного законодательства Российской Федерации с пенсионным законодательством других стран и в первую очередь европейских, которые, хотя и установили высокие стандарты в этой области, имеют весьма рациональные пенсионные системы, позволяющие национальным товаропроизводителям оставаться конкурентоспособными.

Другая тенденция заключается в усилении процесса старения населения, что потребует более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Наконец, снижение доли занятых вообще и занятых по найму в частности в общей численности трудоспособного населения обусловливает необходимость изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Невозможность в рамках пенсионного законодательства одновременно обеспечить повышение минимального уровня пенсионного обеспечения и социально справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада требует переход а к новому порядку исчисления размеров пенсий, который позволил бы решать эти проблемы.

В развитие Концепции реформы пенсионного обеспечения был принят Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Одним из важнейших шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Указанный Закон предусматривал переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуального коэффициента для каждого пенсионера. Он предполагал гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот отдельными категориями пенсионеров по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты пенсий в период работы.

Однако введение данного Закона в действие в полном объеме в настоящее время невозможно из-за недостатка финансовых средств, в связи с чем сохраняются ограничения на соотношение заработка пенсионера и среднего заработка по стране, учитываемых при исчислении пенсии на уровне 1,2.

Кроме того, начиная с 1995 г., происходило накопление государственных долгов по выплате пенсий, что стало одной из основных причин дестабилизации ситуации. В рассматриваемом периоде продолжили свое влияние тенденции, характерные для дореформенного периода. В результате к концу 1997 г. возникла настоятельная потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая ознаменовала начало нового - третьего этапа пенсионной реформы [23,с.123].

К началу 2001 г. численность пенсионеров в Российской Федерации составляла 38,4 млн. чел, или 26,5% численности постоянного населения страны. За период с 1994 по 2000 г. на 9,3 млн. чел, или 15,3%, сократилась численность наемных работников - основной категории плательщиков страховых взносов на цели государственного пенсионного страхования. В результате этого количество работающих на одного пенсионера снизилось с 1,6 до 1,3 чел. Естественно, что при подобном соотношении работающих и пенсионеров расходы Пенсионного фонда Российской Федерации существенно возросли, а поступление доходов в Пенсионный фонд Российской Федерации сократилось.

Следует отметить опережающий рост численности получателей пенсий в связи с особыми условиями труда и за работу на Крайнем Севере по сравнению с темпами роста количества получателей трудовых пенсий.

При этом право работника на досрочную пенсию ничего не стоит для работодателя – за все платит Пенсионный фонд Российской Федерации или, точнее, все занятое население страны. Благодаря возможности предоставления права на льготную пенсию предприятия привлекают рабочую силу на производства с вредными условиями труда, в районы с экстремальными природными условиями, практически не вкладывая средств в мероприятия по компенсации своим работникам потерь здоровья в связи с работой в подобных условиях.

Одной из важнейших проблем развития пенсионного страхования является ослабление связи размера пенсии с трудовыми вкладом пенсионера, которое не было устранено введением индивидуального коэффициента пенсионера [23, с.128].

Характерной особенностью является также смещение основного числа пенсионеров в группу получателей максимальной пенсии – 3 минимальных размера и выше. К концу 1999 г. Их доля составила 73,6% от общего количества получателей. Пенсия в размере 1 минимума, от 1 до 2 минимумов и от 2 до 3 минимумов получают по 10% пенсионеров, что подтверждает вывод о низкой дифференциации самих размеров пенсии.

1.3 Финансово-экономические основы государственного пенсионного

страхования

Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений, с одной стороны, между наемными работниками и индивидуальными предпринимателями с работодателями и государством, с другой стороны, которые созданы для реализации долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению.

Деятельность пенсионной системы государства должна быть направлена на реализацию конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

А финансирование социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат – за счет средств федерального бюджета.

Пенсионным законодательством предусмотрены дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения, ограничения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии, поощряемая продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.

В нашей стране строго соблюдаются требования, установленные международными принципами, в соответствии с которыми Конституцией РФ 1993 г. каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом [1, с.277].

Взносы (начиная с 2002 г. – единый социальный налог) в Пенсионный фонд Российской Федерации относятся по действующему законодательству к категории обязательных платежей для целей государственного пенсионного страхования, которые должны уплачивать все застрахованные граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации в период трудовой деятельности.

В целях выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств создается специализированная финансовая система пенсионного страхования, которая основана на принципе систематического отчисления части текущего заработка (либо иного дохода) застрахованного лица в целевой фонд с последующим обязательством выплаты адекватной суммы для финансового обеспечения соответствующих видов государственных пенсий.

Функцию концентрации, хранения и распределения накопленных ресурсов для выплаты пенсий выполняет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для всех видов обязательного - пенсионного страхования поступление финансовых ресурсов для текущего и будущего пенсионного обеспечения осуществляется посредством обязательных отчислений с общей суммы заработка (либо иного дохода) застрахованного гражданина в соответствии с установленным законодательством размером ставки тарифа страховых взносов или единого социального налога, начиная с 2001 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации, являясь крупнейшим финансовым институтом государства по консолидации денежных средств для текущей выплаты государственных пенсий, одновременно является одним из важнейших элементов всей государственной бюджетной системы России. Особенности Пенсионного фонда Российской Федерации, вытекающие из необходимости выполнения этих функций, четко регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [2, с.3].

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом, т.е. представляет собой форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации как свод доходов и расходов, обеспечивающих финансирование пенсионной системы Российской Федерации, является финансовой системой, полностью автономной от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства России (федеральном, субъектов Федерации и местном).

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации должен быть сбалансирован по доходам и расходам путем регулирования размера и условий уплаты ЕСН различными категориями плательщиков, а также прямого возмещения средств из федерального бюджета на выплату пенсий через бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Альтернативным регулятором сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации служат размер и сроки повышения пенсий, а также способ индексации (осовременивания) пенсии.

Доходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируется исходя из величины ставки страховых взносов либо ЕСН для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законодательством, а также за счет поступлений из федерального бюджета на финансирование выплаты социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме офицерского состава) и других пенсий.

Расходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируется в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству.

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется исходя из прогнозных бюджетных показателей на основании макроэкономических условий, поскольку помимо трудовых пенсий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужащим, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и некоторые другие выплаты, финансируемые за счет федерального бюджета.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимосвязи с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. В первую очередь это относится к бюджету Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в части возмещения расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату досрочных пенсий (безработным).

Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со своим Положением (Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2122-1) осуществляет аккумулирование и перераспределение своих ресурсов по направлениям, определенным федеральным законом о бюджете на конкретный плановый период.

В соответствии с действующим законодательством бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также отчет о его исполнении согласовывается и одобряется Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь представляет его на утверждение в Федеральное Собрание Российской Федерации.

Бюджет составляется на каждый финансовый год с условием обязательной сбалансированности его доходов и расходов, а также обеспечения норматива оборотных средств на текущую выплату всех видов пенсий.

Учитывая значительный объем финансовых поступлений из федерального бюджета и значимость финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации для всей бюджетно-финансовой системы государства, проект его бюджета, равно как и проект очередного тарифного закона, рассматривается и должен утверждаться одновременно с федеральным бюджетом на соответствующий плановый период. Однако на практике сложность обеспечения сбалансированности финансовой системы пенсионного бюджета, а также неурегулированность целого комплекса вопросов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом зачастую приводят к значительному отставанию по времени бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от федерального бюджета.

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составляют финансовую основу государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение - обеспечение выплат трудовых пенсий по государственному пенсионному страхованию, а также других видов пенсий, финансируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и других источников, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации [23, с.82].

Финансирование расходов, связанных с досрочным выходам на пенсию безработных, осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации также на возвратной основе.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации либо в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Бюджет пенсионного страхования формируется и исполняется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с условиями, законодательно определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, рядом правительственных документов, и в пределах компетенции - самим Фондом.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства выделяемые на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.

Все средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.