рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Особенности формирования и расходования средств Пенсионного фонда в Кировском районе города Новосибирска

выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год [7, с.38].

В рамках корректировки системы управления Фондом за последние годы отработан порядок создания на базе региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации единых пенсионных служб. В регионах, где действует ЕПС, удалось упростить схему финансирования выплаты пенсий. Средства, полученные от плательщиков и из централизованного фонда, направляются в службу по назначению пенсий.

До настоящего времени расходная и доходная части пенсионного финансового процесса в большей части регионов управляются разными структурами. Сбор страховых взносов и финансирование выплат пенсий осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации, включая его региональные отделения, а начисление пенсий и их выплата пенсионерам - органами социальной защиты на местах. В связи с раздробленностью структуры управления пенсионным процессом основные функции обеспечения его целостности сводятся к Правительству Российской Федерации. Это лишает систему управления финансами мобильности, так необходимой во время быстрых и частых перемен.

Рассматриваемые основные показатели бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации призваны определить финансовые проблемы пенсионной системы и причины их возникновения.

Таким образом, главной задачей бюджетного планирования пенсионной системы является предотвращение разбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приведенные данные свидетельствуют об относительно благополучной ситуации с исполнением бюджета: в течение всего рассматриваемого периода, за исключением 1998 г., общие доходы Фонда превышали его общие расходы. Анализ расходов на выплату пенсий и соответствующих им доходных статей бюджета (собственных средств и средств федерального бюджета, направленных на целевое финансирование выплаты государственных пенсий) выявил два «провальных» года-1995 г. и 1998 г. В 1995 г. этот дефицит составлял 1,5% от общей суммы расходов на пенсионное обеспечение, а в 1998 г. - уже более 11%.

Однако основная причина возникшей разбалансированности бюджета обусловлена тем, что в системе пенсионного обеспечения имеется немало механизмов, по сути нецелевого расходования пенсионных средств - возможность получения пенсии независимо от уплаты cтpaховых взносов, множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для отдельных категорий пенсионеров и т. д.

Обоснованным можно считать вывод о том, что недостаток финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, приведший к задержкам в выплате пенсий, имеет вполне определенные причины:

необеспеченное страховыми ресурсами Фонда увеличение;

расходов на выплату пенсий;

неконтролируемое расширение нестраховых видов пенсионных выплат;

неурегулированность финансовых взаиморасчетов федерального и пенсионного бюджетов;

рост просроченной задолженности плательщиков по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

падение собираем ости страховых взносов;

несовершенство контроля со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации за плательщиками страховых взносов;

раздробленность системы управления Пенсионного фонда Российской Федерации, которая делает ее неспособной быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.

Следует отметить, что эти и другие нерешенные проблемы достаточно давно и хорошо известны профессионалам и до сих пор не решены лишь из-за отсутствия эффективных и адекватных методов, а также несовершенства законодательной базы, не полностью отвечающей требованиям пенсионного страхования и затянувшейся перманентной пенсионной реформы.

Пенсионный фонд Российской Федерации является частью бюджетной системы страны, и поэтому благоприятное развитие процессов в экономике позволит частично стабилизировать положение в пенсионной системе, однако приведенные выше примеры наглядно показывают необходимость и актуальность глубокого реформирования сложившейся пенсионной системы и системы управления ею, поскольку в правовом, организационном, экономическом и социальном отношениях они нуждаются в принципиальных изменениях, которые делали бы их адекватными условиями переходного периода и социально ориентированной рыночной экономики.


2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

2.1 Необходимость проведения и основные направления реформы

пенсионной системы в России

Задача государства в рамках системы пенсионного страхования – поддерживание покупательной способности пенсии независимо от изменения экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного экономического и социального развития. В России размер пенсии, в том числе и по старости, крайне низок. Очень часто объем материального вознаграждения в старости не оправдывает вклад работника в период его трудовой деятельности. Все эти факторы вызывают потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Проведение пенсионной реформы было связано на практике с необходимостью решение ряда вопросов, которые до настоящего времени ни теоретически, ни методически не проработаны современной пенсионной наукой. Среди них наиболее актуальным является вопрос о долгосрочном планировании пенсионных обязательств государства, который непосредственно обусловлен потребностью оперативного контроля за реализации пенсионных прав застрахованных граждан в текущем периоде времени.

Одним из результатов пенсионной реформы является изменения условий формирования долгосрочных обязательств государства и прогнозирование их финансовой обеспеченности. В предыдущей пенсионной модели размер трудовой пенсии непосредственно зависел от продолжительности, точнее – полноты трудового стажа и размера заработка, который учитывался за определенные периоды времени и соотносился со средним уровнем зарплаты в стране за соответствующий период на момент назначения трудовой пенсии.

При этом практически не имел значения факта уплаты и поступления страховых взносов и бюджет пенсионного страхования, что влекло за собой высокую долю задолженности по взносам с начисленного заработка и соответственно относительно низкий уровень собираемости обязательных отчислений.

Таким образом, хотя пенсионные обязательства государства перед застрахованными «накапливались» исходя из стажа и заработка, но конкретный их объем возникал только в момент назначения исходя из наличия финансовых ресурсов в текущем выплатном периоде и с учетом ограничения учитываемого заработка предельным уровне соотношения заработка пенсионера и среднестатистической зарплаты по стране [21, с.45].

Фактическая обеспеченность финансовыми ресурсами накопленных пенсионных обязательств регулировалась хотя и уравнительным способом, но достаточно надежно путем применения специально рассчитанной среднемесячной зарплаты в стране для исчисления и увеличения пенсий.

Таким образом, проблема прогнозирования финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств решалась, что называется, по факту наличия денежных ресурсов.

В условиях пенсионной реформы, имеющей целью создание полноценной страховой пенсионной системы, ситуация принципиально изменяется. Новая пенсионная система вводит понятие пенсионных прав застрахованных лиц и предусматривает достаточно прямой механизм их формирования исходя из суммы уплаченных страховых взносов как на распределительную, так и на накопительную части трудовой пенсии.

При этом в нашей пенсионной системе, впрочем, как и в более развитых – западных – системах, возникают серьезные экономические проблемы, которые решаются различными способами, в зависимости от экономических и социальных особенностей каждой страны.

Одна из наиболее серьезных проблем заключается в том, чтобы представляемые застрахованным пенсионные права в текущем периоде времени были адекватны пенсионным обязательствам, которые государство в лице государственного страховщика гарантирует выполнять в полном объеме через достаточно продолжительный период времени (как известно, продолжительность трудового стажа в среднем составляет 32-37 лет, а продолжительность периода получения трудовой пенсии в среднем – 17- 25 лет). Таким образом, продолжительность периода планирования пенсионных обязательств превышает 60 лет.

Основными параметрами такого планирования и прогнозирования являются все макроэкономические показатели, которые характеризуют уровень развития экономики и соответственно – уровень жизни застрахованных (в трудоспособном возрасте) и пенсионеров, демографические показатели, которые отражают особенности трудовых ресурсов, показатели социально-трудовых отношений, которые должны давать представление о специфики рынка труда. А с учетом развития накопительной составляющей отечественной пенсионной системы необходимо учитывать прогнозные показатели фондового рынка.

Поставленная пенсионной реформой задача долгосрочного прогнозирования финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств имеет перспективы решения с помощью достаточно традиционных для западных систем и слабо развитых в нашей стране актуарных расчетов. Как хорошо известно специалистам, актуарные расчеты имеют достаточно широкую сферу применения в пенсионном страховании: экономическое обоснование размера страхового тарифа обязательных отчислений, экономическая оценка накопленных пенсионных прав застрахованных, финансовая обеспеченность пенсионных обязательств.

В практике развитых западных пенсионных систем именно актуарные методы позволяют количественно оценивать объем предоставляемых пенсионных прав и сопоставлять их с финансовыми ресурсами на соответствующий выплатной период. В случае выявления возможной финансовой необеспеченности предоставляемых застрахованных пенсионных прав располагают несколькими также достаточно традиционными способами урегулирования данного противоречия путем оперативной корректировки пенсионных прав, введения экономически обоснованных и социально оправданных ограничений при расчете государственных пенсионных обязательств, увеличения пенсионной нагрузки на экономику.

Для того чтобы выбрать конкретный механизм регулирования, объемы пенсионных прав застрахованных лиц и финансовую обеспеченность пенсионных обязательств государства необходимо выявить основные факторы и условия их формирования, дать им экономическую оценку с помощью полноценного набора характеристик, отражающих экономические особенности новой пенсионной системы.

Так, согласно принципам обязательного пенсионного страхования объем пенсионных прав застрахованного должен зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, от продолжительности трудового стажа и его структуры (наличие в нем льготных периодов).

Однако на современном этапе развития пенсионной системы размер конкретной пенсии помимо указанных факторов зависит не столько от поступивших страховых взносов, сколько от заработка за краткосрочный (2000-2001 гг.) период перед пенсионной реформой либо за пятилетний период по выбору застрахованного лица.

В одном и в другом случаях невозможно установить степень их представительности объему страховых взносов, уплаченных за весь период жизни застрахованного лица. Неизбежно в обоих случаях одно: будет выбран наиболее «выгодный» вариант учета пенсионных прав, за которым неизбежно последует завышение размера назначенной пенсии, и, соответственно - необходимость перераспределения финансовых ресурсов бюджета пенсионного страхования: либо путем увеличения нагрузки на те категории застрахованных. Которые еще не приобрели право на получение пенсии, либо путем существенного перераспределения пенсионных обязательств государства между различными категориями застрахованных.

Кроме того, размер конкретный пенсии зависит от наличия каких-либо льгот или привилегий, которые в новом законодательстве связаны с предоставлением права льготного получения пенсии. При этом следует иметь в виду, что влияние льготных периодов трудового стажа на размер трудовой пенсии достаточно существенен даже без учета прав отдельных граждан на так называемые нестраховые периоды трудового стажа. Несмотря на то, что виды и продолжительность нестраховых периодов трудового стажа резко сократились после введения «индивидуального коэффициента пенсионера», оставшаяся их часть требует перераспределения соответствующей доли страховых взносов от граждан с более высокими доходами к застрахованным, имеющим такие льготные периоды стажа [21, с.46].

Помимо указанных факторов, определяющих необходимость существенного перераспределения финансовых ресурсов, дополнительную нагрузку на объем страховых прав граждан дает предоставленное законодательством право на сохранение уровня трудовой пенсии.

Влияние приведенных факторов многократно усиливается в результате действий также иных финансовых инструментов, направленных на поддержание покупательной способности пенсий.

Таким образом, сложившиеся факторы развития современной системы объективно определяют наличие серьезного и возрастающего разрыва между текущей экономической оценкой пенсионных прав застрахованных и финансовой обеспеченностью пенсионных обязательств государства. Для того чтобы определить масштабы данного разрыва, необходимо сделать долгосрочный прогноз экономической оценки предоставленных пенсионных прав застрахованным лицам.

В процессе актуарной оценки вариантов развития пенсионной системы используется целый комплекс экономических показателей.

Для оценки социальных результатов развития пенсионной системы приняты следующие критерии:

-  коэффициент замещения трудовой пенсии по старости;

-  соотношение размера трудовой пенсии по старости с прожиточным минимумом пенсионера.   

Для оценки экономических результатов развития пенсионной системы используются следующие критерии:

-  сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по итоговому финансовому результату;

-  нагрузка пенсионной системы на плательщиков.

В течение последнего десятилетия Россия наряду с бывшими республиками Советского Союза приступили к реформированию системы пенсионного обеспечения, существовавшей ранее исключительной за счет государственного бюджета.

На первом этапе преобразований в большинстве стран управление пенсионной системой было передано специфическим социально-экономическим институтам – национальным пенсионным фондам. Их финансирование осуществлялось путем целевых отчислений работодателей. Размер этих отчислений устанавливался в процентном отношении от фонда заработной платы работников. Выплаты пенсий производилась только за счет расходования средств, получаемых из указанных источников.

Такой порядок финансирования, по сути, и предопределил последующий кризис распределительной системы. Из-за прогрессирующей инфляции, недоимки и растущей безработицы национальные пенсионные фонды испытывали постоянный дефицит, проводивший к задержке пенсий, объем которых к моменту выплаты не соответствовал прожиточному минимуму.

В подобных условиях распределительная пенсионная система не могла успешно функционировать, необходимо было выработать новую модель, отвечающую потребностями переходного периода в экономике бывших социалистических стран. Такой моделью должна была стать накопительная система, основания на принципе «трех колон»:

- государственной пенсии, покрывающей минимально необходимые расходы пенсионеров на приобретение еды, одежды и плату коммунальных услуг;

- пенсии работодателя, накапливаемой в течении всего трудового стажа работника;

- личных сбережений, формулируемых работником самостоятельно.

В нынешнюю монополизировано-распределительную систему должны будут вживаться элементы накопительной системы с тем, чтобы в среднесрочной перспективе распределительные и накопительные элементы существовали в государственной системе на паритетных началах. При этом длительность этапа формирования накопительной системы и последовательность перераспределения обязательств определялись с учетом того, чтобы не привести существующую пенсионную систему к финансовой дестабилизации, то есть максимально минимизировать издержки переходного периода.

Факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходной период, будут также служить реформирование системы досрочного выхода на пенсию путем перевода его финансирования в профессиональные пенсионные системы, более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине фактического поступления в Пенсионный фонд, учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсий и стимулирование более позднего выхода на пенсию через систему условно накопительных и именных накопительных пенсионных счетов, обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды, повышение собираемости страховых взносов в результате внедрения системы условно накопительных и именных накопительных пенсионных счетов [18, с.48].

Практическую реализацию данной программы начали с 2000 года. Дело в том, что вся реформа может быть реализована только на базе индивидуального персонифицированного учета. Работа по внедрению персонифицированного учета уже была начата в 1996 году в порядке пилотного проекта и масштабно стала внедряться в 1997 году.

Одним из важных элементов реформирования пенсионной системы является введение условно накопительных счетов. В основе системы условно накопительных счетов лежит принцип регистрации взносов в Пенсионный фонд на персональном счете каждого работника, таким образом, как если бы эти взносы составляли реальные пенсионные накопления. В частности, производится индексация взносов, отраженных на условно накопительном счете, или условное начисление на них процентов по согласованным ставкам.

Основное преимущество метода условно накопительных счетов заключается в том, что он позволяет установить непосредственную связь между заработками работника, величиной страховых взносов, перечисляемых за него в Пенсионный фонд, и величиной будущей пенсии. Это стимулирует выплату страховых взносов и позволяет добиться большей финансовой стабильности действующей пенсионной системы.

В целях предотвращения чрезмерной дифференциации пенсий, назначаемых на основе условно накопительных счетов и сохранения заинтересованности работника в уплате взносов, целесообразно ввести предельный уровень индивидуальных доходов, с которых должны уплачиваться пенсионные взносы.

Переход к использованию условно накопительных счетов для назначения трудовых пенсий, финансируемых на распределительной основе, осуществляется с 2002 года. При этом для лиц, уже имеющих к 2002 году страховой стаж, определяется первоначальный условный капитал на основе использования сведений о страховом стаже и среднемесячной заработной плате работников, пересчитанной с учётом индексации за возможно длительный интервал времени в период до 2002 года, но не менее, чем за 24 месяца. Величина пенсии определяется путём деления условного капитала на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста. Работодатели начисляют и уплачивают страховые взносы за своих работников на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Накопительная и страховая части трудовой пенсии зависят от размера заработной платы работника, так как страховые взносы, являющиеся источником их финансирования, начисляются по отношению к ней в процентном отношении.

Статьей 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации 12 июля 2002 года приняло постановление № 407, которым утвердило Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал.

Тариф страховых взносов, начисляемых работодателем по отношению к выплатам, начисленным в пользу работников (застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования) установлен статьей Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» и зависит от возраста застрахованного лица [19, с.68].

В соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании у Пенсионного фонда Российской Федерации обязательства по выплатам средств в виде трудовой пенсии застрахованным лицам возникают только после поступления страховых взносов на счета Фонда.

То есть только средства, фактически заплаченные страхователем (работодателем) за застрахованное лицо и учтенные на его лицевом счете, будут выплачены застрахованному лицу после наступления страхового случая.

Страховым случаем является наступление пенсионного возраста, наступление инвалидности или потеря кормильца, так как только по этим трем основаниям выплачивается пенсия в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.

Денежными средствами, подлежащих зачислению на накопительный счет, Пенсионный фонд управлять не будет, они будут направляться в установленные сроки на расчетные счета управляющих компаний.

По истечении года в установленные сроки плательщики страховых взносов предоставляют в органы Пенсионного фонда по месту их месту регистрации в качестве плательщиков сведения по каждому работнику об уплаченных страховых взносах в накопительную систему для отражения их на именных накопительных счетах в рамках системы персонифицированного учета. Управляющая компания с установленной периодичностью направляет Пенсионному фонду информацию о начислении инвестиционного дохода. Пенсионный фонд России на основе информации управляющих компаний определяет среднюю величину инвестиционного дохода для учета на именных накопительных счетах застрахованных.

Особое место в пенсионной системе отводится добровольному пенсионному страхованию, негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Необходима нормативная база, закон, регулирующий деятельность НПФ. Добровольные пенсионные накопления необходимо также стимулировать путем предоставления налоговых льгот.

В целях обеспечения повышения надежности негосударственных пенсионных фондов необходимо формирование эффективной системы надзора и регулирования их деятельности, включая реорганизацию существующей системы надзора и регулирования негосударственных пенсионных фондов с целью расширения их функций и повышения эффективности, контрактов со специализированными негосударственными компаниями, совершенствование системы учета и отчетности негосударственных пенсионных фондов.

10 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», который не только послужил отправной точкой для дальнейшего развития системы негосударственного пенсионного обеспечения, но и предоставил возможность негосударственным пенсионным фондам принять участие в системе обязательного пенсионного страхования.

Уже сейчас услугами НПФ охвачено примерно 5,3% экономически активного населения России. Получателями дополнительных негосударственных пенсий являются порядка 400 тыс. человек, или почти 1% граждан, имеющих право на государственную пенсию. Средний размер негосударственных пенсий достиг 673 руб., что составляет примерно 1\3 среднего размера государственной пенсии [24, с.47].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.