рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Создание и управление компанией за рубежом

капиталовложения (на основе поправки Эк-сон-Флорио). Но до настоящего

времени случаев запрещений не отмечено. Остальные федеральные органы

занимаются лишь статистическим анализом иностранных инвестиций. Нет в США и

валютных ограничений. Поэтому вся регистрация и последующая деятельность

компаний с иностранным капиталом регулируются законами и органами; общими

для всех компаний, как национального, так и иностранного происхождения,

____________________________________________________________________________

_____________________________

2 Цит. по: Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment

United Nations Library on Transnational Corporations. Vol. 20. — N.Y.:

Routledge, 1994. P. 519.

занимающихся предпринимательской деятельностью в США.

Однако в некоторых развитых странах с рыночной экономикой есть

специальные законы и органы, регулирующие деятельность иностранных

инвесторов. Так, в Португалии действует Кодекс иностранных инвестиций и

специальная государственная организация —- Португальский институт торговли,

туризма и инвестиций. Правда, и эта организация занимается не столько

регулированием иностранных инвестиций, сколько содействием им.

Ощутимо регулируют ввоз и деятельность иностранного

предпринимательского капитала преимущественно те развитые страны, где есть

опасения, что иностранный капитал может установить или расширить свой

контроль над некоторыми секторами национальной экономики) завладеть

заметной частью недвижимости, а также ухудшить состояние платежного баланса

через вывоз прибылей и ввоз кредитов. Это Скандинавские государства и

Финляндия, средиземноморские страны, бывшие британские доминионы (Канада,

Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).

Еще сильнее регулируется приток и функционирование иностранных

инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Здесь

на вышеупомянутые опасения налагаются еще и давние традиции сильного

государственного регулирования хозяйственной жизни.

В целом же отклонения от принципа национального режима имеют в мире

тенденцию к уменьшению, государственное регулирование притока и

деятельности иностранных прямых инвестиций смягчается. От настороженного

отношения к иностранным ТНК большинство стран переходят к оценке их

деятельности как в целом полезной для национального экономического

развития.

Глава 2. Особенности вывоза российских прямых инвестиций

В отличие от развитых стран с рыночной экономикой и некоторых

развивающихся стран, например стран Персидского залива, государства с

переходной экономикой испытывают не избыток капиталов, а их нехватку. Тем

не менее их предприниматели, как частные, так и государственные, также

создают свои компании за рубежом.

1. Масштабы, география и отраслевая направленность инвестиций

В нашей стране долгие годы отсутствовала полноценная статистика об

отечественных прямых инвестициях за рубежом. В последнее десятилетие учет в

этой сфере еще больше ослаб. Государственный реестр зарубежных предприятий,

создаваемых с российским участием (ранее его вело Министерство финансов,

потом Российское агентство международного сотрудничества и развития, а

после его расформирования, с 1994 г., — Государственная регистрационная

палата при Министерстве экономики), весьма неполон и не может служить базой

даже для оценки, не говоря уже об анализе.

Слабость статистической базы объясняется прежде всего следующими

причинами.

Во-первых, очень скудна законодательная база всей сферы зарубежного

инвестирования (см. подробнее п. 1 гл. 6), не говоря уже о законодательной

базе сбора и анализа такой информации. Например, в отличие от Бюро

экономического анализа Министерства торговли США; которое в своей

деятельности опирается на достаточно подробный закон “Обзоры международных

инвестиций” 1976 г., Государственная регистрационная палата при

Министерстве экономики РФ опирается только на Постановление Правительства

РФ № 655 от 6 июня 1994 г. В самом Постановлении лишь констатируется, что

на палату возлагаются, среди прочего, регистрация российских инвестиций за

рубежом и обеспечение ведения их сводного государственного реестра.

Во-вторых, сам этот реестр охватывает очень ограниченное число позиций

регистрирующихся за рубежом компаний и не отражает последующих изменений,

произошедших с этими компаниями.

Третья и главная причина слабости реестра состоит в том, что огромное

число создаваемых за рубежом компаний с российским капиталом стремится

избежать регистрации в самой России и, соответственно, избегает внесения в

реестр. Санкций против них до сих пор не применялось.

Поэтому возможна лишь очень примерная оценка масштабов, географии и

отраслевой направленности российских прямых инвестиций за рубежом.

По данным платежного баланса России, официальный вывоз прямых

инвестиций из нашей страны в 1992— 1994 гг. ежегодно уменьшался — с 1454

млн. долл. в 1992 г. до 807 млн. в 1994 г. В реальности же обе эти величины

были намного больше, поскольку значительная часть вывозимого капитала не

регистрировалась. Эти и подобные случаи составители платежного баланса

закладывали в такие его статьи, как “Поправка на неэквивалентный бартер”,

“Не поступление экспортной выручки”, “Ошибки и пропуски”, общая величина

которых доходила в эти годы до нескольких миллиардов долларов в год. Часть

этой суммы до 50% по статье “Ошибки и пропуски”, по данным ВНИКИ МВЭС)1

падала на

____________________________________________________________________________

_____________________________

1Экономика и жизнь. ИЖЧ. № 29. С. 21

незарегистрированное осуществление инвестиций, в том числе прямых. Поэтому

мы можем оценить ежегодный вывоз прямых инвестиций из России как величину в

несколько миллиардов долларов.

Что касается величины уже накопленных за рубежом российских прямых

инвестиций, то с учетом давно существовавших за рубежом фирм с участием

советского капитала они могут быть оценены очень приблизительно в 15—20

млрд. долл. Схожую величину накопленных прямых инвестиций имеют Австрия,

Финляндия, Китай, Тайвань,

В мире ежегодно 80% прямых инвестиций размещается на Западе, т. е. в

развитых странах с рыночной экономикой. Не составляют исключения и

российские прямые инвестиции. Косвенным подтверждением этого является и

география нашего экспорта товаров (обычно она примерно совпадает с

экспортом прямых инвестиций): в 1992-—1995 гг. на эти страны приходилось

более половины всей российской внешней торговли (включая бывшие советские

республики). Даже наиболее предпочитаемые российскими инвесторами

зарубежные налоговые гавани и офшорные центры тоже находятся на Западе или,

по крайней мере, рядом с развитыми странами Запада (Кипр, Багамские о-ва и

др.).

Говоря об отраслевой структуре российских прямых инвестиций, отметим,

что еще в конце 80-х гг. из общего числа действовавших за рубежом компаний

с советским капиталом лишь 15% занимались деятельностью преимущественно в

сфере материального производства (в основном это была добыча и переработка

рыбы). Остальные 85% компаний действовали в сфере услуг: занимались

коммерческой деятельностью, агентскими, транспортно-экспедиторскими,

финансовыми и другими услугами.

Вывоз портфельных инвестиций из развитых стран увеличивается как в силу

роста богатства этих стран, так и из-за желания их инвесторов

диверсифицировать свои вложения. Для развивающихся стран с динамичной

экономикой вывоз портфельных инвестиций также нередкое явление, особенно

если покупаются ценные бумаги тех зарубежных компаний, с которыми инвесторы

этих стран имеют деловые связи. В основном по этой причине растет вывоз

портфельных инвестиций из КНР, Кореи, Сингапура, Турции. Особый случай

представляют те развивающиеся страны, где остро стоит проблема избыточного

капитала, — Саудовская Аравия, Кувейт и др.

Однако для России действует скорее другая причина — покупка иностранных

ценных бумаг является удобным каналом бегства капитала. Эта причина

преобладает и в других странах — лидерах 80—90-х гг. по бегству капитала- в

Мексике, Аргентине, Венесуэле. Учитывая отсутствие в России регистрации

покупаемых российскими инвесторами иностранных ценных бумаг, можно сказать,

что данные платежного баланса о вывозе портфельных инвестиций следует

рассматривать как минимальные. К тому же в иностранные ценные бумаги была

со временем обращена часть ранее вывезенного в других формах советского и

российского капитала. Можно предположить, что в руках российских инвесторов

находится иностранных ценных бумаг на сумму в несколько десятков миллиардов

долларов и что за редким исключением это ценные бумаги западного

происхождения.

Главной же формой экспорта капитала из России является вывоз в ссудной

форме, преимущественно в виде кредитов, а также вложений на текущие счета и

депозиты в зарубежных кредитных учреждениях, в том числе в банках —

корреспондентах российских банков. Так, в 1994 г. Россия предоставила за

рубеж 6 млрд. долл. кредитов (включая 3 млрд. поставок в долг и прироста

прежней задолженности стран СНГ) и хотя немного (на 2 млрд. долл.)

уменьшила зарубежные счета и депозиты своих банков, однако они по-прежнему

составляли огромную для нашей страны величину — около 20 млрд. долл. В еще

большую величину можно оценить и незаконно хранящиеся за рубежом счета и

депозиты российских юридических и физических лиц. К преимущественно

незаконно приобретенной с точки зрения российского законодательства можно

отнести и основную часть недвижимости, купленной российскими резидентами за

рубежом в последние годы. Это также несколько десятков миллиардов долларов.

Представление о масштабах легального (т. е. отраженного в платежном

балансе за соответствующие годы) вывоза капитала из России дает табл. 2.1.

Если к цифрам табл. 2.1 добавить ежегодные несколько миллиардов долларов

из таких статей платежного баланса, как “Поправка на неэквивалентный

бартер” (часть этой

Таблиц а 2.1. Участие России в международном движении капитала (по

данным платежного баланса, в млн. долл.)

|Формы | |Вывоз| | | |Ввоз | | |

|международного | | | | | | | | |

|движения |1992г|1993г|1994г|1995г|1992г|1993г|1994г|1995г|

|капитала |. |. |. |. |. |. |. |. |

| | | | |(9мес| | | |(9мес|

| | | | |.) | | | |.) |

|Все формы |40174|36687|- |64896|33005|39233|- |68476|

|международного | | | | | | | | |

|движения | | | | | | | | |

|капитала | | | | | | | | |

|В том числе: | | | | | | | | |

|прямые |1454 |1404 |811 |22 |1565 |722 |638 |1164 |

|инвестиции | | | | | | | | |

|портфельные |196 |420 |1175 |147 |21 |356 |570 |17 |

|инвестиции | | | | | | | | |

“неэквивалентности” оседает на банковских счетах российских резидентов

за рубежом), “Не поступление экспортной выручки”, а также “Ошибки и

пропуски” (табл. 2.2), не отражаемую в платежном балансе контрабанду из

России и другие способы бегства капитала, то можно прийти к выводу что

легальный и нелегальный вывоз капитала из России в 90-х гг. ежегодно

составлял несколько десятков миллиардов долларов

Таблица 2.2 Сальдо отдельных статей платежного баланса России (по

данным платежного баланса, в млрд. долл.)

|Статьи баланса |1992г. |1993г. |1994г. |1995г.(9мес|

| | | | |.) |

|Торговый баланс |7.4 |10.7 |15.1 |17.1 |

|В том числе: | | | | |

|поправка на |-6.4 |-1.2 |-0.4 |-0.8 |

|неэквивалентный бартер | | | | |

|Баланс услуг (включая |-3.2 |-5.5 |-9.3 |1.6 |

|трансферты) | | | | |

|Счет текущих операций |4.2 |6.2 |5.8 |10.1 |

|Счет операций с |-7.2 |-2.5 |-5.8 |-3.6 |

|капиталом | | | | |

|В том числе: | | | | |

|недопоступление |- |- |- |- |

|экспортной выручки | | | | |

|ошибки и пропуски |-4.6 |-2.3 |2.3 |-6.0 |

Учитывая подобные масштабы легального и нелегального вывоза капитала из

России и также то) что часть нелегально вывезенных средств возвращается

назад, как легально — в виде уже иностранных капиталовложений, так и

нелегально — в виде наличной валюты и т д, можно оценить зарубежные активы

России (не считая принадлежащей государству недвижимости) примерно в

150—200 млрд. долл. Оценка величины российского капитала за рубежом в

400—450 млрд. долл. и более (правда, сюда включают недвижимость, некогда

принадлежавшую дореволюционной России, а также долг зарубежных с гран

России, деньги КПСС и КГБ, часть царской казны и т д ) представляется

чрезмерной. Для сравнения укажем, что экспорт всего СССР в 1990 г составлял

около 100 млрд. долл., а весь ВВП СССР в последние годы его существования

оценивался на базе покупательной способности рубля в 1,2-1,6 трлн. долл.

Для России в середине 90-х гг. эти показатели составляют соответственно 60-

80 и 600-800 млрд. долл.

2. Главные причины вывоза предпринимательского капитала из России

Приведенные в п.1 цифры дают основание утверждать, что частный капитал

вывозится из России преимущественно в рамках бегства капитала.

Бегство капитала из России осуществляется законными и незаконными

способами. К законному способу можно отнести рост зарубежных активов

российских уполномоченных банков. К началу 1995г. они составили около 20

млрд. долл., увеличившись только за 1992г. на 4,1 млрд. (правда, в 1994г.

они уменьшились).

К незаконному способу нужно отнести не переведенную в Россию Экспортную

выручку. В 1995г. ее объем составил около 4-5 млрд. долл. Выявленная

контрабанда составила около 0,2 млрд., а не выявленная, по оценке

экспертов, 2 млрд. долл. в год. Занижение экспортных цен, особенно активно

использовавшееся в бартерных операциях, оценивается в 1995г. в 1 млрд.

долл. Распространены и авансовые платежи под импортные контракты без

последующей поставки. Наконец, капитал вывозится просто в виде наличной

иностранной валюты - в 1993г. ее было вывезено 3,7 млрд.долл., по оценке

ГТК РФ.

Введение в 1994г. новых правил заключения внешнеторговых сделок

(оформление паспорта сделки в уполномоченном банке, передача банком

сведений о параметрах сделки в ГТК РФ) позволяет установить систему единого

таможенно-валютного контроля и частично уменьшить нелегальный вывоз

капитала.

Другая, меньшая часть предпринимательского капитала вывозится из России

по классическим мотивам. Во-первых, это организация производства товаров и

услуг за рубежом. Из примеров подобных прямых инвестиций в 1993-1995гг.

можно привести деятельность КамАЗа, открывшего фирмы по сборке своей

продукции в Венгрии и Ботсване, и открытие российской нефтяной компанией

ЮКОС в Турции своей дочерней компании по переработке нефти и продаже

бензина с перспективой выхода на рынки соседних стран.

В целом же слабая ориентация на производственную деятельность за

рубежом в советские годы объясняется тем, что перед государственными

компаниями правительство такую задачу обычно не ставило. В пост советское

время такую задачу не ставят перед собой сами компании. Не расширяя

производственные мощности в самой России по причине экономического кризиса

и высокой инфляции, они редко создают подобные мощности и за рубежом. Для

этого у них пока мало не столько опыта, сколько традиционных конкурентных

преимуществ инвестора за рубежом — преимуществ собственника передовой

технологии, крупных финансовых активов, управленческого опыта и такого

важного преимущества места реализации, как использование более дешевой

местной рабочей силы.

Во-вторых, важным мотивом является технико-экономический. У старейшего

экспортера капитала в мире — Великобритании — первыми зарубежными

инвестициями были открытые еще в средневековье европейские конторы

английских купцов, экспортировавших главный английский товар того времени —

шерсть и сукно. Вслед за своими фирмами-клиентами за рубеж тянутся и

обслуживающие их банки, страховые и транспортные компании. Так, российские

Внешторгбанк, Инкомбанк, АвтоВАЗбанк, Агропромстройбанк, Пермкомбанк и НГС-

банк открыли свои зарубежные отделения на Кипре, где до этого открыли свои

зарубежные компании многие российские клиенты этого банка.

Портфельные инвестиции также нередко осуществляются российскими

инвесторами в предпринимательских целях. Так, Липецкий тракторный завод

купил небольшой пакет акций основанной еще в 1965 г. советско-французской

компании по сбыту тракторов “Актиф-Авто”. Однако в большинстве случаев

российские предприниматели осуществляют портфельные инвестиции в целях

получения только дохода, а не для участия в производственной, сбытовой и

административной деятельности зарубежных фирм. Ценные бумаги покупаются за

рубежом, в том числе на ведущих фондовых биржах мира, например, на

американских и канадских фондовых биржах этими операциями для своих

клиентов занимается через своего американского партнера — брокерскую

компанию “Монтгомери секьюритиз” — российская фирма “Совлекс”.

3. Перспективы вывоза предпринимательского капитала

Коль скоро главная причина вывоза предпринимательского капитала из

современной России — это желание “убежать” от нестабильности, инфляции,

высоких налогов, мафии или стремление “отмыть” незаконно заработанные

деньги, то пока эти обстоятельства будут определять хозяйственную жизнь в

России, бегство капитала будет продолжаться. Возможное усиление ограничений

на вывоз капитала может уменьшить этот отток, но не остановить его. Если

даже усилится контроль не только за оттоком средств из России, но и за

самой регистрацией за рубежом фирм с российским капиталом, то и в этом

случае есть обходные пути. Например, увеличится вывоз капитала в форме

портфельных инвестиций как более анонимный способ владения активами за

рубежом. Кстати, по статистике платежного баланса России за 1992—1994 гг.,

вывоз портфельных инвестиций постоянно растет.

Если же представить другую вероятную альтернативу — улучшение

хозяйственной и политической ситуации в России, т. е., прекращение

экономического спада и высокой инфляции, снижение налогов, ослабление

политической нестабильности, то даже в условиях ужесточения контроля за

вывозом капитала можно прогнозировать не только снижение оттока в рамках

бегства капитала, но и рост вывоза капитала для организации производства

товаров и услуг и создания структуры внешнеэкономических связей.

Предпосылками для роста экспансии российского капитала по этим двум

мотивам являются потенциальная экономическая мощь многих российских

компаний, уже сейчас начинающих превращаться в ТНК, и потенциально большие

возможности для их работы за рубежом, особенно в бывших советских

республиках.

Транснациональные корпорации уже существуют в России. Часть из них была

организована сравнительно давно. Примером может быть “Ингосстрах” со своими

дочерними и ассоциированными фирмами и филиалами (отделениями) в США,

Нидерландах. Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также в Армении,

Азербайджане, Молдавии, Латвии, Эстонии, Литве, Белоруссии, Украине,

Туркмении, имеющий во многих странах свои представительства и бюро. Другим

примером может быть государственная “Нафта-Москва” (бывший

“Союзнефтеэкспорт”) со своими дочерними компаниями в Финляндии Бельгии,

Англии, Дании, Италии, Швейцарии и Германии.

Другие российские ТНК появились в последние годы. Например,

“Микрохирургия глаза” с постоянно растущим числом своих зарубежных фирм и

“ЛУКойл” (в ее состав входят российские нефтедобывающие,

нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения),

арендующая в Литве нефтеперерабатывающий завод, имеющая собственные АЭС в

Эстонии и планирующая разведку, добычу и переработку нефти в Азербайджане,

Тунисе, Египте. Еще одним примером может быть “АвтоВАЗ”, который также

создал холдинговую группу “Лада энтернасьональ” из нескольких собственных

зарубежных фирм по сбыту и обслуживанию автомобилей.

Дополнительным стимулом для роста числа российских ТНК являются

Программа содействия формированию финансово-промышленных групп (ФПГ),

утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г., Указ

Президента РФ “О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-

промышленных групп” от 1 апреля 1996 г. и Федеральный закон (О финансово-

промышленных группах( от 30 ноября 1995 г. В ст. 4 этого Закона изложен

порядок регистрации транснациональных финансово-промышленных групп, т. е. с

участием юридических лиц из других стран СНГ, и межгосударственных

(международных) финансово-промышленных групп, т. е. создаваемых на основе

межправительственных соглашений между участниками СНГ.

Межгосударственным ФПГ могут предоставляться таможенные тарифные льготы

по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этих ФПГ.

Другим базовым документом для создания межгосударственных ФПГ является

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.