рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая теория

им. В отличие от прогноза, который выражает представления о будущем, план

является руководством к действиям и носит директивный (обязательный для

выполнения) характер.

Программа отличается от плана тем, что, как правило, не обладает всеми

чертами плана: - не носит директивного характера, а является рекомендацией;

- или выражает способ решения отдельной проблемы, не охватывая

производственный процесс в целом, все его стороны; - не содержит конкретных

сроков и исполнителей и т. п. Это следует из того, что программа является

инструментом регулирования, а не управления. Хотя, разумеется, и в

управлении могут использоваться программы как исходный материал для

составления плана. Можно сказать, что план строится на основе программ,

путем их взаимной увязки, согласования с возможностями производства,

определения сроков выполнения и исполнителей и т. д. С другой стороны,

термин “планирование” может использоваться и в регулировании. В этом случае

говорят об индикативном планировании, которое носит рекомендательный

характер и не принимает формы прямых заданий.

Планирование включает в себя составление и утверждение плана, доведение

его до исполнителей, организацию его выполнения, контроль выполнения и

корректировку плана в процессе его выполнения. Планирование - это

сердцевина управления предприятием или экономикой в целом (в плановой

экономике).

Программирование означает составление программ, разработку системы мер по

их осуществлению (меры косвенного воздействия), контроль за реализацией,

корректировку в процессе выполнения.

Функции, выполняемые управлением (регулированием), делятся на два вида:

1) не зависящие от характера собственности на средства производства; 2)

обусловленные характером этой собственности.

К функциям первого вида относятся:

- сбор информации;

- обработка информации;

- прогнозирование;

- принятие решений;

- организация выполнения решений;

- контроль выполнения решений.

К функциям второго вида относятся:

- обеспечение присвоения прибавочного продукта собственником средств

производства (дохода от собственности);

- обеспечение приоритета интересов собственника средств производства при

принятии хозяйственных решений;

- согласование интересов работников с интересами собственника средств

производства, стимулирование их к наиболее полной реализации последних.

На основе углубления общественного разделения труда, роста разнообразия

видов деятельности, производимых товаров и услуг, концентрации и

централизации капитала и других форм обобществления производства происходит

развитие и отношений управления.

Его основными тенденциями являются:

- рост объема управленческих операций;

- рост доли занятых в сфере управления (в США, например, более половины

всех занятых в экономике относятся к работникам управления);

- развитие технической оснащенности управления, средств связи,

информатизация отношений, повышение доступности информации и возможностей

ее обработки;

- развитие, с одной стороны, самоуправления, саморегулирования

предприятий и их подразделений; а с другой - элементов централизованного

планового управления экономикой (со стороны государственно-

монополистического механизма).

21.2. Государственно-монополистический капитализм. Роль государства в

современной экономике

Государство - это особый аппарат принуждения. Он обеспечивает соблюдение

всеми членами общества определенных правил, суть которых - функционирование

определенных отношений собственности. Государство охраняет существующие в

обществе отношения собственности и поэтому служит интересам экономически

господствующего класса - собственника основной части средств производства.

На разных этапах развития общества государство играло разную роль в

экономике.

В современной капиталистической экономике оно является наиболее

могущественным субъектом экономических отношений. Это обусловлено тем, что

современное капиталистическое общество находится на стадии государственно-

монополистического капитализма.

Государственно-монополистический капитализм означает сращивание силы

монополий с силой государства в единый хозяйственный механизм. Он

предполагает образование капиталистических монополий и установление их

господства в экономике, то есть превращение капитализма свободной

конкуренции в монополистический капитализм.

Для него характерно:

- сращивание монополистического промышленного и монополистического

банковского капитала и образование финансового капитала и финансовой

олигархии;

- более быстрое развитие вывоза капитала за границу по сравнению с

развитием мировой торговли;

- образование международных союзов капиталистов (международных

монополий), делящих мировые рынки;

- борьба за передел мира между группами развитых капиталистических стран.

Непосредственными причинами сращивания силы монополий и силы государства

в единый механизм являются:

- выход производительных сил за рамки частной собственности на средства

производства, что выражается в невозможности обеспечения основных условий

общественного воспроизводства, удовлетворения ряда жизненно важных

общественных потребностей только на основе частной собственности;

- усиление конкуренции между монополиями разных капиталистических

государств в мировой экономике;

- обострение борьбы между группами капиталистических стран за мировое

господство.

Основные функции государства в современной капиталистической экономике:

- обеспечение необходимых условий сбалансированного общественного

воспроизводства и экономического роста (занятости, рационального

использования природных ресурсов, структурных сдвигов в экономике,

рыночного равновесия, поддержка ряда отраслей и т. д.);

- обеспечение удовлетворения ряда общественных потребностей (в

образовании. здравоохранении, развитии науки и культуры, социальном

обеспечении и др.);

- защита интересов национального капитала в международном экономическом

соперничестве.

Основные формы, в которых выражается роль государства в современной

капиталистической экономике:

1) Государственная собственность. Она выступает в виде собственности

государства на природные ресурсы, государственного сектора экономики

(производственные предприятия и учреждения непроизводственной сферы), а

также в виде доли государства в капитале предприятий. Доля государства в

суммарном капитале различна для разных стран. В целом она колеблется от 10

до 50 %. Наибольшее значение она имеет в ряде западноевропейских стран

(Италия, Франция, Англия). В собственности государства могут находиться

предприятия жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, энергетики,

добывающей промышленности, машиностроения и др.

2) Перераспределение государством валового национального продукта через

финансовую систему. Как уже говорилось в теме 11, в развитых

капиталистических странах в настоящее время государство перераспределяет от

35 до 61 % валового национального продукта. Средства идут на финансирование

различных программ, направленных на удовлетворение общественных

потребностей, обеспечение сбалансированности и роста экономики.

3) Покупка и продажа государством товаров (ресурсов, продукции, услуг,

ценных бумаг). Государство является крупнейшим покупателем и продавцом на

внутреннем рынке развитых капиталистических стран, с объемом операций

которого не может сравниться ни одна из промышленных монополий.

4) Государственное регулирование экономики, о чем речь пойдет ниже.

Роль государства в современной экономике оценивается разными концепциями

по-разному.

Неоклассическая теория считает, что государство выполняет те функции,

которые не в состоянии выполнить рынок, и поэтому современная экономика

является не чисто капиталистической, а смешанной, социально

ориентированной. Близкое к такому понимание роли государства и в

кейнсианской теории.

С точки зрения марксистской теории, происходящие в капиталистической

экономике процессы свидетельствуют о том, что современные производительные

силы требуют перехода к планомерной организации экономики на основе

общественной собственности на средства производства и созрели для такого

перехода. Такой переход дает обществу возможность сознательного

использования экономических законов, подчинения экономики общественным

интересам, рационального использования ресурсов, повсеместного внедрения

передовых достижений науки и техники, то есть позволяет ускорить

общественный прогресс. В. И. Ленин считал, что между государственно-

монополистическим капитализмом и социализмом никаких переходных ступеней

нет, поскольку имеются все материальные предпосылки социализма. Для

перехода к социализму требуется только одно: переход монополий в

собственность всего народа и обращение их на пользу всего народа (с помощью

социалистического государства).

В социалистическом обществе государство приобретает новую экономическую

роль. Оно выступает как распорядитель общенародной собственности, в которой

находится основная часть средств производства. Государство распределяет

основную массу ресурсов и продуктов, которые также принадлежат обществу.

Оно выполняет функцию прямого управления в планомерно организованной

экономике.

21.3. Формы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики в современных капиталистических

странах осуществляется в разнообразных формах. Основными из них являются

следующие:

1) Финансовая политика государства - совокупность мер по организации

формирования, распределения и использования государственных финансов. Она

включает налоговую, бюджетную политику и политику в отношении

государственного долга.

В настоящее время имеются разные концепции финансовой политики.

Кейнсианская концепция считает наиболее важным инструментом воздействия

на экономику с целью обеспечения полной занятости и стабильного роста. В

период кризиса, согласно этой концепции, государство должно увеличивать

свои расходы для обеспечения эффективного рыночного спроса, уровень налогов

должен снижаться, социальных выплат - расти. Наиболее стимулирующей мерой в

краткосрочном периоде является финансирование прироста государственных

расходов за счет денежной эмиссии. В период перегрева экономики государство

должно действовать в противоположном направлении - сокращать расходы и

социальные выплаты, увеличивать налоги, ограничивать рост денежной массы.

Кейнсианцы считают, что для полной занятости и экономического роста

необходим определенный уровень дефицита бюджета, рост государственного

долга и умеренная инфляция.

С точки зрения монетаристской концепции, финансовая политика государства

имеет менее важное значение по сравнению с кредитно-денежной политикой. Ее

главная задача - свести к минимуму дефицит бюджета (в основном за счет

урезания социальных программ, которые рассматриваются как излишние,

поскольку, защищая граждан, снижают их экономическую активность), не

допускать избытка денег в обращении. Кейнсианские методы рассматриваются

как создающие инфляцию и нестабильность в экономике.

Теория экономики предложения усматривает основную задачу финансовой

политики в стимулировании роста совокупного предложения с помощью

оптимизации налоговой системы. Кроме снижения общего уровня налогового

бремени, изменения объектов и ставок налогообложения, она предлагает

сократить до минимума социальные программы и другие расходы бюджета.

В реальной практике используются методы, рекомендуемые разными

концепциями. В США, например, до конца 1970-х г. г. преобладал кейнсианский

подход, затем - на короткий срок - монетаристский, в 1980-е г. г. - подход

теории экономики предложения. Позднее вновь стала повышаться роль

кейнсианской теории.

2) Кредитно-денежная политика - регулирование государством объема и

структуры денежной массы и кредитных операций. Основными ее видами

являются: политика дорогих денег и политика дешевых денег.

Первая направлена на ограничение и сжатие денежной массы. Для этого

сокращается государственное кредитование экономики и эмиссия денег,

повышается учетная ставка по кредитам Центрального банка (что повышает

общую ставку процента), увеличивается норма обязательных резервов для

коммерческих банков, продажа ценных бумаг растет по сравнению с их

погашением и др.

Политика дешевых денег направлена, наоборот, на расширение денежной массы

и означает применение мер, противоположных политике дорогих денег.

Наиболее важной считают кредитно-денежную политику монетаристы. Они

полагают, что ее главной задачей является стабилизация количества денег в

обращении (прирост денежной массы на 2-5 % в год). В других концепциях она,

хотя и считается важной, но все же рассматривается не как первостепенная.

3) Программирование экономики - разработка и реализация государственных

программ, охватывающих решение какой-либо проблемы, ту или иную сферу

общественной жизни или экономику в целом.

В США, например, ежегодно утверждается около 300 государственных

программ, затрагивающих образование, здравоохранение, экологию, оборону,

науку, социальное обеспечение, помощь сельскому хозяйству и др. Для

реализации программ выделяются бюджетные средства, предусматривается

система различных льгот, определяются фирмы - генеральные подрядчики для

выполнения крупных госзаказов и т. п.

В Японии программирование осуществляется в виде индикативного

планирования экономики. Оно включает утверждение контрольных цифр плана

(планы разрабатываются на 10-15 лет, на 5 лет и на 1 год), составление

межотраслевого баланса по 2000 наименованиям продукции, расчет плановых

объемов производства и уровней цен по каждому из них, разработку системы

экономических стимулов, заинтересовывающих негосударственные предприятия в

выполнении плановых показателей. Плановые задания являются обязательными

только для государственного сектора, а для негосударственных предприятий

они носят рекомендательный характер. Индикативное планирование применяется

и в других странах (Франция, Ю. Корея).

4) Промышленная политика - целенаправленная деятельность государства,

направленная на осуществление структурных сдвигов в экономике, техническое

перевооружение производства, повышение конкурентоспособности национального

производства. Она осуществляется главным образом с помощью государственных

программ.

5) Регулирование монополий. Эта форма государственного регулирования

включает в себя контроль за образованием монополий на товарных рынках и

ограничение монополистической деятельности. В каждой стране установлены

критерии выявления монополий. За основу берется доля предприятий в общем

объеме продаж товара на данном рынке. Государство может запретить

образование монополии, если это ведет к ухудшению ситуации на рынке, то

есть наносит ущерб партнерам монополии. Если же предприятия, образующие

монополию, докажут, что она не ведет к отрицательным последствиям, то ее

формирование не запрещается (что, как правило, и бывает). В качестве мер по

борьбе с монополистической деятельностью используются в основном

регулирование цен на продукцию монополистов и контроль за соблюдением ими

стандартов качества продукции.

6) Регулирование трудовых отношений, доходов, занятости, социальное

регулирование. Во всех развитых странах государство, как уже говорилось,

регулирует минимальную заработную плату. Кроме того, оно устанавливает

максимальную продолжительность рабочей недели, ограничения на сверхурочные

работы, минимальную продолжительность отпусков, требования к технике

безопасности и условиям труда, правила приема и увольнения работников и др.

вопросы, относящиеся к трудовому законодательству. Как уже говорилось,

государство формирует социальные фонды для оказания помощи малоимущим и

нетрудоспособным членам общества. В США доля затрат государства на

социальные программы возросла с 4 % ВНП в 1930-е гг. до 18 % ВНП в конце

1980-х гг.

Во всех развитых государствах, как уже говорилось, имеется

государственная служба занятости, задачами которой являются: - регистрация

безработных, оказание им помощи в трудоустройстве и переподготовке; - сбор

информации о вакансиях, стимулирование создания новых рабочих мест,

приостановка массовых увольнений; - выплата пособий по безработице.

7)Регулирование цен. Доля регулируемых цен в развитых капиталистических

странах составляет 25-40 %. В большинстве стран цены регулируются на

топливно-энергетические ресурсы, продукцию металлургии и лесного комплекса,

услуги транспорта, коммунальные услуги, сельхозпродукцию, базовую продукцию

машиностроения. Круг регулируемых цен может расширяться в зависимости от

сложившейся ситуации. Регулированием может быть охвачено и 100 % цен.

Например, в США в начале 1970-х гг. все цены были заморожены примерно на

три года. Замораживание цен использовалось и во Франции в конце 1980-х гг.

Степень вмешательства государства в ценообразование определяется темпами

инфляции. Уровень инфляции в 3-5 % в год считается допустимым, а в 13-15 %

в год - опасным для экономики, требующим чрезвычайных мер.

Методы, используемые для регулирования цен, разнообразны. Их можно

разделить на три группы:

а) Прямое регулирование - установление (или утверждение) цен

государством, порядка расчета цен, предельных уровней цен, ограничение

частей цены (прибыли, торговой наценки) и т. п.

б) На основе соглашений между государством и фирмами (цены

государственных закупок и заказов, договоры между государством и фирмами по

поддержанию уровня цен в обмен на определенные льготы (со стороны

государства)).

в) Косвенное регулирование - с помощью налогов и дотаций, товарных

интервенций, внешнеторгового регулирования, стимулирования создания

альтернативных производств и т. п.

Об антиинфляционной политике см. также тему 16.

8) Контроль за качеством продукции и охрана окружающей среды. Государство

устанавливает стандарты качества многих товаров, прежде всего -

продовольственных товаров, алкогольной продукции, других товаров народного

потребления; контролирует содержание вредных веществ в них. Государство

лицензирует производство и продажу медикаментов, устанавливает предельно

допустимые концентрации и предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ

в промышленных отходах. Нарушители государственных стандартов подвергаются

наказанию, вплоть до закрытия предприятия. Разрабатываются и осуществляются

различные экологические программы, финансируемые государством.

9) Регулирование внешнеэкономических отношений. Данная форма будет

рассмотрена в следующей теме.

В социалистической экономике, как уже говорилось, государство главным

образом выполняет функцию не регулирования экономики, а управления ею.

Соответственно этому иными являются и применяемые им методы:

1) Государственное планирование экономики (не индикативное, а

директивное). Оно служит центральным звеном управления экономикой.

Государственное планирование не означает, что сверху планируется все,

вплоть до гвоздя. Составление государственного плана - сложная процедура, в

которой участвуют все предприятия и органы управления разных уровней.

Планирование идет и “сверху-вниз” и “снизу-вверх”; что необходимо, с одной

стороны, для обеспечения согласованности и единой целенаправленности

действий всех звеньев производства, а с другой, - для отыскания и

вовлечения всех резервов повышения эффективности производства.

Государственный план включает только обобщенные показатели, детали

отношений между предприятиями согласовываются ими самими при заключении

договоров.

2) Централизованное распределение ресурсов и продуктов. Оно выступает

прежде всего в форме централизованного материально-технического снабжения,

закрепляющего потребителей ресурсов и продукции (на основе их заявок) за

производителями в целях обеспечения наиболее рациональных связей в народном

хозяйстве, а также в форме централизованного снабжения товарами народного

потребления на основе заявок торговых организаций.

3) Государственное ценообразование. Оно не означает, что все цены

устанавливаются “наверху”. Центральные органы ценообразования устанавливают

(утверждают) цены лишь по наиболее важным видам ресурсов и продукции. Цены

на многие виды товаров устанавливаются (утверждаются) отраслевыми и

территориальными органами государства и самими предприятиями. Государство

лишь определяет порядок установления цен и контролирует его соблюдение. До

середины 1950-х г. г. в СССР, например, планировалось ежегодное снижение

цен на основе планового сокращения затрат. С 1947 по 1953 г. г. уровень цен

благодаря этому был понижен более чем в 2 раза. При этом государственный

бюджет был бездефицитен, а денежная масса была сбалансирована с товарной,

то есть отсутствовал дефицит и товаров, и денег. Позднее эта политика была

заменена политикой стабильных цен, что привело к их отрыву от стоимости; а

с середины 1960-х г. г. создание затратного хозяйственного механизма

породило тенденцию к росту цен.

4) Государственная стандартизация продукции и контроль за соблюдением

стандартов, природоохранная политика.

5) Государственная регламентация трудовых отношений, финансирование

социальной сферы и социального обеспечения, гарантия права на труд.

6) Государственная монополия в кредитной сфере, о чем говорилось в теме

12.

7) Государственная монополия внешней торговли и валютных операций с целью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.