рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая теория

подчинения их общегосударственным интересам.

Из перечисленных функций видно, что роль социалистического государства в

экономике намного выше, чем капиталистического, хотя в выполняемых ими

функциях есть немало сходного.

При этом доля профессионально занятых управлением в общей численности

экономически активного населения в социалистической экономике намного ниже,

чем в капиталистической. Это вызвано тем, что централизация функций

управления в социалистической экономике позволяет выполнять их значительно

меньшим числом людей.

Так, в 1988 г. доля работников управления всех уровней в СССР составляла

около 12 % всех занятых в экономике, а в США - около 55 %. (К работникам

управления здесь отнесены не только работники государственного аппарата, но

и управленцы на предприятиях, в организациях, учреждениях). Не случайно,

что при переходе к рыночной экономике доля занятых управлением в России

резко возросла и продолжает расти, несмотря на то, что реформаторы обещали

сократить число управленцев.

21.4. Изменение роли государства в экономике России

До рыночной реформы в СССР была плановая социалистическая экономика. В

1940-60-е г. г. она развивалась наиболее высокими темпами в мире. Однако

созданный в середине 1960-х г. г. затратный хозяйственный механизм привел к

развитию негативных тенденций, которые особенно усилились к началу 1980-х

г. г. Стала остро необходимой реформа системы управления экономикой.

Тогда были возможны два альтернативных варианта ее реформирования: 1)

замена затратного хозяйственного механизма системой планирования и

стимулирования экономии общественного труда (повышения эффективности

производства) на основе общественной собственности на средства

производства; 2) слом системы государственного управления экономикой и

переход к рыночной (капиталистической) экономике.

В экономической науке разгорелись дискуссии. Сторонники первого из

указанных направления разработали конкретные практические рекомендации по

налаживанию антизатратного хозяйственного механизма. Они были апробированы

на ряде предприятий, в том числе - ленинградском ПО “Светлана”,

машиностроительных заводах Барнаула. Их практическое применение дало

высокие результаты, оно позволило добиться невиданных прежде результатов -

стабильного роста производительности труда более чем на 10 % ежегодно,

значительного удешевления изделий без ущерба для их качества. Казалось бы,

было ясно, что делать дальше.

Однако в партийном руководстве (Горбачев, Рыжков, Лукьянов, Яковлев и

др.) взяла верх линия на переход к рыночной экономике. Перестройка явилась

первым этапом, за которым последовал кардинальный рывок в рынок 1992 г.

Социализм был заменен государственно-монополистическим капитализмом.

Соответственно этому изменилась и экономическая роль государства. Путем

приватизации был разрушен общественный характер собственности.

Государственная собственность в современной России занимает примерно такой

же удельный вес в капитале, что и в среднем по развитым капиталистическим

странам.

Государство перестало быть распорядителем общенародной собственности и

выполнять функцию управления экономикой. Были упразднены государственное

планирование, ценообразование, централизованное распределение ресурсов и

продуктов, государственная монополия внешней торговли и валютных операций,

монополия государства в кредитной сфере, резко снижена его роль в трудовых

отношениях, социальном обеспечении и других сферах деятельности.

Теперь государство выполняет лишь функцию регулирования экономики и, как

и в других капиталистических странах, продает и покупает товары на рынке,

перераспределяет часть ВНП через систему финансов и т. д.

В основе экономической политики российского государства с 1992 г. лежит

монетаристская концепция. Согласно этой концепции, российское правительство

главную задачу видит в стабилизации денежной массы в обращении. Это

достигается с помощью политики дорогих денег и жесткой финансовой политики.

Причем правительство в стремлении сдержать рост денежной массы не

останавливается перед невыплатой заработной платы бюджетникам, неоплатой

выполненных предприятиями государственных заказов, невыдачей

предусмотренных законом дотаций селу и т. д.

Результатом такой политики уже стало сокращение производства наполовину,

разрушение социальной сферы и другие кризисные явления. Тем не менее

денежная масса растет быстрее, чем хотелось бы правительству, и около 40-50

% ее прироста уходит в теневую экономику. Продолжается инфляция.

Характерным явлением реформы государственного управления является

постоянное разбухание численности госаппарата. Уже весной 1994 г. по

признанию В. Черномырдина численность аппарата государственных органов

России была на 30% больше численности всего государственного аппарата

бывшего СССР. С тех пор она не уменьшилась.

В государственном аппарате России, по признанию Б. Ельцина и других

высокопоставленных чиновников, сейчас царит коррупция, которой неоднократно

объявлялась война, но - безрезультатно. Руководство США объявило рост

коррупции в государственном аппарате России угрожающим национальным

интересам США.

Экономика стала неуправляемой. Это значит, что ни одна из объявленных

правительством целей, (кроме обвальной приватизации), не была достигнута.

Россия находится в глубоком кризисе, выход из которого требует кардинальной

смены экономического курса и обновления всего государственного аппарата.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается управление от регулирования с точки зрения экономических

отношений и основного содержания ?

2. В чем различие между товарной и планомерной формами связи ?

3. Что происходит с планомерной формой связи с развитием

капиталистического производства?

4. Чем отличается план от программы? прогноза?

5. Чем отличается планирование от программирования?

6. Каковы два основных вида функций управления в экономических процессах? В

чем их содержание?

7. Каковы тенденции развития управления?

8. Что понимается под государством? Какие функции в обществе оно выполняет?

9. Что понимается под государственно-монополистическим капитализмом? Каковы

его характерные черты и какие факторы обусловливают его развитие?

10. Какие основные функции выполняет государство в современной экономике?

11. В каких формах выражается экономическая роль государства в современном

обществе?

12. Каковы основные формы государственного регулирования экономики?

13. В чем различие между кейнсианством и монетаризмом в трактовке роли

государства в экономике?

14. Чем отличается роль государства в социалистической экономике от его

роли в капиталистической экономике?

15. Почему доля работников управления, в том числе и государственного

аппарата, ниже в социалистической экономике, чем в капиталистической?

16. В чем отличие государственного управления экономикой от

государственного регулирования экономики ?

17. Чем отличается директивное планирование от индикативного?

18. В чем состоит изменение роли государства в экономике России в 1990-е

гг.?

19. Чем характеризуется современное состояние государственного

регулирования экономики в России?

20. Какова роль экономической политики российского правительства в развитии

экономического кризиса в 1990-х гг. ? Ответ обоснуйте.

Тема 22. Всемирное хозяйство

22.1. Всемирное хозяйство и его состав

Всемирное хозяйство - это совокупность национальных хозяйств стран мира и

экономических отношений между ними.

До недавнего времени в составе всемирного хозяйства выделялись три

основные группы государств: - развитые капиталистические страны; -

социалистические страны; - развивающиеся страны. Соотношение между ними в

1987 г. характеризуется данными таблицы 3.

Однако в 1980-90-е гг. социалистическая система в значительной мере

распалась, хотя и сохранился ряд социалистических государств (КНР, Куба,

КНДР, Вьетнам). В настоящее время доминирует иной принцип классификации

государств. Выделяют: - развитые капиталистические страны; - страны с

переходной

Таблиц а 3. Сравнение экономических показателей групп стран в 1987 г.

| |Доля в мировом |Доля в численности |Доля в |

|Вид государств |промышленном |населения мира, в % |территории, в|

| |производстве, в % | |% |

|Развитые | | | |

|капиталистические |53 |16,1 |13,2 |

|Социалистические |40 |31,8 |26,2 |

|Развивающиеся |7 |52,1 |61,6 |

экономикой (бывшие социалистические государства Восточной Европы и

республики бывшего СССР); - развивающиеся страны (к которым относят и

социалистические, а также Монголию).

Соотношения между основными группами стран по уровню развития экономики

характеризуются следующими показателями: см. таблицу 4.

В развитых капиталистических странах проживает около 832 млн. чел., а

средний ВВП на душу населения (в долларах США 1995 г.) - примерно 22490 (у

США - 27202).

В странах с переходной экономикой число жителей составляет около 400 млн.

чел., средний ВВП на душу населения - около 4000 (Россия в 1996 г. -

порядка 3900, а в 1990 г. - 7200).

Наконец, в развивающихся странах (включая КНР) проживает около 4400 млн.

жителей, средний ВВП на душу населения - порядка 3400 долл. Отметим, что в

число стран “третьего мира” попадают страны с существенно разными уровнями

развития. Здесь и “молодые тигры” типа Гонконга (ВВП на душу населения

около 25000 долл.), Сингапура (25000 долл.), Ю. Кореи, Тайваня; и Мексика,

и ЮАР; и вместе с тем государства с особенно низким уровнем развития

(Центрально-Африканская Республика и др. страны Африки, Афганистан и т.

п.). В настоящее

Таблица 4. Численность населения и ВВП (всего и на душу) по крупнейшим

странам и группам стран мира в 1995 г.[29, с.16]

|Страны и группы стран |ВВП всего |Население |ВВП на душу |

| |(млрд. долл.) |(млн. чел.) |(долл.) |

|Весь мир |35475 |5734 |6187 |

|США |7255 |267 |27202 |

|Япония |2855 |125 |22804 |

|“Семерка” |15850 |677 |23421 |

|“Развитые” |18710 |832 |22490 |

|“Развивающиеся” (без КНР): |11026 |3161 |3488 |

|в т. ч.: “привилегированные”: |8007 |1154 |6942 |

|- “тигры” |1785 |155 |11407 |

|- “нефтяники” |1486 |161 |9202 |

|- “застойные” |3019 |2008 |1504 |

|КНР |3800 |1221 |3111 |

|Восточная Европа |765 |123 |6224 |

|СНГ |904 |281 |3216 |

|Прибалтика |39 |7,8 |5090 |

|Россия |625 |148 |4219 |

время насчитывается 20 государств с уровнем ВНП на душу населения меньше

275 долл.

Основными формами экономических связей между странами являются:

-мировая торговля; - международное движение капитала; - валютные

отношения; - миграция рабочей силы; - научно-техническое сотрудничество; -

совместное финансирование проектов и др.

22.2. Закономерности развития всемирного хозяйства

Главная тенденция развития всемирного хозяйства - расширение и укрепление

экономических связей между странами. Ее объективной основой является

углубление международного разделения труда. Оно выражается в развитии

специализации и кооперирования производства.

Специализация производства развивается от продуктовой к подетальной,

поузловой и пооперационной. Она обусловлена наличием в стране природных

ресурсов, подготовленных кадров, технологии; емкостью внутреннего рынка.

Оборотной стороной специализации является кооперирование производства -

установление устойчивых технологических связей между предприятиями по

выпуску конечной продукции.

В результате специализации и кооперирования производства происходит

унификация деталей, узлов, стандартов изделий. Формируется

интернациональная стоимость товаров, выраженная в форме цен мирового рынка.

Сегодня предприятие, желающее выйти на мировой рынок, должно соблюдать

имеющиеся стандарты и укладываться в уровень мировых цен. Иначе его

продукция никому не будет нужна.

Перечисленные процессы говорят о том, что развитие обобществления

производства перешагнуло рамки отдельных стран и приняло форму

интернационализации производства.

Интернационализация производства - это постепенное превращение мирового

производства в единый производительный процесс на основе международного

разделения труда. Она означает, что в производстве конечного продукта прямо

или косвенно участвуют работники разных стран, и взаимосвязи между ними

усиливаются и усложняются.

На основе интернационализации производства происходит развитие

интернационализации финансов. Она заключается в том, что в экономике

большинства стран все шире используется иностранный капитал; а национальный

капитал все больше применяется в экономике других стран. Все более крупные

объемы капиталов выходят из разных стран и перемещаются в мировой

экономике.

Развивается унифицированная сеть транспорта и связи, формируются единые

стандарты образования. Создаются международные организации, регулирующие

мировой рынок: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Генеральная

ассоциация по торговле и тарифам, Всемирная торговая организация и др.

Для развития всемирного хозяйства характерно, что мировая торговля растет

быстрее, чем мировое производство. Это говорит об усилении вовлеченности

стран в мировую экономику. Показателем степени вовлечения национальной

экономики в мировую является отношение объема экспорта страны к ее ВНП (в

процентах). Он особенно высок у небольших стран (Голландия, Дания и т. д.)

и доходит до 70 %. У крупных стран он намного ниже (например, в США - менее

10 %), в силу большей емкости внутреннего рынка, но в любом случае имеет

тенденцию к повышению. В целом в международную торговлю поступает четверть

всего, что производится в мире.

Международный перелив капитала растет более высокими темпами, чем мировая

торговля.

Закономерностью развития всемирного хозяйства является образование

соглашений между монополиями разных стран о разделе мировых рынков, то есть

образование международных монополий.

На основе вывоза капитала развиваются транснациональные корпорации (ТНК)

- корпорации, которые по своему происхождению относятся к одной стране, но

имеют свои филиалы во многих странах мира, приобрели международный характер

деятельности и занимают доминирующее положение на мировых рынках. Так,

иностранные филиалы американских ТНК образуют своего рода “вторую

экономику” США, которая по своим масштабам превосходит любую европейскую

страну и приближается к самим США. Внутрифирменные, межфилиальные поставки

ТНК составляют около половины всей внешней торговли США. А в целом в

мировой торговле доля внутрифирменных поставок ТНК равна около 1/3.

Примеры крупнейших ТНК (данные на 1996 г.):

Английская компания “Ройял Датч Шелл”, занимающаяся добычей, переработкой

и продажей нефти, газа и угля, имеет зарубежные активы в 79,7 млрд. долл.

при общих активах в 117,6 млрд . долл. Ее зарубежные продажи составляют

80,6 млрд. долл. (чуть меньше всего экспорта России в 1997 г., который

оценивался в 85 млрд. долл.) при общих продажах в 109,9 млрд. долл. На

зарубежных филиалах компании занято 81000 человек при общей численности

работников в 104000 чел.

Американская автомобильная корпорация “Форд мотор компани” имеет активы в

117,6 млрд. долл., из них 69,2 млрд .долл. - зарубежные. Объемы продаж:

общие - 137,1 млрд. долл., из них: зарубежные - 41,9 млрд. долл.

Численность занятых: общая - 346990 чел., на зарубежных филиалах - 103334

чел.

Американская компания “Дженерал электрик компани”: активы - 228 млрд.

долл., в том числе зарубежные - 69,2 млрд. руб.; объемы продажи: общие - 70

млрд. долл., зарубежные - 17,1 млрд .долл.; численность занятых: общая -

222000 чел., на зарубежных филиалах - 72000 чел. [32]

Экономическое господство ТНК в мировой экономике усиливается на основе

скупки по всему миру идей, патентов, найма талантливых специалистов.

Монополизируя новые технологии, ТНК целенаправленно поддерживают свой отрыв

от конкурентов. Так, администрация Р. Рейгана в начале 1980-е г. г. в

интересах американских ТНК добилась запрета предоставления таким странам,

как СССР, КНР и Индия, технологий, имеющих возраст менее 10 лет. Запрет

распространялся не только на фирмы США, но и все фирмы, закупавшие

американскую продукцию. Он сохраняет силу до сих пор.

Важной закономерностью развития всемирного хозяйства является

региональная экономическая интеграция. Под ней понимается процесс

постепенного сближения и слияния национальных экономик ряда государств

определенного региона. Ею охвачены многие регионы мира: Западная Европа

(ЕЭС), Северная Америка (США, Канада, Мексика), Латинская Америка (страны

Андской группы), Северная Африка (арабские страны), Юго-Восточная Азия

(страны азиатско-тихоокеанского региона, к которым присоединились США,

Канада, Мексика, Чили). Региональная интеграция развивалась и в рамках СЭВ

до его распада.

Региональная интеграция капиталистических государств происходит в форме

создания общего рынка (единого экономического пространства): сокращаются,

вплоть до полного снятия, ограничения на движение между странами товаров,

услуг, капитала, рабочей силы; сближаются вплоть до унификации налоговые

системы, правовые и экологические нормы, технологические стандарты;

создаются наднациональные органы регулирования экономики; проводится

согласованная политика в отношении стран, не входящих в интегрируемую

группировку; в перспективе готовится переход к единой валюте и созданию

единого центрального банка.

Региональная интеграция социалистических стран имеет принципиальные

отличия по своей форме, которые будут рассмотрены позднее.

Закономерностью развития всемирного хозяйства является также углубление

разрыва в уровне экономического развития между развитыми капиталистическими

странами и большинством развивающихся государств. Большинство последних до

второй мировой войны были колониями и подвергались колониальной

эксплуатации со стороны капиталистических государств. После войны с помощью

СССР и других социалистических стран они добились освобождения от

колониальной зависимости. Больше всего государств получило политическую

независимость в 1950-60-е гг., а в целом колониальная система была

ликвидирована в 1980-е гг.

Однако колониальная зависимость для большинства освободившихся стран

сменилась экономической зависимостью от развитых капиталистических

государств. Она выражается в том, что часть созданного народами этих стран

прибавочного продукта присваивается монополистическим капиталом развитых

стран. Механизм эксплуатации народов слаборазвитых стран включает ценовой

механизм (заниженные цены на товары из слаборазвитых стран), дискриминацию

в торговых отношениях; низкую оплату труда и вывоз части прибыли филиалами

ТНК; предоставление кредитов с целью установления финансовой зависимости;

поддержание технологического отставания развивающихся стран и такой

структуры экономики, которая делает их зависимыми от поставок из развитых

стран. Страны “третьего мира” используются и для вывоза экологически

вредных производств, сбыта низкокачественной продукции, как источники

дешевого топлива и сырья.

Вместе с тем наблюдается значительная неравномерность в уровне и темпах

развития стран “третьего мира”. Ряд из них относится к числу “новых

индустриальных государств” ввиду высокой доли промышленности в ВНП.

В начале 1990-х гг. 90 % всего промышленного производства развивающихся

стран (117 стран) приходилось на долю 22 из них, причем 60 % - на долю

пяти: Бразилии, Мексики, Индии, Аргентины и Ю. Кореи. Если к ним добавить

еще Индонезию, Гонконг, Тайвань и Сингапур, то доля этих девяти стран

составит примерно 80 % промышленного производства стран “третьего мира”. В

целом же для развивающихся стран характерна тенденция к ухудшению положения

большинства населения: рост безработицы, нищеты, болезней, высокая доля

неграмотного населения. Растет внешняя задолженность развивающихся

государств, которая превысила 1, 7 трлн. долл. В настоящее время она

превышает 40 % суммарного ВНП развивающихся стран и в 1, 3 раза больше их

суммарного экспорта. Многие страны стали безнадежными должниками, что в

ряде случаев заставило кредиторов (финансовый капитал развитых

капиталистических стран) пойти на частичное списание долга. Так, США были

вынуждены в начале 1990-х г. г. списать часть долга некоторым

латиноамериканским странам. (Но до этого за 10 лет они получили с помощью

своих кредитов из стран Латинской Америки чистой прибыли около 1 трлн.

долл.) Развивающиеся страны сообща добиваются сокращения внешней

задолженности и установления нового, более справедливого мирового

экономического порядка. Однако финансовая олигархия капиталистического мира

не стремится выпускать их из сферы своей эксплуатации.

22.3. Внешнеэкономическое положение России

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.