рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики

| |

|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

|Тюменский государственный нефтегазовый |

|университет |

| |

| |

|Кафедра экономической теории |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Курсовая работа |

| |

|по курсу «Экономическая теория» |

|на тему |

| |

|«Государственное регулирование экономики» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: студент |

|группы ВЭД – 95 - 1 |

|Иванов О. Д. |

|Проверил: |

| |

| |

| |

|Тюмень |

Содержание

Введение

1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)

1.1)Границы государственного регулирования 9

1.2)Субъекты экономической политики 14

1.3)Цели государственного регулирования экономики 17

1.4)Методы государственного регулирования и способы

вмешательства государства в экономические процессы 18

1.5)Основные сферы государственного вмешательства 28

1.6)Государственное экономическое программирование как высшая форма

государственного регулирования 42

1.7)Разгосударствление и его формы 43

2.Государственное регулирование экономики в США и России

2.1)Государственное регулирование экономики в США 46

2.2)Государственное регулирование экономики в России 52

2.3)Сравнительный анализ

Заключение

Введение.

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ . Этот процесс

продолжается до сих пор и носит глобальный характер . Затронуты все сферы

общественной жизни , но наиболее сильным преобразованиям подвергается

экономика . В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны .

Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному

рыночному хозяйству . Тем интереснее становится тема государственного

регулирования экономики , то есть вмешательства государства в экономические

процессы в обществе . Ранее государство выполняло все экономические задачи

глобального характера , такие как ценообразование , определение объемов

производства того или иного товара и т.д. Таким образом вся экономика

находилась в полном подчинении правительству . Из этого ясно следует , что

вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за

подавляющего и тотального контроля . Это падение интересов привело к

уменьшению эффективности производства , замедлению научно - технического

прогресса , падению темпов экономического роста . Таким образом , к

началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе .

Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная

экономика невозможна , ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции

имеет много достоинств , его возможности велики , но все же не безграничны

. Существуют области , где механизм свободной конкуренции не срабатывает и

требуется вмешательство государства .

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного ,

исполнительного и контролирующего характера , осуществляемых правомочными

государственными учреждениями и общественными организациями в целях

стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы

к изменяющимся условиям.[1]

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись

экономические и социальные проблемы , которые не могли быть решены

автоматически на базе частной собственности . Появилась необходимость

значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с

точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения

воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные

кризисы , массовая безработица , нарушения в денежном обращении ,

обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной

экономической политики .

Теоретически понятие государственной экономической политики шире ,

чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может

основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь

(Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser

passer). В современных условиях невмешательство государства в социально -

экономические процессы немыслимо . Уже давно споры идут не о необходимости

государственного регулирования , а о его масштабах , формах и интенсивности

. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и

“государственная экономическая политика” в наше время идентичны .

Объективная возможность государственного регулирования экономики

появляется с достижением определенного уровня экономического развития ,

концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту

возможность в действительность , заключается в нарастании проблем ,

трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование

экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики

является составной частью процесса воспроизводства . Оно решает различные

задачи : это , например , стимулирование экономического роста,

регулирование занятости , поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и

региональной структуре , поддержка экспорта . Конкретные направления ,

формы , масштабы государственного регулирования экономики определяются

характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной

стране в конкретный период . В силу ряда причин наиболее развитый механизм

государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах

Западной Европы (ФРГ , Великобритания, Франция , Нидерланды , Австрия ,

Испания ), в Японии , в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской

Америки . Слабее развито государственное регулирование экономики в США ,

Канаде , Австралии . Тем не менее государственное регулирование экономики

и в этих странах играет значительную роль , особенно в период ухудшения

конъюнктуры , при высоких показателях безработицы и инфляции . Особенно

важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах

, создающих независимую экономику , в бывших социалистических странах ,

осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной

собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности .

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

1.1)Границы вмешательства государства в экономику.

Теперь рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в

экономику . Прежде всего это области , где перестает эффективно действовать

механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство

государства.

1) Во-первых , это правильная организация денежного обращения .

2) Во вторых , предоставление государством общественных товаров .

Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности ,

которые выражаются в денежной форме , через спрос . Однако

существуют такие потребности , которые невозможно измерить в деньгах

и превратить в спрос . Речь идет об услугах коллективного

пользования : национальная оборона, государственное управление,

единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций ,

охрана общественного порядка , вакцинация , хлорирование питьевой

воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в

экономику.

3) В-третьих , устранение государством последствий внешних эффектов. В

процессах рыночного производства и потребления могут возникать

своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не

фиксируемые рынком . Эти внешние эффекты нарушают рыночное

равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов ,

что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции , выполняемые государством по организации денежного обращения

, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних

эффектов , составляют максимальные границы его вмешательства в экономику

свободного рынка . Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые

границы регулирования реального рынка . Как видно , нерегулируемого рынка

вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства

нуждается даже идеальный свободный рынок .

Если обратиться к реальному конкурентному рынку , то обнаружатся новые

области экономической жизни , где проявляется ограниченность механизма

рынка , что делает необходимым более широкое участие государства в

хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально

допустимые границы вмешательства в экономику . Кратко обозначим эти сферы .

Подробнее они будут рассмотрены в анализе основных сфер государственного

вмешательства .

Перераспределение доходов .

Рынок признает справедливыми доходы , полученные в результате

свободной конкуренции на рынках факторов производства , размеры доходов

зависят от эффективности вложения факторов . В обществе же есть люди , не

владеющие ни землей , ни капиталом , ни трудом (нетрудоспособные ,

неимущие). Они не участвуют в конкуренции , не получают никаких доходов .

Существуют и люди, не имеющие работу , но трудоспособные , они не могут

найти рыночное применение своему труду . Рыночное распределение доходов

неприменимо к тем , кто занят производством общественных товаров , их

содержание становится задачей государства , а не рынка .

Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в

перераспределение доходов , ибо то , что справедливо с позиции рыночного

механизма , несправедливо с общечеловеческих норм морали , нарушает право

человека на достойное существование в обществе .

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых

важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования

рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как

предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав

частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство

устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между

предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе

законодательства государство выполняет функции арбитра в области

экономических связей . Основные услуги, обеспечиваемые государством,

включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка,

введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной

системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При

конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь

приспосабливаться к желаниям покупателей , которые рыночная система

регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей,

подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций;

уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном

счете банкротство.

Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается

регулировать ситуацию двумя способами . Оно образовывает государственные

комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые

услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех , кто

может и хочет работать . Заметим , что обеспечение указанного права не

аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными

рабочими местами . Для эффективной работы рынка требуется оптимальный

резерв рабочей силы , по ряду причин в рыночной системе неизбежна

безработица , что ставит перед государством немало сложных проблем . Его

обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью

поддержания определенного уровня занятости , материального обеспечения

людей , утративших рабочие места .

Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни”

рыночной экономики , которая нуждается в проведении антимонопольной и

антиинфляционной профилактики .

Суть государственной антициклической политики , или регулирования

хозяйственной конъюнктуры , состоит в том , чтобы во время кризисов и

депрессий стимулировать спрос на товары и услуги , капиталовложения и

занятость . Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные

финансовые льготы , увеличиваются государственные расходы и инвестиции . В

условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть

опасные явления – рассасывание товарных запасов , рост импорта и ухудшение

платежного баланса , превышение спроса на рабочую силу над предложением и

отсюда необоснованный рост заработной платы и цен . В такой ситуации задача

государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса ,

капиталовложений и производства , чтобы по возможности сократить

перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и , таким образом ,

уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства ,

инвестиций и занятости в будущем .

Развитие фундаментальных научных исследований с длительными

сроками окупаемости , высокой степенью риска и неопределенностью в

отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму . Здесь

государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс

. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении

перспективных видов новой техники и технологии .

Государство проводит региональную политику , решая вопросы ,

возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических ,

национальных , демографических и других нерыночных факторов . Региональная

политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных

капиталовложений , которые обеспечивают привелегированное положение

отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается

отраслям и территориальным единицам , находящимся в состоянии затяжного

кризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств

– носителей научно - технического прогресса , призванных привести к

прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей , между отраслями и во

всем народном хозяйстве в целом , к повышению его эффективности и

конкурентоспособности . В то же время могут приниматься меры по

притормаживанию чрезмерной концентрации производства .

Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование

внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством

соответствующей внешнеторговой политики , контроль над международной

миграцией капиталов и рабочей силы , воздействие на валютные курсы ,

управление платежными балансами и многое другое .

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы

государственного вмешательства в рыночную экономику . Эти рамки достаточно

широки для того , чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и

эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-

экономические проблемы современного общества .

Если же государство пытается делать больше , чем ему отмерено

рыночной экономикой , - продолжает распределять производственные ресурсы ,

удерживает административный контроль над ценами , прощает предприятиям

задолженность , сохраняет рабочие места в технологически отсталых

производствах , ведет фискальную налоговую политику , пытается обеспечить

высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей

экономики , то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура

производства , низкое качество продукции , увеличивается отставание от

развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни

народа . В результате страдают те , ради которых государство шло на

превышение пределов разумного вмешательства в экономику . Тогда рано или

поздно становится необходимым разгосударствление экономики , избавление ее

от чрезмерной государственной активности .

1.2)Субъекты экономической политики .

Субъектами экономической политики являются носители , выразители и

исполнители хозяйственных интересов .

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы ,

отличающиеся друг от друга по ряду признаков : имущественному , по доходам

, по видам деятельности при аналогичных доходах , по профессиям ,

отраслевым и региональным интересам . Это наемные рабочие и хозяева

предприятий , фермеры и земельные собственники , мелкие и крупные

предприниматели , государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп

есть свои интересы , обусловленные их социально - экономическим положением

, а также принадлежностью к тому или иному региону , виду деятельности .

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной

экономической политикой .

Носители экономических интересов объединены в развитых странах

рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы ,

союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов

(профсоюзы , например), другие играют огромную роль в экономике страны из-

за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей , банковских

учреждений , торговые палаты ). Есть и совсем малозначащие объединения ,

например ассоциация физических и юридических лиц , заинтересованных в

приватизации какого- либо земельного участка , принадлежащего

муниципалитету . Такие объединения являются выразителями хозяйственных

интересов .

Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной

экономической политикой .

Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного

регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти , построенные

по иерархическому принципу , а также центральный национальный банк . Они и

будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики .

В государствах с федеративным устройством (США , Канада , ФРГ , Испания ,

Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства

, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические

интересы . Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти

среди субъектов государственного регулирования экономики , все более

независимыми в осуществлении государственного регулирования от

законодательной власти становятся исполнительные органы . Это главная ,

третья линия трансформации частных экономических интересов в

государственной экономической политике .

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного

регулирования экономики является слияние субъектов государственной и

частной экономической политики и возникновение в результате этого новых

регулирующих органов , не вписывающихся теоретически в классическую схему

парламентской или президентской республики . Например , создается орган из

представителей профсоюзов , союзов предпринимателей и исполнительной власти

для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися

.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную

деятельность , но в действительности решающим образом воздействует на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.