рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономики

государственную экономическую политику . К таким органам относятся

различные советы экспертов при правительстве , министерствах финансов и

т.п.

Другая группа государственно - частных органов хозяйственного

регулирования – это советы по сферам деятельности , например , научно -

технический , по региональной политике , по профессиональному образованию .

В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками

правительственных органов входят представители самых разных фондов ,

отраслей , банков , различных организаций и общественных движений .

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и

государственным регулированием экономики : носители (в данном случае

заинтересованные фирмы) – выразители (союзы предпринимателей) – советы при

государственных регулирующих органах . По этой линии происходит

корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных ,

профессиональных , общественных групп .

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями

хозяйственных интересов довольно жесткая . Во-первых , успех

регулирования проявляется в темпах роста , улучшении структуры хозяйства ,

росте занятости , здоровом платежном балансе , снижении темпов инфляции ,

повышении жизненного уровня .

Во-вторых , успехи государственного регулирования экономики

отражаются в показателях , не всегда поддающихся точному количественному

измерению : в уровне социальной напряженности (забастовки , выступления

профсоюзов и т.д.) , оценка деятельности государства средствами массовой

информации , состояние окружающей среды , качество жизни в городах .

В-третьих , носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои

объединения поддерживают или не поддерживают правительство . Могущественные

объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с

предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью

государственных мер регулирования с их интересами . Наконец , союзы –

выразители хозяйственных интересов своих членов , так же как и отдельные

лица , финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на

выборах , избиратели голосуют за партию , а значит и за экономическую часть

программы этой партии , или нет .

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к

правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между

государственной экономической политикой и носителями хозяйственных

интересов .

Одной из форм обратной связи является анкетирование . Органы

государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят

реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и

конкретные меры государственной экономической политики во время выборов ,

дожидаться , когда недовольство экономической ситуацией примет крайние

формы (забастовки , бегство капитала ) . Правительственным органам нужна

оперативная информация , по возможности достоверный прогноз поведения

хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры

государственного регулирования . Для этого существует отработанный механизм

в виде анкетных опросов , которые проводятся специализированными научно-

исследовательскими центрами . Он сыграл значительную роль в разработке

арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной

экономической политики , завоевал большой авторитет не только в научных

кругах , но и в государственном аппарате , занимающемся хозяйственными

вопросами . Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного

регулирования экономики , обеспечивающий обратную связь между регулирующими

органами и носителями экономических интересов .

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного

регулирования экономики от экономических интересов , механизм этой

зависимости от обратной связи . В реальной жизни наблюдается масса

отклонений от модели – идет борьба между отдельными группами интересов за

влияние на органы регулирования , широкое распространение получил лоббизм ,

известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в

разных странах . Но механизм государственного регулирования экономики

функционирует все-таки по правилам , а не по отклонениям .

1.3)Цели государственного регулирования экономики .

Генеральной целью государственного регулирования экономики является

экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя

внутри страны и за рубежом , адаптация его к изменяющимся условиям .

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей , без осуществления которых генеральная цель

не может быть достигнута . Эти конкретные цели неразрывно связаны с

объектами государственного регулирования экономики . Цель – выравнивание

экономического цикла -- направлена на объект , т.е. на экономический цикл ;

совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства – на

секторальную и отраслевую , региональную структуру ; улучшение окружающей

среды – на окружающую среду и т. п.

Названные цели , во-первых , неодинаковы по значению и масштабам и ,

во-вторых , находятся в тесной взаимосвязи . Чаще всего одна цель не может

быть поставлена и достигнута вне зависимости от других . Например ,

невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований

без благоприятных условий накопления капитала , без выравнивания

конъюнктуры , совершенствования отраслевой структуры экономики ,

стабильного денежного обращения .

Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения

других , более высоких для данного момента текущих целей . Так , конкретная

цель – обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных

шахт – может быть опосредующей для стабилизации и снижения издержек в

отечественной угледобывающей промышленности .

Цели могут частично перекрывать друг друга , одна может оказаться

временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной

хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации

субъектами государственного регулирования экономики и от установленной

правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей .

Итак , в дереве целей государственного регулирования экономики

существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной , но

и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными

целями , т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными ,

вторичными , третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей государственного

регулирования экономики нестабильно . Оно постоянно изменяется в

зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач , выступающих на

передний план . В условиях кризиса первичной целью становится выход из

кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры .

Методы государственного регулирования экономики и способы

вмешательства в экономические процессы .

Известны два основных способа регулирования экономики.

Децентрализованный (экономические средства) -- при помощи механизма рынка,

товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные

средства) -- административный, директивный.

Экономические средства .

Если отвлечься от промежуточных, смешанных вариантов, то при первом

способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых

возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к

существенному подьему экономики, но и сопровождается значительными спадами

и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную

ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и

программирования национальной экономики.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются

на средства денежно - кредитной и бюджетной политики . Самостоятельным

комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и

одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике .

Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное

экономическое программирование , охватывающее многочисленные цели и весь

набор инструментов государственного регулирования экономики .

Основные экономические средства – это :

1) Регулирование учетной ставки (дисконтная политика , осуществляемая

центральным банком) ;

2) Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке ;

3) Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как

эмиссия государственных обязательств , торговля ими и погашение .

При помощи этих инструментов государство стремится изменить

соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных

капиталов) в желаемом направлении . По мере относительного снижения роли

рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в

связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных

компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее

время несколько ослабела .

Административные средства .

При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или

финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано

на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не

только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение

обьема производства - главная цель . Главным критерием при таком

административном регулировании обычно служит количественный рост.

Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные

вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет

собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у

вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя

представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных

капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не

связаны с его финансовым положением. предприятие не может оказаться в

положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает

как всеобщая страховая компания.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба . Они базируются

на силе государственной власти и включают в себя меры запрета , разрешения

и принуждения .

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной

экономикой используются в незначительных масштабах . Их сфера действия

ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных

бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения . Однако в

критических ситуациях их роль возрастает , например , во время войны ,

критического положения в экономике .

Однако в условиях рыночной экономики ни рыночный, ни централизованный

способы регулирования экономики не существуют в чистом виде . Возможны лишь

приоритеты того или иного способа регулирования. Но одно ясно, что

постоянное обновление техники и технологии, растущий дефицит сырья и

энергетических ресурсов, обострение экологических проблем существенно

повышают роль государственного регулирования экономики. Теперь проблема

состоит в том, чтобы с одной стороны, усилить централизованное начало

экономического развития, с другой стороны, сохранить самостоятельность (а в

случае с бывшими социалистическими предприятиями -- расширить

самостоятельность) предприятий.

Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного

начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного?

Если под централизацией понимать систему карточного распределения

ресурсов и продукции, доведение всех показателей работы вплоть до

предприятий, стремление центра регламентировать всю хозяйственную

деятельность, то такая форма централизации явно неприемлема. Чем больше

такого рода централизация, тем меньше место для хозяйственной

самостоятельности, конкуренции, высокой эффективности производства.

примером тому являются бывшие социалистические страны.

Экономические и административные методы взаимосвязаны . Так , любой

экономический регулятор несет в себе элементы администрирования , поскольку

контролируется той или иной государственной службой . Например , денежная

система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше , чем будет

принято решение о ее повышении . В свою очередь , в каждом административном

регуляторе есть нечто экономическое в том смысле , что он косвенно

сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы . Прибегая к

прямому контролю над ценами , государство создает для производителей особый

экономический режим , вынуждает их пересматривать производственные

программы , искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д.

Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего

спроса , а также соотношение между его объемом и суммой сбережений .

В то же время экономические и административные средства

противоположны . Экономические средства не сужают свободу выбора для

субъектов , которые сохраняют за собой право на свободное принятие

рыночного решения . Когда , допустим , государство использует для

регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам ,

владелец денежного дохода видит в этом признак того , что к доступным ему

вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один . И тут все

зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону

, чтобы достичь целей регулирования .

Напротив , административные средства существенно сужают свободу

экономического выбора , а порой сводят ее к нулю . Это случается там , где

администрирование выходит за экономически обоснованные границы , обретает

черты тотальности , перерождается в административно - командную систему .

Вместе с тем административные меры , подавляя индивидуальную

экономическую свободу , вполне оправданы , если они используются в тех

случаях , когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми

потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом .

Существуют области , где применение административных методов эффективно и

не противоречит рыночному механизму .

Для того, чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции,

необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику.

Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через

приобретение государством собственности на средства производства,

законотворчества и управление производственными предприятиями и косвенное

вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Теперь рассмотрим способы вмешательства государства в экономические

процессы . Существуют два способа вмешательства: прямое и косвенное .

Прямое вмешательство.

К прямому вмешательству относятся следующие меры : развитие и

регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие

государства в различных акционерных обществах) , кредитование или льготное

налогообложение коммерческих структур через ЦБР , принятие регулирующих

актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и

расходы центрального правительства и местных властей .

Государственный сектор экономики .

Во всех промышленно развитых странах сушествует более или менее

значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов

, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным

органам . Государственный сектор существовал во многих странах задолго до

развития капитализма , включая почту , частично транспортную службу ,

изготовление оружия , и т.д.

Его размеры могут служить критерием экономической роли государства .

Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет

кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это

делает государство владельцем части общественного капитала. В

государственном секторе западных стран занята довольно большая группа

людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-

9% в Германии, Бельгии и Голландии.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие

государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях.

Значительная часть государственного сектора -- это объекты инфраструктуры

, в большинстве своем нерентабельные . Другая часть - государственные

предприятия в сырьевых и энергетических отраслях , где требуются большие

инвестиции , а оборачиваемость капитала медленная . Речь идет, как правило,

об отраслях, где основной капитал, то есть совокупность оборудования и

машин, необходимых для производства, имеет особенно большое значение, и

стоимость его велика. Однако такое значение основного капитала делает эти

отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

В самом деле, основной капитал в случае возникновения осложнений не

может быть легко переведен из одной отрасли в другую. Его нельзя легко

уменьшить в случае безработицы или падения деловой активности, если он

только не будет "заморожен". С монополизацией рынка, когда устанавливается

все больший контроль со стороны отдельных предприятий над сбытом продукции

ряда отраслей национальной экономики, резкое снижение цен для этих отраслей

гораздо более опасно, чем для тех, где основной капитал менее значителен.

Следовательно, речь идет о весьма неустойчивых отраслях, деятельность

которых отрицательно сказывается на общей норме прибылей из-за высокой доли

основного капитала. Поэтому прямое государственное вмешательство стало

необходимым для того, чтобы переложить трудности, возникшие в связи с

неизбежным обесценением общественного капитала на государство и сохранить

таким образом прибыли частных корпораций, вложивших капиталы в эти отрасли.

Рентабельность государственных фирм , как правило , ниже , чем

частных . Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных

государственно - частных фирм и компаний . Существование в условиях

рыночного хозяйства секторов , которые в своей деятельности руководствуются

несколько другими принципами , отличающимися от принципов частных фирм ,

позволяет использовать государственный сектор для решения

общегосударственных задач , повышения прибыльности частного сектора .

Монопольная прибыль , а зачастую и прибыль вообще , не является

первостепенной целью деятельности государственного сектора в

инфраструктуре , энергетике , сырьевых отраслях , в подготовке и

переподготовке кадров и т. д. , так как высоких прибылей от этих отраслей

никто не требует , а убытки покрываются из бюджета . Поэтому

государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (например , почтово -

телеграфных) , электроэнергии и сырья , снижая , таким образом , издержки в

частном секторе .

Активно используется государственный сектор как средство

государственного регулирования . Так , в условиях кризиса , ухудшения

конъюнктуры , когда частные капиталовложения сокращаются , инвестиции в

государственный сектор , как правило , растут . Таким образом

правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и

росту безработицы . Государственный сектор играет огромную роль в

государственной структурной политике . Государство создает новые объекты

или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности , отраслях

и регионах , куда частный капитал притекает недостаточно .

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства

там и в такой мере , где и насколько мотивация для частного капитала

оказывается недостаточной . В результате государственный сектор служит

повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из

инструментов перераспределения ВВП .

В качестве инструментов государственного регулирования используются и

расходы бюджета на хозяйственные цели . Это, в первую очередь ,

государственные кредиты , субсидии и гарантии , (поручительства) , а также

затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе .

Косвенное вмешательство.

К мерам косвенного вмешательства государства в экономику можно

отнести стимулирование инвестиций , обеспечение нормального уровня

занятости , стимулирование экспорта или (и) импорта , поддержание цен на

жизненно важные продукты . Для проведения этих разнообразных мер

экономического вмешательства государство прибегает главным образом к

фискальной и денежной политике.

Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как

политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством

планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и

расходов.

Денежная политика - это политика,направленная на регулирование

совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной

деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связяны

друг с другом.

Налоги являются главным инструментом мобилизации денежных средств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.