рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономики

для покрытия государственных расходов . Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства . Государственное

регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы , высоты налоговых ставок , а также видов и размеров

налоговых льгот .

Налоги в государственном регулировании играют двоякую роль : с одной

стороны , это главный источник финансирования государственных расходов ,

материальная основа бюджетной политики , с другой стороны , это инструмент

регулирования . Задача государственных бюджетных органов – не просто

обложить налогами те или иные источники поступления средств , а создать

тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение

юридических и физических лиц . Для этого используются временно или

избирательно предоставляемые налоговые скидки , отсрочка уплаты налогов .

Ускоренная амортизация . Особое место среди средств государственного

регулирования экономики , осуществляемого при помощи налогов , занимает

ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним

образование и реализация скрытых резервов , осуществляемые в рамках

разрешений министерства финансов .

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных

условиях является главным средством стимулирования накопления , структурных

изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный

цикл , занятость и НИОКР (Научно - Исследовательские и Опытно -

Конструкторские Работы). Суть его – в отрыве от физического процесса

снашивания машин , оборудования , зданий и сооружений от калькулируемого в

издержках производства переноса стоимости на производимые товары и услуги

. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания , государственные

регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли , которая может быть

освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем

перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых

капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей

основного капитала ( станки , оборудования , транспортные средства ,

очистные сооружения ) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются

министерствами финансов .

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций –

освобождение прибыли от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и

принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше

использовать эти средства нельзя , а лежать без дела они тоже не могут).

Для примера – в США размер амортизационных отчислений в общем объеме

капиталовложений в 1985 году составлял 72% [2].

Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с

возможностью временного стимулирования капиталовложений , независимо от

состояния конъюнктуры , еще ряд последствий .

Во - первых , дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за

счет того , что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение

из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается . Например ,

при сокращении балансовой прибыли (но не действительной , частично укрытой

в амортизационном фонде ) в 3 раза , налог платится по пониженной ставке и

чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза .

Во - вторых , разница между балансовой стоимостью основного капитала

и его рыночной ценой является скрытым резервом фирмы . При его реализации

(например , продаже оборудования внутри страны , экспорте за рубеж или

проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного

капитала) с этой разницы уплачивается , как правило , льготный налог , а

оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешается , так

же как и амортизационный фонд , использовать только для финансирования

капиталовложений .

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного

капитала широко используется во всех развитых странах как средство

государственной конъюнктурной и структурной политики , а также для

стимулирования научных исследований и внедрения их результатов , для

финансирования природоохранных мероприятий . Эффект варьирования норм

амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры , то

есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики

ослабевает . Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны

сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет .

Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной

задолженности .

1.5)Основные сферы государственного вмешательства .

Теперь поподробнее рассмотрим основные сферы вмешательства

государства в экономику . Этот вопрос кратко затрагивался в обзоре этих

сфер .

Внешнеэкономическое регулирование .

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования

экономики , имеющими внутриэкономическую направленность , существует

арсенал средств внешнеэкономического регулирования .

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи :

изменение учетной ставки , налогообложения , новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей . Это , в первую очередь , меры

стимулирования экспорта товаров , услуг , капиталов , научно - технического

и административного опыта : кредитование экспорта , гарантирование

экспортных кредитов и инвестиций за рубежом , введение или отмена

количественных ограничений , изменение пошлины во внешней торговле ; меры

по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику

страны , изменение условий его функционирования и репатриации ,

качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и

технического уровня) поступающего из-за границы капитала , привлечение в

страну иностранной рабочей силы , участие в международных экономических

организациях , интеграционных межгосударственных объединениях .

Общественные товары (общественные блага) .

Классическим примером блага служит маяк. Подобный вид услуг

называется государственным. Рыночная система не в состоянии производить

подобные услуги. Выгоды от общественных благ достаются обществу.

Предоставляемые государством общественные товары (public goods)

призваны удовлетворять коллективные потребности , которые невозможно

измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок . В

отличие от общественных , товары , на которые спрос выражается в денежной

форме и может быть удовлетворен рынком , называются частными . Общественные

товары имеют определенную региональную структуру : национальная оборона

распространяется на все население страны , республиканский парламент

обслуживает граждан данной республики , городской водопровод – жителей

города и т.д.

Свойства общественных товаров :

1) потребляются коллективно , сообща ;

2) не могут быть исключены из потребления . Если хотя бы один член общества

участвует в потреблении общественного товара , все остальные граждане

делают то же самое , даже в тех случаях , когда они этого не хотят ;

3) их предложение обеспечивается государством ;

4) государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах

;

5) индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба

интересам других потребителей , иными словами , объемы индивидуального

потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному

его предложению

Общественный товар может перейти полностью или частично в разряд

частного товара . Если абстрагироваться от производства общественных

товаров , то можно представить дело так , будто государство имеет

неограниченный запас общественных товаров и его задача состоит только в

выравнивании его с совокупным предложением . В действительности нельзя

игнорировать производство общественных товаров . В результате исследований

экономистами был сделан вывод , что спрос на общественные товары

формируется не столько индивидуальными потребителями , сколько теми , кто

выигрывает от их производства и соответствующего перераспределения доходов

посредством государственного бюджета .

Общественные товары связывают , с одной стороны , коллективные

потребности , с другой – налоговую и бюджетную политику государства .При

этом размеры и структура бюджетных расходов зависят от оптимального

предложения общественных товаров , которые являются денежными оценками

государственных услуг . Сложность задачи заключается в том , что

государству необходимо оценить оптимальное предложение общественных товаров

в условиях полной неопределенности , так как принцип неисключаемости из

потребления побуждает людей не обнаруживать свои предпочтения . Не меньшие

сложности связаны и с определением размеров подоходных налогов . Если

потребители получают общественные товары в одинаковом количестве , то и

платить за них налоги они должны в равной мере . Но налоги , равные по

своей абсолютной сумме , не будут справедливы из-за имущественных различий

налогоплательщиков . К тому же они по-разному оценивают полезность одних и

тех же денежных сумм (для человека , имеющего миллион , 500 долларов имеют

меньшее значение , чем для человека , который имеет 1000 долларов) .

Поэтому вводится разумная шкала прогрессивного налогообложения , которая

обеспечивает государству достаточный объем поступлений в бюджет и приведет

к более справедливому распределению доходов , устранив влияния на него

многих оценок полезности денег .

Из концепции общественных товаров экономисты сделали следующие выводы

для экономической политики государства :

1) поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене , равной

налогу , то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета ,

формируемыми из налогов , и его расходами ;

2) структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на

общественные товары ;

3) с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен

соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет .

Распределение ресурсов на общественные товары.

В условиях, когда рыночная система не выделяет ресурсы на

производство общественных благ (товаров и услуг), а у государства их

недостаточно, то общественные товары приобретаются через посредство

правительства на основе групповых или коллективных решений. Эти групповые

решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям

домохозяйств и предприятий

Внешние эффекты .

В некоторых случаях рыночный механизм не может автоматически

обеспечить равновесия из-за особых дефектов , возникающих в процессах

рыночного производства и потребления . Так называемые внешние эффекты

(externalities) не выражаются в денежной форме , и рынок не реагирует на

них , это делает необходимым вмешательство государства в экономику ,

которое как бы выправляет несовершенство рынка и обеспечивает

псевдорыночное равновесие . Внешние эффекты выражают зависимость

индивидуального и социального благосостояния не только от экономических ,

но и от социальных , политических и других последствий индивидуальных

рыночных действий . Классическим примером является загрязнение окружающей

среды, которое существенно влияет на баланс социальных и рыночных затрат .

Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом : по

источникам возникновения – на производственные и потребительские ; по

объектам воздействия – производство и потребление . Кроме того , каждый

эффект характеризуется знаком – положительным или отрицательным . Таким

образом , возможны восемь основных типов внешних эффектов .

Государство , выполняя свою функцию , выявляет внешние эффекты ;

измеряет их в денежной форме ; принимает решения , компенсирующие

несовершенство рыночной системы . За этим следует немедленная реакция

хозяйствующих субъектов и изменение макроэкономических параметров

(перераспределение ресурсов , изменение структуры цен и др.) . В

оптимальном варианте государственные решения , регулирующие внешние эффекты

, не должны ущемлять индивидуальные экономические интересы , так как они

лишь дают денежную оценку уже случившемуся увеличению рыночных (частных)

затрат или доходу.

Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов сводятся к

следующему :

1) введение специальных налогов , которые вместе с субсидиями из

государственного бюджета позволят перераспределять средства в пользу

пострадавших от внешних эффектов ;

2) установление с помощью государства цен , учитывающих внешние эффекты .

Это расширяет экономические функции государства и отвечает условиям

свободной конкуренции .

Подобный подход используется при установлении “справедливой цены” в

мировой торговле . В соответствии с этой концепцией цены на экспортные

изделия развивающихся стран должны включать в себя не только полные

издержки и компенсацию за импорт инфляции , но и компенсацию за прошлую

эксплуатацию , а также “социальные издержки” , гарантирующие минимальный

уровень благосостояния и необходимый темп экономического развития . Такой

подход к ценообразованию сейчас официально признан ООН и считается ею

наиболее приемлемым для международных экономических отношений .

Перераспределение ресурсов.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования

рынка, связанные с распределением ресурсов . Это ситуации, когда рыночная

система либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и

услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни

было ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически

оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными

эффектами, другой - с государственными, или социальными, благами.

Переливы ресурсов, или побочные эффекты. Что это значит? Оптимальный обьем

ресурсов должен распределяться на производство каждого из множества товаров

и услуг . Вывод же о том , что конкурентные рынки автоматически делают

распределение эффективным, является неверным. На самом деле присутствуют

допущения о том, что не существует переливов, или побочных эффектов,

связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги.

Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые

издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива.

В качестве примера здесь можно привести случай , когда предприятие

загрязняет окружающую среду (например, реку) . В этом случае часть издержек

предприятия несут купальщики , рыбаки и т. д. Предприятие несет издержки

намного меньшие , чем все издержки, связанные с производством данного

товара , повышает предложение своего товара , получает большую прибыль ,

привлекает больше ресурсов для расширения своего производства . Возникает

нелогичное распределение ресурсов .

Государственная политика перераспределения доходов .

Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому

человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора

производства и итогов экономической деятельности . В этом состоит некая

социальная “несправедливость” рынка . Государство , принимая на себя

значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права

человека на достойную жизнь , организует перераспределение доходов . Но ,

вторгаясь в сферу распределения доходов , государство ни в коем случае не

должно добиваться уравнивания доходов . Неравенство доходов – обязательное

условие эффективного функционирования рыночной системы , только оно

способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию .

Активность государства в перераспределении доходов можно оценить

объемом и динамикой его социальных расходов , осуществляемых главным

образом через центральный и местные бюджеты .

Поскольку социальный критерий – наделение каждого доходом ,

обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной

деятельности , -- допускает различные толкования , то правомерен вопрос о

пределах государственного регулирования . Но невозможно четко , с

использованием количественных показателей , очертить минимальные и

максимальные границы участия государства в перераспределении доходов .

Возможны лишь качественные ориентиры .

Минимальная граница подвижна , на нее влияют текущее состояние

экономики , уровень жизни в стране , определяющий потребительские

стереотипы , модель регулирования экономики. Большую роль здесь играет

понимание людьми понятия достойная жизнь и его критериев .

Максимально допустимая граница , через которую государству не следует

переступать при любой модели рыночной экономики , -- одна из самых трудных

проблем в современном рыночном хозяйстве , -- далека от удовлетворительного

решения. Вот некоторые положения , очерчивающие верхний предел :

1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми

возможностями государства , его бюджетом . Если социальные выплаты

превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции , то

перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов.

2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев

факторов производства . Выполняя свои обязательства перед населением ,

государство должно действовать предельно осторожно , не допуская

чрезмерного налогообложения , снижающего эффективность экономики .

Более того , когда непомерные социальные расходы влекут за собой

повышение уровня налогообложения , то возникает макроэкономический эффект ,

связанный с дефицитом сбережений . Нарушается макроэкономическое равновесие

инвестиций и сбережений на товарных рынках , ограничиваются возможности

расширения производства .

3) при определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо

учитывать негативные эффекты , которые могут деформировать рынок рабочей

силы и рыночный механизм в целом (например , при помощи безработным

следует установить такой объем пособий и сроки выплат , чтобы не ослабить

у них стремления к поиску рабочих мест ).

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными

методами .

Прямые каналы перераспределения идут от бюджета . Государство ,

взимая налоги , аккумулирует средства в бюджете, (доходная часть) , чтобы

затем использовать их (расходная часть) на социальные программы , пособия

выплаты и т. п.

К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике

можно отнести благотворительные фонды , льготное налогообложение неимущих

слоев населения , предоставление бесплатных услуг государственного

образования и здравоохранения малообеспеченным , государственный контроль

цен на монопольных рынках и иные способы . Благотворительные фонды имеют

бесспорное преимущество перед остальными способами , т. к. полностью

согласуются с господствующим в рыночной экономике принципом рационального

поведения : решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его

желанием , а не навязано извне . В свою очередь , государство освобождает

от налогообложения доходы , идущие на благотворительные цели .

Государственное регулирование рынка труда .

Существует два подхода к регулированию рынка труда : кейнсианский и

монетаристский . Рассмотрим каждый из них .

Английский экономист А. У. Филлипс (Phillips A. U.) указал на

существование некой зависимости между темпами роста номинальной заработной

платы (W) и уровнем безработицы (U). Исследуя эту зависимость , он получил

кривую , названную впоследствии кривой Филлипса (см. рис. 1). Надо ,

однако , отметить , что в долгосрочном периоде форма кривой Филлипса не

имеет универсального характера , то есть в долгосрочном периоде эта

зависимость не сохраняется . Классическая кривая

Филлипса не получила практического

W распространения , поскольку темп

роста номинальной заработной платы

не входит в разряд основных целей

экономической политики и указанную

зависимость невозможно использовать

W= f(U) для оптимизации политических

решений .

Е П. Сэмюэльсон и Р. Солоу до-

PE казали , что темп роста номинальной

U заработной платы можно заменить на

UE G темп роста цен (P) и привести

рис. 1 кривую к виду P=h(U) . Таким образом , они

получили зависимость между темпами роста цен и уровнем безработицы .

Они же дали кейнсианскую трактовку кривой Филлипса . В последнее время

кривая подверглась многократным проверкам , в результате которых было

установлено , что кривая Филлипса достоверно описывает только краткосрочную

динамику инфляции и безработицы , измеряемую текущими показателями .

По кейнсианской теории инфляция выступает как плата за низкую

безработицу и высокую занятость . Выбор определенной комбинации темпа

инфляции и безработицы зависит от основной цели экономической политики ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.