рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правоохранительная деятельность таможенных органов

300 евреев. Они до смерти избили объездчика Коржавина, а повозку с

контрабандой угнали " ( Чернушевич М. Указанное сочинение, с.62 ).

А этот случай произошел в марте 1843 года. Объездчик Виленской бригады

Пограничной стражи Кияшко был схвачен контрабандистами, которые пытались

его под угрозой смерти увезти в Пруссию, но он не согласился, решив лучше

умереть, чем изменить присяге. В награду министр финансов выдал Кияшко 50

руб., а император на докладе написал: „Произвести объездчика Кияшко в унтер-

офицеры и выдать ему еще 50 рублей" ( Там же, с. 78 ).

5 декабря 1846 года помощник надзирателя Виленской бригады коллежский

секретарь Станкевич преследовал с шестью объездчиками у местечка Андржеева

II контрабандистов на 5 санях. Завязалась стычка. На помощь контрабандистам

подошли вооруженные группы. В рукопашном бою пограничники захватили 5 саней

с 22 товарными местами и одного контрабандиста.

За мужество и умелые действия Станкевич был поощрен. 3 января 1847 года

Николай 1 повелел: „Произвести Станкевича в чин титулярного советника за

отличие не в пример другим" ( Там же, с.83 ).

5 сентября 1848 года вахмистр Рижской бригады Пограничной стражи

Андреев, зная о возможной высадке контрабандистов, умело расставил наряд из

6 человек. Когда контрабандисты появились, завязалась схватка. Андреева

ударили оглоблей. Он потерял сознание. Очнувшись, он догнал

контрабандистов, одного убил, а других обратил в бегство. В результате было

захвачено 6 лошадей, II повозок с 117 пудами сахара, двумя анкерами рата,

всего на сумму 903 руб. 26 коп. Николай 1 написал на докладе: „Андреева

произвести в офицеры таможенной стражи и выдать в награждение всю сумму

задержанной контрабанды и опубликовать о происшествии в газетах" ( Там же,

с. 89 ).

Меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и во второй половине

XIX века, не привели к желательным результатам. Контрабанда росла. Это

можно проследить на динамике количества задержаний и стоимости

контрабандных товаров. На границе с Пруссией она выглядела следующим

образом:

ГОДЫ ЧИСЛО ЗАДЕРЖАНИЙ

СУММА

___________________________________________________________________

1848 100

23996 руб. 23 коп.

1850 168

64246 руб.

1853 1273

121104 руб. 20 коп.

1855 4881

158385 руб. 75 коп.

____________________________________________________________________

Всего же за период с 1846-го по 1855 год зафиксировано 27 010 случаев

задержания контрабанды на сумму 862 211 руб. 64 коп. В последующие годы

контрабанда не сокращалась.

1856 - 1865 годы - 49 676 случаев задержания на сумму 1 422 358 руб. 30

коп.

1866 - 1875 годы - 87 251 случай задержания на сумму 1 166 877 руб. 97

коп.

1876 - 1885 годы - 166 392 случая задержания на сумму 2 549 940 руб. 20

коп.

На других границах в период с 1849-го по 1885 год было 154 501 случай

задержания контрабанды на сумму 3 892 197 руб. 90 коп.

Анализ цифровых показателей задержания контрабанды свидетельствует о ее

постоянном росте как по числу задержаний, так и по суммарной стоимости

контрабандных товаров. За этими цифрами отчетливо просматривается

увеличение попыток незаконного провоза товаров через границу и, безусловно,

работа чинов Пограничной стражи и таможенного ведомства.

Борьба была сложной и бескомпромиссной. Наряду с привлечением сил и

средств для борьбы с контрабандистами, правительство России уделяло важное

внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе

товаров через границу в приграничных районах страны и в сопредельных

государствах. Списки контрабандистов были изданы типографским способом,

размножены и направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись.

Постоянно выделялись средства на агентурную работу по выявлению

намерений контрабандистов и возможной номенклатуры контрабандных товаров.

Так, например, в 1879 году на агентурную работу было ассигновано 8 тыс.

руб. ( Военно-исторический архив. Оп. 1, д.1, л.117. ).

Ежегодно эти вопросы рассматривались правительством. Как свидетельствуют

документы, таможенники и Пограничная стража были, как правило, осведомлены

о возможной контрабанде и основных направлениях ее переброски.

Рост профессионализма контрабандистов, их тесная связь с торгово-

промышленным миром требовали определенных затрат, но это себя оправдывало.

Таким образом, борьба с контрабандой, особенно на западной границе, с

каждым годом осложнялась. Пограничная стража, ввиду своей малочисленности,

не всегда могла справиться с контрабандистами, которые совершенствовали

способы сокрытия товаров при пересечении границы. Ширилась и сеть

пособников контрабандистам. Социальные корни контрабанды состояли в слабой

экономике России, ее отсталости от сопредельных стран.

Глава 2: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК

СУБЪЕКТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

( 1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи.

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы

государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с

обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и

конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики,

создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание

обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также

многие другие функции - таково содержание этой многообразной и

многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по

обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека,

охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных

организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными

правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства

и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст.2, 7,

ч.1 ст.45, ст.71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст.2

недвусмысленно сказано: " Человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства ". Эта же идея содержится в ч.1

ст.45: " Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в

Российской федерации гарантируется ". По своей сути эти и другие

конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы

выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются

возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы,

активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них

полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их

деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и

весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач

непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод

человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на

первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов

хозяйственного строительства, культуры, науки, образования,

обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики,

экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции

по охране правопорядка и законности они выполняют попутно, наряду с

осуществлением своих основных задач.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается

значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным

образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны

правопорядка, т.е. органами, которые призваны охранять установленный

Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок

жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных

лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка примыкает

понятие правоохранительных органов. Эти понятия весьма схожи, но не

идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы

охраны правопорядка можно считать правоохранительными. Равным образом к

числу правоохранительных не принято относить некоторые органы охраны

правопорядка.

Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы

руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к

числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности,

получившие в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование

- " правоохранительная деятельность " . Данное понятие является

сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в

конце 50-х - начале 60-х годов. По сравнению с возрастом других терминов

и понятий, которыми пользуются юристы, это " младенческий " возраст.

Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "

правоохранительная деятельность " еще не " устоялось ". Вокруг него идут

активные споры, высказываются разные суждения. А вместе с этим и разные

мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В

действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

В соответствии с существующими доктринальными разработками

рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом

существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может

осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических

мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения

и взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено

преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным

законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая законом; если

имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может

быть возложена обязанность возместить ущерб; если по заключенному договору

не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия

или оказания каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции;

если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить

водительских прав и т.д. Среди мер юридического воздействия важное место

отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их

профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности

является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры

воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного

правового акта. Только они могут служить основанием применения

конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган,

применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять

соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые

совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере

от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная

мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является

и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением

определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное

наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может

быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и

всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных

процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной

комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных

правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других

правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство

имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т.д. Во всяком

случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер

воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила,

подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой

признания решения незаконным и недействительным.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности

считается то, что ее реализация возлагается на специально уполномоченные

государственные органы, комплектуемые соответствующим образом

подготовленными служащими - по больше части юристами, а также

специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение

предоставляются необходимые материальные и технические средства.

Организация и деятельность таких государственных органов детально и

всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе

путем установления особых процедурных ( процессуальных ) правил для

решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено

на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости

принимаемых названными органами решений о применении юридических мер

воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или

предполагаемых нарушений.

С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято

считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным

признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую

государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права

специально уполномоченными органами путем применения юридических мер

воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении

установленного им порядка.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее

содержании, пока что в законодательном порядке не решен. Но это не значит,

что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию

ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются

вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных

органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности,

Закон о милиции, Закон о судоустройстве, Уголовно-процессуальный кодекс и

другие. В статье 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что

основными объектами, которые должны защищаться системой государственных

органов, являются: личность - ее права и свободы; общество - его

материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй,

суверенитет и территориальная целостность.

Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при

раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком

случае в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

По закону охрана названных ценностей возложена на все

государственные и правоохранительные органы, в том числе и на таможенные.

Это составляет суть задач последних.

( 2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России.

Структура правоохранительных подразделений Государственного

Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:

1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России -

Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое

включает в себя:

- отдел организации дознания;

- отдел таможенных расследований;

- отдел расследования уклонений от таможенных платежей;

- отдел по борьбе с особо опасными видами конрабанды;

- отдел по борьбе с котрабандой наркотиков;

- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных

стран;

- информационно-аналитический отдел;

- отряд быстрого реагирования.

2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

3. На уровне таможен созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с котрабандой наркотиков.

Особое положение в структуре таможенных органов занимают отделы

собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.

Все указанные структурные подразделения имеют горизонтально-

вертикальное подчинение.

( 3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление.

Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой

защиты экономических интересов России и ее безопасности.

Таможенным органам право на производство дознания по делам о

контрабанде впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было

подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с

существенным расширением компетенции.

На сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по

пяти составам преступлений, предусмотренных УК РФ:

- статья 188 " Контрабанда ";

- статья 189 " Незаконный экспорт технологий, научно-технической

информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения,

вооружения и военной техники ";

- статья 190 " Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов

художественного, исторического и археологического достояния народов

Российской Федерации и зарубежных стран ";

- статья 193 " Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

";

- статья 194 " Уклонение от уплаты таможенных платежей ".

Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного

расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко

предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного уголовно-

процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение

преступлений, сбор доказательств по делу.

Согласно ст. 118 УПК РСФСР дознание делится на две разновидности:

дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного

следствия не обязательно.

Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно,

проводится в течение десяти дней. Этот срок является максимальным и

продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов

предварительное следствие обязательно (СТ.126УПК РСФСР).

Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в

пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по "горячим" следам

преступления провести неотложные следственные действия, к которым согласно

ч.1 ст. 119 УПК РСФСР относятся: осмотр, обыск, выемка,

освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и

потерпевших.

Однако данный перечень не является исчерпывающим. Законом Союза ССР от

12 июня 1990 г. были внесены изменения и дополнения в Основы уголовного

судопроизводства Союза ССР и союзных республик, которым к неотложным

следственным действиям отнесены также: прослушивание телефонных и иных

переговоров, наложение ареста на имущество, назначение экспертизы.

Как видно, перечень неотложных следственных действий довольно

большой. Но это не означает, что таможенные органы, осуществляя данную

разновидность дознания, обязаны во что бы то ни стало выполнить все

неотложные следственные действия. Сделать это часто бывает невозможным по

объективным причинам. Производство тех или иных неотложных следственных

действий и их очередность находятся на усмотрении лица, ведущего дознание,

его начальника и начальника таможенного органа и во многом зависят от

особенностей совершенного преступления, складывающейся на месте обстановки

и наличия реальных возможностей их осуществления. В то же время, несмотря

на трудности, таможенные органы обязаны пресечь преступление и по "горячим"

следам собрать и задокументировать доказательства, в отношении которых

имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы,

умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы

также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие

уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

При необходимости начальник органа дознания по сложным уголовным делам

может создавать бригаду дознавателей, один из которых возглавляет ее и

принимает дело к своему производству.

Наряду с неотложными следственными действиями орган дознания

правомочен избрать любую меру пресечения, в том числе заключение под

стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-

процессуального закона.

Решая вопрос об аресте, необходимо учитывать тяжесть совершенного

преступления, личность подозреваемого и наличие доказательств его

виновности.

При производстве дознания первой разновидности таможенные органы (как

и другие органы дознания) не вправе производить следственные действия,

выходящие за рамки неотложных, например: предъявление для опознания, очную

ставку, следственный эксперимент, проверку показаний на месте, привлечение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.